Dietary Fiber and Diabetes Mellitus

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Prevention of diabetes mellitus includes a variety of measures, including making adjustments to the diet. In the 1970s and 1980s, the greatest attention was paid to the increase in the specific gravity of dietary fiber in the diet, which include polysaccharides (cellulose, hemicellulose, pectin substances, gums, mucus) and lignin [17]. It is believed that adding dietary fiber to the diet will prevent high levels of glycemia and insulinemia, thereby protecting the beta cells of the pancreas from overexertion [30]. The main research in this regard was carried out on healthy and diabetic patients; there are publications and experimental works. The purpose of the latter is to create adequate models for studying the protective effect of dietary fiber on hyperglycemia, as well as to elucidate the mechanisms of this action.

Full Text

Профилактика сахарного диабета включает в себя самые различные мероприятия, в том числе и внесение коррективов в питание. Наибольшее внимание в 70—80-е годы уделяется увеличению в диете удельного веса пищевых волокон, к которым относят полисахариды (целлюлозу, гемицеллюлозу, пектиновые вещества, камеди, слизи) и лигнин [17]. Существует мнение, что добавление пищевых волокон в рацион предотвратит высокие уровни гликемии и инсулинемии, защитив тем самым бета- клетки поджелудочной железы от перенапряжения [30]. Основные исследования в этом плане проведены на здоровых и больных сахарным диабетом, имеются публикации и экспериментальных работ. Цель последних — создание адекватных моделей для изучения протективного действия пищевых волокон на гипергликемию, а также выяснение механизмов означенного действия.

В настоящей работе изложены результаты добавления 51 г гуаровой камеди в корм свиней (массой тела 30 кг), адаптированных в течение 7 сут к полуочищенному рациону и определенному режиму кормления. Как показали исследования сыворотки крови, забираемой до кормления и ежечасно после кормления в течение 8 часов, пополнение корма камедью препятствовало возрастанию уровней глюкозы, инсулина, а также отношения инсулин/глюкоза [20]. Изучали величину всасывания глюкозы в тонкой кишке крыс в опытах in situ, а также концентрацию глюкозы в крови при одновременном однократном или многодневном введении целлюлозы или пектина. Однократное поступление в тонкую кишку пищевых волокон вместе с глюкозой не влияло на степень всасывания моносахарида, но одновременное введение глюкозы и пектина (но не глюкозы и целлюлозы) приостанавливало повышение концентрации глюкозы в крови. Кормление крыс в течение 5 нед пищей, содержащей 10% целлюлозы или 5% пектина, приводило к значительному понижению всасывания глюкозы в тонкой кишке и к меньшему подъему уровня глюкозы в крови [27]. Крысы-самцы, у которых после введения стрептозотоцина в дозе 60 мг/кг массы тела возник сахарный диабет, получали в течение 40 сут 3 различных рациона: 1-й — с 5% волокна багасса (жома сахарного тростника), 2-й— контрольный и 3-й — также контрольный, но в объеме 1-го рациона. У крыс 1-й группы наблюдалось большее нарастание массы тела и меньшая концентрация глюкозы и триглицеридов в крови натощак, чем у крыс 2-й и 3-й групп. Уровень глюкагона плазмы постепенно снижался у крыс 1-й группы и заметно увеличивался у животных двух других групп, инсулинемия у всех животных не изменялась. Следовательно, пищевые волокна вызывали определенную нормализацию метаболических расстройств у крыс с экспериментальным сахарным диабетом [31].

Влияние пищевых волокон на углеводный обмен у здоровых людей выясняли Элбринк и соавт. (1979). 6 мужчин и 1 женщина в возрасте 25 лет получали высокоуглеводную диету (70% углеводов, по 15%—белка и жира — по энергоемкости), с высоким (18 г) и низким (1г) содержанием пищевых волокон — компонентов пищи (бобов, бурого риса, хлеба с отрубями, ананасов). Толерантность к глюкозе оказалась одинаковой при обоих типах диет, однако повышение инсулинемии в ответ на введение глюкозы при низком содержании пищевых волокон было в 2 раза большим. В исследованиях на здоровых и больных сахарным диабетом установили, что добавление 10 г гуаровой камеди как к смешанной, так и к углеводистой пище вызывает снижение уровней послепищевой гликемии, инсулинемии, глюкагоноподобной иммунореактивности крови и содержания в ней гастроингибирующего полипептида [22]. Последний обладает инсулинотропным эффектом [6, 25], а его инкреция в кровь индуцируется глюкозой [3, 5].

10 здоровых лиц съедали изоэнергоемкое количество яблок, яблочного пюре или яблочного сока. Уровень инсулинемии, необходимый для контролирования гликемии, был наивысшим после приема сока (отсутствие пищевых волокон), меньшим — после пюре и минимальным — после цельных яблок [7]. У 10 из 13 больных сахарным диабетом с высокой стойкой гипергликемией до лечения диета, бедная олигосахаридами и богатая пищевыми волокнами, в том числе пшеничными отрубями, привела к снижению (или даже к отмене) инсулина и препаратов сульфанилмочевины, а также к уменьшению уровня сывороточных триглицеридов [18].

Эндерсон и Воод (1979) изучали, эффективность лечения инсулином 20 больных сахарным диабетом на фоне высокоуглеводной диеты с повышенным содержанием в ней пищевых волокон. Первые 7 сут больным назначали контрольную диету, затем они переводились на означенный выше рацион с энергоемкостью, необходимой для поддержания постоянства массы тела. Диета с высоким содержанием пищевых волокон позволила уменьшить суточные дозы инсулина (в среднем с 26 до 11 ед), у 9 больных необходимость введения инсулина отпала. Концентрация глюкозы натощак и через 3 ч после приема пищи у больных, получавших исследуемую диету, была ниже, чем при назначении контрольной диеты, несмотря на более низкие дозы вводимого инсулина. Отмечались благоприятные сдвиги в показателях холестеринемии (снижение с 5,33 до 3,9 ммоль/л) при одинаковых показателях триглицеридемии.

Влияние дополнительного введения 18 г гель-образующего полисахарида (гуара) в высокоэнергоемкий жидкий пробный завтрак (4,4 мДж: 59% углеводов, 14% белка и 27% жира) изучали на 8 здоровых людях и 8 больных с нарушенной толерантностью к углеводам. Введение гуара снизило подъем уровня глюкозы на 53,1%, количества иммунореактивного инсулина — на 44,5%, гастроингибирующего полипептида в крови здоровых—на 26,1%- Аналогичные изменения наблюдались у лиц с гипотолерантностью к глюкозе [4]. 10 здоровых людей в возрасте от 19 до 54 лет получали в течение 30 дней традиционную для США пищу: 16% белка (из них 70% животного), 40% жира (отношение ненасыщенных жирных кислот к насыщенным равно 0,3), 44% углеводов (9% сахарозы) и 3 г очищенной клетчатки. Общая энергоемкость рациона: 11,3—14,6 мДж в зависимости от роста и массы тела. Затем исследуемым (по 4—6 чел. в группе) периодами по 28—30 дней давали дополнительно по 26 г в день одного из видов злаковых отрубей: пшеничных, кукурузных, соевых либо текстуированного белка овощей и пшеничных отрубей. Содержание клетчатки в перечисленных добавках составляло соответственно 44, 92, 87 и 51%. Отмечалось снижение гликемии натощак во всех группах. При повторении исследований через 2—4 мес были получены однозначные результаты [24].

При переводе тучных больных, находившихся в течение 5 сут на рационе с низким количеством балластных веществ, на питание с включением 18 г пищевых волокон наблюдалось падение уровня инсулина в крови натощак и замедление подъема концентрации глюкозы крови при проведении теста толерантности к глюкозе [23]. Однако не отмечалось изменений в концентрации глюкозы и инсулина в крови у 8 мужчин в возрасте 35—62 лет с атеросклерозом при переходе в течение 10 дней на рацион с добавлением оладий или каши из 100 г овсяных отрубей (26,4 г растительных волокон, из них 14,8 г водорастворимых) [19].

Большая серия работ опубликована группой Дженкинс (1976—1977). Больные инсулинозависимым и инсулинонезависимым сахарным диабетом получали контрольный или обогащенный 10 г пектина и 16 г гуаровой камеди твердый пробный завтрак (хлеб, масло, мармелад молоко, чай). Определение в течение 3 ч гликемии и инсулинемии обнаружило у них более высокие (на 42—60%) показатели на протяжении первых 15—90 мин при приеме контрольного завтрака. Подобные данные были получены при добавлении 14,5 г гуаровой камеди в жидкий пробный завтрак, содержащий глюкозу. В другом исследовании [14] больные дважды с промежутком в 4 ч принимали внутрь по 80 г глюкозы. Если при первом приеме глюкозы к ней добавляли 22,3 г гуаровой камеди, то повышение содержания глюкозы и инсулина в плазме после второго приема глюкозы подавлялось соответственно на 50 и 31%. Изменения концентрации кишечных гормонов — гастроингибирующего полипептида и энтероглюкагона — не наблюдались. Еще в одном клиническом опыте здоровые лица получали гуаровую камедь, пектин, цитрусовые, метилцеллюлозу, пшеничные отруби или холестирамин (в количестве, эквивалентном 12 г пищевых волокон). Увеличение концентрации глюкозы и инсулина в крови при тесте толерантности к глюкозе (50 г внутрь) при приеме глюкозы с пищевыми волокнами было менее выражено, чем в контроле (при приеме одной глюкозы); наибольший эффект оказывал гуар. Прием гуара внутрь при внутривенном тесте толерантности к глюкозе уменьшал на 20% площадь под кривой гликемии, но не влиял на инсулинемию [9].

Интерпретация полученных фактов неоднозначна и основывается частично как на экспериментальных данных, так и на гипотезах. В частности, уменьшение гипергликемии, наступающей после приема глюкозы вместе с пищевыми волокнами, объясняют замедлением ее всасывания. Причин этому несколько. Джонсон и Ли (1980) изучали влияние гель-формирующего полисахарида (0,1—-0,5% гуаровой камеди) на поступление глюкозы через стенку вывернутых мешочков, приготовленных из тонкой кишки крыс: при этом регистрировалась вязкость инкубированных растворов. Наблюдалось значительное торможение всасывания глюкозы, нарастающее по мере увеличения концентрации камеди. В отдельных экспериментах отмечали сходный эффект карбокси- метилцеллюлозы, обладающей высокой вязкостью. В связи с этим авторы объясняют ингибирующий эффект камеди на всасывание глюкозы увеличением толщины неперемешиваемого слоя жидкости, контактирующего с поверхностью слизистой вследствие возрастания его вязкости.

Аналогичного мнения о генезе торможения всасывания глюкозы в тонком кишечнике придерживаются Дженкинс с соавт. (1977). Понижение инсулинемии авторы предположительно объясняют уменьшением времени пассажа пищи по тонкому кишечнику при включении в рацион камеди и пектина, а значит, и меньшим рефлекторным выбросом гормона. В то же время Кэспэри и соавт. (1975) установили, наоборот, замедляющее действие гуара на прохождение химуса от желудка до толстой кишки у 7 из 8 здоровых и у 5 из 7 лиц с гипотолерантностью к глюкозе. Скорость пассажа химуса по тонкому кишечнику определялась по моменту увеличения водорода в выдыхаемом воздухе, отражающем начало перехода пищевой кашицы в толстую кишку. Швартц и Левайн (1980) на основании упомянутых выше экспериментальных исследований предполагают, что влияние однократного введения пектина на всасывание глюкозы связано с его действием на скорость опорожнения желудка, а влияние длительного кормления животных целлюлозой и пектином — с изменением всасывательной способности тонкой кишки.

Дженкинс (1980) также считает, что действие волокон в значительной мере обусловлено их влиянием на всасывание углеводов из кишечника. Кроме того, волокна могут тормозить секрецию интестинальных гормонов и ингибировать действие некоторых антинутриентов. Поэтому длительный прием (в течение 2—3 мес) гуара больными сахарным диабетом снижал глюкозурию и кетоацидоз, уменьшал потребность в инсулине, а также оказывал положительное действие при демпинг-синдроме [13].

Для выяснения механизмов влияния пищевых волокон на метаболизм глюкозы 10 здоровым лицам вводили внутривенно глюкозу в таких количествах и с такой скоростью, чтобы ее концентрация в крови установилась и поддерживалась в течение 3 ч на уровне, превышающем исходный (7 ммоль/л). Через 1 ч половина из них принимала внутрь 10 г гуаровой камеди. Концентрация инсулина в крови, общий метаболизм глюкозы и ее поглощение печенью были практически одинаковыми у лиц обеих групп. Изучение всасывания углеводов при приеме гуара проводилось с помощью орального введения 25 мг ксилозы. Уровень ее в крови через 1—3 ч после приема вместе с гуаром был на 25—40% ниже, чем у лиц, получивших одну ксилозу. Было сделано заключение, что пищевые волокна не вызывают повышения секреции инсулина и чувствительности к нему тканей, не увеличивают поглощения глюкозы печенью, но уменьшают и (или) задерживают всасывание углеводов [16]. Спиллером и соавт. (1978) отмечено, что механизм, объясняющий изменение метаболизма глюкозы при питании с включением в рацион пищевых волокон, остается неясным, хотя повышение чувствительности к инсулину (в большей мере, чем возрастание секреции инсулина) кажется наиболее правдоподобным. В этом особенно убеждает отсутствие улучшения толерантности к глюкозе у больных сахарным диабетом, нуждающихся .более чем в 30 ед. инсулина в сутки, несмотря на диету с высоким содержанием пищевых волокон. Вместе с тем у больных сахарным диабетом средней тяжести констатировано улучшение толерантности к глюкозе и понижение липидемии.

Со времени открытия инсулинотерапии прошло более 60 лет, но за это время было установлено лишь несколько существенных достижений в лечении сахарного диабета [21]. Хотя «право, мы не знаем, что такое ПВ» [8], гипотеза о связи возникновения и течения сахарного диабета с низковолокнистой диетой [29], как следует из представленного обзора литературы, подтверждена многими фактами. Значит, дополнительное введение пищевых волокон в рационы здоровых лиц и больных сахарным диабетом перспективно в отношении профилактики этого заболевания и улучшения возможностей диетотерапии, однако предстоит немалая исследовательская работа. В настоящее время отсутствуют сравнительные данные об эффективности диеты с содержанием тех или иных пищевых волокон, направленной на предупреждение гипергликемии, нет сведений о конкретных продуктах питания — их носителях. Призывы начать подобные работы, исходящие от ряда научных обществ [26], несомненно, обоснованы: сахарный диабет — острейшая медико-социалцная проблема нашего времени.

×

About the authors

S. G. Vainshtein

Ternopil Medical Institute

Email: info@eco-vector.com

Department of Therapy, Head - Prof., Faculty of Advanced Training for Doctors

Ukraine, Ternopil

A. M. Masik

Ternopil Medical Institute

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Department of Therapy, Faculty of Advanced Training for Doctors

Ukraine, Ternopil

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1983 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies