On venous insufficiency

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Venous insufficiency is very common and requires the attention not only of angiosurgeons but also of general surgeons. "The widespread dissemination of venous diseases does not allow to solve the problem of their treatment only by surgeons of specialized hospitals. It is impossible to disagree with this statement. However, in order to solve this problem on such a scale, we need a unified system of views or concept, which would be clear to every surgeon and generally accepted in Russia for a certain period of time.

Full Text

Венозная недостаточность весьма распространена и требует к себе внимания не только ангиохирургов, но и хирургов общего профиля. “Широкое распространение заболеваний вен не позволяет решать проблему их лечения только силами хирургов специализированных стационаров” [6]. С этим утверждением невозможно не согласиться. Однако для решения данной проблемы в таком масштабе необходима единая система взглядов или концепция, которая была бы понятна каждому хирургу и являлась бы общепринятой в России на некоторый период времени. Нужно отметить, что как в зарубежных, так и в отечественных публикациях мы не встретили четкого разграничения понятий нозологических форм и собственно венозной недостаточности (ВН) [1, 2, 6, 7—11]. Отсутствие такого разграничения не может не отразиться на результатах лечения и объективности их оценки. Ведь для того чтобы сравнивать что бы то ни было, нужно иметь единую систему измерения. Концепция включает в себя наличие определения, классификации, алгоритма диагностического и лечебного процесса, соответствующих современному уровню знаний. В свою очередь, для принятия единой концепции хирургам необходимо иметь четкое представление о причинах и патогенезе ВН. В современной академической литературе мы не нашли формулировки ВН, хотя в научной литературе определения уже встречаются [3—5, 8, 9]. Мы пришли к выводу, что каждый врач, ученый понимает ВН по-своему.

Ни в одной работе нам не встретилась очевидная, на наш взгляд, мысль, что хирургия — это хотя и весьма эффективный, но всего лишь метод лечения, и его возможности отнюдь не безграничны. Мы утверждаем, что хирургия имеет возможность излечивать лишь ВН, но не варикозную болезнь (ВБ) или посттромботическую болезнь вен (ПТБВ). Мы также утверждаем, что причинами ВН, с точки зрения нозологии, являются варикозная и постгромботическая болезнь вен, морфологическими - нарушение проходимости и клапанной функции вен.

Хирургия как механический (хотя и очень тонкий) метод лечения в состоянии восстановить или улучшить нарушения проходимости или клапанной функции магистральных вен и, следовательно, излечить ВН. При этом ВБ, как и ПТВБ, у больного сохраняется, как и остаются склонность к грыжеобразованию после пластики грыжевых ворот, спаечная болезнь после рассечения спаек по поводу непроходимости кишечника. Смешивание понятий ВБ, ПТБВ вен и ВН приводит к необоснованным надеждам, разочарованиям и недооценке возможностей хирургии ВН, а это, в свою очередь, — к необоснованно широкому внедрению дорогих косметических и медикаментозных методов лечения ВН при абсолютном игнорировании полноценной ее хирургии [8].

Еще в 1995 г. [3] нами публично была высказана мысль о том, что ВН — не болезнь, не нозологическая форма или единица, а патологическое состояние, которое характерно для группы из нескольких заболеваний. Теперь с нами согласны представители московской школы [8]. Тогда же нами была доложена концепция ВН (острой или хронической): это болезненное состояние органа или части тела, возникшее в результате внезапного или длительного нарушения оттока кров], от последней.

Мы выделяем морфологические и нозологические причины ВН. К морфологическим причинам относятся нарушение проходимости вен в виде окклюзий и стенозов и нарушение клапанной функции вен при различных болезнях. С точки зрения нозологии, мы выделяем следующие наиболее часто встречающиеся причины ВН: острый тромбоз, острый флебит, ВБ, ПТБВ, авальвуляцию вен, синдром Клиппеля—Треноне. Первые два заболевания приводят к острой венозной недостаточности (ОВН), остальные — к хронической венозной недостаточности (ХВН).

В ПТБВ мы выделяем три варианта: 1) окклюзионно-стенотический; 2) реканализационный; 3) смешанный. Для первого варианта характерно преобладание явлений нарушения проходимости вен, для второго — клапанной функции вен. При смешанном варианте возникает сочетание нарушений проходимости и клапанной функции вен.

Задача ангиохирургии состоит в том, чтобы восстановить проходимость и клапанную функцию вен, в то же время ее возможности этим же и ограничиваются. В идеале достижение этой цели приведет к излечению ВН, так как хирургическое восстановление проходимости и клапанной функции является этиотропным лечением ВН. Если же рассмотреть взаимосвязь хирургии с нозологическими формами, то это же самое хирургическое лечение уже будет лишь патогенетическим по отношению к нозологической единице — ВБ или ПТБВ. Мы разделяем все хирургические методы лечения ВН в соответствии с их анатомическими точками приложения.

Операции на глубоких венах, восстанавливающие проходимость и клапанную функцию вен, являются этиотропными (устраняющими причину ВН), операции разобщения глубокой и поверхностной венозной систем — патогенетическими (прерывающими патологическую цепь развития ВН), а операции на поверхностных венах — симптоматическими. Все изложенное довольно просто, логично и ясно доказывает необходимость развития и широкого внедрения реконструктивной венозной хирургии (см. табл.).

После выяснения точек приложения различных видов хирургического лечения становится понятной недолговечность изолированного применения косметических и медикаментозных методов лечения ВН, широко рекламируемых в последнее время [8]. Мы отдаем должное этим методам, но то, что они являются лишь симптоматическими, должно быть понятно и врачу, и пациенту. Эти методы должны применяться только в комплексе с этиотропными и патогенетическими методами лечения ВН.

Выше нами была обсуждена важность предложенного подхода на примере ХВН. Этот же подход будет правильным и по отношению к ОВН. Если же мы проанализируем современный подход к пониманию как острой, так и хронической артериальной недостаточности различных бассейнов, то всем будет понятна необходимость переосмысления имеющихся классификаций ишемической болезни сердца, острой и хронической артериальной недостаточности головного мозга.

Диагноз при ИБС и хронической ишемии головного мозга мог бы быть сформулирован следующим образом: 1. Атеросклероз. 2. Окклюзия правой коронарной артерии, стеноз ствола левой коронарной артерии 50%, стенозы обеих внутренних сонных артерий 75%. 3. Хроническая ишемия миокарда II Б стадии, хроническая ишемия головного мозга II стадии (по А.В. Покровскому).

Если мы попробуем применить такой подход к другим областям хирургии, то вновь получается довольно логично. Например: 1. Blastomae сигмовидной кишки. 2 Стеноз сигмовидной кишки. 3. Хроническая кишечная непроходимость (а вот классификацию стадийности хронической кишечной непроходимости нужно разработать, классификацию острой кишечной непроходимости — доработать). Универсальным для патологии “трубчатых” органов и систем становится принцип многоуровневого диагноза, состоящий чаше из трех разделов: 1) этиология; 2) локализация и степень нарушения проходимости или клапанной функции; 3) стадия недостаточности (первый уровень причинный — нозологическая единица, второй и третий — собственно точка приложения хирургического воздействия). Новый принцип поможет устранить путаницу между нозологической формой и патологическим состоянием как принципиально различными понятиями в медицине вообще. Все перечисленное выше поможет уточнить области и возможности применения многих методов диагностики и лечения патологических состояний и нозологических форм. Кроме того, такой подход открывает широчайшие возможности для разработки новых классификаций в различных областях медицины.

К настоящему времени в медицине накоплено достаточно большое количество фактов, полученных аналитическим, с точки зрения философии, путем. Полученные факты и данные не укладываются в существующие не один десяток лет концепции и классификации. Предлагаемый нами принцип может способствовать устранению имеющихся препятствий, ибо в наше время приобретает особое значение синтетический научный подход к проблемам медицины. Мы попытались кратко сформулировать предлагаемый принцип. Патология проводящих “трубчатых" органов и систем организма требует многоуровневого диагноза, указывающего нозологическую и морфологическую причины, а также стадию недостаточности данного органа или системы.

Хорошо представляем, что предложенные нами принцип и подходы гипотетичны и отнюдь не бесспорны. Поэтому и было решено представить на суд уважаемых коллег изложенные выше мысли. Мы заранее благодарны всем, кто примет участие в обсуждении проблемы, за самые различные отзывы как в печати, так и в личной переписке.

×

About the authors

B. M. Mirolyubov

Kazan State Medical University; Republican Clinical Hospital, Ministry of Health of the Republic of Tatarstan; Children's Republican Clinical Hospital, Ministry of Health of the Republic of Tatarstan; Interregional Clinical Diagnostic Center

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

M. G. Mirolyubov

Kazan State Medical University; Republican Clinical Hospital, Ministry of Health of the Republic of Tatarstan; Children's Republican Clinical Hospital, Ministry of Health of the Republic of Tatarstan; Interregional Clinical Diagnostic Center

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

L. M. Mirolyubov

Kazan State Medical University; Republican Clinical Hospital, Ministry of Health of the Republic of Tatarstan; Children's Republican Clinical Hospital, Ministry of Health of the Republic of Tatarstan; Interregional Clinical Diagnostic Center

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2001 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies