Arthus phenomenon in experimental syphilis

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The altered reactivity of the body under the influence of a previous infection determines the condition that is called allergy according to Pirquet. These phenomena of altered reactivity include the concept of increased and decreased sensitivity.

Local tissue inflammatory processes have made it possible to study more deeply the various forms of reactivity of the body. A classic example of such allergic inflammation is the Arthus phenomenon.

Full Text

Измененная реактивность организма под влиянием перенесенной инфекции определяет то состояние, которое именуется по Pirquet аллергией. Эти явления измененной реактивности включают в себя понятие о повышенной и пониженной чувствительности.

Местные тканевые воспалительные процессы дали возможность глубже изучить различные формы реактивности организма. Классическим примером такого аллергического воспаления является феномен Артюса1.

Dienes воспользовался этим феноменом в своих опытах над морским свинками и кроликами для выяснения роли усиленной реактивности организма в получении подобных реакций при хронических инфекциях — прежде всего при туберкулезе.

При обработке туберкулезных морских свинок, в одинаковых условиях, различными антигенами (белок, лошадин. сыворотка, кристал. белок и т. д.), у животных вызывалась соответствующим антигеном сильная реакция кожи с некрозом, сходная с сильнейшей туберкулиновой реакцией.

Морские свинки заражались под кожу паха 0,005 mg вирулентного тбк штамма. Через 2—3 недели в образованный воспалительный очаг вводится 1—2 mg тбк бактерий. Воспаление принимает более резкий вид. Далее, через 3—4 дня вводится в эту воспалительную ткань 0,1 см 1:50 яичного белка, содержащего 5 mg убитых тбк в 1 см.

После введения яичного белка через 10 дней (а то и раньше) развивается повышенная чувствительность к яичному белку типа туберкулиновой повышенной чувствительности.

Введение внутрикожно 0,1 см яичного белка вызывает геморагически-некротическое воспаление.

Автор отмечает, что введение яичного белка или, вообще, антигена, именно в туберкулезный очаг, наилучшим способом обеспечивает появление повышенной чувствительности к белковому антигену, протекающей с ответной реакцией "туберкулинового" типа. Этот способ эффективнее, чем внутривенная сенсибилизация туберкулезной свинки этим же белком.

Gaiginski также получил более быстрое развитие феномена Артюса у туберкулезных свинок, но считает, что туберкулезный процесс благоприятствует и ускоряет способность к реакции на белок у сенсибилизированного организма независимо от места сенсибилизации, Эта способность тем сильнее, чем старше инфекция тбк.

Локализация туберкулезного очага, по его мнению, не играет существенной роли в сенсибилизации животного.

Таким образом установлено, что туберкулезная инфекция изменяет характер реакции организма к чужеродному белку в смысле ее ускорения.

Наблюдая в клинике многочисленные проявления изменений реактивности организма при сифилисе и имея вышеприведенные литературные данные, мы считали интересным проверить те же положения в эксперименте с сифилитической инфекцией.

Для наших опытов мы взяли кроликов, наиболее подходящих для постановки феномена Артюса. Все опыты были разбиты на 4 серии,

  • I серия (№№ 1—20). 20 здоровым кроликам было сделано 5—6 подкожных инъекций нормальной лошадиной сыворотки с интервалами в 5—7 дней по 3 см3 на каждую инъекцию. Результаты: 17 кроликов не дали выраженной местной реакции. 2 кролика (№ 3 и №6) дали сильную реакцию (язву) после 6-ой инъекции. 1 кролик (№ 18) дал слабую реакцию (инфильтрат) после 5-ой инъекции.
  • II серия (№21—№30): 10 кроликов были заражены сифилисом. Техника заражения: с мокнущих папул б-ного (спирохеты найдены в большом количестве) взят рейцсерум и 1-граммовым шприцем с тонкой иглой инъицирован в правое яичко кролика в количестве 0,1 см3. Через 2 дня после заражения было проделано тоже, что и в 1 серии. Результаты: 8 кроликов не дали никакой реакции. Кролик № 26 дал сильную реакцию после 6-й инъекции. Кролик № 30 дал слабую реакцию (инфильтрат) после 6-й инъекции.
  • III серия (№№ 31—40): 10 кроликов были заражены сифилисом. Через 30 дней после заражения было проделано то же, что и в 1-й серии. Результаты: Кролик № 31 дал реакцию (инфильтрат) уже после 1-й инъекции. Кролик № 32 дал реакцию после 2-й инъекции. Кролики №№ 33, 34, 35 и 39 дали различные реакции после 3-ей инъекции. Кролики №№ 36, 37, 38 и 40 дали различные реакции после 4-й инъекции. Кролики №№ 36, 39 и 40 после последующих инъекций никакой реакции не давали (десенсибилизация). Остальным кроликам последующие инъекции не были сделаны.
  • IV серия (№№ 41, 43—50): 9 кроликов были заражены сифилисом. Через 60 дней после заражения было проделано то же, что и в 1-й серии. Результаты: кролик № 48 дал сильную реакцию после 3-й инъекции. Кролик № 46 дал реакцию (инфильтрат) после 4-й инъекции. Кролики №№ 41, 43, 45 и 47 дали различные реакции после 5-й инъекции. Кролик №49 дал сильную реакцию (язву) после 6-й инъекции Кролики №№ 44 и 50 не дали никакой реакции.

Критерием зараженности кроликов сифилисом служило появление склерозов (из 39 зараженных кроликов у 26 появился склероз на 26—74 й день) и увеличение паховых желез (у 11 кроликов). У 2 кроликов (№№ 44 и 50) никаких внешних признаков сифилиса не было обнаружено.

Мы проделали всем кроликам до и после заражения сифилисом реакции Вассермана. Несмотря на некоторую лабильность крол. сыворотки к р. В. мы все же хотели бы отметить полученные данные. Из 39 кроликов до заражения сифилисом 4 имели слабо положительную р. В. (№№ 27,31, 40 и 50), остальные—отрицательную р. В.; после заражения все имели положительную и резко-положительную р. В., кроме 2 кроликов (№№ 44 и 50) с отрицательной р. В. Интересно отметить, что как раз последние кролики не дали никакой реакции на введение нормальной лошадиной сыворотки подобно контрольным кроликам.

Контрольным кроликам (№ 1—10) также была проделана р. В. до и после (через 9 недель) инъекций нормальной лошадиной сыворотки. До инъекций 1 кролик (№ 2) дал слабо-положительную р. В., 2 кролика дали задержку комплемента, у остальных—отрицательная р. В. Через 9 недель (после проделанных инъекций н. л. с.) все кролики дали положительную и резко-положительную р. В. (кроме одного с отрицательной р. В. № 6). Констатируя это изменение р. В. у контрольных животных, мы оставляем его пока без каких-либо объяснений впредь до специального исследования нами этого вопроса.

Таким образом, мы видим, что здоровые кролики после 5—6 инъекций н. л. с. не дают заметных местных кожных реакций. Те же результаты мы получили у кроликов— сифилитиков, которым введение н. л. с. начато уже на 2-й день после заражения.

Резкая разница отмечена у кроликов с 30-дневной давностью сифилитической инфекции, где уже после 1—2-й инъекции наблюдалась местная кожная реакция. Несколько ослабленную реакцию мы могли наблюдать у кроликов с 60-дневной давностью сифилитической инфекции.

Объяснение этим явлениям мы находим в том, что сифилитическая инфекция в самом начале своего развития дает наименьшую сенсибилизацию организма. Через 30 дней сифилитическая аллергия достигает высшей точки и благодаря этому способствует усиленной сенсибилизации. Через 60 дней после заражения сифилисом иммуно-биологические свойства организма способствуют начинающейся десенсибилизации, и поэтому ответная реакция становится более отдаленной по времени.

Все это говорит за то, что фактор времени играет важнейшую роль в перестройке организма. На различных этапах развития инфекции взаимоотношения между организмом и введенным антигеном коренным образом меняются.

Указанное влияние сифилитической инфекции на сенсибилизацию кроликов и феномен Артюса демонстрируется в приведенных опытах с нашей точки зрения тем более ярко, что в условиях принятой нами техники получения феномена Артюса, появление его у нормальных кроликов оказывалось в большинстве случаев несколько запоздавшим по сравнению с общеизвестными сроками возникновения этой реакции (после 3—4 инъекций).

Повидимому в нашем распоряжении была сыворотка с относительно слабыми токсическими и анафилактическими свойствами. Отметим тут же, что нами употреблялась сыворотка, консервированная хлороформом.

Впрочем сроки появления ф. Артюса, у кролика могут вариировать и от других причин, и неполучение выраженной реакции после 5 введений может быть связано с породой, возрастом и другими влияниями. В то время как в приведенных опытах время возникновения феномена Артюса у нормальных кроликов приходится на 6-ую инъекцию, в условиях развертывания в организме кролика сифилитической инфекции (через 30 дней) это время сокращается до 3-—4 и даже до 1—2 инъекций чужеродного белка. Подчеркиваем, что возраст, вес и условия содержания контрольных и опытных кроликов были абсолютно тождественными.

Закономерность в реактивности организма, которую наблюдал Dienes при туберкулезе, мы могли подметить также и при сифилисе.

На основании наших опытов мы, подобно Gaiginski, не можем согласиться с Dienes’oм в отношении зависимости изменения реакции организма от места сенсибилизации. Заражая наших кроликов

сифилисом в яичко и вводя затем н. л. с. под кожу спины, мы тем не менее получали такие же местные ответные реакции.

Выводы

  1. Сифилитическая инфекция у кроликов является фактором, изменяющим реактивные свойства организма (сенсибилизация к чужеродному белку).
  2. В первые дни сифилитической инфекции отмечается наименьшая сенсибилизация организма.
  3. На 30-й день сифилитической инфекции наблюдается наибольшая сенсибилизация организма.
  4. На 60-й день сифилитической инфекции наступает начало десенсибилизации (или иммунизации) организма.
  5. Реакция организма не зависит от места сенсибилизации.

 

1 Доложено 20/V 1938 года на заседании Казанского венерологического общества

×

About the authors

I. M. Lifshits

Kazan State Medical Institute

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Department of Skin and Venereal Diseases, Laboratory of Pathophysiology

Russian Federation, Kazan

References

  1. L. Dienes. J. of Immunol. 1927. v. 14. 9; 1928. v. 15. 153; 1929. v. 17. № 6; 1931 v. 20. № 3 и 5; Zschr. f. Immuntfsch, u. exp. Med. 1930, Bd. 68. H. ½ S. 13—42.
  2. Gaiginski. C. r. d. S. de Biol. 1934, t. 116, № 25, p. 942.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1939 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies