Physiological rehabilitation of students with borderline arterial hypertension by means of physical culture

Cover Page


Cite item

Abstract

Abstract. The results of a survey of 130 students are presented. arterial hypertension was diagnosed during the initial medical examination. The most depressive types of physical exercises, walking and running for students with arterial hypertension were established. It is shown that among students with high blood pressure, along with other physical activities, exercises of a static nature are also hypotensive. The classes that are most adequate for this contingent of persons, contributing to the restoration of functional disorders of hemodynamics, primarily blood pressure indicators, have been determined. Developed and tested a differentiated, scientifically grounded methodology of classes for students with borderline arterial hypertension.

Full Text

В последние годы получили большую распространенность гипертензивные формы нарушений артериального давления различной этиологии у молодежи. Ведущее место среди них занимает артериальная гипертензия, обусловленная взаимодействием генетических и средовых факторов на фоне гипокинезии. По данным различных авторов [1, 3], ее частота у студентов вузов достигает 7,2—23,4%.
Исследований по реабилитации лиц молодого возраста в период обучения их в вузе крайне мало; между тем такие разработки имеют важное социальное и экономическое значение.
Мы поставили задачу изучить конкретную роль различных физических упражне- . ний, характер их локального и комплексного воздействия на основные функциональные системы организма студентов с пограничной артериальной гипертензией для создания условий их физиологической, физической и моральной реабилитации и профилактики дальнейшего прогрессирования заболевания.
Обследовано 130 студентов в возрасте 17—23 лет, зачисленных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу, у которых во время медицинского осмотра систолическое АД составляло от 18,7 до 21,3 кПа, а диастолическое — 12,0— 12,7 кПа. Студенты с симптоматической артериальной гипертензией и гипертонической болезнью не включались нами в наблюдаемую группу.
В течение 2 лет (всего 4 раза) проводилось тщательное медико-биологическое обследование студентов, включавшее регистрацию ЭКГ до и после занятий, показателей АД и частоты сердечных сокращений в период мышечного покоя, при выполнении различных функциональных проб, до и после занятий физической культурой, исследование скорости кровотока, функции ЦНС (хронорефлексометрией), состояния нервно-мышечного аппарата (тонусометрией и кинематометрией). Для определения функционального состояния и физической подготовленности были применены ортостатическая проба, индекс Руфье, пробы Штанге и Генча, определение работоспособности и максимального потребления кислорода, контрольные нормативы, установленные нами на основании предварительных исследований,— бег на 60 и 500 м, прыжки в длину с места, толкание ядра, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кросс 30 мин.
При первичном обследовании 71 студент (54,6%) предъявлял жалобы на головную боль, 75 (57,5%) указывали на повышенную утомляемость, 39 (30%)—на боль в области сердца, 48 (36,9%) отмечали снижение работоспособности и т. д. Частота сердечных сокращений у 85% студентов обследуемой группы была на верхней границе нормы или несколько выше ее. Систолическое АД отличалось большой лабильностью, колебания в 2,0—2,7 кПа были обычными; диастолическое АД со-, ставляло в среднем 15,6 кПа, что на 3 кПа выше, чем в контрольной группе.
Минутный объем кровообращения и периферическое сопротивление у студентов обследуемой группы оказались выше, чем у здоровых лиц, причем первый из этих двух показателей был увеличен в большей степени (на 16,1%). Реакция АД на пробу с нагрузкой у 83,2% испытуемых была определена как, гипертоническая и лишь у 4,6%—как нормотоническая.
Имеются достоверные различия некоторых зубцов и интервалов ЭКГ у студентов обследуемой группы и у здоровых лиц. У первых зубец Р выше, интервал Р — Q электрическая систола желудочков, интервал К—'К короче; у 16 человек (11,4 /о) обнаружены отклонения различного характера: замедление внутрипредсердной проводимости— у 8, замедление внутрижелудочковой проводимости — у 3, экстрасистолы левожелудочковые — у 2, синусовые тахикардии — у 6. Результаты сдачи контрольных нормативов показали недостаточное развитие основных физических качеств, плохую адаптацию к физическим нагрузкам.
Контрольную группу составили студенты, зачисленные по состоянию здоровья в основную медицинскую группу (41 человек). По половому и возрастному составу, условиям проведения занятий, режиму питания и учебы эта группа не отличалась от обследуемой (1-й). В начале и конце учебного года студенты этой группы подвергались обследованию в том же объеме, что и лица 1-й группы. Контрольных нормативов студенты контрольной группы не сдавали.
Работу мы выполняли в три этапа. Первым этапом явилось изучение реакции сердечно-сосудистой, центральной нервной систем и двигательного аппарата студентов с пограничной артериальной гипертензией и лиц контрольной группы на стандартные физические нагрузки различного характера, ходьбу и бег в разных режимах работы [2а, б]. Всего было обследовано 120 человек. Математическую обработку результатов исследований и наблюдений проводили методом вариационной статистики.
При комплексной оценке результатов обследования студентов двух указанных групп методом комплексного, комбинированного двухэтапного ранжирования [9] были установлены наиболее депрессорные виды физических нагрузок. Среди них 1-е место отводится упражнениям в произвольном расслаблении мышц, 2-е — упражнениям в статическом напряжении, 3-е и 4-е — упражнениям на дыхание и выносливость. Эти виды упражнений являются депрессорными для лиц с пограничной артериальной гипертензией.
Наиболее адекватной для студентов обследуемой группы является ходьба по слабо пересеченной местности в среднем темпе (сумма баллов 37). Выраженное депрессорное последействие оказывают следующие беговые нагрузки: бег в медленном темпе- 10 мин — 1-е место, бег в медленном темпе 7 мин — 2-е место, бег в среднем темпе 1 мин и 30 с — 3-е и 4-е места.
Полученные данные позволили объективно решить вопросы подбора и распределения физических упражнений, определить характер их выполнения, число повторений, плотность занятий, продолжительность и темп циклических локомоций и т. д.
На втором этапе изучали изменение физиологических показателей организма студентов на занятиях по разработанной нами методике (гимнастической, легкоатлетической, лыжной и спортивно-игровой направленности). Моторная плотность во всех типах занятий находилась на одном уровне (70—80%). Два урока (легкоатлетический и лыжный) проводили на открытом воздухе, два других — в гимнастическом и спортивно-игровом залах. Всего выполнено 4450 различных физиологических исследований до нагрузки, на 1-й и 15-й минутах восстановительного периода.
Под воздействием предложенных типов занятий частота сердечных сокращений, минутный объем кровообращения, скорость кровотока, мышечный тонус увеличивались, а систолическое, диастолическое, пульсовое, среднее АД, скрытый период моторной реакции, проприоцептивная чувствительность снижались. В периоде восстановления подавляющее большинство изучавшихся показателей приближалось к нормотоническому уровню, а изменения некоторых электрокардиографических параметров (интервал Р —Q, комплекс QRS, систолический показатель и электрическая ось сердца), скорость кровотока и др. свидетельствовали о достаточно высоком уровне функциональной подготовленности студентов обследуемой группы. Сдвиги ЦНС, зарегистрированные после занятий различной направленности, проявлялись в укорочении скрытого периода моторной реакции. После отдыха эти изменения усиливались, указывая на нормализацию процессов застойного возбуждения, наблюдаемых при гипертонической болезни.
При суммарной оценке полученных данных нами выявлено некоторое преимущество лыжных и легкоатлетических уроков, получивших соответственно 1 и 2-е места при сумме баллов 22 и 27. Это позволяет сделать вывод о большей целесообразности проведения занятий для данной группы лиц на открытом воздухе.
Проводилось также выяснение эффективности занятий с различным уровнем моторной плотности и использованием специальных (депрессорных) упражнений. Критерием увеличения объема и интенсивности нагрузки служили сдвиги функционального характера.
В целях изучения эффективности занятий и разработанного нами комплексного двигательного режима проводился сравнительный анализ динамических двухгодичных наблюдений (третий этап) в обследуемой и контрольной группах студентов.
„ В результате двухгодичного цикла занятий самочувствие студентов с артериальной гипертензией значительно улучшилось, стало заметно меньше субъективных жалоб. В обеих группах произошло снижение частоты сердечных сокращений, причем более выраженное в обследуемой — с 81,9 до 66,9 уд. в 1 мин, тогда как в контрольной — с 73,6 до 68,0 уд. в 1 мин. Систолическое АД снизилось с 20,8 до 15,9 кПа, диастолическое — с 12,1 до 10 кПа, пульсовое — с 8,7 до 5,9 кПа.
Двухгодичные занятия привели к более значительному снижению минутного- объема кровообращения в основной группе. Снизилось и периферическое сопротивление, что косвенно свидетельствовало об улучшении регуляции резистивных сосудов и сосудистого тонуса. Наблюдались благоприятные изменения зубцов и интервалов ЭКГ, систолический показатель приблизился к должному и т. д. Если при первичном обследовании PWC-тест, характеризующий работоспособность, у студентов обследуемой группы был на 180,3 кгм/мин ниже, чем у здоровых, то в конце второго года он оказался на 80,7 кгм/мин выше показателя контрольной группы (Р<0,01). Анализ сдачи контрольных нормативов показал достоверное улучшение основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости.
Представленные материалы убедительно показывают, что целенаправленные, научцо обоснованные, определенным образом организованные занятия физической культурой дают выраженный депрессорный эффект у студентов с пограничной артериальной гипертензией. Эти сдвиги можно объяснить влиянием комплексного расширенного двигательного режима с постепенно увеличивающимся объемом специальных физических упражнений и максимальным использованием естественных факторов, природы.
.Для выяснения эффективности воздействия предложенного нами комплексного' двигательного режима было проведено дополнительное обследование 30 студентов состоявшей под наблюдением группы, у которых в последние 2—3 года занятия по физической культуре в учебном расписании отсутствовали. Данные обследования этих студентов оказались лучше выявленных в период зачисления на первый курс, однако хуже полученных в конце второго курса. Возросло количество жалоб, частота сердечных сокращений увеличилась в среднем на 7,5%, показатели АД достоверно возросли (А*<0,01). Изменения минутного объема кровообращения, периферического сопротивления, мышечного тонуса; кинестетической чувствительности, скрытого периода моторной реакции и т. д. также указывают на снижение функциональных возможностей организма студентов с пограничной артериальной гипертензией, прекративших активные занятия. Анализ ЭКГ выявил снижение положительного зубца Т на 20,4%, повышение зубцов Р и R на 9,6% и 12,7%. В то же время у тех, кто продолжает умеренно заниматься физическими упражнениями, жалобы отсутствуют, ухудшений основных физиологических показателей не установлено.
Это свидетельствует о том, что разработанный нами двигательный режим обеспечивает качественный терапевтический эффект только при условии длительности, регулярности и соответствия занятий возможностям организма занимающихся. о
Для понимания терапевтического и профилактического действия двигательной активности при различных заболеваниях сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов необходимо учитывать ведущую роль проприоцепции в управлении вегетативными функциями организма [6, 7].

×

About the authors

F. G. Sitdikov

Department of Human and Animal Physiology of the Kazan Order of the Red Banner of Labor Pedagogical Institute

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kazan, Russia

S. B. Bondar

Department of Human and Animal Physiology of the Kazan Order of the Red Banner of Labor Pedagogical Institute

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kazan, Russia

References


© 1982 Sitdikov F.G., Bondar S.B.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies