Innervation of the normal and horseshoe-shaped kidney

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

None of the organs located in the human abdominal cavity gives such a frequent and diverse deviation from the norm, which the kidneys give us. We can observe various variants in the sense of their incorrect position, shape, size, and even number in subjects who are completely healthy and do not suspect this. Obviously, these kidneys cope with the work assigned to them by the body—the regulation of water and the release of metabolic products in the same way as normal ones.

Full Text

Ни один из органов, находящихся в брюшной полости человека не дает такого частого и разнообразного отклонения от нормы, какое дают нам почки. Мы можем наблюдать различные варианты в смысле неправильного положения, формы, величины и даже числа их у субъектов вполне здоровых и не подозревающих этого. Очевидно, эти почки справляются с возложенной на них организмом работой—регулированием воды и выделением продуктов обмена веществ так же, как и нормальные.

Эта способность почек, как указывает Schilf, гораздо больше зависит от нервной системы, чем это до сих пор думали. Во всяком случае мы не можем определенно ответить на вопрос, почему существует у почек большое количество нервов. Последние, несмотря на различные- индивидуальные вариации, в своей основной, анатомической схеме всегда одинаково ее иннервируют. В этом легко можно убедиться, рассматривая различные типы иннервации аномалийных и нормальных почек. В настоящей своей работе мы и имеем в виду это сделать в отношении обычной и под ковообразной почки.

В норме plexus renalis представляется густым, прерываемым раз личным количеством разнообразной формы узелков сплетением, сопровождающим почечную артерию в ворота почки (рис. 1). В случаях, когда артерия делится, то же самое происходит и с окружающими ее нервами, которые образуют соответственно разделившейся артерии ряд второстепенных сплетений.

Сам plexus renalis состоит из тонких нервных нитей, происходящих от gang, semilunare, gang, aortico-renale, gang, mesentericum superius, nerv. splanchnicus minor и нитей pars, lumbalis пограничного ствола sympathici. Самое большое число нитей происходит из gang, semilunare (рис. І-ый; 1 и 7).

Если последний действительно полулунной формы, то нервные нити чаще всего отходят от нижнего рога или от нижнего края, близко к нижнему рогу. Часть нитей может отходить и гораздо выше, с вен тральной или дорзальной поверхности, почти от верхнего рога. Однако, такое отхождение их встречается реже.

Форма полулунных узлов настолько разнообразна, что название полулунный может относиться только к очень немногим из них (Терновский, Сущевский). Обычно они имеют форму неправильного многоугольника, в некоторых случаях даже состоящего из нескольких узлов, связанных между собою нитями.

Веточки к plexus renalis отходят от тех частей узла, которые рас положены ближе к почечной артерии. Они могут собираться для образования общего ствола (Hovelaque) или оставаться раздельными, образуя 3 или 4 тоненьких нити, которые направляются сверху вниз, латерально, давая на своем пути различные отношения к gang, aortico-renale. Окружая почечную артерию, эти нити делятся как бы не два слоя, располагаясь один на ее передней поверхности, другой на задней. Часто они соединяются с маленькой веточкой от nerv, splanchnicus minor или от nerv, splanchnicus inferior, а иногда к ним входит тоненькая веточка от nerv, splanchnicus major (Hovelaque). Анатомические и экспериментальные данные говорят, что именно при посредстве этих нитей, идущих от g. semilunare, vagus участвует в иннервации почки. Прямого, анатомически доказанного соединения между vagus’oм и plexus renalis, по крайней мере для большинства случаев, не существует (Renner, Hovelaque).

Еllingеr и Hirt доказали, что vagus иннервирует почку не отдельно как правый и левый, но что оба они сначала попадают в g. semilunare и только оттуда уже многочисленными веточками идут в почку. Правда, Heitzmann в свое время описал ветвь от правого vagus’a, идущую непосредственно к почечному сплетению, но никто из перечисленных выше авторов, ни мы лично этой ветви от правого vagus’a, идущей не посредственно к почке, не наблюдали1).

На передней поверхности art. renalis располагаются также нити, происходящие от gang, aortico-renale (рис. І-ый; 2 и 8).

Сам узел небольших размеров, неопределенной формы, чаще всего в виде небольшой звездочки, лежит в массе жировой клетчатки, сбоку от аорты, над стволом почечной артерии. В зависимости от рас стояния с одной стороны от аорты до узла, с другой от узла до art. renalis, а также от величины угла отхождения art. renalis от аорты, нити от gang, aortico renale направляются в hylus renalis, идя или перпендикулярно к аорте, или косо вниз и, гораздо реже, косо вверх. Все они обычно располагаются на передней поверхности почечной артерии в количестве, не превышающем трех. Небольшое число нитей соединяет gang, suprarenale с gang, aortico-renale. В некоторых случаях нити от gang, suprarenale соединяются не с gang, aortico-renale, а с происходящими от него нитями, выше уже описанными.

Веточка, происходящая от gang, mesentericum superius, встречается довольно редко. Hovelaque пишет, что «в случае ее существования, кажется, она идет по передней поверхности артерии». Frankenhäu ser же видел ее идущей к gang, renal, posterius. В нашем материале (25 трупов) было два случая, когда она оканчивалась в gang, renale anterius (gang, inesent, super, обозначен 3, 9 на рис. 1).

От nerv, splanchnicus minor отходит одна или две веточки, идущие сзади по art. renalis. Реже бывает, что одна веточка идет по задней, другая по передней поверхности артерии. Когда существует gang, renale posterius, ветви от nerv, splanchnicus minor могут непосредственно вступать в него, а иногда даже в gang, renale posterius может вступать и конечная ветвь nerv, splanchnicus minor.

Сам gang, renale posterius является небольшим, чаще всего плоским узелком, расположенным на задней поверхности почечной артерии, не далеко от места ее отхождения. Hovelaque указывает, что при существовании nerv, splanchnicus inferior, nerv, splanchnicus minor обычно мало развит. Посылая несколько слабых веточек к почечной артерии, nerv. splanchnic, inferior некоторым образом как бы заменяет nerv, splanchnicus minor, часто достигая gang, renale poster.

Сравнительно редко можно видеть также ниточку, происходящую от splanchnic, major, оканчивающуюся в gang, renale poster, или направляющуюся к почечной артерии и анастомозирующую с одной из ветвей, происходящих от полулунного узла. От I-го и II-ого поясничного узла пограничного ствола sympathici (рис. І-ый; 5 и 11) идут 1—2 веточки, к почечному сплетению, достигая его в различных точках, чаще всего в gang, renale posterius (Hovelaque) или в gang, renale inferius (Гарт ман-Вейнберг). Последний узел в виде небольшой звездочки выполняет угол между аортой и нижним краем ствола почечной артерии. От него отходят следующие веточки: одна-три к gang, aortico-renale, одна, две к gang, spermaticum и две-три в hylus почки. Иногда на передней поверхности почечной артерии, по пути сплетения, находятся Один или несколько маленьких узелков в gang, renale anterius (рис. І-ый: 10).

Гартман-Вейнберг указывает, что и в них могут вступать веточки узлов пограничного ствола sympathici. связанного через rаm. commun, со спинномозговымп нервами 19-м и 20-м. Никакой существен ной разницы между plexus renalis правой и левой почки мы не обнаружили явления обеих почек могут непосредственно соединяться между собой (12 случаев из 25), находясь в то же время в постоянной связи со сплетениями окружающих их органов.

Из всех вышеописанных нами нервов почек, прямо или косвенно участвующих в образовании plexus renalis, главная роль в отношении регуляции мочеобразования выпадает на n. vagus, n.splanchnicus minor, n. splanchnicus major и веточки поясничной части пограничного столба nerv, sympathici.

Является ли vagus в своем действии на диурез нервом секреторным для почки или, как некоторые думают, лишь только сосудодвигательным (расширяющим ее сосуды), до сих пор определенно неизвестно. Однако в последнее время, особенно после работ Ellingеr’а, появляется все больше и больше сторонников секреторного действия n. vagi. Ellinger показал, что перерезка этого нерва повышает содержание азотистых веществ в моче, не увеличивая количества ее самой. Раздражая же периферический конец n. vagi, мы можем получить увеличение количества мочи, не вызывая в то же время не малейшего расширения почечных сосудов. Перезка n. splanchnici minor повышает диурез, так как этот нерв несет в себе вазоконстрикторы для почечных артерий. Ellinger и Hirt указывают, что в своем влиянии на диурез импульсы, идущие от n. vagus и п. splanchnicus minor, тормозят друг друга.

Эти же авторы отмечают очень интересный факт, что два симпатических нерва n. splanchnicus major и веточки поясничной части пограничного столба n. sympathici—являются антагонистами. В то время как первый задерживает выделение азота и способствует выделению фосфатов, второй, т. е. веточки поясничной части симпатического нерва, как раз наоборот, тормозят выделение фосфатов и способствуют в незначительной мере выделению азота. По Jost’y волокна, идущие от брюшного симпатического нерва, задерживают выделение воды и способствуют выделению NaCl.

Из всего этого видно, что между n. vagus и n. sympathies антагонизм имеет место только для количества мочи, для выделения же фосфатов и азота антагонизм происходит через симпатические нервы.

Мы уже отмечали, что большинство почек, представляющих те или иные отклонения от нормы, справляются с возложенной на них организмом работой (регуляцией воды и выделением продуктов обмена веществ) почти так же хорошо, как и нормальные почки. С другой стороны, зная роль нервов в процессе мочеобразования. мы можем уже a priori предполагать, что иннервация любой аномалийной почки у жизнеспособного субъекта будет такой же, как и нормальной.

В нашем материале, кроме двадцати пяти пар нормальных почек, было три подковообразных с расположенными кверху вогнутостями. В первом случае мы имели 3, во втором 6 и в третьем 4 почечных артерии, которые отходили от аорты и шли в ворота почки. Нервы, находившиеся на этих артериях, и явились предметом нашего исследования.

 

Рис.1. 1-g. semilurane dext; 2-g. aortico-renale dext. 3-g. mesent. sup. dext; 4-g. renale inf. dext;5-пограничный столб n. sympathici (справа); 6-g. mwsent. inf. dext. 7-g. semilunare sinist.; 8-g. aortico-renale sinist; 9-g. mesent. sup. sinist.; 10-g. renale ant. sinist.; 11-пограничный столб n. sympathici (слева); 12-g. mesent. inf. sinist

 

Рис. 2. 1-g. semilunare dext.; 2-N. splanchn. infer dext.; 3-пограничный столб n. symathici (справа).;4-g. mesent sup. sinist.;7-g. aortico-renale sinist.; 8-пограничный столб n. sympathici (слева). 9-g. mesent. inf. sinist.

 

В результате, сравнивая plexus renalis подковообразной и нормаль ной почки, мы пришли к заключению, что оба сплетения состоят из одних и тех же основных элементов. Это совершенно ясно видно, кода артерия подковообразной почки, одна или две, отходят от аорты на своем обычном месте (на уровне тела I-го и II-го поясничного позвонка). Каждая такая артерия имеет свое собственное сплетение, в образовании которого, как в норме, участвуют нервы, происходящие от gang. semilunare, gang, aortico-renale, n. splanchnicus minor и веточек поясничной части пограничного столба п. sympathies

Несколько иначе бывает в тех случаях, когда одна артерия находится на обычном месте, а вторая лежит много ниже первой, близко к месту отхождения art. meseiiterica inter (рис. ІІ-ой). Тогда сплетение, образующееся на нижней почечной артерини, берет свое начало, главным образом, от нижне-брыжеечного узла (рис. II-й; 4 в 9). Последний как бы заменяет здесь для такой артерии gang, semilunare и gang, aortico-renale, получая, очевидно, через plexus intermesentericus нити от plexus solaris, в которых находятся элементы vagus’a, n. splanchnici major и n. splanchnicus minor. (Здесь интересно отметить, что когда n. splanchnicus minor оканчивается не в gang, semilunare, а в gang, renale post., то ему приходится или непосредственно давать веточку к одному из нижнебрыжеечных узлов, или же дать веточку, соединяющуюся с ними, идущими к этому узлу).

Если к сказанному еще добавить, что веточки поясничной части пограничного столба n. sympathici соединяются с gang, mesenter. infer., а также с идущими к нему нитями, то и здесь станет ясно, что такой нижнебрыжеечный узел имеет все необходимые нервы для образования на добавочной почечной артерии вполне полноценного сплетения2).

Очевидно, что природа легко меняет форму, величину, число почек n. по-видимому, никогда не изменяет основную схему их иннервации. Это обстоятельство должно служить для нас некоторым предупреждением, чтобы мы при своих хирургических мероприятиях на почке как можно бережнее обращались с ее нервами. Нужно помнить о их роли и влиянии на процессы мочеобразования и уж, конечно, избегать делать такие операции, как симпатектомия почечной артерии.

 

1 Нами исследовано 10 взрослых и 15 детских трупов в возрасте от одного месяца и до года.

2 Интересующиеся более подробным описанием иннервации подковообразной почки могут найти его в нашей работе: „Plexus renalis der normalen und hufei senförmigen Niere“. Zeitschr. f. Anat. u. Entwicklungsgesch. 1928, Bd. 85, Hf. 5/6.

 

×

About the authors

A. A. Vishnevsky

Kazan State University

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Anatomical Institute

Russian Federation, Kazan

References

  1. Гартман-Вейнберг. Брюшная симпатическая система человека и антропоидов. Изв. науч. инет. им. Лесгафта. 1924.
  2. Сущевский. Хирургическая анатомия чревного сплетения. Труды Воронежского унив. Т. IV.
  3. Терновский. К морфологии ганглиев plexus coeliacus. Труды ІІІ-го Всероссийск. съезда зоологов, анатомов и гистологов.
  4. Еllіngеru. Hirt. Arch. f. exp. Pathol, u. Pharm. 1925.
  5. Frankenhaeuser. Die Nerven der Gebärmutter und ihre Endigung in den glatten Muskelfasern. Jena, 1867,
  6. Heitzmann. Die Anatomie des Menschen. 1893.
  7. Henle. Nerven lehre des Menschen. 1879.
  8. Hirt. Die Innervation der Niere. 1924.
  9. Hovelaque. Anatomie des nerves craniers et rachidiens et du système grand sympatique chez l’homme. 1927.
  10. Jost. Die sympathische Innervation der Niere. Zeitschr. f. Biol. 1914,
  11. Mueller. Die Lebensnerven. Berlin, 1924
  12. O. Renner. Die Innervation der Niere. 1924.
  13. Schile. Das autonome Nervensystem. Leipzig. 1926.
  14. Wischnewskyjun. Plexus renalis der nor malen und Hufeisenförmigen Niere. Ztschr. f. Anat. u. Entwicklungsg. 1928.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. 1-g. semilunare dext; 2-g. aorticorenale dext. 3-g. mesent. sup. dext; 4-g. reale inf. dex; 5-border post n. sympathici (right); 6-g. mw set. inf. dex. 7-g. semilunare sinist.; 8-g. aorticorenale sinist; 9-g. mesent. sup. sinist.; 10-g. renale ant. sinist.; 11-border post n. sympathici (left); 12-g. mesent. inf. sinist

Download (211KB)
3. Fig. 2. 1-g. semilunare dext.; 2-N. splanchn. infer dext.; 3-border post n. sympathici (right).; 4-g. mesent sup. sinist.; 7-g. aorticorenale sinist.; 8-border post n. sympathici (left). 9-g. mesent. inf. sinist

Download (152KB)

© 1929 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies