EFFECTIVENESS OF TREATMENT OF RHEOPIRINA VOLUME RHEUMATISM AND INFECTARTRITIS

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In recent years, among the effective antirheumatic agents, combined preparations consisting of pyramidone and butadiene, which include reopyrin, are mentioned.

Full Text

За последние годы в числе эффективных противоревматических средств упоминаются комбинированные препараты, состоящие из пирамидона и бутадиена, к которым относится и реопирин. Они выгодно отличаются тем, что некоторые из них могут применяться парентерально. Эти препараты выпускаются в таблетках, содержащих по 0,125 пирамидона и бутадиона и в ампулах по 0,75 пирамидона и бутадиона.

Наблюдалось 100 больных, лечившихся реопирином, из них с ревматизмом было 56, с инфектартритом — 44. Мужчин было 15, женщин — 85. В возрасте до 25 лет — 28, от 26 до 50 — 43 и старше — 25 больных.

Из 56 больных ревматизмом у 51 были активные проявления, причем ревматический полиартрит в сочетании с пороками сердца и ревмокардитом — у 15; порок сердца и возвратный ревмокардит — у 36; у 5 признаков обострения ревматического процесса не было. Недостаточность кровообращения I ст. была у 16, П-А ст. — у 18, ІІ-В ст.— у 1; у 21 выраженных признаков недостаточности кровообращения не наблю­далось.

Больные вначале получали реопирин по 1 таблетке 3 раза в день. Однако клиническое наблюдение показало явную недостаточность такой дозировки, поэтому в дальнейшем больным назначали реопирин по 6 таблеток в день до получения ясного клинического эффекта, затем доза снижалась до 5, 4 и 3 таблеток в день. Курс лечения продолжался в среднем в течение месяца, больные получали от 10,0 до 40,0 препарата. Малое количество препарата получили те, у которых реопирин был отменен ввиду развития побочных явлений.

Снижение температуры до нормы происходило у лиц с острым ревматическим полиартритом на 1—3 день лечения, а у больных инфектартритом — на 5—7 день, однако, у некоторых — и с первого дня применения препарата.

У лиц с возвратным ревмокардитом и длительной субфебрильной температурой такого снижения в первые дни лечения не наблюдалось: из 36 лиц с субфебрильной температурой к концу лечения она несколько снизилась у 30, а у остальных упала до нормы.

У 12 больных РОЭ еще до начала лечения была нормальной, в дальнейшем такой и осталась. Из остальных 88 человек, у которых РОЭ была ускоренной до начала лечения, после курса реопирина замедление РОЭ до нормы наблюдалось у 13, из них у 10 с ревматическим полиартритом и у 3 — с инфектартритом. У. больных острым ревматическим полиартритом замедление РОЭ происходило уже в течение первых 10 дней лечения и особенно выраженным было к 20 дню, снижаясь до 30—40 мм по сравнению с исходной величиной. Так, у больной Ж- с острым ревматическим полиартритом ускоренная РОЭ (73 мг/час) после лечения реопирином на 8-й день замедлилась до 56, а к концу месячного курса лечения — до 43 мг/час. Одновременно температура с 38° понизилась до нормы. У больной С. после курса лечения реопирином РОЭ замедлилась с 42 до 10 мг/час. У больных ревмокардитом и инфектартритом замедление РОЭ наступало в более поздние сроки и было незначительным. Известно, что при применении пиразолоновых производных, особенно пирамидона и бутадиона, в отдельных случаях может развиться лейкопения и агранулоцитоз. Поэтому при лечении больных реопирином особое внимание было обращено на уровень лейкоцитов. Оказалось, что снижение количества лейкоцитов на 2—3 тысячи, но до уровня, не выходящего за пределы нормы, было у 13%, в число этих наблюдений вошли больные с исходным лейкоцитозом до 12—13 тысяч лейкоцитов (5 человек), снижение же до 4 тысяч наблюдалось у 11 % больных, что несколько чаще, чем при бутадиене (по предыдущим наблюдениям сотрудников клиники), причем у этих же больных снизился и процент гранулоцитов. Следовательно, лейкопения была связана со снижением количества гранулоцитов. Агранулоцитоза не наблюдалось ни у одного больного, а общий процент гранулоцитов в процессе лечения не снижался ниже 50%. Правда, следует отметить, что всем больным при развитии лейкопении назначалось лечение тезаном.

До начала применения реопирина несколько пониженный уровень числа эритроцитов (до 4 млн.) был у 37, после лечения — у 60. Следует подчеркнуть, что наиболее выраженное снижение уровня гемоглобина и эритроцитов было у лиц с ревматическим полиартритом. Так, до лечения снижение эритроцитов было у 18 лиц, после — у 37.

Особого влияния реопирина на количество тромбоцитов, как это отмечено нами раньше для бутадиона, не выявлено, не изменились существенно под влиянием реопирина и результаты баночной пробы.

У 6 больных в процессе лечения наблюдалось увеличение размеров печени, что можно было связать с развитием застоя в ней. После применения мочегонных средств размеры печени уменьшились.

У 53 больных до и после лечения реопирином были проведены функциональные печеночные пробы. До лечения положительная реакция Таката-Ара и проба Вельтмана были у 49 больных. После лечения изменений в показаниях этих проб не произошло. Билирубин крови до и после лечения оставался в пределах нормы.

Уровень сахара крови в процессе лечения повысился лишь у одной больной (до 145 мг%).

У 38 больных при лечении реопирином наблюдались различные проявления побоч­ного действия этого препарата.

Изменения в водно-солевом обмене наступали примерно с той же частотой, что и при лечении бутадионом, но были менее резко выражены и появлялись лишь при увеличении дозировки реопирина до 6 таблеток в день. Все-таки у больных уменьшение диуреза определялось в 40%, повышение веса — в 2/з наблюдений и увеличение уровня хлоридов крови — у трети больных. У 2 больных были застойные явления в легких, причем у одного из них развился приступ сердечной астмы, у 13 появились отеки.

Изменения со стороны почек при лечении реопирином наступали почти с той же частотой, что и при применении бутадиона; так, если в предыдущих наблюдениях (М. А. Немцовский и T. М. Терлецкая, 1959) альбуминурия определялась у 26% лиц, получавших бутадион, а гематурия у 14%., то при лечении реопирином альбуминурия (от следов до 0,066%о) и микрогематурия (единичные эритроциты в поле зрения) появились у 20%. Отмечалось, как это было показано ранее в работах по изучению бутадиона, увеличение количества мочевой кислоты и уратов. Но профузной гематурии, как при даче бутадиона, у больных, получавших реопирин, мы не наблюдали. Приступ почечной колики развился лишь у одного больного, который и ранее страдал почечно-каменной болезнью. Изменений уровня остаточного азота крови до и после лечения реопирином не произошло.

Диспепсические явления при лечении реопирином встречались несколько чаще (8%), чем при лечении бутадионом (4,9%—Ясиновский и Терлецкая, 1959), но реже, чем при лечении салициловым натрием (9,5%—Ясиновский, Гинзбург, Орловская, 1959). Диспепсические проявления можно в основном связать с повышенной чувствительностью этих больных к бутадиону, поскольку в прошлом у них прием бутадиона также вызывал диспепсические явления.

Довольно часто (в 12%) наблюдались аллергические сыпи, кожный зуд и у одного больного — ангионевротический отек. Если аллергические сыпи были единственным признаком непереносимости реопирина, лечение не прекращалось, но больным назначались димедрол и хлористый кальций.

Значительно реже, чем при лечении бутадионом, были проявления геморрагического диатеза—лишь у 2 больных (2%.), в то время как при даче бутадиона они наблюдались у 13,8%.

Следует отметить в качестве особенности непереносимости к реопирину появление у одной больной резкого повышения температуры, покраснения лица, головной боли, тошноты и рвоты. У этой же больной в 1956 г. после приема одной таблетки бутадиона развились те же проявления.

У пяти больных применялось парентеральное введение пирабутола (по 2 мл внутримышечно 2 раза в день). При этом можно было отметить более быстрое развитие лечебного эффекта, особенно при ревматическом полиартрите, когда уже после 1—2 инъекций значительно уменьшались или проходили боли в суставах, исчезала припухлость, увеличивался объем движений в суставах, критически снижалась до нормальных цифр температура. Остальные показатели (РОЭ, гемоглобин, эритроциты, лейкоциты и др.) изменялись подобно тому, как при применении реопирина в таблетках.

Таким образом, в острых случаях ревматического полиартрита целесообразно начинать лечение с парентерального введения пирабутола, а по достижении эффекта переходить к его приему (resp. реопирина) в таблетках.

Длительность курса лечения реопирином составляла около месяца в тех случаях, когда не наблюдались побочные проявления. После реопирина больным назначались другие противоревматические средства. Нам представляется более правильным проводить лечение реопирином более короткими курсами (2—3 недели), чтобы избежать побочных проявлений этого препарата.

За последнее время мы наблюдали благоприятный эффект от комбинированного лечения реопирином и гормональными препаратами, главным образом преднизоном. В этих случаях удается получить клинический эффект при меньших дозировках обоих препаратов, в частности реопирин назначается по 4—3 таблетки в день при одно­временном применении преднизона в количестве 2—3 таблеток (10—15 мг).

Реопирин относится к эффективным медикаментозным средствам для лечения больных ревматизмом и инфектартритом. Он выгодно сочетает в себе быстрый терапевтический эффект пирамидона с более длительным действием бутадиона. Однако реопирин не лишен побочных проявлений, которые встречаются при применении его несколько чаще, чем при лечении одним бутадионом; но в основном это более легкие проявления —- аллергические реакции и диспепсические явления, которые не всегда служат поводом для отмены препарата. Более тяжелые побочные проявления, как, например, геморрагический диатез, отмечаются несравненно реже, чем при применении бутадиона. Почечная колика, которая иногда встречалась при назначении бутадиона, при лечении реопирином наблюдалась реже.

Нарушение водно-солевого обмена столь же часто, как и при лечении бутадионом. Поэтому назначение реопирина больным с выраженной недостаточностью кровообращения не показано. Альбуминурия и микрогематурия при назначении реопирина встречаются почти так же часто, как и при лечении бутадионом.

При указании в анамнезе на непереносимость к бутадиону реопирин желательно не назначать, так как в основном непереносимость обычно зависит от бутадиона, входящего в состав реопирина, а не от пирамидона.

×

About the authors

T. M. Terletskaya

Faculty therapeutic clinic (Head - Corresponding Member of the USSR Academy of Medical Sciences, Prof. MA Yasinovskiy) of the Odessa Medical Institute named after N.I. Pirogova

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Candidate of Medical Sciences

Russian Federation

N. B. Rudenko

Faculty therapeutic clinic (Head - Corresponding Member of the USSR Academy of Medical Sciences, Prof. MA Yasinovskiy) of the Odessa Medical Institute named after N.I. Pirogova

Email: info@eco-vector.com

Candidate of Medical Sciences

Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Terletskaya T.M., Rudenko N.B.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies