Антибиотики и ганглиоблокирующие средства в комплексной терапии больных холециститом
- Авторы: Ахунзянова Р.Х.1
-
Учреждения:
- Медицинский институт им. С. В. Курашова
- Выпуск: Том 49, № 5 (1968)
- Страницы: 34-35
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 14.02.2021
- Статья одобрена: 14.02.2021
- Статья опубликована: 29.09.1968
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/60859
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj60859
- ID: 60859
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В возникновении воспалительного процесса в желчном пузыре большое значение имеет застой желчи, обусловленный дискинетическими расстройствами желчных путей. В дальнейшем развитии заболевания основная роль принадлежит микробному фактору.
Ключевые слова
Полный текст
В возникновении воспалительного процесса в желчном пузыре большое значение имеет застой желчи, обусловленный дискинетическими расстройствами желчных путей. В дальнейшем развитии заболевания основная роль принадлежит микробному фактору.
Мы изучали в динамике характер бактериальной флоры в пузырной желчи при воспалительных заболеваниях желчевыводящих путей с выявлением чувствительности выделенных микроорганизмов к антибиотикам (пенициллину, стрептомицину, левомицетину и биомицину). Морфологию и двигательную функцию желчевыводящих путей изучали методом желчно-дуоденального рефлекса и холециотографически.
Под нашим наблюдением было 150 больных (120 женщин и 30 мужчин) в возрасте от 18 до 60 лет с давностью заболевания от 1 до 13—15 лет. Тяжелое течение было у 30 больных, средней тяжести — у 92 и легкое— у 28. Бактериологическое исследование желчи с определением чувствительности к антибиотикам проведено у 80 больных.
При бактериологическом исследовании установлено некоторое преобладание палочковой флоры: кишечная палочка обнаружена в чистом виде у 23 больных и в смеси с другими микробами — у 8. У ІЗ больных высеялась паракишечная палочка (в чистом виде — у 8 и смешанная флора — у 5). У одного больного получен рост синегнойной палочки. Микробы кокковой флоры выделены в чистом виде у 23 больных: у 12 — белый и у 11 — золотистый стафилококки. Кроме того, у 11 больных стафилококки были получены в смеси с микробами кишечной группы. У 8 больных высеялись грамлоложительные палочки, не разлагающие лактозу. У 4 больных посевы желчи были стерильными.
Микрофлора оказалась наиболее чувствительной к левомицетину. Чувствительность только к левомицетину была у 24 больных (у 13 с палочковой, у 7 с кокковой и у 4 — со смешанной микрофлорой), к левомицетину+стрептомицину — у 10, к левомицетину+ биомицину — у 7, к левомицетину+стрептомицину + биомицину — у 7. Чувствительность только к стрептомицину была у 6, к биомицину — у 5 больных. Почти у всех больных, за исключением 6, микрофлора была резистентна к пенициллину. Из 6 больных у 3 выявлена чувствительность только к пенициллину и у 3 — к пенициллину + стрептомицину. Для изучения двигательной функции желчевыводящих путей при дуоденальном зондировании учитывали латентное время желчно-дуоденального рефлекса, количество, концентрацию и ритм выделения пузырной желчи по 5-минутным порциям. Холецисто-графически двигательную функцию изучали путем серийных снимков каждые 15— 30 мин. до максимального сокращения желчного пузыря после желчегонного завтрака из 2 сырых яичных желтков. Согласно литературным данным и собственным наблюдениям, мы считаем нормальным сроком максимального сокращения желчного пузыря в среднем 1,5 часа. Объем желчного пузыря измеряли в динамике по методу Зифферта — Сильва. Нормальным считалось сокращение пузыря до 75—80% первоначального объема.
По нашим наблюдениям, дискинетические расстройства желчевыводящих путей закономерно сопутствовали воспалительным процессам, выражаясь или начальной гиперкинезией с остаточным застоем желчи, или гипотонией желчного пузыря с гипокинезией желчных путей. Таким образом, комплексная терапия холециститов должна быть направлена на ликвидацию патогенной микрофлоры желчи и нормализацию двигательной функции желчевыводящих путей. Инфекционный характер холециститов дает основание для причинной терапии антибиотиками, эффективность которых возрастает при назначении их с учетом микрофлоры желчи и ее чувствительности к антибиотикам.
80 больных получали лечение антибиотиками, к которым была выявлена максимальная чувствительность флоры. Антибиотики назначали курсами по 7 дней с перерывами между курсами в 3—5 дней. В зависимости от результатов повторных исследований морфологии и микрофлоры пузырной желчи мы проводили 2 или 3 таких недельных курса. Левомицетин назначали по 0,5, биомицин по 200 тыс. ед. 4 раза в сутки. Пенициллин применяли в виде инъекций по 100 тыс. ед. 5—6 раз, а стрептомицин по 250 тыс. ед. 2 раза в сутки. При смешанной флоре больные получали антибиотики в разных сочетаниях, что давало лучший эффект. При отсутствии чувствительности ко всем 4 антибиотикам лечение проводили колимицином или тетрациклином по отдельности или в комбинациях, также в виде 2—3-недельных курсов. Остальные 70 больных лечились антибиотиками без учета характера микрофлоры желчи, что давало непостоянный терапевтический эффект. Терапию антибиотиками почти все больные переносили хорошо. Лишь в отдельных случаях отмечались побочные явления в виде легкого стоматита, диспепсических расстройств (понижение аппетита, тошнота и жидкий стул), зуда кожи и крапивницы. Обычно они возникали на 7—8-й день лечения и после отмены антибиотиков быстро проходили. Наименее токсичным оказался левомицетин.
При дискинетических расстройствах желчевыводящих путей, сопутствующих холециститам, целесообразно назначение ганглиоблокирующих средств. Нами применялись ганглерон, гексоний и тетамон в обычной дозировке 2 раза в день внутримышечно через час после еды в течение 15—20 дней.
Гексоний при артериальной гипотонии иногда вызывает ортостатический коллапс. Поэтому мы не давали его больным с гипотонией. При применении ганглерона побочных явлений не отмечалось и были достигнуты наилучшие результаты.
Больные получали диету № 5 по Певзнеру; помимо ганглиолитиков и антибиотиков с учетом чувствительности к ним микрофлоры, в качестве желчегонного средства мы назначали 10% раствор сернокислой магнезии. В тех случаях, когда холециститы сочетались с поражением печени, что проявлялось увеличением, болезненностью печени и нарушением ее функциональных проб, добавляли терапию витаминами, в первую очередь комплекса В (В12, В6, В2, В1), глюкозу с инсулином, метионин. У всех больных такая комплексная терапия давала хороший клинический эффект: боли стихали в первые дни лечения и исчезали к концу первой или на второй неделе после начала лечения; параллельно сглаживались, а затем исчезали симптомы желчной диспепсии, нормализовалась температура, картина крови и функциональные пробы печени.
Характер микрофлоры и ее чувствительность к антибиотикам изучали после направленного комплексного лечения у 70 больных. У 36 из них посев оказался стерильным, у 19 выделились новые виды микробов, в основном чувствительные к тем же антибиотикам, которыми проводилось лечение (у 5 больных) или к другим антибиотикам (у 14). У 5 больных после лечения микрофлора не изменилась. У 10 больных из смешанной флоры остался один вид микроба, не чувствительный к ранее примененным антибиотикам (у 7 больных) или чувствительный к ним (у 3).
При контрольной холецистографии обнаружено, что у 66 больных после лечения наступила нормализация двигательной функции желчевыводящих путей.
Наши наблюдения позволяют сделать заключение, что наиболее эффективным методом терапии воспалительных заболеваний желчевыводящих путей следует считать целенаправленное лечение антибиотиками с учетом чувствительности микрофлоры к ним в комплексе с ганглиоблокирующими средствами.
Об авторах
Р. Х. Ахунзянова
Медицинский институт им. С. В. Курашова
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Кафедры госпитальной терапии № 1 и № 2
РоссияСписок литературы
Дополнительные файлы
