Sanitary and Epidemiological Service of the TASSR during the Great Patriotic War

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In the struggle of the Soviet people against the German invaders, medical workers played a significant role both at the front and in the rear. At this terrible hour, the main forces of Soviet doctors were sent to organize medical care for the soldiers of the Soviet Army, and this task was successfully accomplished.

Full Text

В борьбе советского народа против немецких захватчиков работники медицины сыграли значительную роль как на фронте, так и в тылу. В этот грозный час главные силы советских медиков были направлены на организацию медицинской помощи вои­нам Советской Армии, и эта задача была успешно решена.

Органы здравоохранения Татарии, в том числе санитарно-эпидемиологическая служба, отдав значительную часть своих сил и средств в Армию, должны были в весьма трудных условиях обеспечить высокое качество медико-санитарного обслужива­ния местного и эвакуированного населения. Одновременно приходилось участвовать в лечении раненых в эвакогоспиталях, вести подготовку врачей и среднего медицинского персонала, наравне со всеми помогать в строительстве оборонительных сооружений.

Промышленность Татарии к началу войны была размещена главным образом в Ка­зани, Зеленодольске, Чистополе, Бондюге в виде мощных узлов, а также в Елабуге, Бугульме, Тетюшах, рабочих поселках Кукмор, Юдино, в Верхне-Услонском, Алексеев­ском, Камско-Устьинском и некоторых других районах. Сосредоточенные здесь пред­приятия представляли разнообразные отрасли промышленности.

В связи с войной все сколько-нибудь значительные промышленные предприятия, независимо от отрасли, стали обслуживать нужды фронта. За годы войны в Казани, Зеленодольске, Чистополе в рекордно короткие сроки развернулись мощные предприя­тия, эвакуированные с запада СССР, расширились ранее существовавшие заводы.

В 1942 г. на предприятиях были созданы вновь или укрупнены медико-санитарные части (МСЧ). Наряду с МСЧ, заводскими здравпунктами, общемедицинской сетью большую работу по медицинскому обслуживанию промышленных предприятий выпол­няли организаторы санитарного надзора, промышленно-санитарные врачи, работав­шие тогда на заводах и в санэпидслужбе,— тт. А. Н. Крепышева, Р. Г. Сюняков, М. С. Кузнецова, Т. И. Черанова, Ш. Е. Ошерова, 3. Г. Нахабина, А. Ф. Страхова, 3. Г. Матвеева и др. Они осуществляли не только постоянный текущий, но и преду­предительный санитарный надзор, профилактику травматизма, профессиональной пато­логии. В результате к последнему году войны заболеваемость рабочих с временной утратой трудоспособности на ведущих предприятиях промышленности заметно снизи­лась по сравнению с первыми годами войны, в частности за счет острых инфекций, гнойничковых заболеваний кожи, ревматизма, производственных травм. Не удавалось полностью предупредить пищевые интоксикации. В 1944 г. пострадавших от пищевых интоксикаций было в 1,5 раза больше, чем в 1943 г. Летальных исходов не наблюда­лось.

В 1942 г. начались массовые сборы перезимовавшего зерна на так называемых «погибших полях», что обусловило вспышки заболеваний септической ангиной. В 1943 г. число заболеваний увеличилось более чем в 4,5 раза против 1942 г., а в 1944 г. — почти в 82 раза против 1943 г. Септическая ангина протекала тяжело, с вы­соким процентом летальности. В 1944 г. она во много раз превосходила по своему объему и катастрофическим последствиям (в 1944 г. летальность равнялась 18,2%) все острые инфекционные заболевания за целый год.

Неблагоприятные экономические факторы, нервное и физическое перенапряжение, неизбежно связанная с этим изнашиваемость сердечно-сосудистой системы, заболева­ния инфекционной и алиментарной этиологии привели в первые два года войны к по­вышению смертности, особенно в промышленных центрах, например в г. Казани.

Миграционные процессы, определившие изменения в структуре населения по полу и возрасту, а также ряд других факторов, связанных с лишениями и трудностями военного времени, привели к снижению рождаемости более чем в 3 раза.

Движение наиболее опасных инфекционных заболеваний, находящихся в прямой или косвенной зависимости от санитарных условий жизни населения республики в годы войны, характеризуется (по материалам ведущего эпидемиолога республики того времени — заслуженного врача РСФСР и ТАССР Н. А. Иванова1) следующими дан­ными: уровень заболеваемости острыми кишечными и некоторыми другими инфек­циями к 1942 г. по сравнению с последним предвоенным 1940 г. заметно возрос, но с 1943 г., благодаря правильной организации противоэпидемических мероприятий и самоотверженному труду медицинских работников общемедицинской и санитарно- эпидемиологической сети, стал стойко снижаться и к концу войны был ниже даже пред­военного. Так, заболеваемость брюшным тифом уменьшилась в 1945 г. против 1940 г. в 3 раза, дизентерией — более чем в 20 раз, дифтерией — более чем в 3 раза. Дет­ская смертность, которая в первые полтора года войны резко возросла, уже в 1943 г. снизилась против 1942 г. в 2,3 раза, а в 1944 г. была ниже довоенной.

Деятельное участие в организации борьбы с инфекциями в Татарии в годы войны приняли главный госсанинспектор республики проф. Т. Д. Эпштейн и его ближайшие помощники Д. А. Мансурова, H. Н. Одолевская, проф. А. Ф. Никитин, С. С. Сороки­на, А. Н. Крепышева, а также ряд других.

Противоэпидемические мероприятия сводились: при сыпном тифе к полной и своевременной госпитализации заболевших, дезинсекции в очагах, жесткому надзору за работой бань, санпропускников, парикмахерских, общежитий, школ, детских учреж­дений и т. п.; при других острых инфекционных заболеваниях — дополнительно еще и к активной или пассивной иммунопрофилактике, дезинфекции в очагах, соответ­ствующим мерам по отношению к контактировавшим и оздоровлению внешней среды.

Организация и проведение противоэпидемических и санитарных мероприятий осложнялись недостатком медицинских кадров. В 1941—1942 гг. многие медицинские работники были мобилизованы в Армию. Частично дефицит кадров возмещался при­током в Татарию эвакуированных специалистов эпидемиологов и санитарных врачей, с большим подъемом работавших в санэпидучреждениях республики. Достойны быть отмеченными следующие товарищи: Л. В. Черникова из Москвы, канд. мед. наук А. М. Лозовая и Е. Л. Соскин из Киева, А. Г. Григорьева-Беренштейн из Ленинграда, А. Н. Шапиро из Минска и т. д. Но в 1943—1944 гг. эти опытнейшие товарищи по предписаниям НКЗ СССР и РСФСР были реэвакуированы из Татарии в освобожден­ные от врага районы для участия в неотложной работе по ликвидации санитарных последствий войны.

Проведение санитарных и профилактических мероприятий в годы Великой Отече­ственной войны осуществлялось благодаря серьезной помощи и руководству со сторо­ны областного комитета партии и Совнаркома Татарской АССР, партийных и совет­ских органов на местах, при широком участии самого населения. Большую работу проводили общественные санитарные инспекторы (члены общества Красного Креста, комсомольцы), особенно по организации и обеспечению весенней очистки населенных мест, выявлению и сигнализации о заболевших, санитарному надзору за школами, об­щежитиями, пищевыми объектами, рынками. Только в период весенней очистки 1944 г. ими было обследовано 87 500 домовладений и около 3000 пищевых объектов.

Значительную роль в организации борьбы с инфекционными заболеваниями сыгра­ла практика командирования на места чрезвычайных уполномоченных СНК ТАССР. В решении санитарно-противоэпидемических вопросов принимали широкое участие ведущие специалисты КГМИ, КГИДУВа, КИЭМа и ветинститута (профессора и доцен­ты), в том числе по вопросам общей, коммунальной и пищевой гигиены — В. В. Милославский, И. К. Лукьянов, С. С. Шулпинов, М. В. Троицкий, А. И. Смирнов; гигиены труда — С. М. Арановский, организации здравоохранения — Ф. Г. Мухамедьяров, су­дебной медицины — А. Д. Гусев, патологической анатомии — И. П. Васильев, инфек­ционных болезней — А. Ф. Агафонов, Б. А. Вольтер, микробиологии — П. Н. Кашкин, эпидемиологии — А. Э. Озол, гельминтологии и мясоведения — профессора ветинсти­тута Н. П. Попов и И. В. Смирнов.

Однако коренные вопросы санитарного благоустройства не могли быть решены из- за отсутствия материальных возможностей. Даже минимальные по объему против потребности гидротехнические мелиоративные противомалярийные работы осуществля­лись не более чем на 15—20%. Ввиду почти полного отвлечения транспортных средств на нужды фронта и народного хозяйства в тылу не было возможности проводить надлежащую санитарную очистку населенных мест.

В этих условиях медицинские работники придавали важное значение санитарному просвещению населения. Большими энтузиастами санитарной пропаганды и агитации были один из старейших врачей-общественников, орденоносец, хирург по специально­сти, заслуженный врач РСФСР А. М. Боголюбов (г. Тетюши), врачи П. Г. Земель (старший ГСИ г. Зеленодольска), Солдатова, P. Р. Рахимов и др. Неустанное внима­ние уделялось подготовке населения к санитарной обороне. Широко использовалась областная и районная пресса: издавались листовки, брошюры, лозунги, плакаты на русском и татарском языках. Всей этой работой в военные годы в масштабе респуб­лики непосредственно руководил проф. Ф. Г. Мухамедьяров.

Материалы настоящего обзора свидетельствуют, что медицинские работники Та­тарии с честью выдержали тяжелый экзамен, который уготовила им война.

Этот факт имеет важнейшее политическое и историческое значение, подтверждаю­щее преимущество социалистической системы организации здравоохранения в целом и санитарно-противоэпидемического обслуживания населения в частности.

×

About the authors

A. D. Safonova

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Safonova A.D.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies