Сбалансированная анестезия с использованием оксибутирата натрия в экстренной хирургии
- Авторы: Дзамуков А.Д.1
-
Учреждения:
- Казанский ГИДУВ им. В. И. Ленина
- Выпуск: Том 61, № 5 (1980)
- Страницы: 24-26
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 29.03.2021
- Статья одобрена: 29.03.2021
- Статья опубликована: 01.10.1980
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/64300
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj64300
- ID: 64300
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Разработан метод внутривенного наркоза оксибутиратом натрия в сочетании с препаратами для нейролептанальгезии и атаральгезии. Проанализированы результаты применения анестезии у 174 ургентных хирургических больных. Отмечена нормализация показателей КЩС под влиянием оксибутирата натрия.
Ключевые слова
Полный текст
Разработан метод внутривенного наркоза оксибутиратом натрия в сочетании с препаратами для нейролептанальгезии и атаральгезии. Проанализированы результаты применения анестезии у 174 ургентных хирургических больных. Отмечена нормализация показателей КЩС под влиянием оксибутирата натрия.
Ключевые слова: оксибутират натрия, экстренная хирургия.
1 иллюстрация. Библиография: 4 названия.
Вопрос об анестезиологическом обеспечении ургентных хирургических операций является весьма актуальным. Сложность решения данной проблемы состоит в том, что экстренно поступающие хирургические больные нередко находятся в тяжелом состоянии (шок, кровопотеря, ацидоз, гипоксия). В связи с этим анестезиологическое пособие у данной категории больных должно быть составной частью- общих мероприятий интенсивной терапии и реанимации.
Получившие в последние годы широкое распространение методы анестезии с применением нейролептических или транквилизирующих средств в сочетании с анальгетиками и ингаляцией закиси азота с кислородом хорошо зарекомендовали себя в различных областях хирургии. Однако, как нейролептанальгезия (НЛА), так и атаральгезия в общепринятых методиках призваны только обеспечить защиту организма «от хирургической агрессии, но не решают задачу коррекции имеющихся нарушений гомеостаза больного.
Наша задача заключалась в разработке метода внутривенного наркоза, включающего необходимые, компоненты общей анестезии и вместе с тем способствующего коррекции нарушений внутренней среды организма, которые в наибольшей степени выражены у госпитализированных по неотложным показаниям хирургических больных. Среди различных анестетиков для решения этой задачи наибольшего внимания заслуживает оксибутират натрия, который, по мнению Лябори (1965), соединяет в себе качества, необходимые при лечении хирургических больных с тяжелыми нарушениями жизненно важных функций организма. Оксибутират натрия, или натриевая соль гамма-оксимасляной кислоты, является метаболическим субстратом организма, не токсичен, повышает тонус сердечной мышцы, не снижает легочную вентиляцию, способствует окислительным процессам, оказывает анальгезирующее и снотворное действие. Широкое распространение в экстренной анестезиологической практике оксибутирата натрия несколько ограничивается трудностью управления наркозом, что, впрочем, характерно для большинства внутривенных анестетиков.
В предлагаемой нами методике оксибутират натрия применяется не как самостоятельный анестетик, а только как средство выключения сознания больного и потенцирования действия анальгетиков в сочетании с нейролептиками или атарактиками. В связи с этим отпадает необходимость в использовании закиси азота, роль которой выполняет оксибутират натрия. Искусственная вентиляция легких осуществляется воздухом или воздушно-кислородной смесью.
Оксибутират натрия мы вводим внутривенно в дозе 75—80 мг/кг, при которой во всех случаях обеспечивается надежное выключение сознания больного и потенцирование действий препаратов для нейролептанальгезии или атаральгезии в течение ближайших полутора часов.
Как было показано в целом ряде экспериментальных работ, снижение концентрации оксибутирата натрия в крови подчиняется определенной закономерности: через полтора часа концентрация препарата снижается на ⅓, а через 2 ч — на ½. При этом глубина наркотического сна соответствует снижению концентрации оксибутирата натрия в крови 1 — 34.
Большинство экстренных общехирургических вмешательств длится 1—1,5 ч. Ко времени перевода в послеоперационную палату больные просыпаются или находятся в состоянии поверхностного сна. В тех же случаях, когда предстоит более длительная операция, рекомендуется вводить через каждые полтора часа по ⅓ от первоначального количества оксибутирата натрия. Наркоз соответственно будет продлеваться на такой же промежуток времени.
Нами проведена анестезия с использованием оксибутирата натрия в сочетании с препаратами для нейролептанальгезии и атаральгезии у 174 больных с экстренной хирургической патологией (82 из них — старше 60 лет). Локализация вмешательств: у 136 (78,2%) — брюшная полость, у 12 (6,9%)— грудная клетка, у 5 (2,8%)—голова и шея, у 21 (12,1%) — конечности и поверхность тела.
Электроэнцефалографический контроль свидетельствовал о достаточной глубине наркотического сна на всех этапах хирургического вмешательства и постепенном выходе из наркоза к концу операции (см. рис.). После пробуждения больных длительность анальгезии составляла не менее 4 ч.
Были исследованы две группы больных: в первой препараты НЛА сочетались с ингаляцией закиси азота с кислородом, во второй — с внутривенным введением оксибутирата натрия и искусственной вентиляцией легких воздухом или воздушно-кислородной смесью.
Результаты исследования показали, что у больных .первой группы прогрессировал дыхательный и метаболический ацидоз. В частности, pH крови при общем для обеих групп больных начальном показателе, равном 7,348±0,018, к концу операции становился равным 7,306+0,019. Соответственно изменялся в кислую сторону показатель буферных оснований (BE): от общей исходной величины, равной—3,325+0,715, до — 5,650+1,136. Объясняется это депрессивным влиянием НЛА на различные уровни дыхания, которое не устраняется даже проведением искусственной вентиляции легких.
В то же время применение оксибутирата натрия в сочетании с препаратами для НЛА практически не вызывало изменений кислотно-щелочного состава крови: к концу операции pH равнялся 7,335 + 0,017, а BE = — 3,433 ± 0,762.
Через 24 ч эти показатели составляли: в первой группе больных pH = 7,356 ± ± 0,018, BE = -3,950 + 0,957; во второй pH = 7,403 ± 0,017, BE = -1,083 ± +0,596. Таким образом, у больных второй группы быстро наступает нормализация активной реакции крови, что объясняется в первую очередь антигипоксическим эффектом оксибутирата натрия.
Исследование свертывающей системы крови методом тромбоэластографии на различных этапах во время вмешательства и в послеоперационном периоде не выявило существенных различий между ее показателями у больных двух групп. Максимальная амплитуда тромбэластограммы (мА) уменьшается во время наибольшей травматичности операции на 10,6% в первой группе больных и на 12,3% во второй. К концу операции у обеих групп больных максимальная амплитуда ТЭГ приближается к исходному уровню, а через сутки данный показатель превышает начальную величину на 7,8% в первой группе больных и на 10,8% во второй.
Следует также иметь в виду, что использование внутривенного введения оксибутирата натрия вместо ингаляции закиси азота исключает загрязнение атмосферы этим газом и предупреждает хроническую интоксикацию работающего в операционной персонала.
Об авторах
А. Д. Дзамуков
Казанский ГИДУВ им. В. И. Ленина
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Кафедра анестезиологии и реаниматологии
РоссияСписок литературы
- Колюцкая О. Д., Плохой А. Д., Дементьева Г. Н. Хирургия, 1972, 9.
- Лебеденко В. Я., Франтов Р. Б. В кн.: Современное состояние и дальнейшее развитие исследования лекарственных веществ и некоторые другие вопросы фармации. Труды I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова. М.,. 1972.
- Шифрин Г. А., Шноль В. Я, Хижняк А. А. Анестезиол. и реанима- тол., 1977, 1; 1978, 1.
- Labor it H. Les regulations métaboliques. Paris, 19'65.
Дополнительные файлы
