Prospects for higher medical education in the Russian Federation

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

On December 24 and 25, 1980, in Orenburg, the III All-Russian educational and methodological conference "Scientific foundations of the organization of the educational process", organized by the GUUZ M3 of the RSFSR and the Republican Problem Commission for NUPP, took place.

Full Text

24 и 25 декабря 1980 г. в Оренбурге состоялась III Всероссийская учебно-методическая конференция «Научные основы организации учебного процесса», организованная ГУУЗом М3 РСФСР и Республиканской проблемной комиссией по НОУП.

Конференция подвела итоги научных исследований в X пятилетке и наметила перспективы исследований на предстоящее пятилетие.

В программном докладе председателя проблемной комиссии по НОУП, начальника ГУУЗа М3 РСФСР проф. В. Н. Шляпникова были даны научно обоснованные перспективы развития высшего медицинского и фармацевтического образования в РСФСР в свете выполнения Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» от 12 июля 1979 года.

Проф. В. Н. Шляпников отметил, что стратегия по вопросам педагогики в XI пятилетке будет заключаться в качественном улучшении учебного процесса на основе постоянного совершенствования учебно-методической и учебно-воспитательной работы. Необходим поиск интенсивных методик повышения уровня работы ВУЗа за счет мультифункциональной оптимизации, строгой преемственности и согласованности действий, проблемного обучения с привлечением технических средств обеспечения на уровне современных достижений, создания высококачественных учебно-методических, пособий, дальнейшего отбора содержания образования и совершенствования методов контроля знаний студентов, гармоничного сочетания разных форм обучения, постоянного повышения педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава вузов. Следует поднять научный уровень методической работы, проводить и планировать диссертационные исследования на научно-педагогические темы.

В свете сказанного значительно повышается роль кафедр педагогики и факультетов повышения квалификации. Необходимо добиться полного охвата курсами ФПК преподавателей. Ректораты должны строго придерживаться положения о непереизбрании на должность преподавателей, не прошедших курсы ФПК. Особое внимание обращается на повышение эффективности работы ФПК и «обратной связи» от ФПК как в педагогическом, так и в научном плане.

В докладе подчеркивается необходимость усиления практической направленности преподавания теоретических и доклинических дисциплин. Обучение надо максимально приблизить к условиям и задачам профессиональной деятельности врача; на всех этапах обучения следует ориентироваться на конечные результаты подготовки специалиста, а также учитывать общие тенденции и закономерности в развитии здравоохранения, биологической и медицинской науки.

Основным условием успешной реализации стоящих перед нами задач на XI пятилетку, как отметил проф. В. Н. Шляпников, является научный подход к организации и планированию учебно-воспитательного процесса. Принцип научности в организации и ведении учебного процесса должен охватывать все его звенья.

Искать новые активные методы обучения, приобщать студентов к научному творчеству — это социальный заказ нашего общества. Школой такого самостоятельного труда являются НИРС, УИРС, работа во время производственной практики, систематическое привитие студентам навыков грамотного научно обоснованного поиска информации. На кафедрах должны быть оборудованы комнаты для самоподготовки студентов с комплексом наглядных пособий и полным набором средств самоконтроля по каждой теме.

Проф. В. Н. Шляпников отметил, что в XI пятилетке должна быть перестроена деятельность ректоратов медвузов. Они должны работать более оперативно, используя современные методы управления, включая ЭВМ. Руководство института постоянно должно бывать на местах, глубже вникать в нужды кафедр и оказывать им всемерную помощь. У руководителей медвузов должен быть конкретный план развития каждой кафедры на XI пятилетку.

В предстоящей пятилетке ректораты должны усилить внимание к вопросам подготовки научно-педагогических кадров, в частности через аспирантуру, особенно по общественным дисциплинам, социальной гигиене и организации здравоохранения.

В докладе заведующего Республиканским учебно-методическим кабинетом Н. П. Баринова были подведены итоги работы медвузов РСФСР в X пятилетке по вопросам оптимизации учебного процесса.

Роль модели специалистов как основы совершенствования учебного процесса в высшей медицинской школе была показана в докладе проф. В. Е. Анисимова (2-й Московский мединститут).

Глубокий анализ итогов и перспектив развития исследований по научным основам организации идейно-воспитательной работы со студентами сделан сотрудницами Ленинградского педиатрического института проф. Д. И. Кузнецовой и доц. Л. А. Быковой. Красной нитью в их докладе проходит мысль, что модель специалиста должна ориентироваться не только на профессиональные навыки, но и на высокие моральные качества врача, так как воспитание через обучение — это не автоматический процесс; «его надо планировать, ставить целью, руководить им.

Интересное сообщение на тему «Исследование структуры дидактического процесса и факторов, формирующих личность врача-специалиста» сделала зав. кафедрой педагогики 2-го МОЛГМИ доц. Л. А. Бережная.

Проф. М. М. Миннебаев выступил с отчетом головного вуза по проблеме «Социально-педагогические основы отбора студентов в медицинские вузы».

С большим вниманием было заслушано сообщение сотрудников кафедры педагогики Казанского мединститута доц. P. С. Гарифьянова и ст. преп. Ж. Г. Шопиной «Повышение умственной работоспособности студента на занятии — один из факторов научной организации учебного процесса в вузе», а также доклад проф. В. Д. Линденбратена (Хабаровск) «Современные принципы оптимизации обучения и их реализация на теоретических кафедрах медицинского института».

Основными направлениями научных исследований по проблеме НОУП на XI пятилетку утверждены:

  1. «Основы идейно-воспитательной работы в медвузах» (головной институт — Ленинградский педиатрический институт);
  2. «Принцип построения учебных планов и программ» (головной институт — Ивановский мединститут);
  3. «Разработка психолого-педагогических принципов применения оптимальных методов обучения и контроля в медвузах» (головные институты — 2-й Московский мединститут и Казанский мединститут им. С. В. Курашова);
  4. «Разработка психолого-педагогических принципов применения оптимальных средств обучения в медвузах» (головной институт — Московский стоматологический мединститут).
×

About the authors

M. M. Minnebaev

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

professor

Russian Federation

V. E. Anisimov

Email: info@eco-vector.com

professor

Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1981 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies