Influence of hexonium and gangleron on pancreatic function in patients with peptic ulcer and chronic gastritis

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Ganglion blocking drugs Hexonium and Gangleron in recent years are increasingly used in the treatment of peptic ulcer disease, chronic gastritis and some liver diseases.

Full Text

Ганглиоблокирующие препараты гексоний и ганглерон за последние годы находят все более широкое применение при лечении язвенной болезни, хронических гастритов и некоторых заболеваний печени.

Однако вопрос о характере изменения функций пищеварительного аппарата под влиянием гексония и ганглерона освещен недостаточно.

Располагая результатами лечения ганглиоблокаторами 304 больных язвенной болезнью и хроническими гастритами, мы имели возможность убедиться в хорошем терапевтическом эффекте гексония и ганглерона у этих больных.

Внешнесекреторная функция поджелудочной железы была изучена нами у 103 больных (у 61 при лечении гексонием, у 42 — ганглероном), инкреторная — у 137 (у 81 при лечении гексонием, у 56 — ганглероном).

Согласно методике, разработанной в клинике М. М. Губергрица, нами проводилось динамическое определение концентрации панкреатических ферментов (липазы, диастазы и трипсина) за час секреции после введения раздражителя (30 мл 0,5% раствора соляной кислоты при Т° —37°). Диастаза определялась йод-крахмальным методом Гольдштейна, трипсин — по Фульд — Гроссу — Михаэлису, липаза — модифицированным методом Бонди, карбонатная щелочность — обратным титрованием с индикатором фенолфталеином.

Инкреторная функция поджелудочной железы оценивалась по пробе Штауб — Трауготта с двойной нагрузкой глюкозой.

Внешнесекреторная функция поджелудочной железы при лечении гексонием исследована у 38 больных язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки и у 23 страдающих хроническими гастритами.

Наблюдения проводились до и в конце курса терапии ганглиолитиком. Гексония назначался начиная с 50 мг с постепенным повышением дозы, в зависимости от индивидуальной чувствительности, до 100—150 мг. Всего на курс лечения больные получали 1,5—3,4 препарата.

Концентрация диастазы в дуоденальном содержимом, отделяющемся спонтанно,, была в пределах нормальных показателей (переваривание крахмала в течение 5— 20 мин.) у 32 чел. с язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки и у 20 с хроническими гастритами.

Пониженные показатели содержания диастазы констатированы у 6 чел. с язвенной болезнью и у 3 с хроническими гастритами. После лечения гексонием пониженные показатели концентрации диастазы натощак определялись у 7 чел. с язвенной болезнью и у 5 с хроническими гастритами.

Концентрация трипсина в дуоденальном содержимом, полученном натощак, изменилась под влиянием лечения гексонием несущественно в обеих группах больных.

Концентрация липазы в дуоденальном содержимом натощак (за норму принималось 40—60 липолитических ед.) из числа больных язвенной болезнью до лечения была понижена у 7 чел., повышена — у 10 и в норме — у 21. В группе больных хроническими гастритами понижение липазы выявлено у 6, повышение — у 7 и нормальное содержание — у 10. После терапии гексонием нормальное содержание липазы констатировано у 29 больных язвенной болезнью и у 13 с хроническим гастритом. Улучшение наблюдалось в основном у больных с исходными повышенными показателями концентрации липазы.

При лечении ганглероном внешнесекреторная функция поджелудочной железы исследована у 42 больных язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки.

Исходная концентрация трипсина в спонтанно отделяющемся дуоденальном содержимом была нормальной у 32 больных, после терапии ганглероном — у 37.

Натощак в дуоденальном содержимом нормальное количество диастазы было у 31 больного, пониженное — у 6 и несколько повышенное — у 5. К концу курса лечения ганглероном нормальная концентрация была у 36 больных, пониженная — у 6.

Содержание липазы натощак до лечения было нормальным у 28 больных, пониженным— у 7 и повышенным—у 7; после лечения нормальным — у 31, пониженным — у 8 и повышенным — у 3.

Мы исследовали характер отделения ферментов поджелудочной железы после введения раздражителя за 1 час секреции. Определив концентрацию фермента в каждой отдельной порции, мы откладывали на графике соответствующие значения и получали «кривую» отделения ферментов.

Изменения ферментативной деятельности поджелудочной железы в целом при лечении гексонием и ганглероном представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Изменение ферментативной функции поджелудочной железы при лечении гексонием

Диагноз

Ферменты

Период исследования

Кривые отделения ферментов за 1 час секреции

Всего

нормальная

извращенная

волно­образная

монотонная

длительное падение ферментативной силы

Язвенная болезнь

трипсин

до лечения после

19

30

8

2

5

0

3

4

3

2

38

38

диастаза

до лечения после

19

27

10

3

4

0

2

3

4

5

38

38

липаза

до лечения после

15

25

11

4

3

1

3

3

6

5

38

38

Хронический гастрит

трипсин

до лечения после

12

13

3

1

3

1

1

3

4

5

23

23

диастаза

до лечения после

9

13

4

2

3

1

3

3

4

4

23

23

липаза

после

лечения

8

5

3

3

4

23

Таблица 2

Изменение ферментативной функции поджелудочной железы при лечении ганлероном

Диагноз

Ферменты

Период исследования

Кривые отделения ферментов за 1 час секреции

Всего

нормальная

извращенная

волно­образная

монотонная

длительное падение ферментативной силы

Язвенная болезнь

1 трипсин

до лечения после

28

34

4

1

3

0

2

3

5

4

42

42

диастаза

до лечения после

25

30

7

3

2

1

3

3

5

5

42

42

липаза

до лечения после

13

21

14

7

4

3

4

5

7

6

42

42

 

Явления «диспанкреатизма» — диссоциация в отделении ферментов и карбонатной щелочности — были ликвидированы у 9 из 38 больных, получавших лечение гексонием. При терапии ганглероном указанный феномен исчез у 8 из 29 больных.

Нормализующее воздействие ганглиолитиков проявляется лишь у больных с неглубокими функциональными нарушениями ферментативной деятельности (извращенный и волнообразный типы отделения ферментов). Причем гексоний более эффективен у больных язвенной болезнью. При выраженных патологических сдвигах (монотонное отделение ферментов или так называемое длительное падение ферментативной силы) гексоний и ганглерон не оказывают какого-либо благоприятного действия. Напротив, у ряда больных отмечается еще более глубокое угнетение ферментативной активности поджелудочной железы. Нормализация концентрации ферментов в дуоденальном содержимом, отделяемом «спонтанно», происходила при лечении ганглиолитиками только у больных с исходными повышенными показателями; гексоний был более результативным, чем ганглерон. Данное положение, очевидно, необходимо учитывать при назначении гексония и ганглерона и, исходя из него, следует или проводить терапию под соответствующим контролем, или воздерживаться от нее в случаях глубокого угнетения ферментативной активности поджелудочной железы.

Инкреторная функция поджелудочной железы исследована нами при лечении ганглиолитиками до и после курса лечения. При лечении гексонием наблюдения прове­дены у 81 больного, 50 из них страдали язвенной болезнью и 31 —хроническими гаст­ритами.

Содержание сахара в крови натощак среди больных язвенной болезнью у 36 было в пределах нормы (от 80 до 120 мг%), у 10 — пониженным и у 4 — несколько повы­шенным. После лечения гексонием уровень сахара в крови был в пределах нормы у 41 больного, ниже 80 ла% —у 3 и выше 120 мг% —у 6.

В группе больных хроническими гастритами нормальное содержание сахара- в кро­ви натощак было у 22, пониженное — у 4, повышенное — у 5. В конце курса лечения гексонием концентрация сахара в крови натощак была нормальной у 26, пониженной — у одного и повышенной — у 4 больных.

Следовательно, лечение гексонием приводит к нормализации концентрации сахара в крови натощак у ряда больных, но наступает она несколько чаще у больных с пониженным исходным уровнем. Различия в результатах исследований статистически достоверны при доверительном уровне в 95%.

Гликемические кривые по времени максимального подъема сахара в крови после нагрузки глюкозой в группе больных язвенной болезнью оказались нормальными у 21 больного, после лечения гексонием — у 28.

В группе больных хроническими гастритами до лечения нормальный подъем сахара в крови выявлен у 12 больных, после лечения — у 17.

Как известно, при постановке пробы Штауб — Трауготта уровень сахара в крови в норме должен вернуться к исходному значению или даже установиться на более низком уровне через 3 часа после начала исследования. Длительное повышение содержания сахара в крови расценивается как нарушение системы регулирования.

В группе больных язвенной болезнью уровень сахара в крови возвратился к исходному значению через 3 часа у 19 больных, у 31 отмечалось его повышение по сравнению с исходным. После курса терапии гексонием нормализация данного показателя наступила у 13 больных с прежде нарушенной функцией и возвращение к исходному уровню через 3 часа констатировано нами у 32 больных.

В группе больных хроническими гастритами до лечения возвращение сахара в крови к исходным уровням через 3 часа отмечалось у 17 больных из 31, после проведенной терапии гексонием — у 21.

Гипергликемический коэффициент был в пределах нормальных значений у 26 больных язвенной болезнью и у 21 больного хроническим гастритом, повышение его отмечено соответственно у 24 и 10. Исследования, проведенные после лечения гексонием, выявили увеличение числа больных с нормальным гипергликемическим коэффициентом, причем нормализация чаще наступала у больных язвенной болезнью.

Так, после лечения нормальный гипергликемический коэффициент был уже у 36 больных язвенной болезнью, а в группе больных хроническими гастритами — у 25.

Различия в результатах исследования являются статистически достоверными при доверительном уровне в 99%.

Феномен Штауб — Трауготта («двугорбая» сахарная кривая), свидетельствующий о нарушении внутрисекреторной функции поджелудочной железы, определялся до лечения в группе больных язвенной болезнью у 19 чел., а в группе больных хроническими гастритами — у 9.

После курса терапии гексонием феномен Штауб — Трауготта определялся у 11 больных язвенной болезнью и у 5 с хроническим гастритом.

Данные изменения являются прямым свидетельством улучшения деятельности инсулярного аппарата поджелудочной железы.

Влияние ганглерона на инкреторную деятельность поджелудочной железы изучено у 56 больных язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки. Наблюдения показали, что терапия ганглероном не оказывает существенного влияния на содержание сахара в крови натощак (Р>0,05).

Время максимального подъема сахара в крови после углеводной нагрузки до лечения в пределах нормы определялось у 20 больных, после — уже у 26.

До лечения возвращение сахара к исходному уровню через 3 часа после начала исследования наблюдалось у 26 больных, после терапии ганглероном — у 39.

Лечение ганглероном приводит к снижению прежде повышенного гипергликемического коэффициента. Нормальный гипергликемический коэффициент при первом исследовании определялся у 35 больных, у 21 он был увеличен. При исследовании в конце курса терапии ганглероном нормальный гипергликемический коэффициент констатирован уже у 45 больных, несколько повышенный — у 11.

Различия в результатах исследований статистически достоверны при доверительном уровне в 99%.

Положительный феномен Штауб — Трауготта определялся до лечения у 18 больных, после — у 10.

Таким образом, оценивая характер влияния терапии ганглиолитиками, можно сделать заключение о благоприятном воздействии гексония и ганглерона на углеводную 16

-функцию печени и внутрисекреторную деятельность поджелудочной железы при нерезко выраженных функциональных нарушениях, что проявлялось в нормализации гипергликемического коэффициента, как и периода возвращения концентрации сахара в крови к исходному уровню после нагрузок; уменьшилось также число больных с патологической «двугорбой» сахарной кривой.

×

About the authors

V. V. Trusov

Izhevsk Medical Institute

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Department of Hospital Therapy

Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Trusov V.V.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies