SCIENTIFIC CONFERENCE ON THE PROBLEM "CATECHOLAMINES AND THEIR ROLE IN REGULATION OF THE FUNCTIONS OF THE ORGANISM"

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Physiologists, biochemists and clinicians took part in the conference. A total of 47 reports were heard.

Full Text

В работе конференции приняли участие физиологи, биохимики и клиницисты. Всего заслушано 47 докладов.

Проф. А. В. Тонких (Ленинград) сообщила о новых данных в отношении раздельной секреторной иннервации клеток мозгового слоя надпочечников, выделяющих адреналин и норадреналин.

Проф. А. М. Утевский (Харьков) дал подробный анализ путей превращения катехоламинов в тканях и их функционального значения. Гормоны и медиаторы при своем превращении не только инактивируются, но и включаются в другие сферы действия, начинают проявлять новые функции.

Проф. П. К. Анохин (Москва) сообщил о значении адренергического субстрата ретикулярной формации ствола головного мозга в формировании различных реакций организма, в основном биологически отрицательного характера.

Проф. Г. И. Кассиль (Москва) отметил, что наиболее адекватным методом исследования вегетативной нервной системы в эксперименте и клинике является определение биологической активности крови (соотношения в ней симпато- и парасимпа- тсмиметических веществ). Симпатическая активность крови (содержание адреналина и норадреналина) в значительной степени определяет тонус и реактивность симпатической нервной системы. Исследование адреналина и норадреналина в моче может дать, по мнению докладчика, лишь косвенное представление об обмене катехоламинов, поскольку их уровень в моче зависит и от интенсивности образования, и от степени их потребления в организме.

Проф. А. В. Кибяков (Ленинград) сообщил о важной роли катехоламинов в деятельности симпатической нервной системы. При экстирпации мозгового слоя надпочечников нарушается синтез симпатина и легко возникает «истощение» эффектов при повторных раздражениях симпатических нервов.

Ряд докладов на последующих заседаниях был посвящен биохимическим исследованиям. В. О. Осинская (Харьков) привела данные о содержании катехоламинов и веществ со свойствами продуктов их окисления в различных органах ряда животных. В сообщении М. А. Барц (Харьков) показано, что норадреналин соединяется с белками в сердечной мышце и количество связанного адреналина при усилении сердечных сокращений значительно возрастает. Это свидетельствует, по мнению до­кладчика, о функциональном значении данного процесса. Проф. А. И. Кудрин и проф. А. Н. Кост (Москва) сообщили о новом ингибиторе моноаминоксидазы (фермента, участвующего в окислении катехоламинов) — ветразине. Ветразин усиливает действие адреналина на сократительные элементы сердца и матки, повышает чувствительность матки к ацетилхолину, окситоцину, гистамину и другим веществам. Ветразин не влияет на АД и свертываемость крови. Ветразин является антагонистом резерпина и усиливает действие аминазина и гексенала, то есть обладает разносторонней фармакологической активностью.

Были приведены данные об изменении содержания катехоламинов в организме под влиянием ионизирующей радиации. Так, В. И. Кондрор (Москва) отметил, что в первый момент увеличиваются синтез и освобождение катехоламинов мозговым слоем надпочечников.

Большой интерес и активное обсуждение вызвали доклады на тему «Катехола­мины и деятельность сердечно-сосудистой системы в условиях нормы и патологии». Проф. А. Л. Мясников остановился на изучении катехоламинов при гипертонической болезни и коронарной недостаточности. Он отметил, что хороший лечебный эффект, который достигается при гипертонической болезни от применения ряда новых препаратов, вновь привлекает внимание к роли адреналина и норадреналина в механизме этого заболевания. Так, положительный результат в виде понижения АД достигается под влиянием альфа-метил-допа, вещества, блокирующего ферментные системы и отсюда — синтез норадреналина в организме.

В докладе проф. А. В. Лебединского и А. Д. Масловой (Москва) была высказана мысль о выделении катехоламинов в участках миокарда с нарушенным кровообращением. Авторы наблюдали также увеличение содержания адреналина и в соседних участках сердца с нормальным кровообращением, что, по их мнению, может быть следствием увеличения секреции адреналина мозговым слоем надпочечников за счет ноцицептивных раздражений.

Доц. M. Е. Райскина (Москва) установила, что повышение потребления сердцем кислорода из крови при усиленной работе обусловлено увеличением коронарного кровотока вследствие повышения АД под влиянием адреналина. Однако это не отражает истинного увеличения утилизации кислорода миокардом. Продукты распада катехоламинов действуют, наоборот, угнетающим образом на окислительно-восстановительные ферменты, и утилизация кислорода сердцем при резко возросшей работе не увеличивается. Вызываемое катехоламинами усиление работы сердца обусловлено, по мнению докладчика, прямым действием их на сократительные свойства актомиозина и активность аденозинтрифосфатазы.

В докладах С. И. Щербатенко (Казань), И. Э. Софиевой, Т. В. Сотсковой (Москва) были приведены материалы о содержании катехоламинов в крови и моче у больных при кардиопатиях различной этиологии.

По данным С. И. Щербатенко, у больных с поражением сердечно-сосудистой системы на почве ревматизма, атеросклероза, гипертонической болезни, инфаркта миокарда, а также легочного сердца наблюдается различный уровень содержания адреналина и адреналиноподобных веществ в крови. При ревматическом поражении сердца отмечается понижение уровня адреналина в крови, при легочно-сердечной недостаточности это снижение бывает особенно резко выраженным. У больных кардиосклерозом с явлениями стенокардии адреналин крови несколько повышается по сравнению с нормой, а при инфаркте миокарда в остром периоде содержание адреналина в крови повышается очень резко. При гипертонической болезни содержание адреналина в крови также несколько увеличивается. И. Э. Софиева отметила, что у больных инфарктом миокарда содержание адреналиноподобных веществ в крови повышалось, однако автору не удалось обнаружить зависимость между клинической картиной болезни и уровнем адреналиноподобных веществ крови.

Т. В. Сотскова привела результаты исследования содержания адреналина и норадреналина в моче у больных в остром периоде инфаркта миокарда. По ее данным, содержание катехоламинов в моче повышается, что рассматривается ею в качестве компенсаторной реакции в период снижения АД.

В докладе Д. И. Малкиной (Казань) отмечено, что при экспериментальной холестеринемии у собак происходит увеличение содержания адреналина и адреналиноподобных веществ в сыворотке крови, тогда как холинергическая реакция крови, наоборот, угнетается. Одновременно ею наблюдалось усиление симпатических эффектов.

А. П. Зыско (Москва) отметила усиление липоидоза аорты и коронарных артерий под влиянием катехоламинов при экспериментальном атеросклерозе. По ее мнению, это может происходить за счет тканевой гипоксии, а также за счет увеличения гиперхолестеринемии под влиянием адреналина.

В докладе В. А. Говырина и Г. Р. Леонтьевой (Москва) представлены материалы, свидетельствующие о связи между содержанием катехоловых аминов в тканях (сердечной мышцы) и наличием симпатической иннервации. При десимпатизации содержание катехоловых аминов падает, а при раздражении симпатических нервов — значительно возрастает.

Р. Сапин (Москва) сообщил, что выход катехоламинов из надпочечников происходит по двум путям: через вены капсулы надпочечников и центральную вену. При гипертонической болезни увеличивается возможность оттока крови, содержащей адреналин и норадреналин, по ретроградному пути через венозные анастомозы в вены капсулы надпочечников и далее — в воротную вену печени.

Проф. Е. П. Степанян с соавторами (Москва) установил, что при экспериментальной глубокой гипотермии значительно снижается уровень катехоламинов в крови. При согревании животных содержание катехоламинов постепенно повышалось.

Г. М. Соловьев с соавторами (Москва) при операциях на открытом сердце в условиях искусственного кровообращения и гипотермии отмечал резкое повышение количества катехоламинов в моче. Лишь в дальнейшем содержание катехоламинов постепенно снижалось, нормализуясь к 10 дню после операции. Авторы расценивают эти результаты как показатель значительного возбуждения симпато-адреналовой системы при оперативном вмешательстве.

Проф. И. Н. Волковой (Казань) были приведены новые данные о значении адреналина и адреналиноподобных веществ крови в процессе образования химического посредника — симпатина в окончаниях симпатических нервов. Нарушение адреналин­секретирующей функции надпочечников как при удалении их мозгового слоя, так и при действии ионизирующей радиации приводит к нарушению образования симпатина и сходным изменениям функционального состояния симпатической иннервации. Однако избыток адреналина крови, наряду с тонизированием симпатической системы, тоже может неблагоприятно повлиять на некоторые стороны ее деятельности.

А. Соколинская (Москва) отметила, что симпатическая активность крови определяется различным соотношением адренергических веществ. При некоторых заболеваниях это соотношение изменяется.

А. В. Наседкин (Москва) методом хроматографического разделения катехола­минов на бумаге установил, что имеются последовательная смена и усложнение состава катехоламинов головного мозга кролика в период раннего онтогенеза.

Р. Ю. Ильюченок и Ю. Ф. Пастухов (Новосибирск) выдвинули гипотезу о механизмах переключения на холинергические нейроны в вышележащих отделах мозга импульсов, идущих из мезэнцефалической ретикулярной формации при возбуждении различных хемореактивных систем ее — адренергических и холинергических.

Результаты исследований уровня катехоламинов у психических больных, больных, находящихся в реактивном состоянии, при миопатиях, миостенических расстройствах, а также при лечении этих заболеваний нашли отражение в докладах Ä. М. Бару (Харьков), Е. Б. Мякиной и Н. А. Иванова (Москва), Ю. Л. Захарьина (Москва), Г. Л. Шрейберга и Э. Ш. Матлиной (Москва), Д. И. Шагал (Москва), Л. Б. Перельмана с соавторами (Москва) и др. Приведенные в этих докладах данные подтверждают мнение о важной роли катехоламинов в поддержании гомеостаза организма.

Последнее заседание конференции было посвящено анализу методов определения адреналина и норадреналина в крови и моче. В докладе Э. Ш. Матлиной (Москва) был дан сравнительный анализ различных методов определения катехоламинов — биологических, колориметрических, полярографических и флуорометрических. По мнению докладчика, наиболее совершенны и специфичны флуорометрические методы, основанные на превращении адреналина и норадреналина в флуоресцирующие продукты их окисления. Но эти методы требуют особенно тщательной очистки реактивов, высокой чувствительности флуорометра, предварительного исключения различных дополнительных веществ, мешающих флуорометрии. Б. Н. Манухин (Москва) сообщил о колориметрическом методе, позволяющем раздельно определять адреналин и норадреналин. Инженер А. Д. Есиков (Москва) отметил, что во многих лабораториях применяются спектрофлуорометры, основанные на использовании стандартного комплекта приборов, предназначенных для исследования спектров комбинационного рассеяния (ИСП-51 и ФЭП-1). При обсуждении различных методов определения адреналина и адреналиноподобных веществ в крови отмечено их несовершенство, сделаны критические замечания о люминесцентном методе К. В. Лебедева и С. В. Сенкевича. С помощью этого метода содержание катехоламинов в крови вы­ражается в цифрах, которые по абсолютной величине превышают величины, получаемые с помощью других методов. Но очень сходной оказывается динамика изменений уровня катехоламинов в крови, определяемых люминесцентным методом, а также другими, в частности широко используемым адсорбционно-колориметрическим методом Шоу.

В заключение на конференции отмечены большая научная ценность всех заслушанных сообщений, необходимость дальнейшей разработки проблемы катехоламинов при тесном содружестве биохимиков, физиологов и клиницистов, а также настоятельная необходимость в усовершенствовании всех методов определения адреналина, норадреналина и адреналиноподобных веществ в различных биологических средах. Принято решение о созыве второй конференции по данной проблеме в Харькове.

×

About the authors

I. N. Volkova

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Professor

Russian Federation

S. I. Sherbatenko

Email: info@eco-vector.com

Assistant professor

Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Volkova I.N., Sherbatenko S.I.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies