Hypogammaglobulinemia and therapeutic use of gamma globulin

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In the Soviet Union, gammaglobulin was first obtained in 1946 by Kholchev and Kolesnikova from the blood serum of donors. At first, it was used to prevent measles, and then, as the content of various antibodies in it was studied, it began to be used for poliomyelitis (Leitman, Strakhova, Denisenko, Bogdanov), Botkin's disease (Ananiev, Grachev, Fabrikantov), ​​whooping cough (Khropetskaya), scarlet fever ( Kaushanskaya, Zhagullo, Mauerman). Gammaglobulins were also obtained from the blood serum of animals, which were successfully used for rabies (Selimov, Durasova, Kovalevskaya. Kobrinsky, Chun-syun), plague (Semenova, Ponomareva), smallpox (Mirosennikova). Gammaglobulin in industrial conditions is prepared from the placental serum of healthy women in labor.

Full Text

В Советском Союзе гаммаглобулин впервые был получен в 1946 г. Холчевым и Колесниковой из сыворотки крови доноров. Вначале он применялся для профилак­тики кори, а затем, по мере изучения содержания в нем различных антител, стал применяться при полиомиелите (Лейтман, Страхова, Денисенко, Богданов), болезни Боткина (Ананьев, Грачев, Фабрикантов), коклюше (Хропецкая), скарлатине (Каушанская, Жагулло, Мауэрман). Получены гаммаглобулины и из сыворотки крови животных, успешно применявшиеся при бешенстве (Селимов, Дурасова, Ковалев­ская. Кобринский, Чун-сюн), чуме (Семенова, Пономарева), оспе (Миросенникова). Гаммаглобулин в призводственных условиях готовится из плацентарной сыворотки здоровых рожениц.

Вопрос о лечебном применении гаммаглобулина привлек всеобщее внимание в 1951 г. когда Лёффлер описал случай обостряющегося пневмококкового менингита у пациента, который имел 12 рецидивов в течение полугода, причем у него выявлено полное отсутствие гаммаглобулина в плазме крови. Это было истолковано как пол­ная невозможность защиты со стороны организма. В 1952 г. Брутон сообщил о свое­образном патологическом синдроме у мальчика 8 лет с повторными, длительными и тяжелыми инфекционными заболеваниями, а также полным отсутствием в крови гаммаглобулиновой фракции. В отечественной и зарубежной литературе описаны осо­бенности нескольких десятков случаев врожденной агаммаглобулинемии у детей; аналогичные, но не столь характерные особенности обнаружены и у взрослых при гипогаммаглобулинемпи. Брутон и др. (1952), Джаневей с сотр. (1953), Кульнефф и Петерсон (1955), Баррет (1957), Балашова (1958), Уильборн (1960) описали отсут­ствие гаммаглобулина в плазме больных, клинически проявляющееся в частых ре­цидивах и тяжелом течении инфекций. Ряд авторов — Гитлин (1955), Фиркин и Блекборн (1958), Уильборн (1960)—приводит классификацию недостаточности и от­сутствия гаммаглобулина в крови, выделяя следующие 4 группы:

  • врожденная агаммаглобулинемия (у детей);
  • приобретенная агаммаглобулинемия (у детей и взрослых);
  • вторичная гипогаммаглобулинемия;
  • транзиторная гипогаммаглобулинемия.

Лишь в первых 3 группах, по мнению ряда авторов, имеется выраженный и устойчивый дефицит ткани, продуцирующей гаммаглобулин.

Состояния, относимые к 1 группе, выявляются у детей при инфекциях, повторяю­щихся с первых дней жизни; вероятно, этот дефект унаследован и передается жен­щинами потомству мужского пола (Уильборн, 1960).

Признаки состояний, относимых ко второй группе, появляются позднее, иногда со школьного возраста. Семейный анамнез при этом не характерен, заболевание встречается и у мужчин, и у женщин. Инфекции протекают при тяжелой гипогаммаглобулинемии, затем теряется способность к продуцированию гаммаглобулина, в связи с чем и развиваются хронические рецидивирующие инфекции.

3-я группа, включающая вторичные гипогаммаглобулинемии, наблюдается при многих системных заболеваниях, связанных с нарушением функции ретикуло-эндо- телиальной системы, когда нормальное продуцирование антител расстроено, напри­мер при нефрозах, лейкемиях, лучевой болезни,

4-я группа включает новорожденных и детей до 1 года с временным недостаточ­ным содержанием гаммаглобулина в результате ослабления нормального его синтеза в первые месяцы жизни. У новорожденного в крови содержится гаммаглобулин ма­теринского происхождения, к концу первого месяца жизни уровень гаммаглобулина падает примерно на , последующие 2 месяца он сохраняется на низких цифрах, затем постепенно нарастает, достигая нормального уровня ко второму году жизни (Орландини с сотрудниками. 1952; Балашова, 1958; Битенбердер, 1960).

При врожденной агаммаглобулинемии у ребенка, утратившего материнский гам­маглобулин, синтеза своего гаммаглобулина нет, электрофоретическим методом гам­маглобулин в таких случаях не выявляется, однако абсолютной агаммаглобулинемии нет, так как до 25 мг на 100 мл он обнаруживается иммунохимическими реакциями.

Обозрение этой проблемы и разбор случаев были опубликованы в ряде работ (Жуков-Вережников, 1960; Надеждина, 1961).

Этиология агаммаглобулинемии связана с изменением условий синтеза гаммагло­булина и поступления его в кровь. При врожденной агаммаглобулинемии гаммагло­булин в крови практически отсутствует, так как синтеза его не происходит. При вве­дении в таких случаях гаммаглобулина он появляется в крови лишь временно1, так как синтез его не восстанавливается. Механизм патологических процессов, возникаю­щих на почве агаммаглобулинемии, является в основном иммунологическим, посколь­ку антитела связаны с гаммаглобулинами крови, и им приписывается особая роль в 82

защите против различных инфекций (Власова, 1960; А Е. Гурвич, 1960, Н. С Захарьевская, 1960; Ю. Н. Мастюкова, 1960; Кульберг, 1960).

Наименьшее содержание глобулинов у детей самого раннего возраста позволяв!, видимо, объяснить малую сопротивляемость их некоторым заболеваниям (А. Бродович, Е. А Битенбиндер, М. М. Пистрак). Есть наблюдения Ю. Н. Мастюковой (1960), Я. И. Муратиди (1960), А. Е. Черномордик (1960), А. Г. Назарли (1960), О. И. Пучкова (1961), указывающие на параллелизм между содержанием глобулинов и антител в сыворотке крови при некоторых инфекциях. По мнению П. Ф. Здродовского, иммунные противотела — это глобулины, видоизмененные под влиянием анти­генного раздражителя, и вопрос об образовании противотел не отделим от проблемы образования различных белковых фракций крови. Н. Ф. Гамалея, Л. А. Зильбер, А. М. Кузин, А. П. Конников и другие считают, что анти голо является структурно измененным сывороточным глобулином. Как показывают работы А. Е. Гурвич (1960), электрофоретическая подвижность, скорость седиментации, аминокислотный состав, размер молекул и другие показатели свидетельствуют, что большинство ан­тител (например, преципитины кролика) не отличаются заметно от неспе-цифическнх гаммаглобулинов; не было найдено различий и в отношении их антигенных свойств.

Развитие в биохимии электрофоретических методов исследования белков подтвер­дило, что антитела связаны почти исключительно с гаммаглобулиновой фракцией, хотя некоторые антитела, например вырабатываемые по отношению к аллергенам, могут быть связаны с а - и £ -глобулинами. Есть экспериментальные работы, до­казывающие выработку антител лимфоидными и плазматическими клетками (П. Ф. Здродовский, 1956; В. А. Парнес, 1954). Еще в работах И. И. Мечникова и В. К. Высокович указывалось, что выработка антител является функцией макрофа­гальной системы. Под влиянием антигена ретикулярные и гистиоцитарные клетки подвергаются пролиферации и претерпевают трансформацию, конечными стадиями которой являются сначала незрелые, затем зрелые плазматические клетки. В про­цессе такой трансформации эти клетки приобретают способность к синтезу специфи­ческих гаммаглобулинов, которыми и являются антитела. В печени же синтеза гам- маглобулина не происходит (Уильборн, 1960).

Исследование реакции на введение антигена при агаммаглобулинемии произво­дилось многократно (Гитлин, 1955; Гуд и Зак, 1956; Ефимов, 1960; и др.). При вве­дении антигена здоровому ребенку возникает тройная реакция: вырабатываются антитела, повышается уровень гаммаглобулина и возрастает число плазматических клеток в селезенке и лимфатических узлах. У детей же с агаммаглобулинемией в от­вет на введение различных антигенов (тканевых, бактериальных и вирусных) анти­тела практически не образуются, развития клеток плазматического ряда, не проис­ходит, но способность к аллергическим реакциям, в частности на введение тубер­кулина, сохраняется (Уикс и Андерсон, 1956; Парнес, 1957; Уильборн, 1960).

Как показывают исследования ряда авторов, повторное применение антибиоти­ков сопровождается снижением общего белка и гаммаглобулина, что отрицательно влияет на выработку иммунитета.

Применение трансфузий крови и плазмы снижает отрицательное влияние антибио­тиков, вызывая нарастание количества белка и гаммаглобулина (А. А. Липаха, Н. И. Шехина, 1960; А. С. Тошков, I960; Helper и др., 1957; Harris, 1953; Roodev, 1957).

Среди клинических признаков агаммаглобулинемии и гипогаммаглобулинемип характерны микробные инфекции с очаговыми процессами, частыми рецидивами и прогрессирующим течением (в частности, воспаления дыхательного и кишечного трак­тов, синуситы, отиты, менингиты, бронхоэктатическая болезнь). Специфической ха­рактеристики заболеваний, связанных с гипогаммаглобулинемией, как отмечает ряд авторов (Гитлин, Джансвей, Уильборн, 1960), указать невозможно. Подозрение же на агаммаглобулинемию должно возникать на основании затяжного и рецидивирую­щего течения бактериальных инфекционных заболеваний. Предварительные данные о содержании гаммаглобулинов в сыворотке крови нетрудно получить, исследовав больного на наличие нормальных антител - нзогемагглютиногенов. Биохимические и иммунологические методы дают окончательный ответ. Уильборн указывает, что опи­сана смерть у ребенка при введении протпвогангренозной сыворотки при гипогамма- глобулинемии. У таких детей отмечается генерализация инфекции от вакцинации, пробы Дика и Шика положительны. Уильборн, ссылаясь на исследования ряда авто­ров, указывает, что иммунизация при агаммаглобулинемии недостижима, при вве­дении аллергенов не смогли обнаружить реагина, характерна нейтропения.

Клиническое применение гаммаглобулина основывается на ряде эксперименталь­ных работ и описании отдельных наблюдений рядом авторов.

Поскольку больные агаммаглобулинемией и гипогаммаглобулинемией с иммуно­логической точки зрения неполноценны и беззащитны против инфекции (Borandurr., 1960; Lundstrom, 1955; Sonnes. Israel, 1954; Zinetnann, 1954), применение человече­ского глобулина от здорового донора (ежемесячно по 0,1 мг на 1 кг веса внутри­мышечно) предохраняет от рецидива инфекции.

Шик (1958—59) приводит описание шести случаев заболевания желудочно-ки­шечного и дыхательного трактов, заболевания были устойчивы к действию антибио­тиков, и лишь сочетанное лечение гаммаглобулином и антибиотиками дало эффект Кноуф (1957) описал 10 аналогичных случаев. Шонхольц и другие (1958—59) пред­ставили более обширный материал и демонстрировали эффект от терапии антибио­тиками и гаммаглобулином (17 случаев); Борандом и др. (1959) сообщили о 66 слу­чаях крайне тяжелых бактериальных инфекций, устойчивых к терапии антибиотика­ми, с нормальным содержанием гаммаглобулина в плазме. Из них, однако, лишь в 31 случае лечение гаммаглобулином и антибиотиками дало хороший эффект, в 10 случаях было незначительное улучшение, в остальных нельзя было отметить выра­женного терапевтического действия гаммаглобулина. Стрим и др. (1938) сообщили обнадеживающий результат лечения одним гаммаглобулином в больших дозах. Longhlin (1958—59) приводит хороший эффект от лечения гаммаглобулином и хлорамфениколом в 11 случаях с тяжелой вторичной инфекцией и - 10 случаях — с тяжелой лимфогранулемой.

Приводя литературные данные по применению гаммаглобулина для профилактики и лечения тяжелых, ремитирующих инфекций, Уильборн (1960) указывает на эффекивность применения гаммаглобулина при рецидивирующих отитах, синуситах, ката­рах верхних дыхательных путей. Деймонт, Калло, Рубенсон (1961) приводят наблю­дения 113 случаев с острыми отитами у детей в возрасте от 1 года до 7 лет, лечен­ных введением гаммаглобулина для профилактики рецидива. Результат лечения авто­ры суммируют следующим образом:

  • возможность рецидива отита в не леченных гаммаглобулином случаях в 2 раза больше;
  • опасность рецидива наиболее велика в течение первых двух месяцев, наимень­шая— через 6 месяцев (иногда—12 месяцев);
  • возможность третьего и последующих рецидивов есть лишь в нелеченной группе.

Некоторые авторы (Aubry М., Pialeux Р., 1960) сообщают о хорошем антиаллергическом влиянии гаммаглобулина в малых дозах при рецидивирующих синуситах, отмечая в 60% наблюдаемых случаев хороший эффект. Роль антибиотиков в лечении больных гипогаммаглобулинемией велика, так как до антибиотиков эти больные, как правило, погибали. В заключение следует отметить, что в лечении больных с дефи­цитом гаммаглобулинов немалая роль принадлежит и антибиотикам.

Нами применялся с хорошими результатами гаммаглобулин в сочетании с анти­биотиками в тех случаях ЛОР-заболеваний, когда одни антибиотики не давали улуч­шения.

Учитывая приведенные литературные данные отечественных и зарубежных авто­ров, можно шире рекомендовать инъекции гаммаглобулина в дозе 0,1 мг на кг веса больного с интервалом 3—4 недели как одно из средств стимулирования сил имму­нитета при инфекционных процессах. Надо полагать, что при часто рецидивирующих инфекциях у. ослабленных больных гаммаглобулинотерапия будет более эффективной, поскольку такие случаи чаще протекают на фоне гипогаммаглобулинемии и даже агаммаглобулинемии. Применение гаммаглобулина в сочетании с антибиотиками дает выраженный клинический эффект в тех случаях, когда одни антибиотики не дают клинического эффекта, так как ведут ко вторичной гипогаммаглобулинемии.

×

About the authors

R. A. Abukova

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies