По поводу статьи „Простейший способ определения положения головки плода в полости таза“ В. И. Давыдова

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В указанной статье автор предлагает новый будто бы способ внутреннего исследования роженицы, при котором для определения положения головки пользуются не швами и родничками, а ухом.

Полный текст

В указанной статье автор предлагает новый будто бы способ внутреннего исследования роженицы, при котором для определения положения головки пользуются не швами и родничками, а ухом.

Для акушеров этот способ ничего нового не представляет; он всегда являлся и является лишь вспомогательным, дополнительным в тех сравнительно редких случаях, где обычное двупальцевое исследование не дает определенных результатов. (к сожалению, в этих случаях исследование ладонью не всегда уясняет положение). Преимущественно им пользуются при оперативных пособиях (введение ложки, щипцов, краниокласта).

Ушная раковина и при двупальцевом исследовании используется как один из опознавательных пунктов положения головки и особенно при асинклитическом ее вставлении. Еще Добрынин в своем руководстве „К изучению повивального искусства“ (изд. 1894 г.) на стр. 157 пишет: „В случае, когда распознавание положения и предлежания становится затруднительным... в подобных случаях, глубоко проводя один или два пальца между головкой плода и стенками таза (то спереди со стороны лонного сочленения, то сзади со стороны крестца), удается достигнуть уха; судя по тому, куда обращена выпуклость его раковины (вправо или влево) можно догадаться о положении и затылка“.

Оскар Шеффер в своем атласе (изд. 1900 г.), в числе прочих вставлений головки, употребляет даже специальный термин: „переднее и заднее ушное вставление“.

Фабр в своем учебнике акушерства (русский перевод под редакцией С. А. Сеницкого, изд. 1928 г.) пишет: „... когда двупальцевое исследование становится недостаточным, приходится вводить всю руку; ручным исследованием находят ушную раковину, учитывая при этом, что последняя своим свободным краем обращена в сторону затылка“.

Таким образом, не совсем ясно, что собственно нового и оригинального в приводимом способе, который автор называет своим способом (подчеркнуто мною. А. К.).

Приводя этот способ, автор рекомендует его как наиболее удобный и имеющий преимущества перед „старым“ (кавычки мои) способом и в деле преподавания.

Едва ли можно с этим согласиться.

Прежде всего, исследование ладонью несомненно грубее и болезненнее для роженицы, чем исследование двумя пальцами, особенно первородящей.

Для определения направления головки к тазу необходимо, как и по автору, чтобы вводилась соответствующая ладонь правая, либо левая. Заранее знать, какая ладонь подходит для данного случая, это значит—знать направление головки. Иначе может случиться, что, войдя правой ладонью, придется ее сменить и вводить затем левую ладонь.

Далее, отечная головка, стоящая даже в широкой части полости малого таза, не всегда (как это имеет место на фантоме) оставляет свободной крестцовую впадину, куда надлежит пройти всей рукой, чтобы нащупать ухо.

Считаю, что обучать студентов внутреннему исследованию (даже на фантоме) необходимо все же двупальцевому, как более бережному, позволяющему в громадном большинстве случаев хорошо определить направление стреловидного и других швов и положение родничков.

Необходимо с первых же исследований добиваться, чтобы вырабатывалась и совершенствовалась осязательная способность.

Добиться ясного впечатления можно, упражняясь в осторожном осязании пальцами швов и родничков на головке новорожденного и еще лучше, спокойнее на головке мертворожденного плода.»

Основное, что нужно определить при исследовании, —это швы и роднички; этому и необходимо обучить студентов.

Акушер, хорошо владеющий двупальцевым методом исследования, в особо трудных случаях прекрасно сможет пользоваться всей ладонью, как это иногда он делал и делает до сих пор.

В своей статье д-р Давыдов вскользь коснулся чрезвычайно существенного вопроса: преподавания акушерского фантомкурса. К сожалению, ни фантомы, ни тем более куклы, какими приходится пользоваться на занятиях со студентами (и врачами), далеко не отвечают самым скромным требованиям. Головки кукол совсем не похожи на головку новорожденного. Консистенция головки, ощущение швов и родничков ничем не напоминают головку новорожденного. Размеры головки не соответствуют размерам фантома и т. п. Между тем первые уроки внутреннего исследования, а в дальнейшем почти все оперативное акушерство студент проходит на фантоме.

Необходимо, чтобы организации, производящие указанные учебные пособия, уделили этому делу больше внимания.

×

Об авторах

О. Л. Каплан

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com

Доцент

Россия

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Каплан О.Л., 2020

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.