Immunobiological mechanisms of perinatal lesions of the central nervous system

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

One of the leading problems of Soviet health care is antenatal protection of the fetus and prevention of perinatal morbidity and mortality. The main cause of perinatal mortality and severe neurological lesions in childhood is still the birth craniocerebral trauma. Therefore, birth injuries in newborns have been and remain an urgent problem of neonatology. In the first days of life, 10-30% of newborns have some neurological symptoms. According to A.Yu. Ratner, natal damage to the nervous system during delivery occurs under the influence of not only purely mechanical causes, but to a greater extent, numerous antenatal factors that require the most, serious study in this regard. From such positions, the study of the immunological mechanism of intrauterine brain damage of the fetus and the newborn is of particular interest for psychiatrists and neuropathologists.

Full Text

Одной из ведущих проблем советского здравоохранения является антенатальная охрана плода и профилактика перинатальной заболеваемости и смертности. Главной причиной перинатальной летальности и тяжелых неврологических поражений в детском возрасте, по-прежнему выступает родовая черепно-мозговая травма [22]. Поэтому родовые повреждения новорожденных были и остаются актуальной проблемой неонатологии [12]. У 10— 30% новорожденных в первые дни жизни имеется та или иная неврологическая симптоматика [29, 54]. По мнению А. Ю. Ратнера [30], натальные повреждения нервной системы в процессе родов возникают под влиянием не только чисто механических причин, но в большей степени и многочисленных антенатальных факторов, требующих в этом плане самого, серьезного изучения. С таких позиций для психиатров и невропатологов особенно большой интерес представляет исследование иммунологического механизма внутриутробного повреждения мозга плода и новорожденного [44].

Известно, что иммунные реакции участвуют в нормальном процессе воспроизводства на всех его этапах. Между организмом матери и плода во время беременности возникают сложные иммунобиологические взаимоотношения, оказывающие определенное воздействие на течение беременности, развитие плода и новорожденного [3, 7, 9—11, 52].

Изучение иммунологических реакций организма при неосложненной и осложненной беременности позволяет понять патогенез ряда нарушений в системе мать — плацента — плод при различных видах акушерской патологии и связанной с ними перинатальной заболеваемости, разработать новые подходы к диагностическим, профилактическим и терапевтическим мероприятиям [8, 31].

Исследования последних лет показывают, что при некоторых нервно-психических заболеваниях имеет место появление антител к мозгу в крови больных [21, 39, 41, 57].

Возможность образования противомозговых антител объясняется относительной чужеродностью мозга для всего организма в целом, обусловленной его ранним обособлением от иммуногенетических систем в процессе эмбриогенеза. Это создает условия для проявления его высоких органоспецифических свойств и возникновения аутоиммунных процессов [26, 53, 55]. Наряду с антигенами, характеризующими иммунологическую специфичность мозга как органа в целом, мозговая ткань содержит антигены, общие с другими тканями организма, такими как печень, почки, селезенка, сердце, тимус и др. [5, 40]. Были установлены следующие типы антигенов в человеческом эмбриональном мозге: а) антигены, общие для эмбрионального мозга и для других органов того же эмбрионального периода (печени, почек, легкого, кожи, желудочно-кишечного тракта); б) антигены, общие для эмбрионального мозга и для некоторых органов взрослого человека (мозга, яичка, селезенки, печени, почки, легкого); в) фазово (стадийно)-специфические антигены мозга, характерные только для эмбрионального периода с 8 по 10 нед. Показано присутствие в мозговой ткани θ-антигена, свойственного поверхностям тимоцитов, что делает иммуногенные свойства нервной ткани уникальными [6]. С помощью современных методов исследования стало возможным дифференцировать в антигенном отношении серое и белое вещество головного мозга, а также различные отделы ЦНС и отдельные структурные элементы [5, 55, 56]. Особого внимания заслуживают данные о том, что значительная часть известных специфических белков мозга (S-100, GFAP, α2-гликопротеид и др.) локализована в глии [13]. Специфическая сенсибилизация мозговым антигеном выражается активацией ультраструктур как в нервных, так и в глиальных элементах мозговой ткани [49].

Разработан метод получения антиглиальных и анти нейрональных иммунных гамма-глобулинов, специфически реагирующих с антигенами клеток глии и нейронов и избирательно нарушающих их функции [25, 27]. Авторы считают, что первоначальное поражение глиальных элементов иммунного генеза может быть причиной развития некоторых психических заболеваний (эпилепсия).

Исследования эффекта противомозговых антител в культуре нервной ткани, данные об их действии на развитие экспериментального аллергического энцефаломиелита указывают на возможную агрессивную роль антител, вызывающих повреждение нервной ткани [16, 18, 28, 33], либо защитное действие противомозговых антител [1]. Разнонаправленность действия противомозговых антител зависит от характера, интенсивности и продолжительности антигенной стимуляции, стадии патологического процесса, состояния иммунобиологической реактивности организма, обусловливая защитный или повреждающий эффект [55].

Установлена роль нейроиммунного конфликта в патогенезе нарушений формирования мозга плода, развития деструктивно-атрофических процессов в нем при беременности [37—48]. В связи с актуальностью и значимостью этих исследований на IV Международном симпозиуме по иммунологии репродукции, проходившем в 197 8 г. в г. Варне, нейроиммунология была выделена в самостоятельное направление иммунологии воспроизводства [4].

Клинико-иммунологические исследования и результаты моделирования на животных показывают важную роль нейроиммунных механизмов в патогенезе врожденных нервно-психических заболеваний [40, 45—47].

Установлено, что у 75% детей, родившихся с антителами к мозгу в крови, наблюдаются различные заболевания нервной системы. Они возникают у них в 6—8 раз чаще, чем у детей, имеющих такой же тяжелый анамнез, но родившихся без антител к мозгу в крови [14]. По мнению ряда авторов, нейроиммунный конфликт в системе мать — плод может являться непосредственной причиной пренатальной церебральной патологии, указывать на возможность нарушения развития ЦНС у плода [35, 37, 47, 48].

Исследования, проведенные H. Т. Зубцовой [14], свидетельствуют о возможности появления нейроиммунного конфликта, в особенности при осложненной беременности (токсикозы, угроза преждевременных родов, анемия, гипертония и др.). При этом выявлены антитела как к гетерологичному мозгу крысы (чаще), так и антитела к антигенам гомологичного мозга (зрительный бугор, белое вещество, серое вещество коры мозга, хвостатое ядро, мозжечок). Тем самым отмечена возможность избирательного аутоиммунного поражения мозга плода [14, 48].

С помощью экспериментальной модели нейросенсибилизации, созданной путем введения гомологичных мозговых антигенов беременной самке (крысе), установлено патогенное влияние нейросенсибилиза-ции беременной матери на внутриутробное и постнатальное развитие ЦНС потомства, что имеет непосредственное отношение к пониманию врожденной патологии человека [37, 38, 51]. Исследования показали, что различные структуры мозга, послужившие антигенами для сенсибилизации, вызывают различные нарушения поведения у новорожденных животных [35, 37].

Сенсибилизация гомологичными мозговыми антигенами беременной самки удлиняет сроки беременности, ведет к понижению жизнеспособности или гибели части плодов и крысят после рождения, к разнообразным уродствам и функциональным расстройствам ЦНС [42]. Отмечены парезы, нарушения координации движений у новорожденных при сенсибилизации самки антигенами продолговатого мозга [34]. Повышение судорожной готовности потомства выявлено и при сенсибилизации самок крыс антигенами различных отделов мозга до беременности [51]. Следовательно, однажды возникшая сенсибилизация мозговыми антигенами создает условия для дальнейшей аутосенсибилизации беременного животного [42].

Значительный интерес представляют экспериментальные данные о влиянии сенсибилизации самки антигенами гомологичного мозга на состояние тимуса плода, свидетельствующие о непосредственном воздействии факторов нейроиммунного конфликта на ткани тимуса [36].

У потомства крыс, сенсибилизированных до беременности гомологичными антигенами серого вещества коры головного мозга, выявляются нарушение анте- и постнатального нейрогенеза, увеличение числа глиальных клеток и перинейрональных сателлитов во все сроки постнатальной жизни, нарастание патологических изменений корковых нейронов. Эти изменения коррелируют с появлением в крови потомства аутоантител к мозгу [19, 43].

В экспериментах на крысах с помощью радиоизотопных методов было показано, что противомозговые антитела могут трансплацентарно проникать от матери к плоду и, проявляя определенную нейротропность, накапливаться в мозге. Недостаточная сформированность, незрелость гематоэнцефалического барьера в антенатальном периоде способствуют проникновению антител в мозг [20, 43, 51].

Нейросенсибилизация животных антигенами определенных отделов мозга приводит к специфическому аутоиммунному воздействию на интенсивность биосинтеза функционально активных белков в соответствующих структурах ЦНС у потомства [50]. Родовой акт при нейросенсибилизации нередко осложняется слабостью родовой деятельности [15]. Работами ряда авторов установлено, что наиболее часто противомозговые антитела обнаруживаются у матерей, дети которых родились в асфиксии.

Таким образом, внутриутробная церебральная патология приводит к более частому возникновению асфиксии и родовой травмы даже при нормальных родах. Поражение ЦНС у плодов вызывает особо тяжелые последствия в постнатальном периоде [2, 14, 23, 24].

При обследовании беременных с резус-конфликтом и их новорожденных с гемолитической болезнью с помощью реакции связывания комплемента (РСК) на холоду и теста торможения миграции глии (ТМГ) была выявлена нейросенсибилизация при изоиммунизированной беременности [32]. Противомозговые антитела обнаруживались с 6—7 нед и затем на протяжении всей беременности в крови рожениц и новорожденных. Антитела к мозгу, определяясь с неодинаковой частотой в течение беременности в зависимости от формы гемолитической болезни плода и новорожденных, обнаружены при резус-конфликтной беременности с помощью РСК в 63,2±2,7% случаев, ТМГ — в 94,2±1,3%. При этом в третьем триместре частота серопозитивных результатов в РСК составила 75,2±3,9%. Антиглиальные антитела были найдены перед родами у всех беременных. По-видимому, выявленные с помощью нейроиммунологических тестов противомозговые антитела являются показателями поражения формирующегося мозга плода при иммуноконфликтной беременности и служат, по мнению авторов, ранним диагностическим критерием возможных родовых черепно-мозговых травм и неврологических расстройств у детей, а это позволяет приступать к своевременной корригирующей терапии еще при беременности. Применение комплексной терапии изосенсибилизированным беременным, а также выбор оптимального срока родоразрешения с учетом нейроиммунологических показателей привели к снижению перинатальной смертности от этого заболевания со 163‰ в 1973 г. до 75‰ в 1983 г. [17].

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о возникновении при изоиммунизированной беременности аутоиммунных сдвигов в системе мать — плацента — плод и появлении в результате этого нейросенсибилизации организма беременной. Кроме того, правомочно мнение о возможном участии иммунобиологических механизмов в развитии перинатальных поражений центральной нервной системы новорожденных и детей.

×

About the authors

B. G. Sadykov

Kazan Kurashov Order of the Red Banner of Labor Medical Institute

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kazan

Yu. I. Borodin

Kazan Kurashov Order of the Red Banner of Labor Medical Institute

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1987 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies