Cantharidin test for rheumatism in children

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The cantharidin test for rheumatism in adults has been studied by a number of authors (3. I. Malkin, A. L. Myasnikov, L. M. Overina, M. V. Chernorutsky), who note a certain dynamics of changes in the cellular composition of the exudate of the cantharidin bladder in this disease.

Full Text

Кантаридиновая проба при ревматизме у взрослых изучалась рядом авторов (3. И. Малкин, А. Л. Мясников, Л. М. Оверина, М. В. Черноруцкий), которые отмечают определенную динамику изменения клеточного состава эксудата кантаридинового пузыря при этом заболевании.

В ранние сроки ревматической атаки в эксудате пузыря снижен процент лимфогистиоцитов и преобладают нейтрофилы. После затихания острых проявлений болезни процент лимфогистиоцитов начинает нарастать, достигая 40—60, а далее, по мере выздоровления, содержание их снижается и начинается преобладание нейтрофилов.

Изменения клеточного состава эксудата кантаридинового пузыря неодинаковы при разных формах ревматизма. По наблюдениям Малкина, Мясникова, Мясниковой и Ишмухаметовой, при прогрессирующей кардиальной форме процент лимфогистиоцитов резко увеличивается (до 40%) и сохраняется 2—3 месяца. При полиартрите с поражением сердца процент лимфогистиоцитов нарастал меньше — до 12—33.

Л. М. Оверина отмечает, что выраженность гистиоцитарной реакции при кардиальных формах ревматизма выше, чем при полиартритической. В случаях же длительной необратимо-тяжелой недостаточности сердца обнаруживалось прогрессирующее снижение лимфогистиоцитов.

Кантаридиновая проба при ревматизме у детей, по данным ряда современных авторов, дает иные результаты, чем у взрослых, причем не одинаковые у разных авторов. М. С. Маслов указывает на преобладание нейтрофилов в эксудате пузыря. А. Б. Воловик отмечает преобладание нейтрофилов в фазе атаки и преобладание лимфогистиоцитов в фазе затихания атаки у половины больных. По данным А. А. Валентинович, нейтрофилез при пробе Кауфмана наблюдается тем чаще, чем больше нарушено общее состояние больного и чем сильнее температурная реакция. С. А. Гаврилов в своих наблюдениях не мог отметить закономерной смены характера эксудата в течении ревматизма у детей. По его наблюдениям, у ряда больных была выраженная тенденция к нейтрофилии эксудата как в острой фазе, так и в фазе затихания.

Нами проведено наблюдение над кантаридиновой пробой у 70 больных ревматизмом детей в возрасте от 6 до 15 лет. Сердечная форма была у 8 чел., сердечно-суставная — у 30, суставная—у 10, нервная — у 22. Подавляющее большинство поступило в клинику в острой стадии заболевания с симптомами основного заболевания (поражение сердца и суставов, центральной нервной системы, ускоренная РОЭ и повышенная температура). Нормальная РОЭ была у всех больных нервной формой ревматизма, протекавшей без поражения сердца или суставов, а также у четырех больных сердечной формой и у трех больных сердечно-суставной формой. Эти 7 больных поступили в клинику в срок около одного месяца от начала заболевания, после предварительного лечения.

Кантаридиновая проба ставилась у всех повторно (от 3 до 5 раз) за время пребывания в клинике. Техника была следующей: кантаридиновый пластырь размером около 1 см2 ставился на кожу латеральной поверхности плеча на 24 часа. Содержимое пузыря исследовалось на содержание форменных элементов — их общее количество и качество. Из 70 больных пузырь на месте наложения кантаридинового пластыря через 24 часа образовался у всех. У трех больных (с сердечной формой— 1, с сердечно-суставной — 2) пузырь от пластыря не получался при постановке пробы до 6 раз в течение 2 месяцев.

У половины больных лимфогистиоцитов было более 30 %, у 27,1 % — более 50%.

У всех наблюдалась определенная динамика содержания лимфогистиоцитов в эксудате пузыря. 54 больных имели при первом исследовании низкие цнфіры (5—10%) лимфогистиоцитов, которые спустя две недели начинали повышаться, достигая разных цифр, а далее примерно через месяц постепенно снижались до первоначальной величины, достигая ее лишь после снижения РОЭ, чаще на третьем месяце заболевания. Более длительно (до 5 -месяцев) высокий процент лимфогистиоцитов сохранялся у больных с декомпенсацией сердечной деятельности. Можно отметить, что начальное повышение процента лимфогистиоцитов происходило -в то время, когда РОЭ заметно снижалась. 16 больных имели уже при первом исследовании высокий процент лимфогистиоцитов, который, не повышаясь, начинал постепенно снижаться. Эти больные поступали в клинику после предварительного лечения, через несколько недель от начала болезни.

Максимальная степень повышения процента лимфогистиоцитов была неодинаковой при всех формах ревматизма.

Анализируя степень повышения лимфогистиоцитов при разных формах ревматизма, можно отметить следующее. Меньшая степень повышения (до 30%) лимфогистиоцитов при сердечной и сердечно-суставной формах наблюдалась у больных со сформировавшимся пороком сердца, лечившихся до поступления в клинику и не имевших декомпенсации сердечной деятельности.

У больных хореей более низкие цифры лимфогистиоцитов чаще наблюдались при первичном заболевании, при отсутствии поражения суставов и клинических симптомов поражения сердца. У больных же с рецидивом хореи или при сочетании хореи с другими формами ревматизма (поражение сердца, суставов) лимфогистиоциты повышались до высоких цифр. Однако и при заболевании хореей в первый раз, при отсутствии клинических симптомов поражения сердца, равно как и при полиартрите без поражения сердца, у ряда больных также наблюдался высокий процент лимфогистиоцитов, причем при полиартрите чаще, чем при хорее.

Количество форменных элементов в эксудате пузыря у взрослых ревматикбв, по наблюдениям Л. М. Овериной, было менее 2 000 у половины больных в раннем периоде суставной атаки. Через несколько недель у ряда больных появлялся высокий цитоз. С. А. Гаврилов, изучавший кантаридиновую пробу у больных ревматизмом детей, отмечает, что характер эксудата не зависит от его лейкоцитоза. Гиперлейкоцитоз эксудата пузыря, по его наблюдениям, чаще отмечался при кардиальной и полиартритической формах ревматизма и не зависел от лейкоцитоза крови.

Лейкоцитоз эксудата кантаридинового пузыря исследован нами у 55 больных всего 184 раза. Общее количество лейкоцитов колебалось в пределах от 1 600 до 59 000. Выше нормы (6 000) лейкоцитоз был у 23 из 55 исследованных больных. Чаще высокий лейкоцитоз эксудата пузыря наблюдался у больных с сердечной, сердечно-суставной и нервной формами и реже — при суставной. Можно отметить более высокий лейкоцитоз у больных с более тяжело протекающим поражением сердца в активной фазе болезни. У большинства наблюдалась известная последовательность измененной величины лейкоцитоза. Низкие цифры 'клеточных элементов, полученные при первом исследовании, имели тенденцию к повышению и последующему снижению. Высокие цифры, наблюдавшиеся при первом исследовании, снижались при последующих исследованиях.

Проведенные наблюдения не позволяют отметить зависимости между лейкоцитозом эксудата пузыря и содержанием в нем лимфогистиоцитов, а также лейкоцитозом крови. Обращает лишь на себя внимание, как было сказано, высокий лейкоцитоз при поражении сердца.

Динамику форменных элементов в эксудате кантаридинового пузыря иллюстрируют следующие истории болезни.

  1. Б-ной С., 15 лет, жалуется на боль в сердце, одышку. Болен месяц. Лечился в районной больнице.

Границы сердца расширены. Толчок в шестом межреберье снаружи от левой сосковой линии. Систолический и диастолический шум. Пульс-—100. Печень выступает на 4 поперечных пальца из-под реберной дуги. Температура 10 дней держалась в пределах 38,0—38,5°.

 

Дата

Лейкоцитов

РОЭ

мм/час

 Кантаридиновая проба

лейкоцитов

% нейтрофилов

% лимфогистиоцитов

14/ХІ

12100

62

16800

82

18

26/XI

10150

40

8000

64

36

10/XII

9550

25

8100

52

48

26/XII

7750

24

7800

64

36

 

Как видно, у этого больного (с сердечной формой ревматизма) в активной фазе количество форменных Элементов в эксудате пузыря постепенно снижается с первоначально высокой цифры. Лимфогистиоциты повышаются, в то время как РОЭ начинает заметно снижаться. Высокий процент лимфогистиоцитов сохраняется через 6 недель после начала лечения на фоне нормальной температуры и нерезко-ускоренной РОЭ.

  1. В., 8 лет, страдает хореей в течение месяца. Первый раз болела год тому назад. Выраженные непроизвольные сокращения мимической мускулатуры, мышц туловища и конечностей. Гипотония мускулатуры. Систолический шум на верхушке сердца, проводящийся к основанию. Пульс — 90.

 

Дата

Лейкоцитов

РОЭ

мм/час

Кантаридиновая проба

лейкоцитов

% нейтрофилов

% лимфогистиоцитов

30/ІІІ

10150

10

8400

68

32

6/ІѴ

10350

8

7400

66

34

13/IV

8950

6

2800

45

55

21/IV

9200

8

2860

55

45

3/V

9150

6

2750

58

42

 

 

У больной со второй атакой хореи и поражением сердца высокий процент лимфогистиоцитов сохраняется 5 недель, на фоне нормальной РОЭ и после исчезновения гиперкинезов.

  • П., 11 лет, заболел за 3 дня до поступления в клинику. Поднялась температура до 38°. Появилась боль в коленных и голеностопных суставах. В клинике боль и опухание суставов сохранялись 2 дня. Температура первый день 38,0°. В течение последующей недели — субфебрильная. Пульс — 90. Со стороны сердца патологии не определяется.
  •  

Дата

 Лейкоцитов

РОЭ

мм/час

Кантаридиновая проба

лейкоцитов

% нейтрофилов

% лимфогистиоцитов

20/ІІІ

8950

53

2400

60

40

26/ІІІ

8600

32

2600

57

43

3/ІѴ

7600

12

1600

43

57

10/IV

8200

7

2600

36

64

21/IV

6650

5

2500

66

34

 

Этот б-ной перенес первую атаку ревматического полиартрита без клинических симптомов поражения сердца. Болезнь протекала нетяжело. Быстро снизились температура и РОЭ. Лимфогистиоциты в эксудате пузыря поднимались до высокой цифры, и количество их оставалось значительно повышенным после исчезновения симптомов болезни и нормализации РОЭ.

Выводы:

  1. Кантаридиновая проба дает при всех формах ревматизма у детей повышение процента лимфогистиоцитов, достигающее у ряда больных высоких цифр (выше 50%).
  2. Высокие цифры лимфогистиоцитов наблюдались, в частности, при декомпенсации сердечной деятельности и повторных атаках ревматизма, а также у ряда больных полиартритом без поражения сердца.
  3. У большинства больных наблюдалась определенная динамика форменных элементов эксудата пузыря — начальный нейтрофилез сменялся лимфогистиоцитозом, который постепенно снижался до первоначальных цифр.
  4. Количество форменных элементов в эксудате пузыря не зависело от лейкоцитоза крови и характера форменных элементов в эксудате.
  5. У отдельных больных кантаридиновая проба получается отрицательной (пузырь не образуется) при повторных исследованиях за время пребывания в стационаре.
×

About the authors

E. I. Korovaev

Kazan Medical Institute; Republican Clinical Hospital

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Department of Hospital Pediatrics, Children's Department, professor

Russian Federation, Kazan; Kazan

A. N. Zhukova

Kazan Medical Institute; Republican Clinical Hospital

Email: info@eco-vector.com

Department of Hospital Pediatrics, Children's Department

Russian Federation, Kazan; Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1960 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies