Products of acid hydrolysis of fibrin in the therapy of nervous diseases

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Recent studies on the autonomic nervous system have opened up broad prospects for clinicians not only in terms of elucidating the pathogenesis of many disease states, but also contributed to the establishment of new principles in the treatment of a wide variety of diseases.

Full Text

Исследования последних лет о вегетативной нервной системе открыли клиницистам широкие перспективы не только в смысле выяснения патогенеза многих болезненных состояний, но и способствовали установлению новых принципов в терапии самых разнообразных заболеваний. В области невропатологии, в связи с колебаниями в соотношениях неорганических электролитов и, главным образом, К и Са при расстройствах вегетативного характера, получило вполне достаточное обоснование применение Са при эпилепсии, общих неврозах, а также вегето-трофоневрозах как алергического, так п эндокринного происхождения. К числу средств, действие которых становится наиболее понятным в свете учения о вегетативной нервной системе, принадлежит большинство эндокринологических препаратов, гравидан в том числе, а также многие лизаты, которые находят себе место в терапии нервных и душевных заболеваний. Таким, напр., средством является близкий к панкреатолизату советских авторов французский препарат „ваготонин", изолированный и всесторонне изученный Santenoise и его сотрудниками.

В клинической практике ваготонин оказался эфективнее при гипертонии (D. Santenoise, L. Merklen и М. Vidocovitch).

Gardien-Jourd’Hemil, посвятивший большую работу применению ваготонина при депрессивных состояниях, наблюдал хорошие результаты у гиперэмотивных конституциональных психоневротиков, что очевидно следует связать с ослаблением свойственной им чрезмерной возбудимости симпатического нерва и снижением содержания в крови адреналина.

Не менее демонстративным примером благоприятного воздействия на вегетативную нервную систему является положительный терапевтический эфект проф. А. Е. Щербака, С. Г. Петровского, В. М. Слонимской и Кеn, Кurё от применения адреналина при мышечной дистрофии. Школа Щербака и его последователи дали ряд примеров благоприятного результата от физиотерапевтических процедур, нередко в сочетании с адреналином и кальцием, при самых разнообразных расстройствах трофики, когда эти процедуры (грязевые и гальвавич. воротники, диатермия) прилагаются на область, соответствующую вовлеченному в процесс вегетативному аппарату.

Рассматриваемый нами новый лечебный фактор—продукты кислотного гидролиза белка проф И П. Чукичева, согласно предложенной им рабочей гипотезы, близко стоят к симпатическим метаболитам или адреналиноподобным веществам, образующимся, как то предполагали Cannon и Васу, под влиянием возбуждения симпатического нерва и названным Саппоп’ом „симпатином*.

Согласно такому предположению, без образования этих веществ немыслима реализация трофического эфекта вегетативной нервной системы. Введение этих веществ в организм изменяет уровень жизнедеятельности различных тканей организма и позволяет более успешно бороться с патологическим процессом, если не говорить о самом идеальном исходе о ликвидации процесса.

Препарат проф. Сукачева до нас был успешно применен рядом клиницистов: проф. С. С. Стериопуло, проф. В. Я. Илькевичем, д-ром А. М. Александровым и др., при разнообразных заболеваниях: при кардиосклерозе, при гастритах с повышенной и пониженной секрецией, язвах желудка и двенадцатиперстной кишки, при острых и хронических колитах, при токсикозах беременности и др. Познакомившись с результатами этих клиницистов, я, совместно с д-ром П. П. Минц, решил испытать этот препарат на больных в заведуемой мною клинике нервных болезней Свердловского мед. института, продолжив потом эту работу в Москве на поликлиническом материале. Большей части наших больных продукты гидролиза фибрина вводились peros натощак, в количестве 0,1 см3 20% раствора в 30 см3 воды за 2 часа до еды, через день. Почти все больные провели но 2 цикла такой терапии, по 4 приема в каждом из них. Несколько больных провели 3 цикла такой терапии. Некоторым органикам препарат вводился в том же (0,1 см3) количестве, в разведении с Рингеровским раствором. Всего такого рода лечение успело провести 72 больных, распределявшихся по болезненным формам следующим образом: общие неврозы .(superfatfgatio, neurasthenia psychasthenia)—И, вегетативные неврозы—19, эндокринопатии (гипертиреоз, climax)—7, энцефалиты—7, эпилепсия—12, спинная сухотка—2, амиотрофический спинномозговой люес—1, рассеянный склероз—4, комбинированный склероз—1, полиомиелит—3, полирадикулоневрит—1, невралгия тройничного нерва— профессиональный невроз (невромиалгия)—1, миопатия—2.

Заметный успех от применения продуктов гидролиза фибрина мы видели при общих невротических состояниях, будь то нервность от переутомления или расстройство конституционального характера. Быстрое улучшение наступало не только у больных молодого возраста, но и при наличии артериосклероза. Особенно значительный эфект мы наблюдали при разнообразных проявлениях вегетотрофонейрозов, среди которых в наших случаях преобладали акроцианоз и гемикрания, дававшие положительный результат во всех случаях. Следует подчеркнуть успех, полученный у одной больной с тяжелым вегетативным неврозом, длившимся 7 лет, выражавшимся стойкой дисфагией, болезненными спазмами брюшных мышц и часто наступающей рвотой с примесью крови. От всех ранее применявшихся в этом случае способов лечения, включая все виды физиотерапии, сколько-нибудь значительного улучшения не наблюдалось. Также безрезультатными эти способы оставались и в нашей клинике в течение 1-го месяца пребывания больной, до применения препарата проф. Чукичева и только с введением последнего было достигнуто улучшение общего самочувствия и резкое ослабление наиболее мучительных для больной симптомов спастической дисфагии, спазмов мышц живота и рвоты, что позволило бэльной постепенно освобождаться от инъекций пантопона. Ясно выраженный положительный эфект получился также у больного, страдавшего’ отеком Квинке. Как у этого больного, так и у многих других вегѳтотрофонейротиков мы часто констатировали изменения в положительнуюсторону. сосудистой реакции. При одинаково наносимом раздражении полоски красного дермографизма после лечения давали уменьшение поперечников; у некоторых уменьшались как в интенсивности, так и количественно дермографические пятна при эмоциях; обильно потеющие дали уменьшение как общей, так и местной потливости.

В 3 случаях гипертиреоза мы наблюдали уменьшение тахикардии, потливости и общей возбудимости. Из 6 случаев постэнцефалитического паркинсонизма мы видели положительный результат у одного больного 27 лет, с давностью болезни в 4 года. Уже после окончания 1-го цикла приемов препарата больной отмечал более бодрое состояние—„менее спутан в движениях", стал более подвижен, уменьшился тремор. После 2-го курса самочувствие больного стало совсем бодрое, настроение хорошее, амимия менее выражена, тремор уменьшился. Также хороший результат получился при энцефалите с явлениями акроцианоза и гиперкинеза в виде хореиформных подергиваний. После 2 курсов гиперкинез слабее выражен, также уменьшились синюшность и парестезии в пальцах рук.

Что касается лечения продуктами гидролиза фибрина эпилепсии, то заметного влияния на количество припадков мы не наблюдали. Лишь в одном случае с ежедневными припадками petit mal припадки исчезали в течение всего первого цикла лечения (продолжавшегося 8 дней), но потом они снова возобновились и улучшение как в этом случае, так и в ряде других выразилось лишь на общем самочувствии, в частности исчезновением головных болей и выравниванием других сопутствующих ангионевротических расстройств.

Заслуживает быть отмеченным благоприятное общее действие в одном случае табеса, не ждавшемся в специфическом лечении, у больного с явлениями резкого упадка сил, депрессивным настроением и сонливостью. Под влиянием гидролизата фибрина было достигнуто улучшение всего нервно-психического тонуса пациента, что сказалось и на его работоспособности. В другом случае табеса мы получили уменьшение атаксии и исчезновение апизокории. У 4 больных с рассеянным склерозом отмечено улучшение со стороны двигательной сферы, сказавшееся либо уменьшением гипертонии, либо выравниванием атаксии. Улучшались также движения при полиомиелите и миопатии.

Благоприятное влияние препарат оказал и в одном случае тяжелого полирадикулоневрита с резкими атактр-паралитическими явлениями, способствуя более гладкому течению восстановительного периода за время прохождения курса лечения. Быстро купирован был приступ невралгии тройничного нерва у больной 60 лет, у которой страдание протекало периодически, причем до применения препарата Чукичева каждый болезненный период затягивался не менее, чем на месяц. Также положителен был случай профессионального заболевания у одной портнихи, выразившийся невро миалгическими болями правой руки. При сирингомиелии получился совершенно отрицательный результат. Отсутствие эфективности при этом заболевании должно побудить подбирать для такой терапии более ранние случаи так называемого status dysraphicus, без глубоких изменений трофических центров.

Полученные результаты побудили нас перейти к применению продуктов гидролиза фибрина путем электрофореза, предпосылки к чему имеются уже в виде немногочисленных еще наблюдений с введением таким образом белковых веществ (Н. Butenbeck).

Эту часть работы, по моему предложению, исполнили ассистент моей клиники д-р П. П. Минц и завед. физиотерап. отделением И. Я. Минц.

Методика. Приготовляется 1% раствор из уже готового препарата проф. Чукичева, которым смачивается хорошо выжатая гидрофильная прокладка. Электрофорез гидролизата применялся путем продольной гальванизации позвоночника. Активным электродом с лекарством являлся верхний, расположенный в области шейных и верхних грудных позвонков. Плотность тока—от Ѵ3 до МА, время—от 15 до20. Количество сеансов—10, в два приема по 5 сеансов с перерывом в 5 дней (2 цикла). Реакция кожи—яркая гиперемия под активным^ электродом и в 2 случаях нестойкое высыпание уртикариоподобвой сыпи. Всего такого рода лечение провели 24 человека. Из них 15 чел. с невротическим состоянием в виде плохого сна, в иных случаях бессонницы, головных болей, пониженной работоспособности, подавленности настроения, раздражительности. Все больные лечились амбулаторно, в обычной обстановке, без освобождения от работы. Во всех 15 случаях отмечено прекрасное действие на сон. Сон становился глубоким, спокойным и более продолжительным. Общее самочувствие улучшалось, больные чувствовали прилив бодрости, увеличение работоспособности. Многие из них лечились прежде в физинституте, принимая по несколько процедур, теперь охотно ходили на одну процедуру через день, не стремясь к другому лечению. У большинства больных наблюдалось улучшение аппетита, исчезновение или уменьшение головных болей. Полученные нами результаты у невротиков могут рассматриваться как хорошее улучшение, ведущее к значительному повышению работоспособности. Из случаев с вегетативным неврозом мы получили очень хорошее действие при гемикрапии у больной, страдающей частыми тяжелыми приступами головных болей со рвотой, онемением пальцев и полной неработоспособностью на 1—2 суток. Во 2-м случае больной, по профессии портной, обратился по поводу акроцианоза кистей рук. Во время работы и на холоде кисти рук становились тугоподвижными, отечными. После 10 сеансов электрофореза, по выражению больного, .руки сели на место", стали менее чувствительны к холоду, движение пальцев во время работы, было свободнее. Объективно уменьшение цианоза и отечности кистей рук. Этот больной, кроме того, получил крепкий сон. Заслуживает внимания благоприятное действие электрофореза продуктов кислотного гидролиза белка у молодой женщины, страдавшей плохим сном и трофоневротическим расстройством в виде упорной экземы лица. После 4 сеансов у нее оставались едва заметные изменения кожи на лице и после первых же сеансов установился хороший, крепкий сои. Случай вегетативного невроза с наклонностью к отекам то одной, то другой половины глаза, расстройством сна и головными болями в результате 2 с. электрофореза гидролизата получил, по выражению, больной .замечательный" сон и уменьшение головной боли. Отеки лица продолжали появляться, но в меньшей степени. У больного с жалобами на сильную потливость лица во время еды и волнения (аурикуло-темпоральный синдром) положительного результата не было.

В двух случаях гипертиреоза заметного эфекта на основные симптомы не отмечено, наблюдалось только у одной из больных заметное уменьшение потливости.

Оценивая полученные нами результаты, мы прежде всего должны Отметить исключительно благоприятное действие препарата проф. Чукичева на con невротиков, наблюдавшееся нами при обоих способах введения. При электрофорезе положительный результат в этом отношении оказывается ярче и быстрее. Так, нами наблюдались случаи, когда сон улучшался после 1—2 сеансов. Отнести получение такого быстрого эфекта за счет гальванического тока едва-ли возможно, тем более, что контрольные наблюдения, с одной гальванизацией позвоночника через день, подобного результата не давали.

Несомненно положительное действие на состояние нервно-психического тонуса больных: в большинстве случаев наблюдается исчезновапие или уменьшение головных болей, улучшение аппетита, увеличение работоспособности и активности. Необходимо отметить весьма положительное действие кислотного гидролиза фибрина при вегетативных неврозах типа гемикрании и акроцианоза.

На основании нашего материала можно придти к выводу, что данный препарат является активным терапевтическим средством при невротическом состоянии типа неврастении и близкого к нему, а также при вегетативных неврозах в виде гемикрании и акроцианоза и некоторых других расстройствах.

Если к этому прибавить отмеченный нами положительный эфект препарата на трофику при некоторых органических заболеваниях нервной системы, то необходимо сделать вывод о желательности дальнейшего, более глубокого изучения для выяснения его места в терапип нервных болезней.

×

About the authors

N. E. Osokin

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2020 Osokin N.E.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies