Diagnostic criteria for glanzmann thrombasthenia

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Based on long-term observations and study of the state of hemostasis in 17 patients with Glanzmann's thrombasthenia, the diagnostic criteria of this disease during periods of exacerbation and clinical remission were determined. During the period of exacerbation, such signs are violations of platelet adhesion to glass fiber, their aggregation under the influence of ADP, adrenaline and collagen, changes in the excretory reactions of the patient's platelets under the action of ADP on them, as well as a sharp violation of the process of retraction of a blood clot. In the absence of clinical manifestations of the disease, impaired adhesion of platelets to fiberglass, aggregation of platelets under the influence of ADP and adrenaline, as well as a significant decrease in values ​​in retraction of a blood clot retain their diagnostic value.

Full Text

На основании многолетних наблюдений и изучения состояния гемостаза у 17 больных тромбастенией Гланцмана определены диагностические критерии этого заболевания в периоды обострения и клинической ремиссии. В период обострения такими признаками являются нарушения адгезивности тромбоцитов к стекловолокну, агрегации их под влиянием АДФ, адреналина и коллагена, изменение выделительных реакций кровяных пластинок больного при действии на них АДФ, а также резкое нарушение процесса ретракции сгустка крови. В период отсутствия клинических проявлений заболевания сохраняют свое диагностическое значение нарушение адгезивности тромбоцитов к стекловолокну, агрегации кровяных пластинок под влиянием АДФ и адреналина, а также значительное снижение величин в ретракции кровяного сгустка.

Наследственная геморрагическая тромбастения, описанная Гланцманом в 1918 г., многие годы распознавалась по единственному критерию— нарушению у больных ретракции кровяного сгустка. Причиной данного заболевания является гемостатическая инертность кровяных пластинок. Описан и ряд приобретенных тромбоцитопатических синдромов, обусловливающих возникновение геморрагических проявлений. При тяжелом течении этих заболеваний картина тромбоцитарных нарушений может быть такой же, как при тромбастении Гланцмана, что затрудняет дифференциальную диагностику. Поэтому- диагноз должен основываться на внимательно собранном семейном анамнезе больного, данных о давности заболевания, приеме лекарств, промышленных интоксикациях, наличии хронических инфекций или гормональных нарушений, совпадающих по времени с развитием кровоточивости.

Трудности диагностики тромбастении Гланцмана заключаются также в том, что заболевание течет волнообразно: периоды тяжелой кровоточивости сменяются довольно Спокойными периодами, когда некоторые показатели функциональной активности тромбоцитов значительно улучшаются, вплоть до субнормальных и нормальных величин. В связи с этим большое значение приобретает уточнение динамики тромбоцитарных нарушений у страдающих этим заболеванием в периоды кровоточивости и клинической ремиссии с целью выявления надежных диагностических критериев тромбастении.

 

Рис.1

 

Поставленные задачи решались нами при повторном изучении состояния гемостаза у 17 больных тромбастенией Гланцмана (лиц женского пола—10, мужского—7, возраст—от 14 до 77 лет), находившихся в течение 8 лет под наблюдением в поликлиническом отделении и хирургической клинике нашего института. У 7 пациентов заболевание в виде кровоточивости капиллярного типа (кровотечения из слизистых носа, десен, желудочно-кишечного и мочеполового тракта, реже—«беспричинные» кожные геморрагии) развилось в возрасте до 10 лет, у 3 — в юности, у остальных — в более позднем возрасте.

Тщательное изучение семейного анамнеза показало, что заболевание носило наследственный характер у 16 больных, проявляясь в каждом из 4 известных поколений у лиц женского и мужского пола. В 10 семьях, из которых происходят больные, известно о заболевании со сходной клинической картиной у 34 родственников. Нами обследовано 14 родственников больных. У 8 из них обнаружены все гематологические признаки тромбастении Гланцмана. Приведенные данные позволяют согласиться с выводом Кронберга (1967), что тромбастения Гланцмана наследуется по аутосомальному доминантному типу. На рис. 1 представлено родословное дерево одной из находящихся под наблюдением семей. В каждом поколении семьи В. были больные мужчины и женщины, страдавшие одинаковым геморрагическим диатезом. У лиц II и IV поколений диагноз тромбастении подтвержден обследованием.

В приводимой ниже таблице обобщены результаты изучения функциональной активности тромбоцитов у наблюдаемых больных в период кровоточивости и в период клинической ремиссии.

 

Показатели функциональной активности кровяных пластинок у больных тромбастенией Гланцмана в период кровоточивости и в период клинической ремиссии

Показатели

Норма

В период кровото-чивости

P1

В период клинической ремиссии

Р2

Адгезия к коллагену, %

12,0+1,3

4,1±2,0

<0,02

9,2±1,0

<0,05

Адгезивность к стекловолокну, %

26,1+2,5

0,5±1,8

<0,001

10,0+2,6

<0,001

Агрегация с АДФ 10—7

44,5+2,3

13,3±3,0

<0,001

25,4+7,4

<0,02

Агрегация с АДФ 10—4 М

55,0+2,6 

26,0+4,5

<0,001

40,0+5,7

<0,02

Агрегация с адреналином

41,6+1,0

23,0+4,0

<0,001

25,2±4,9

<0,01

Агрегация с коллагеном:

1-я волна

12,0±0,8

7,2±1,3

<0,02

16,6+5,0

>0,5

2-я волна

38,9+2,5

14,2±2,9

<0,001

31,6+7,0

>0,5

Реакции выделения с АДФ 10—4 м

58,0+12,0

42,0+6,9

>0,5

53,0+8,5

>0,5

Реакции выделения с адреналином

35,0+0,4

21,2±0 5

<0,001

34,6+1,3

>0,5

Реакции выделения с коллагеном

39,3+16,0

28,0+10,7

<0,001

33,0+8,0

>0,5

Ретракция сгустка крови через 15 мин

17,6±1,5

4,4±1,8

<0,001

5,5±2,1

<0,001

через 1 час

41,5+1,9

22,0+3,8

<0,001

26,0+4,1

<0,001

через 2 часа

50,2+2,2

30,0+3,0

<0,001

38,0+3,5

<0,02

через 4 часа

55,2+2,4

35,0+4,1

<0,02

41,0+2,8

<0,01

Р1—достоверность различия между нормой и показателями в период обострения заболевания;  Р2 —достоверность различия между нормой и показателями в период ремиссии.

 

Как следует из этих данных, адгезия тромбоцитов к коллагену в период обострения не отличалась от нормы у половины больных, а в период ремиссии не была нарушена ни у одного больного. Следовательно, нарушение адгезии к коллагену не характерно для тромбастении Гланцмана не только в стадии обострения заболевания, но и в период ремиссии.

При изучении агрегационной активности тромбоцитов больных под влиянием АДФ и в пороговой, и в оптимальной дозе отмечены выраженные нарушения (см. табл.). В период отсутствия клинических проявлений заболевания резкое отличие величины агрегации с большой дозой АДФ от нормы наблюдалось у 7 из 12 больных.

Итак, нарушение агрегации тромбоцитов под влиянием больших доз АДФ выявляется у большинства больных тромбастенией Гланцмана независимо от стадии заболевания. На рис. 2 представлены записи на агрегометре АДФ-агрегации у здорового человека, у больного Н. и у двух его дочерей — Н. И. и Н. Л. Видны глубокие нарушения реакции тромбоцитов на АДФ у всех 3 больных.

Нами выявлены з/начительные нарушения агрегации тромбоцитов больных тромбастенией и под влиянием другого агрегирующего агента — адреналина. Так как они обнаруживаются и в период обострения, и в период ремиссии, то могут служить дополнительным диагностическим критерием тромбастении Гланцмана.

Изучение выделительных реакций тромбоцитов у больных тромбастенией Гланцмана показало, что эта ступень динамических превращений кровяных пластинок особенно нарушена, когда в качестве стимулятора процесса освобождения внутритромбоцитарных компонентов используется АДФ. В период обострения тромбастении данный признак ее выявляется постоянно, в период клинической ремиссии он определяется у половины больных.

Нарушение реакций освобождения тромбоцитов под влиянием адреналина носит умеренный характер, а в период ремиссии сохраняется только у части больных.

У большинства больных тромбастенией в период кровоточивости регистрировалось снижение эффективности реакций выделения кровяных пластинок под влиянием коллагена; в период ремиссии указанное отклонение выявлено только у одного больного. Таким образом, исследование выделительных реакций тромбоцитов у больных с кровоточивостью может дать один надежный признак для диагностики тромбастении Гланцмана — нарушение освобождения внутритромбоцитарных факторов агрегации под влиянием АДФ.

 

Рис. 2

Записи агрегации тромбоцитов с АДФ 10—4 М У здорового человека (1), У больного Н. с тромбастенией Гланцмана (2) и у двух его дочерей — Н. И. (3) и Н. Л. (4).

Результаты наших наблюдений подтверждают большую диагностическую ценность классического признака тромбастении — нарушения ретракции сгустка крови. Так, в период кровоточивости признаки ретракции через 15 мин после свертывания крови отсутствовали у 11 из 17 больных. Резкие нарушения ретракции сгустка сохраняются у больных и в период ремиссии. Там не менее у 4 наблюдаемых в период ремиссии больных с тромбастенией Гланцмана показатели процесса ретракции были субнормальными. По-видимому, и этот чрезвычайно характерный для тромбастении Гланцмана признак нельзя считать абсолютным.

Итак, при постановке диагноза тромбастении Гланцмана у больного с тяжелыми геморрагическими проявлениями в качестве определяющих критериев наряду с учетом характера кровоточивости, длительности заболевания и семейного анамнеза могут служить следующие признаки: значительное нарушение адгезивности тромбоцитов к поверхности стекловолокна, агрегации их под влиянием 3 агрегирующих агентов: АДФ, адреналина и коллагена, изменение выделительных реакций кровяных пластинок больного при действии на них АДФ и глубокое нарушение процесса ретракции кровяного сгустка.

При диагностике тромбастении Гланцмана в период отсутствия клинических признаков заболевания из перечисленных выше лабораторных признаков сохраняют диагностическое значение выраженное нарушение адгезивности тромбоцитов к стекловолокну и агрегации кровяных пластинок под влиянием АДФ и адреналина, а также значительное снижение величины ретракции кровяного сгустка.

×

About the authors

T. A. Odesskaya

Leningrad Order of the Red Banner of Labor Research Institute of Hematology and Blood Transfusion

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Candidate of Medical Sciences

 
Russian Federation, Leningrad

Z. D. Fedorova

Leningrad Order of the Red Banner of Labor Research Institute of Hematology and Blood Transfusion

Email: info@eco-vector.com

Professor

 
Russian Federation, Leningrad

E. A. Senchilo

Leningrad Order of the Red Banner of Labor Research Institute of Hematology and Blood Transfusion

Email: info@eco-vector.com

Candidate of Medical Sciences

 
Russian Federation, Leningrad

Z. N. Belyaeva

Leningrad Order of the Red Banner of Labor Research Institute of Hematology and Blood Transfusion

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Leningrad

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1

Download (47KB)
3. Fig. 2

Download (18KB)

© 1978 Odesskaya T.A., Fedorova Z.D., Senchilo E.A., Belyaeva Z.N.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies