A new approach to solving the problem of road traffic injuries in agricultural areas

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In the Republic of Tatarstan from 1995 to the first half of 1999, there were 18,376 road traffic accidents (RTAs). They affected 23558 people, killed 3525 and injured 20033. The accident severity index averaged 14.8 during that period. Downward trends in the severity of accidents in 1995, 1996, 1997, 1998 were rather telling: 26.9; 17.6; 16.9; 13.7; 11.8. In spite of that, Tatarstan looks unfavorable against the background of other territories of the Russian Federation. In order to identify the cause-and-effect relations of the severity of traffic accidents, we conducted an in-depth study of them in the territory of cities and agricultural districts during this period.

Full Text

В Республике Татарстан с 1995 по первую половину 1999 г. произошло 18376 дорожно-транспортных происшествий (ДТП). В них пострадали 23558 человек, погибли 3525, получили ранения 20033. Показатель тяжести ДТП за этот период составил в среднем 14,8. Наметившаяся тенденция к снижению тяжести ДТП соответственно в 1995, 1996, 1997, 1998 гг. была достаточно показательной: 26,9; 17,6; 16,9; 13,7; 11,8. Несмотря на это, Татарстан выглядит неблагополучно на фоне других территорий Российской Федерации. С целью выявления причинно-следственных связей тяжести ДТП нами проведено углубленное их исследование за указанный период на территории городов и сельскохозяйственных районов. В городах зарегистрировано 7521 (41,5%) ДТП, в сельскохозяйственных районах — 10855 (58,5%) ДТП. Пострадавших в том же соответствии было 8561 (36,3%) и 14997 (63,7%), из них в городах погибли 759 (21,5%) человек, в сельскохозяйственных районах — 2766 (78,5%). Численное соотношение пострадавших и погибших составило 1:3,7; доля раненых — соответственно 38,9% и 61,6%. Тяжесть ДТП для города в среднем составляет 9,0, для сельскохозяйственных районов — 21,4, соотношение — 1:2,4. Показатель тяжести ДТП на уровне городов за указанный период неуклонно понижался, составляя соответственно по годам от 10,8 в 1995 г. до 6,3 в 1999 г. (в среднем 9,0).

На территории сельскохозяйственных районов какой-либо тенденции к уменьшению показателей тяжести ДТП не выявлено. Величина ДТП колебалась от 18,6 в 1997 г. до 23,7 в 1998 г. (в среднем за год 21,8). Фактически на территории сельскохозяйственных районов в ДТП на 100 пострадавших погибает на 13 человек больше. Проведенная работа позволила выявить влияние временных показателей при оказании медицинской помощи на ее качество. Тяжесть ДТП по Рыбно-Слободскому району составила 30,7 (поданным 1995 г.). В течение следующих трех лет (1996—1998) показатель тяжести ДТП незначительно снизился: с 25,0 в 1996 г. (первый год функционирования трассовой службы экстренной медицинской помощи — ЭМП) до 22,2 в 1997 г. и 22,4 в 1998 г. Аналогичные показатели тяжести ДТП за это время, как и в Алексеевском районе, соответственно по годам составили 27,2; 25,0; 23,8. Амплитуда колебаний для обоих районов была практически одинаковой, что связано с созданием и функционированием на трассах Казань—Набережные Челны, Казань — Оренбург трассовой службы ЭМП.

Отсутствие стойкой тенденции к снижению тяжести ДТП в 1996—1998 гг. позволяет сделать вывод, что трассовая служба ЭМП объективно исчерпала свои возможности как система по снижению тяжести ДТП и требует нового концептуального подхода к решению проблемы оказания медицинской помощи пострадавшим. Массовость поражения и этиологическая многофакторность ДТП диктуют необходимость особого подхода при организации медицинской помощи пораженным, а при отдельных видах поражений — необходимость квалифицированного реанимационного пособия и специализированной медицинской помощи при ДТП в системе практического здравоохранения района.

С целью улучшения медицинского обеспечения пострадавших при ДТП по инициативе администрации Рыбно-Слободского района, Республиканского центра медицины катастроф Министерства здравоохранения Республики Татарстан в качестве экспериментального апробирования интеграции подвижных формирований службы медицины ката- у строф Республики Татарстан (медицинский отряд быстрого реагирования РЦМК М3 РТ и практического здравоохранения Рыбно-Слободского района) создана интегрированная система организации ЭМП ДТП. В основу интегрированной системы оказания ЭМП при ДТП положена организация взаимодействия службы медицины катастроф и практического здравоохранения сельскохозяйственного района.

Составные части системы:

— медицинский отряд быстрого реагирования (МОБР) Республиканского центра медицины катастроф;

— подвижная реаниматологическая бригада центральной районной больницы (ЦРБ);

— отделение ГИБДД отдела внутренних дел Рыбно-Слободского района;

— подвижный пост милиции со средним медицинским работником (фельдшером, медицинской сестрой);

— мобильный лечебно-диагностический комплекс на базе автомобиля КамАЗ;

— базовые лечебно-профилактические учреждения республиканской службы медицины катастроф;

— лечебно-профилактические учреждения здравоохранения района (ЦРБ, участковые больницы, расположенные в непосредственной близости от трассы — не более чем на 10 км.

Основным функциональным звеном системы является реаниматологическая группа ЦРБ в составе врача анестезиолога-реаниматолога, сестры-анестезиолога, сестры службы скорой и неотложной медицинской помощи, водителя-санитара. Сведения о ДТП поступают от подвижного поста милиции (в составе которого находится средний медицинский работник) в отделение ГИБДД отдела внутренних дел района и непосредственно оперативному дежурному управления ГИБДД Министерства внутренних дел республики (через систему “Моторола”). Соответственно из данных органов управления ГИБДД сигнал о ДТП поступает оперативному дежурному Республиканского центра медицины катастроф. При получении информации о ДТП центр оценивает обстановку, осуществляет прогноз ее развития, принимает решения о применении сил и средств из состава медицинского отряда быстрого реагирования (количество и состав) и об их доставке к месту назначения (район ДТП, участковая больница, ЦРБ). Далее силами медицинских формирований оказывается квалифицированная специализированная медицинская помощь пострадавшим в ДТП с организацией медицинского снабжения в зависимости от складывающейся обстановки. При получении сигнала о ДТП дежурный врач ЦРБ принимает (во всех случаях) решение о выдвижении в район ДТП реаниматологической бригады. При отсутствии врача-анестезиолога (отпуск и т.п.) его замещает врач- хирург. Тактика оказания медицинской помощи и эвакуационных мероприятий разрабатывается в зависимости от числа пострадавших, клинической формы поражения и тяжести состояния.

Для оценки эффективности интегрированной системы оказания ЭМП пострадавшим в ДТП на территориальном уровне проведен сравнительный анализ ее качества. В Рыбно-Слободском районе первую медицинскую помощь в 1995 г. на месте ДТП (непосредственно после ДТП) получили 2,4% пострадавших, в течение 0,5 ч — 14,3%, через один час и более после ДТП — основная доля пострадавших (88,3%). Доврачебную помощь в данной группе получили 78,4% пострадавших, причем в течение 30 минут — 16,7%, одного часа — 33%, более одного часа при тяжести ДТП 21,7 — 50%. Отсюда можно сделать вывод о взаимозависимости времени и качества оказания медицинской помощи. Вывод подтвержден данными за 1999 г.

На месте ДТП помощь получили 16% пострадавших, через полчаса — 82,2%, через один час и более — 1,8% при тяжести ДТП 17,8 (при отсутствии интегрированной системы в Алексеевском районе тяжесть ДТП за 1999 г. составила 25,6). Первая медицинская помощь на месте ДТП оказана 7,6% пострадавшим, через полчаса — 41,1%, через один час и более — 51,3%; доврачебная и первая врачебная помощь через 0,5 часа — 35,8%, один час — 33,3%, один час и более — 30,9%.

Анализ деятельности интегрированной системы ЭМП при ДТП в Рыбно-Слободском районе показывает снижение тяжести до 17,2 по сравнению со средним показателем (23,2).

Таким образом, правомочен следующий вывод: качество медицинской помощи пострадавшим в ДТП зависит от времени ее оказания.

×

About the authors

I. G. Faizullin

Central District Hospital of the Rybno-Slobodsky District of the Republic of Tatarstan

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2001 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies