Problems of prophylactic medical examination and rehabilitation of citizens of Tatarstan Republik after irradiation in the elimination of radiation accidents

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The radiation accidents in the South Urals and Chernobly present specific problems for public health of Tatarstan Rebublik. Among these is primarily the necessity to create the special-purpose prophylactic medical examination of the eliminators of radiation accidents. The conception to provide emergency medical service in radiation accidents in Tatarstan Republik is considered in connection with the initiation of technogenic contamination by radium-226 at a number of enterprises. The emphasis is on the suggestion to provide extrahospital medical service to the victims of radiation, chemical, transport accidents with regard to the possibilities of the Republik Center of emergency medical service of the Ministry of Publik Health of Tatarstan Republik.

Full Text

29.09.1957 г. в районе г. Кыштым на пункте захоронения радиоактивных отходов ПО «Маяк» всего на расстоянии 400 км от нашей республики возник тепловой взрыв мощностью, эквивалентной 75 т тринитротолуола. В воздух на высоту 2 км были подняты радиоактивные вещества с суммарной активностью 2 мКи (7,4∙1016 Бк). Сначала юго-западный, а затем западный ветер донес след радиоактивного облака до районов Свердловской и Тюменской областей. В самой Челябинской области образовался ареал площадью 1140 км2, на котором перепад плотности заражения чистым бета-излучением стронцием-90 наблюдается от 2 Ки/км2 (7,4∙104 Бк/м2) до 4000 Ки/км2 (1,48∙1014 Бк/м2).

По данным отчета о Южно-Уральской радиационной аварии под редакцией А.И. Бурназяна, общая площадь значимого заражения стронцием-90 достигла 23 тыс. кв. км, на ней проживают 270 тыс. человек. Было эвакуировано 1960 семей (5 тыс. человек), населявших 19 деревень. Минимальная плотность заражения стронцием-90 на территории, где находятся эти деревни, была равна 10 Ки/км2 (3,7∙105 Бк/м2). Всего на Южном Урале радиоактивному заражению подверглись 217 населенных пунктов, расположенных на территории, занимаемой крупной диаспорой челябинских татар. Известно, что между нашей республикой и челябинскими татарами происходит постоянный обмен людьми и сельскохозяйственными продуктами.

По официальным данным, с 26 апреля по 6 мая 1986 г. из разрушенного реактора Чернобыльской АЭС были выброшены радиоактивные вещества с суммарной активностью, равной 50 мКи (1,85∙1018 Бк). Радиоактивный пепел образовал след на территории Украины, Белоруссии и России общей площадью 30 тыс. км2.

До 13 июня 1986 г. главная опасность исходила от изотопа йода-131. В последующем 80% всех радиоактивных загрязнений пришлось на долю изотопов цезия-134 и цезия-137. Стронций и плутоний обнаружены в основном в пределах 30-километровой зоны вокруг ЧАЭС.

По данным Российского медико-дозиметрического регистра (1992), на территории, пострадавшей от Чернобыльской аварии, проживают 587339 жителей Украины (46,8%), Белоруссии (29,7%), России (23,5%).

Исследователи международной группы «Чернобыльский проект» (1991) получили от официальных органов сведения о том, что на территории, загрязненной цезием-137 выше 5 Ки/км2 (185 кБк/м2), проживают 825000 человек без учета группы эвакуированных из 30-километровой зоны вокруг ЧАЭС в количестве 100 тыс. человек. 45% жителей из зоны загрязнения, по данным международной группы, проживают на белорусской территории, 31% — на украинской и 24% — на территории России. По данным же Главного государственного врача СССР, на территории, пострадавшей от аварии на ЧАЭС, экстренной йодной профилактикой было охвачено 5 млн. 400 тыс. человек, из них 1 млн. 690 тыс. детей. Очевидно, речь идет о населении, которое проживает на территории с плотностью загрязнения цезием-137 выше 1 Ки/км2 (37 кБк/м2).

Острому радиационному воздействию при ликвидации пожара в реакторном цехе 4-го энергоблока ЧАЭС подверглись 237 человек. Диагноз «Острая лучевая болезнь II — IV степени тяжести» был поставлен у 145 пациентов. В клинике Института биофизики диагноз был подтвержден у 139 больных. 28 человек спасти не удалось. 16 пострадавших признаны инвалидами I — II группы.

Для оказания медицинской помощи и проведения медицинского обследования населения на территории, пострадавшей от аварии на ЧАЭС, было привлечено 22805 медицинских работников, в том числе около 7 тыс. врачей. Всего ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС, по данным Российского медико-дозиметрического регистра (1992), в Российской Федерации насчитывается 102890 человек и примерно 40 тыс. из регистров МО, МВД, ГБ. Украина и Белоруссия представили сведения о 100738 и 18847 ликвидаторах соответственно. Всего в трех государствах зарегистрировано 222475 ликвидаторов последствий аварий. К этому нужно добавить примерно 40% из регистров МО, МВД, МБ. 50% ликвидаторов работали в зоне отчуждения в течение 2—3 месяцев с эффективной дозой облучения 10—25 сЗв и выше.

Таким образом, можно утверждать, что общее число пострадавших от малых доз радиации в странах Содружества превышает 6 млн. человек, около 2 млн. из них приходится на Россию (с учетом Южно-Уральской радиационной аварии).

На территории Республики Татарстан, по данным Республиканского союза «Чернобыль», проживают 3085 человек ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС. В Российском дозиметрическом регистре опубликованы данные о 2200 человек из РТ. Па первый взгляд, это небольшая группа населения. Однако нас настораживают сведения о летальности и суицидности среди них: среди 35 умерших 15 человек совершили самоубийство, что в 50 раз превышает аналогичный показатель среди всего населения Татарстана.

По данным Российского медико-дозиметрического регистра, смертность ликвидаторов в Республике Татарстан по итогам 1990—1991 гг. превышает контрольные показатели. После Республики Башкортостан (9,9/1000) мы занимаем второе место в России по этой печальной статистике — в среднем 8,2 случая на 1000 человек, что почти в 2 раза выше, чем в России (4,6/1000). Ни чернобыльцы, ни врачи не могут выразить удовлетворение состоянием медицинского обеспечения ликвидаторов радиационной аварии.

Для централизованного проведения специализированной диспансеризации республику прикрепили к Волгоградскому региональному экспертному совету. Естественно, что в такую даль никто не желает ехать. Проведение ежегодной диспансеризации чернобыльцев доверено районным и городским больницам. Не зная радиационной патологии, врачи часто отмахиваются от ликвидаторов, не видя причинной связи психосоматической патологии с фактами пребывания на территории, зараженной радионуклидами.

Небольшие концентрации цезия чернобыльского происхождения (около 1 Ки/км2, или 37 кБк/м2) загрязняют территории Верхне-Услонского, Апастовского и Дрожжановского районов, расположенных на западе республики. Второе пятно радиоактивного цезия, обнаруженное аэро-гамма-спектроскопическим методом, располагается на востоке республики внутри треугольника из городов Набережные Челны, Заинек и Муслюмово (0,5 Ки/км2, или 18,5 кБк/м2).

Дезактивационные работы были недавно проведены на территории бывшего Бондюжского горно-обогатительного комбината, где наблюдалась мощность дозы гамма-излучения радия-226 на уровне 3—5 мР/ч (3—5∙105 Гй/ч). Такие же меры были приняты на территории Чистопольского часового завода, применявшего радиоактивные светящиеся массы.

Единственный межреспубликанский пункт захоронения радиоактивных отходов расположен на 20-м километре Дубъязского шоссе, в 4 км от санатория Крутушки. К сожалению, пункт захоронения имеет ограниченную емкость шахтных колодцев, которые к тому же затопляются грунтовыми водами. Железо и бетон не являются препятствием для легких элементов, поэтому в грунтовые воды неизбежно проникает тритий.

Очень мало в нашей республике уделяется внимания лицам, имеющим профессиональный риск облучения, среди которых радиологи-диагносты, радиологи-терапевты и рентгенотехники. Возникающие у них заболевания никто не осмеливается поставить в связь с профессиональной вредностью. Наконец, следует затронуть и последствия терапевтического облучения онкологических больных. Нередко, избавившись от опухоли, больные страдают от хронической лучевой болезни. В связи с таким осложнением они нуждаются в специализированной внебольничной помощи. В поле нашего внимания должны находиться и профессиональные группы, имеющие контакты с химическими веществами радиомиметического действия.

Концепция оказания экстренной медицинской помощи при радиационных авариях. При Главном управлении медико-биологических и экстремальных проблем МЗ РФ создан специализированный научно-практический центр экстренной медицинской помощи (СЦ ЭМП) «Защита». Этот центр является ведущим учреждением РФ по оказанию специализированной экстренной медико-санитарной помощи при чрезвычайных ситуациях, связанных с радиационными поражениями на территории России, а также с воздействием химических и других факторов на предприятиях, обслуживаемых Главным управлением. В соответствии с концепцией специализированного центра «Защита» экстренную медицинскую помощь в очагах радиационных аварий на догоспитальном этапе должны оказывать бригады быстрого реагирования (ББР), которые формируются региональными центрами. В состав ББР входят врач-радиолог (2), врач-гематолог-лаборант (1), физик- дозиметрист (2), гигиенист-радиолог (1). При возникновении радиационной аварии V—VI уровня к месту события из Москвы на транспортных самолетах вылетает выездной автономный госпиталь (ВАГ) на пневмокаркасных модулях. В госпитале работают радиологические врачебные бригады, оснащенные портативными спектроскопическими счетчиками импульсов человека. После проведения медицинской сортировки и ранней дезинтоксикационной терапии больных острой лучевой болезнью III—IV степени эвакуируют в Москву, в клинику лучевых поражений (бывшая больница № 6 Института биофизики МЗ РФ). Центр располагает необходимым количеством мест для санаторной реабилитации больных, перенесших острую лучевую болезнь.

Концепция центра «Зашита» основана на представлении о пяти уровнях вмешательства. Пятый уровень предполагает появление больных острой лучевой болезнью числом в 50 человек и более, четвертый—15—50 человек с облучением выше 1 Гй, что предусматривает частичное участие ВАГ. При уровнях III—I основная задача по оказанию экстренной медицинской помощи возлагается на региональные ББР с приглашением отдельных специалистов специализированного центра «Защита».

Последствия острой лучевой болезни и облучения малыми дозами. Уникальный опыт ликвидации радиационных аварий, возникавших на территории Советского Союза с 1956 г. по настоящее время, накопила член- корр. РАМН, проф. А.К. Гуськова. Всю работу по ликвидации радиационных аварий она делит на три этапа. Первый этап — это первые сутки. Основная задача — оценить радиационную обстановку, эвакуировать людей при угрозе облучения до 75 сГй (рад) и выше, приступить к экстренной йодной профилактике и лечебному применению феррацина. На втором этапе (1—7-е сутки) уточняют уровень доз, проводят обязательный контроль излучения от тела человека, накладывают ограничения на пользование местными продуктами, выделяют лиц, нуждающихся в ранней дезинтоксикационной терапии, и госпитализируют их. На третьем этапе (начиная со второй недели), как правило, переходят от аварийной ситуации к нормальной и формируют группы для дифференцированного диспансерного наблюдения и проведения лечебно-профилактических мер.

Диспансеризации, по мнению А.К. Гуськовой, не подлежат только те лица, которые за год на все тело получают меньше 0,5 сЗв (бэр), а на щитовидную железу — менее 25 сЗв (бэр).

В научных же целях, как считает она, обоснованно дополнять обычную программу диспансеризации особо тщательным динамическим слежением за общей инфекционной и онкологической заболеваемостью. Этот аспект наблюдения, направленный на профилактику и возможно раннее выявление заболеваний критических органов (лейкоз, опухоли щитовидной железы), становится более значимым при возрастании уровней доз.

Простейшая программа обязательного диспансерного обследования (не менее одного раза в год) включает в себя сбор радиационного анамнеза, исследование морфологического состава крови, функциональное исследование сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, физической работоспособности, пищеварительного тракта, состояния половой функции, некоторых биохимических показателей и параметров иммунной системы. По опыту работы Киевского диспансера, 30,7% лиц, перенесших лучевую болезнь, имели различную степень инвалидности. После перенесенной лучевой болезни, а также в результате длительного воздействия малых доз облучения наблюдаются прежде всего вегетоневрологические изменения в форме нейроциркуляторной дистонии с ангионевротическим синдромом, вегетососудистой дистонией и диэнцефальными кризами. Эти наблюдения, сделанные в Украинском диспансере противорадиационной защиты населения, подкрепляются данными неврологического исследования ликвидаторов, получивших малые дозы облучения. В результате длительного воздействия малых доз облучения формируются структурные, биохимические и сосудистые изменения в лимбических структурах и ретикулярной формации головного мозга, а также нервные н психические расстройства, болезни органов кровообращения и кроветворения, эндокринной системы и злокачественные новообразования.

Таким образом, дозы в диапазоне от 10 до 25 Гй, которым мы обычно не придаем особого значения, а иногда их просто игнорируем, оказывают специфическое влияние на структуру заболеваемости.

Предложения по усовершенствованию специализированной диспансеризации граждан РТ, подвергшихся облучению. К настоящему времени Республиканский центр располагает определенными возможностями для оказания экстренной медицинской помощи при возникновении транспортных, химических и радиационных аварий. Создана трассовая и вертолетная спасательные службы; специализированные бригады быстрого реагирования находятся на круглосуточном дежурстве. В своей работе они оптимально взаимодействуют на этапе оказания специализированной помощи с больницами скорой медицинской помощи республики. Безусловно, эта работа имеет большое государственное значение, но она проводится эпизодически, только при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Мы не должны забывать, что после всех аварий остаются люди, спасенные нами, но повседневно страдающие от каких-либо последствий аварийных травм и поражений. Группа таких лиц, которые подверглись облучению, достаточно многочисленна. Поэтому для проведения специализированной диспансеризации мы предлагаем организовать в Республиканском центре экстренной медицинской помощи отдел специализированной внебольничной помощи пострадавшим в катастрофах. В состав такого отдела, по нашему мнению, целесообразно включить: 1) медицинский регистр пострадавших в очагах радиационно-химических поражений; 2) консультативную поликлинику для пострадавших в авариях; 3) отделение медико-генетических и эпидемиологических исследований влияния радиохимических загрязнений на здоровье населения; 4) отделение санаторной реабилитации для пострадавших от радиационно-химических аварий; 5) специализированную врачебно-экспертную комиссию для определения связи заболеваний с фактами пребывания в очагах радиационно-химических аварий из главных специалистов центра ЭМП и главных специалистов Республиканского центра профпатологии.

Итак, улучшение медицинского обслуживания пострадавших от облучения зависит от реализации конкретных мероприятий, намеченных Республиканским центром экстренной медицинской помощи, при содействии Минздрава РФ, Минздрава и Госсанэпиднадзора РТ.

×

About the authors

Sh. S. Karatai

Republican Center for Emergency Medical Aid of the Ministry of Health of the Republic of Tatarstan

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Director - Assoc.

Russian Federation, Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1994 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies