A rare case of ascariasis

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Recently, helminthic infestations have affected a huge part of the villages of our Union and it is no coincidence that every year the contingent of patients in whom gel-mintiasis plays a certain etiological role in their diseases increases in the Essentuk group of K. M. V. In recent years, a number of classical works by Prof. Fülleborn, Weinberger, Scriabin, etc. have been published, confirming the above.

Full Text

За последнее время глистные инвазии поразили огромную часть на  селения нашего Союза и не случайно, что с каждым годом на Ессентукской группе К. М. В. увеличивается контингент больных, у которых гель-минтиазис играет определенную этиологическую роль в их заболеваниях. За последние годы вышел в свет ряд классических работ проф. Fülleborn’a, Вейнбергера, Скрябина и др., подтверждающих выше  сказанное.

Открытие явлений миграции личинок аскарид в токе кровяного русла, способность их проникать через неповрежденные кожные покровы, наконец,—повреждение целости слизистой оболочки кишечника, тем самым содействуя инокуляции микробной кишечной флоры, все эти факты заставляют не только пересмотреть, но и расширить в свете современных воззрений на гельминтиазис рамки клиники заболеваний брюшных органов (печень, желудок, кишечник), именно тех заболеваний, которые дают наиболее мощную группу больных, попадающих ежегодно на Ессентукский курорт. А потому нам казалось целесообразным описать случай аскаридоза, который наблюдали в текущем сезоне в клинике Бактериологического института, случай, интересный не только по своему клиническому симптомокомплексу, но и по редкому выбору аскаридой пути для своего выхождения из тела хозяина.

Привожу in extenso историю этого редкого случая аскаридоза.

Б-ой Е-ов. История болезни № 158. 21 года, в настоящее время учащийся, восемь лет работал на производстве слесарем, поступил в клинику 2 9/VI с. г. с диагнозом Отборочной комиссии: хронический энтерит. Жалобы больного: частый жидкий стул 5—8 раз в сутки, боли в пояснице, выхождение газов из уретры при окончании мочеиспускания. Считает себя больным с 1927 года, когда у него появились поносы без каких-либо болевых ощущений и без сопутствующих диспептических явлений; лечился амбулаторно, причем больной трактовался как колитик. Помимо медикаментозного лечения периодически соблюдал диэту, но улучшения не отмечалось. Приблизительно также два года тому назад появились боли в пояснице, анализа мочи не производилось. Общее состояние больного за трех  летний период до поступления в клинику не изменилось, вес приблизительно оставался одним и тем же; инфекций никаких не переносил, за исключением в детстве кори. Отмечается в анамнезе приблизительно два года тому назад выхождение из уретры небольшого конкремента, небольшого «камушка» но словам больного, при  чем при каких обстоятельствах это произошло, больной указать не может. Со стороны наследственности ничего не отмечается.

Больной весом 59,4 кгр., рост 175, удовлетворительного питания, со стороны сердечно-сосудистой системы, легких, нервной системы ничего патологического не отмечается. Аппетит хороший, диспептических явлений нет, в подложечной области болезненных точек нет, нижняя граница желудка на уровне пупка, жел. сок—общая кислотность 72, свободная соляная—50, связанная—16. Живот слегка вздут, значительная чувствительность и урчание при пальпации в области соесum, левый край печени увеличен, область желчного пузыря болезненна при пальпации и верхний край правого mus. rectus несколько напряжен, ясно выраженный симптом Гаусмана и plirenicus, селезенка нормальна. Стул жидкий 5—8 раз за сутки, тенезмов нет. Анализ кала—форма и консистенция: частью жидкая, частью отдельными оформленными комочками, макроскопически крови и гноя нет. Много слизистых комков. При микроскопическом исследовании—в большом количестве лейкоциты заключенные в слизь и яйца хлыстовика. В остальном патологического ничего не обнаружено. Со стороны почек и мочевых путей—чувствительность при пальпации обеих почек, особенно правой, мочеиспускание безболезненное, неучащенное, при окончании последнего выхождение обильного количества пузырей газа, на подобие «мыльных», из уретры. Анализ мочи: моча при стоянии мутная, уд. вес 1022, реакция—кислая, осадок значительный хлопчатый, белка следы, индикан резко выражен, в осадке—масса лейкоцитов, сплошь покрывающих все поле зрения и обильная кишечная флора, в остальном норма.

Таким образом мы имели явление пиэлита возможно калькулезного характера, так как в анамнезе были указания на выхождения „конкремента“. Далее хронический холицистит и энтероколит с невполне выясненной этиологией.

Больному было назначено помимо питьевого лечения—грязевое на область живота; при последующих детальных расспросах удалось установить определенную связь между частотой стула и функцией мочевого пузыря: больному даны были указания но возможности задерживать мочеиспускание, при этом отмечалось определенное увеличение частоты стула, обратно при задержке стула удалось отметить более обильное выхождение газов из уретры Все эти данные наводили на мысль, что мы имели дело с пузырно-ректальным свищем; для подтверждения этого предположения решено было произвести цистоскопию и ректоскопию, но 7-го июня у больного появились боли по ходу уретры, мочеиспускание стало затруднительным, временами моча шла каплями, боли к вечеру усилились, причем мы считали, что мы имеем дело с выхождением нового конкремента, но, как оказалось, ошиблись в характере выхождения инородного тела. 8-го июня утром у больного из уретры, вышла аскарида, самец около 5 см. длиною, которая подтвердила наличие пузырно- ректального свища. 16-го июня больному была произведена цистоскопия (проф. А. В. Смирнов), причем при самом тщательном обследовании пузыря свищ не был обнаружен, слизистая пузыря оказалась совершенно нормальная. При ректоскопии было обнаружено: Proctitis chronic, catar. с обострением в самом нижнем отрезке recti; свищ также не был обнаружен. 21-го июня при вторичной цистоскопии и ректоскопии свища не удалось найти, в виду чего в пузырь нами было влито 400 кб. см. дестиллированной воды, окрашенной индиго-кармином. Через 2 часа спустя, предварительно изолировав penis больного в отдельный сосуд, заставили больного произвести дефекацию, причем per rectum вышло 150 кб. см. окрашенной жидкости с плавающими частицами кала, а при мочеиспускании 240 кубиков окрашенной мочи. Таким образом связь пузыря с прямой кишкой была установлена и характер „поносов“ точно выяснен.

Анализируя наш случай, мы должны отметить тот интересный факт, что несмотря на долгую тесную анатомическую связь пузыря с прямой кишкой, при наличии обильной кишечной 'флоры, мы, по заключению проф. Смирнова, не имели явлений цистита, в то время как почечные лоханки были уже инфецированы восходящей инфекцией; наличие обильного количества лейкоцитов в осадке было за счет пиэлита, а не в результате нахождения аскариды в пузыре, так как при последнем случае мы имели бы явления „очаговой“ реакции со стороны белой крови. Уже несколько лет тому назад An schütz и ряд других авторов указывали, что хлыстовик, аскариды, травматизируя слизистую кишечника, вызывают воспалительные явления последней с инфильтрацией эозинофильными клетками. Аналогичное явление удалось нам наблюдать во многих случаях при патолого-анатомических исследованиях слизистой appendix’a, инвазированного хлыстовиком и острицами, причем слизистая appendix-’a представлялась резко инфильтрированной эозинофилами.

При исследованиях окрашенных мазков в нашем случае, взятых из осадка мочи, мы наблюдали нейтрофилоз при полном отсутствии эозинофилов.

Самый момент выхождения аскариды через мужскую уретру во время кур-лечения нам кажется не случайным. Уже втечение несколь  ких лет, работая на Ессентукском курорте, нам приходилось отмечать, что бальнеологические факторы, именно грязевое лечение на области живота, провоцируют выхождение глистных паразитов. У многих больных наших, у которых предварительное исследование кала на присутствие глистной инвазии давало отрицательный результат, во время грязелечения выходили аскариды. Аналогичные наблюдения отмечают и ряд врачей, работающих в Ессентуках. Нам думается, что агентом, провоцирующим выхождение паразита, является грязь, именно термический ее фактор, так как из последних экспериментальных работ известно, что для аскарид существует определенный термический оптимум, выше которого паразит существовать не может и старается выйти из опасной для жизни зоны. Повседневные наблюдения у постели больного подтвержают выше  сказанное. У инфекционных больных с высокой температурой сплошь и рядом наблюдается выхождение аскарид, у детей, больных тяжелой фор  мой аллергий от аутоинтоксикации аскаридами, температура является благодетельным фактором, изгоняющим паразитов, тем самым обнаруживая этиологический момент данного заболевания. Наконец, работая во второй Московской Лефортовской больнице, нам у заведомо больных аскаридозом удавалось изгонять паразитов путем назначения диатермии.

В заключение нужно отметить, что путь выхождения аскариды че  рез мужскую уретру чрезвычайно редкий; в современной литературе как нашей, так и заграничной описаны случаи внедрения аскарид в различные органы человеческого тела: помимо аскаридозиса желчных ходов печени, поджелудочной железы, дыхательных путей, описан аскаридоз лобной пазухи (случай Troja), наконец, аскаридоз мочевых и половых органов женщин но случая, аналогичного нашему, нам в литературе не удалось найти.

Осталось не вполне выясненным, проникла ли аскарида, благодаря своей удивительной способности отыскивать узкие каналы, в пузырь че  рез пузырно-ректальный свищ или аскарида находилась в пузыре, попав в последний путем перфорации.

По своему анатомическому строению аскарида перфорировать нормальную кишечную стенку не может. Только измененная слизистая кишечника под влиянием бывших воспалительных процессов или травма является тем locus minoris resisten., где для аскариды образуются благоприятные условия для перфорации, в результате чего мы получаем клинический симптомо-комплекс, известный под термином „Darmabscessus‘ последний не столь редкий в практической жизни1) и не даром немец  кие хирурги считают за правило всякого больного, долженствующего подвергнуться полостной операции, предварительно дегельментизировать.

В нашем случае диаррея появилась внезапно, другими словами связь мочевого пузыря с прямой кишкой произошла в довольно короткий срок, и мы могли допустить возможность перфорации, так как для последней были благодарные превходящие анатомические условия—явления проктита, возможно раньше бывшего перипроктита с распространением воспалительного процесса на заднюю стенку мочевого пузыря.

Наш случай недостаточно обследован в силу курортных условий (краткое пребывание больного на курорте, нежелание подвергнуться дальнейшим исследованиям, после того как больной узнал сущность характера поноса), но мы надеемся, что он явится небольшим вкладом для молодой только что начинающей развиваться клиники гельминтиазиса.

Пользуемся случаем выразить благодарность проф. Р. А. Лурия и проф. А. В. Смирнову за дачу ценных замечаний в развернувших  ся прениях при докладе вышеописанного случая.

 

1 В восточной части Грузии, где население поражено глистными инвазиями,, в 70—80% нам в течение 2% лет удалось наблюдать три случая «Darmabscess’a», из коих двое закончились летально.

 

×

About the authors

A. A. Gavrilenko

Balneological Institute

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Essentuki Clinic

Russian Federation, Essentuki

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1931 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies