Actual problems of interrelation of Marxist philosophy and modern medicine

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In the conditions of the modern scientific and technological revolution, social progress, which have significantly complicated the relationship between man and nature, personality and society, the problems of human interaction with the outside world, human essence are becoming more acute and are being pushed to the forefront of modern science.,

Full Text

В условиях современной научно-технической революции, социального прогресса, значительно осложнивших взаимоотношения человека и природы, личности и общества, проблемы взаимодействия человека с окружающим миром, человеческой сущности приобретают большую остроту и выдвигаются на передний край современной науки.,

Еще Сократ считал, что исследование человека — это первейшая задача науки. Отсюда его знаменитое положение — «познай самого себя». Изучение человека — сложная научная проблема, требующая комплексного подхода, объединяющего естественные и гуманитарные науки (биологию, анатомию, физиологию, медицину, философию, психологию, социологию, антропологию, демографию, этнографию, этику, эстетику и др.).

Научной методологией исследования проблемы человека является марксистско- ленинская философия, органически соединяющая в себе материалистическую систему с диалектическим методом познания. Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС обратил особое внимание на вопросы методологического значения основополагающих принципов материалистической диалектики. Диалектический материализм выступает методологической основой медицины, позволяющей правильно определять и решать сложные проблемы здоровья и болезни человека.

Современная медицина представляет собой одну из наиболее развитых и дифференцированных отраслей научного знания и насчитывает в своем составе свыше трехсот самостоятельных научных дисциплин. При существующей тенденции дифференцирования медицинского знания, усложнения исследовательских задач первостепенное значение имеет глубокая разработка методологических проблем, общей теории, призванной объединить в единое целое многочисленные отрасли науки о здоровье и болезни человека. В поисках общей теории и определения методологических принципов медицина неизбежно обращается к диалектическому материализму, единственно научной философской системе, которая правильно объясняет коренные проблемы сущности человека, его биологическую и социальную природу. В свою очередь медицина, дающая богатейший материал для понимания природы и жизнедеятельности человека, способствует философскому осмыслению человеческой сущности. Взаимосвязь философии и медицины проявилась еще на заре развития научного знания. В А веке до нашей эры основоположник медицины Гиппократ отмечал, что эти отрасли знания не могут обходиться друг без друга. Философия дает медицине общие истины, медицина же поставляет факты для философских обобщений. «Наибольшей похвалы заслуживает такой врач— указывал Гиппократ— который является врачом и философом».

История философии и история медицины свидетельствуют, что многие крупные ученые одновременно и успешно занимались как философскими, так и медицинскими проблемами (Гален, Авиценна, Декарт, И. И. Мечников, И. М. Сеченов, И. П. Павлов и др.). Широкая эрудиция позволяла им глубже и оригинальнее рассматривать проблемы по сравнению с учеными узкой ориентации, работающими только в одной отрасли знания.

В советской науке, базирующейся па марксистско-ленинской методологии, тезис об органической взаимосвязи диалектико-материалистической философии и медицины выступает важным теоретическим принципом, которым руководствуются ученые в своих исследованиях. Крупнейшие деятели нашей медицины неоднократно указывали на необходимость философии для решения важнейших медицинских проблем. Большой объем фактического материала значительной научной ценности без марксистско-ленинской методологической обработки, писал А. А. Богомолец, обусловливает путаницу, наблюдаемую в теоретической медицине.

Перед современной медициной стоят сложные проблемы предупреждения и лечения болезней, направленные на обеспечение долголетней активной жизни человека. Человек -— это высший и наиболее сложный продукт развития материального мира. Поэтому познание его сущности, закономерностей жизнедеятельности в норме и патологии выступает труднейшей и одновременно благороднейшей научной проблемой. Трудность познания человека заключается в том, что в нем в диалектической взаимосвязи представлены все формы движения материи — механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Их органическое взаимопроникновение обеспечивает жизнедеятельность человека, причем высшие формы движения базируются на низших, но не сводятся к их сумме.

Наиболее важной проблемой современной медицины являются болезни сердца и сосудов, от которых ежегодно в мире умирают не менее трех миллионов человек. Сердечная деятельность имеет очень сложную природу, включающую механические, физические, химические и биологические процессы. Социальная жизнь человека, его деятельность, отдых, жизненные условия, семейные отношения, эмоции оказывают огромное влияние на работу сердца. В благоприятных социальных условиях риск приобрести сердечно-сосудистые заболевания значительно меньший, нежели в неблагоприятных. Например, различные условия жизни обусловливают в три раза большую частоту гипертонической болезни в городе, чем на селе. Гипертоническая болезнь в США у мужчин в возрасте от 25 до 34 лет встречается в два раза чаще, чем в СССР (Москва). По данным американских авторов, почти 25% населения США страдает различными сердечно-сосудистыми заболеваниями. Если в СССР смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в Г939 году составляла только 11%л то к настоящему времени этот показатель возрос до 52% 1 «Инфаркт миокарда все чаще наблюдается у молодых людей и в возрасте не только от 40 до 45 лет, но и от 30 до 40 лет. Эта тенденция «омолаживания» инфаркта миокарда характерна для всех экономически развитых стран»[2].,

В настоящее время в мире четко определились два основных типа патологии: в экономически развитых странах Европы, Северной Америки, в Японии, Австралии и Новой Зеландии выделился так называемый неэпидемический тип патологии, а в развивающихся странах (большинство стран Азии, Африки, Латинской Америки) сохраняет свое значение эпидемический тип. Наряду с этим в таких странах, как Испания, Португалия, Турция, Мексика и в некоторых других, выявляется третий— промежуточный тип патологии. Словом, с момента возникновения человеческого общества болезни — постоянные спутники нашей жизни, и академик А. П. Авцын считает, что смерть от болезней является правилом, а так называемая естественная (физиологическая) смерть — редчайшим исключением.

В основе комплексного исследования человека лежат фундаментальные науки — философия, механика, физика, химия, биология, математика. Применение современных технических средств связано с широким проникновением кибернетики в медицинскую теорию и практику.

Марксистско-ленинская философия в известном смысле является собирательным понятием, включающим в себя несколько самостоятельных философских паук. Ее главное содержание составляют диалектический и исторический материализм. К философским наукам относятся логика, этика, эстетика, научный атеизм, прикладная социология, философские проблемы естествознания, история философии. В центре философской науки стоит человек в его отношении к природе и обществу, как существо, с одной стороны, биологическое, с другой — социальное. Марксистская философия рассматривает человека в диалектической взаимосвязи биологического и социального как существо биосоциальной природы, преодолевая метафизическую трактовку, односторонне рассматривающую человеческую природу с биологических либо с социальных позиций.

Объектом изучения медицинской пауки также является человек, в ее сфере — вопросы распознавания, лечения и предупреждения болезней, сохранения здоровья и работоспособности людей.

Философский тезис о биосоциальной природе человека полностью относится к медицине и является исходным в понимании природы заболеваний. К. Маркс рассматривал сущность человека как совокупность всех общественных отношений. «Человек — это мир человека, государство, общество», — указывал он[3]. Человеческая личность, вся ее жизнедеятельность формируются определенной социальной средой, которая направляет и регулирует все формы и проявления жизни человека. Здоровье или его отсутствие в конечном счете определяется условиями жизни, труда, отдыха, степенью удовлетворения физических и духовных потребностей человека, которые зависят в свою очередь от социально-экономических условий. Маркс говорил, что болезнь—это стесненная в своей свободе жизнь. Надо полагать, что жизнь человека зависит прежде всего от социальных условий, регулирующих физическое и духовное развитие личности.

Устав Всемирной организации здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного физического, психического и социального благополучия». Вполне понятно, что благополучие человека во всех указанных сферах обусловлено экономическими условиями, социально-политическим строем общества, идеологическими и межличностными отношениями людей. Словом, состояние здоровья отражает природную и социальную среду жизни людей. Природной средой является вода, почва, воздух, климат и др., социальной — характер труда, общественные отношения, жилище, образование и пр. Они находятся в сложном переплетении. Человек, составляющий лишь 0,0002% живого вещества нашей планеты, своей преобразующей деятельностью изменил окружающую природу, создал вторую «очеловеченную» природу, ноосферу, подчиненную его социальным интересам (новые вещества, виды энергии, виды деятельности, с которыми он раньше не сталкивался). Эти новые вещества, виды энергии, разновидности труда были созданы за короткий исторический срок, а человек приспосабливался к внешней среде длительным эволюционным путем. Поэтому между ноосферой и сложившейся биологической природой человека существуют значительные противоречия, отражающиеся на жизнедеятельности организма. Известный советский терапевт Е. М. Тареев пишет, что за последние 100 лет выявлены и возникли новые заболевания: «инфекционные ... со специфической эпидемиологией и профилактикой; генетические, с еще более сложными задачами профилактики; эндокринные, аллергические, токсические, в том числе лучевые; токсико-аллергические, нарастающие в связи с массой химических веществ, не существовавших ранее в окружении человека...» [4]

Необходимо отметить, что в современных условиях возникли большие противоречия между биологическим развитием и социальным становлением человека. Биологически человек созревает значительно раньше, чем формируется как полноценная личность. Социальное становление личности связано с системой образования, воспитания, подготовкой к различным видам трудовой и общественной деятельности. Противоречия между биологическим и социальным формированием человека при- Г водят к ряду заболеваний: неврозам, психозам; зачастую влекут за собой половые расстройства, бесплодие, в конечном итоге отрицательно сказываются на решении демографических проблем и т. д. Рациональное устройство социальной жизни в строгом соответствии с биологической природой человека позволит избавить общество от многих заболеваний.

Каждая из многочисленных медицинских наук содержит мировоззренческую и методологическую стороны и поэтому закономерно несет в себе философские проблемы. Рассмотрим этот тезис на примере трех основных разделов медицины.

Медико-биологические дисциплины (морфологические, биохимия, физиология, фармакология и др.). Все они в основном являются частью соответствующих биологических наук. Биология сосредоточивает в себе важнейшие философские проблемы- специфики биологической формы движения материи, сущности, происхождения и эволюции жизни, взаимосвязи организма и среды и т. д.. В частности, открытие клетки, эволюционная теория Дарвина послужили естественнонаучным фундаментом для обоснования Марксом и Энгельсом основных принципов диалектического материализма. Целый комплекс философских вопросов связан с проблемами роли биологических факторов в социальной жизни, взаимоотношения природы и общества, наследственности и приспособляемости в развитии человека. Характеризуя современную генетику, ее связь с марксистско-ленинской философией, академик Н. И. Дубинин пишет: «В наши дни в генетике идет гигантское накопление фактического материала и углубление понимания сущности жизни. Это способствует развитию общей теории генетики, уяснению соответствия ее принципов закономерностям диалектического материализма»[5].

Центральное место среди медико-биологических дисциплин занимает патология — комплексная наука, изучающая закономерности возникновения, лечения и исхода заболеваний и отдельных болезненных процессов в организме человека и животных. Поскольку патология рассматривает общие закономерности болезни, ее справедливо' называют «философией медицины», дающей ключ к пониманию сущности конкретных заболеваний., В основе патологии лежат философские принципы биологического и социального в природе человека, влияния природной и социальной среды на формирование и развитие организма и личности, взаимоотношения механических, физических, химических, биологических процессов в патологических изменениях и т. д. Известный советский ученый И. В. Давыдовский в своих работах неоднократно подчеркивал, что теоретический уровень общих концепций в медицине находится в прямой зависимости от философии. Таким образом, философия и биология в теснейшей связи друг с другом выступают общетеоретической, методологической базой научного анализа проблем медицинской науки.

Клинические дисциплины, изучающие болезни человека, их лечение и предупреждение. Все они имеют философскую проблематику, в частности проблемы целостности организма, причинной обусловленности болезни, теории диагноза, основанные на принципах диалектической логики, клинического мышления, деонтологии, социальной обусловленности психики и психических заболеваний. Возьмем, например, психиатрию — науку, изучающую причины и сущность душевных заболеваний, их проявления, течение, способы лечения и предупреждения. Из всех медицинских наук, указывал известный русский психиатр С. С. Корсаков, психиатрия наиболее близко ставит нас к вопросам философским. В основе психиатрии лежит диалектико- материалистическое понимание психики как свойства высокоорганизованной материи активно отражать действительность и в соответствии с ним управлять поведением человека. Правильное философское понимание проблем соотношения материального и идеального, физиологического и психического, социальной обусловленности психики позволяют верно определять природу душевных заболеваний и разрабатывать рациональные методы их лечения и предупреждения. Хотя и психические процессы образуются в результате работы мозга и в этом смысле представляют его функцию, они выходят за рамки физиологии и определяются отношением субъекта к окружающей действительности. Поскольку человек живет в социальной среде, психические заболевания требуют, как физиологического, так и социологического анализа.

Медико-социальные и гигиенические дисциплины, изучающие воздействие внешней среды на организм и разрабатывающие меры улучшения здоровья населения. Проблема взаимоотношения внешней среды и человека — это один из аспектов основного вопроса философии об отношении мышления к бытию, человека к миру. Основной вопрос философии в приложении к обществу формулируется в общесоциологическом законе об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Согласно марксистскому учению о сущности человека как совокупности всех общественных отношений, здоровье и патология человека отражают его социальную жизнь, и проблемы здравоохранения целиком определяются социально экономической структурой общества. Здравоохранение является одним из общественных благ, которое может быть достигнуто лишь при условии социального освобождения человека. Охраняя здоровье человека, врач оказывает непосредственное воздействие на основные сферы общества: экономику, социальные отношения, духовную жизнь. Характер здравоохранения обусловлен социальным строем общества и государства. В Программе КПСС записано, что социалистическое государство — единственное государство, которое берет на себя заботу об охране и постоянном улучшении здоровья всего населения. Основными принципами социалистического здравоохранения выступают научность, бесплатность и общедоступность квалифицированной медицинской помощи, профилактическое направление, участие общественности в охране здоровья трудящихся. Как часть социальной системы здравоохранение является социологической категорией, подчиняющейся общим законам развития общества. Отсюда вытекает закономерная связь медицины с социальными науками, в основе которых лежит философская наука — исторический материализм, или марксистская общесоциологическая теория.

Сложность проблем, стоящих перед медицинской наукой, обусловливает характер мышления ученого-медика и практического врача. Поскольку человеческий организм представляет сложную динамическую систему, состоящую из многочисленных взаимодействующих органов и процессов, его необходимо изучать диалектическим методом. В основе этого метода познания лежит признание развития и взаимосвязи всех предметов и явлений действительности. Принцип развития в медицинском аспекте требует изучения заболевания с момента возникновения, выяснения причин, порождающих патологические явления. «Установить причину заболевания, ее устранить и предотвратить в будущем — вот смысл медицины»,— пишет известный австрийский ученый Гуго Глязер[6]. Каузальное мышление, то есть выяснение причин, имеет свою специфику. Логической формой каузального мышления выступают условные и условно-категорические умозаключения, в которых ход рассуждения идет от следствия к основанию. Выводы этих умозаключений носят гипотетический, вероятностный характер. Поэтому гипотеза занимает большое место в клиническом мышлении. Выяснение причин заболеваний, постановка диагноза всегда связаны с формулировкой гипотез, правильность которых подлежит всесторонней проверке.

В клиническом мышлении органически сочетаются все виды умозаключений, в частности дедукция, когда отдельные факты подводятся под известные общие основания, и индукция, когда на базе отдельных фактов формулируются обобщающие выводы. Попытки вывести преимущественный стиль мышления клинициста, например, индуктивный, не имеют под собой основания, так как в процессе мышления индукция и дедукция теснейшим образом переплетены друг с другом и изолированно практически не употребляются. Значительное место в клиническом мышлении занимают умозаключения по аналогии, основанные на сопоставлении сходных явлений, имеющих общие признаки (например, больные с одинаковыми заболеваниями). Полная аналогия дает достоверные выводы, но практически встречается чрезвычайно редко. Чаще наблюдается неполная аналогия (например, практически нет абсолютно похожих людей), выводы которой носят вероятностный, проблематичный характер. Поэтому одно и то же заболевание у различных людей протекает по-разному, и требование медицины «лечить не болезнь, а больного» логически обоснованно. Принцип индивидуального подхода к больным выступает необходимым условием эффективности лечения.,

Изучение логики клинического мышления является важной проблемой современной медицины. Ее знание необходимо, во-первых, для формирования мышления ученого и практического врача; во-вторых, для составления программ с целью машинной диагностики заболеваний, математического моделирования болезней и др.

При всем своем своеобразии пути познания в медицине подчиняются общим закономерностям познания человеком мира, которые рассматриваются в марксистско- ленинской гносеологии. В основе гносеологии диалектического материализма лежит ленинское положение о том, что диалектический путь познания истины, объективной реальности идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него — к практике. В медицине эта закономерность реализуется в том, что врач делит свои действия на четыре этапа: собирание анамнеза, исследование, постановка диагноза и лечение. Сбор сведений об условиях жизни больного, предшествовавших данному заболеванию, происходит со слов больного или окружающих его лиц. Его необходимо производить очень тщательно, чтобы получить объективные данные через субъективные ощущения и восприятия больного. Ощущения больного не всегда соответствуют реальной картине заболевания (например, фантомные боли), поэтому собирание анамнеза требует глубокого знания человеческого организма и психологии больного.

После собирания анамнеза производится определение объективных изменений путем исследования тех органов и частей тела, которые являются вероятным носителем болезни. Исследование проводится методами осмотра, ощупывания, выстукивания, выслушивания, в необходимых случаях врач применяет специальные средства (рентгенологические методы, электрокардиограмма, лабораторные исследования и др.).

Путем анамнеза и исследования собираются необходимые данные для постановки диагноза, то есть происходит переход от чувственной к рациональной ступени познания, «от живого созерцания к абстрактному мышлению». Цель диагноза—распознать болезнь, причем очень часто первоначальный диагноз носит предположительный характер и уточняется в процессе дальнейшего наблюдения, исследования, консультаций со специалистами, лечения. Правильная постановка диагноза является необходимым условием эффективности лечения. На пути правильной постановки диагноза стоят огромные препятствия, связанные со сложностью человеческого организма и трудностями познавательной деятельности.

Окончательным судьей, решающим вопрос о правильности или неверности диагноза, выступает практиика, лечение больного. Особенно точно проверяется правильность диагноза при хирургических вмешательствах, когда внутренние органы человека становятся доступными для прямого наблюдения.

Философское положение об абсолютном и относительном значении практики как критерия истинности имеет прямое отношение к медицине. Абсолютный характер практики как критерия истинности заключается в том, что она всегда, постоянно осуществляет свою функцию проверки правильности теоретических положений. Относительность практики состоит в том, что в каждом конкретном случае она ограничена условиями времени, поэтому является неполной, незавершенной (например, верный диагноз и правильное лечение неэффективны при запущенных болезнях).

Практика выступает не только целью познания и критерием истинности, но и основой познания, поскольку вне практической деятельности человека невозможно успешное познание предметов и явлений действительности. В медицинском плане исследование больного, предшествующее постановке диагноза, есть не что иное, как практические действия, направленные на распознавание сущности болезни. Чисто умозрительным путем без эмпирического изучения больного медицина никогда не сумеет добиться необходимого эффекта в распознавании и излечении заболеваний. Диалектический принцип взаимосвязи в человеческом организме проявляется в том, что заболевания отдельных органов влияют на функционирование организма в целом и практически отражаются на всей его деятельности. В то же время от общего состояния организма зависят течение и характер патологических процессов в отдельных органах. Поэтому лечение локальных заболеваний связано с лечением организма в целом.

Союз философии и медицины является необходимым условием глубокого научного познания сущности человека и формирования гармонично развитой личности, органически сочетающей в себе физическое совершенство и интеллектуальное богатство. Для того чтобы философия стала эффективным оружием в руках медиков, следует повышать научную культуру врача, вооружать его необходимыми знаниями в области диалектического и исторического материализма, социологии, логики, этики, эстетики и др. Формирование философской культуры врача должно занять такое же важное место, как изучение специальных наук и привитие практических навыков лечебной работы. Для этого требуется не только улучшить и расширить изучение философских наук, но и всемерно использовать философский потенциал, содержащийся в общенаучных дисциплинах и медицинских науках. Через философию к медицине и через медицину к философии — таков путь познания человека как биосоциального существа и наиболее сложного объекта научного исследования.

В статье «О значении воинствующего материализма» В. И. Ленин писал о необходимости «солидного философского обоснования» для естественных наук. В органическом союзе философии и естествознания В. И. Ленин видел могучее средство познания и преобразования природы, общества и человека. Опираясь на ленинское теоретическое наследие, XXVI съезд КПСС определил, что важной задачей естественных наук выступает познание механизма физиологических, биохимических, генетических и иммунологических процессов жизнедеятельности человека, совершенствование методов профилактики, диагностики и лечения наиболее распространенных заболеваний.

Необходимым условием успешного решения этих сложных задач является правильность методологии научного поиска, в качестве которой выступает марксистско- ленинская философия.

 

1 Е. И. Чазов, Г. И. Царегородцев. Методологические и социальные вопросы кардиологии. Вопросы философии, № 5, 1982.

[2] Ю.А.Добровольский. Характер патологии населения в ХХ веке и ее тенденции. В кн.Филосоыские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни М.1975.

[3] К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., изд. 2, т. I, с. 414.

[4] Е. М. Тареев. Профилактическая медицина и перспективы ее развития. В сб.: Организм и среда. М., 1970, ч. II, с. 4.

[5] Н. П. Дубинин. Вечное движение. М., 1973, с. 8.

[6] Гуго Глязер. О мышлении в медицине. М., 1969, с. 167.

×

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1984 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies