Experience in improving tuberculosis doctors by distance learning
- Authors: Oyfebakh M.I.1
-
Affiliations:
- NKZ Central Tubinstitute
- Issue: Vol 31, No 3-4 (1935)
- Pages: 313-315
- Section: Articles
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/50324
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj50324
- ID: 50324
Cite item
Full Text
Abstract
The Central Tuberculosis Institute of the RSFSR has been improving TB doctors by extramural training for 2 years. The incentive to use this method of tuberculosis personnel training was the decree of the Central Committee of the All-Union Communist Party of Bolsheviks (b) "On Medical Personnel Training". (August 1931).
Keywords
Full Text
Центральный тубинститут РСФСР втечение 2-х лет проводит заочное усовершенствование врачей по тбк. Стимулом к использованию этого метода подготовки туб. кадров послужило постановление ЦК ВКП(б) „О подготовке мед. кадров“ (август 1931 г.).
Институты усовершенствования врачей Москвы, Ленинграда, Казани ^пропускали через систему двухмесячных курсов по тбк примерно 120— 150 чел. в год, из которых значительная часть падала на усовершенствование врачей, уже работающих по тбк, и, следовательно, подготовка новых кадров через систему Институтов усовершенствования врачей была явно недостаточна и не соответствовала требованиям туб. организации. В целях дополнительной подготовки врачей для работы на периферии ЦТИ добился в 1932 г. организации туб. отделения на курсах заочного усовершенствования врачей. Организованный при ЦТИ сектор заочного усовершенствования разработал учебный план и программы этих курсов. В настоящее время мы располагаем лекционным материалом в 45 печатных листов по основным вопросам патологической анатомий, микробиологии, клиники и рентгенодиагностики легочного тбк. Изданы лекции по тбк детского возраста, тбк костей и суставов, тбк гортани. Довольно широко освещены вопросы лечения тбк (со включением новейших хирургических методов лечения легочного тбк), Изложены также вопросы социально-профилактические и организационные. К изданию лекций были привлечены наиболее компетентные специалисты — проф. Воробьев, Любарский, Хольцман, Штефко, Эйнис, доц. Прозоров, Стойко, Незлин, Похитонова и т. д. Это в значительной степени обеспечило качество выпущенных лекций, которые по отзывам врачей-заочников, в основном их удовлетворяют, несмотря на ряд имеющихся в них недочетов (сжатость изложения, отсутствие рисунков, плохие рентгенограммы и т. д.). Весь курс распадается на 2 дополняющих друг друга части - теоретическую и практическую.
Теоретическая часть рассчитана на 7 месяцев, втечение которых врач ежемесячно прорабатывает 5—6 печатных листов специальной литературы по тбк. В целях контроля над усвоением лекций и успеваемостью курсантов установлены письменные задания. Прикрепленные к заочнику преподаватели втечение всего курса руководят его учебой (рецензирование письменных ответов, разъяснение допущенных ошибок, указание дополнительной литературы и проч.). Помимо этого через рецензентов сектор обеспечивает консультации по всем вопросам практического порядка. Следует признать, что значительное большинство аккуратно работающих заочников серьезно подошло к выполнению заданий (использование дополнительной литературы, изложение своего практического опыта и т. д.). Так, из 3000 присланных в сектор письменных ответов всего 10% были признаны неудовлетворительными и возвращены для вторичной переработки. По окончании всего теоретического курса заочники для практической работы вызывались на месячную очную сессию в тубинститут; втечение этого срока каждый заочник должен был проработать клинику тбг взрослых и детей, рентгенодиагностику легочного тбк, обязательно овладеть техникой наложения искусственного пневмоторакса и ознакомиться с основами лечения тбк и организацией борьбы с тбк в городе и деревне.
Очные сессии были организованы и успешно проведены тубинститутами Москвы, Ленинграда, Иванова и Казани. На время прохождения очной сессии врачи обеспечивались НКЗдравом стипендией в 150 pyб. в месяц. Такая организация заочной системы усовершенствования врачей на нашем опыте вполне себя оправдала.
Проведенные 2 приема (в 1933 и 1934 гг.) показали, что врачи проявляют значительный интерес к этим курсам. Так, на 350 мест (за 2 года) было подано около 600—700 заявлений, из которых 7С% падает на врачей городских и районных центров, 30% составляют участковые врачи; свыше 2/3 составляют врачи, не работавшие до курсов по тбк, и 1/3 имела специальный стаж работы в тубучреждениях. За 2 года полностью закончили наши курсы 165 чел., в это число входят лишь те врачи, которые проработали всю теоретическую часть и. прошли месячную очную сессию при тубинститутах. Кроме того, мы имеем подготовленных к очной сессии 50 врачей. Т. о. из 350 чел , намеченных по. плану, до конца довели свою учебу около 210 чел., или 60%.
Остальные составляют отсев, который значительно выше, если исчислить его в отношении всех подавших заявления на курсы. Анализ причин отсева показал, что записавшиеся на курсы товарищи не всегда учитывали бюджет своего времени. Курсы требуют систематической работы и определенных сроков исполнения заданий. Некоторые рассматривали курсы, как возможность получить специальную литературу по тбк без письменной ее проработки и без контроля учебы. Однако, основная причина высокого процента отсева кроется в значительной перегрузке врачей-заочников общественно-производственной работой. Надо признать, что жалобы врачей на отсутствие внимания к ним со стороны некоторых здравотделов и местных профсоюзных организаций в значительной части справедливы. Несмотря на указания НКЗ и ЦК нашего союза, местные- организации обычно не считаются с дополнительной нагрузкой врача по этим курсам и не создают благоприятных для его учебы условий, отрывая его на ряд кампаний и т. д.
Необходимо принять меры к правильной организации труда врача-заочника и считать его учебу на этих курсах общественно-производственной нагрузкой.
Что дали эти курсы за 2 года туб. организации?
Из 165 врачей, окончивших курсы, Московская область получила 28 чел,. бывшая ЦЧО—23 чел., Ленинградская обл.~17 чел., Ивановская—15, Западная— 14, Сев.-Кавказская—И. Уральская—10, Горьковский край—9, национальные республики и области—22 чел. (из них УССР 11 чел., Крым, Груз. ССР по 4 чел. и т. д.). Из этих данных мы видим, что нац. районы мало охвачены заочным усовершенствованием врачей.
На 165 ч. работники тубучреждений (диспансеров, туб. больниц) дали 39 ч., врачи общих больниц 50 ч., амбулаторий и консультаций 45 чел.; на возраст от 30—50 лет падает 133 чел., или 80%, причем врачи с общеврачебным стажем до 5 лет составляют всего 39 чел., и 126 чел. со стажем от 5 до 15 лет и выше. Терапевты составляют 51% всех курсантов, фтизиатры 24%, общие педиатры 13%. Женщин на 165 чел. всего 63 (или 40%). Эти цифровые материалы позволяют сделать вывод, что на заочные курсы по тбк идут врачи со значительным общеврачебным стажем, преимущественно терапевты и педиатры, причем врачи больниц и амбулаторий составляют значительное большинство. Около 30% (49 чел.) падает на участковых врачей.
Нас естественно интересовал вопрос, как используются эти врачи по окончании курсов. На разосланную анкету мы получили 78 ответов. Оказалось, что до курсов работали по тбк и продолжают ее сейчас 21 челов., не работали раньше по тбк и приступили к этой работе 33 врача и, наконец, 24 чел. и после курсов не работают по тбк. Следовательно, из этой группы около 2/3 окончивших курсы работают в туб. учреждениях, гл. обр. в порядке совместительства. Причина, почему 1/3 не использованы на местах для работы по тбк, кроется по анкетным данным в отсутствии бюджетных ассигнований на организацию и содержание тубпунктов. Следует, однако, признать, что причина не только в этом. Повидимому, местные органы здравоохранения не всегда учитывают важность противотуберкулезной работы. Надо полагать, что принятые совещанием обл. крайздравов постановления и постановления СНК РСФСР создадут перелом в отношениях местных организаций к постановке борьбы 45 тбк.
Ближайшие перспективы заочного усовершенствования вытекают из постановлений СНК СССР о подготовке мед. кадров. Многие неправильно понимают это решение, в котором говорится о запрещении заочной подготовки врачей. Этим имеется в виду подготовка новых врачей через курсы заочного обучения из среднего медперсонала и т. д., но отнюдь не дальнейшее усовершенствование врачей, где заочная система должна и может быть с успехом использована. Наш опыт по тбк показал, что при правильной постановке дела эта система в деле усовершенствования врачей весьма целесообразна.
Надо избежать ошибок, допущенных в прошлом, которые в основном сводятся: 1) к неправильно намеченным профилям (совершенно неудачными оказались курсы для врачей совхозов и колхозов); 2) низкому качеству выпускаемых учебных пособий, не объединенных единым метод, руководством; 3) несвоевременному снабжению заочников лекционным материалом и отсюда длительный перерыв в учебе и демобилизация курсантов и 4) самотеку, имевшему место при приеме на курсы.
Кафедры институтов усовершенствования врачей Москвы, Ленинграда, Казани, располагающие высококвалифицированными специалистами, своим непосредственным участием в организации заочных курсов, в составлении учебных планов и программ, в выборе профилей, подготовке к печати лекционных материалов и, наконец, руководством теоретической и практической учебой заочника помогут правильно поставить эту работу и поднять дело заочного усовершенствования на более высокий уровень. Институты, имеющие многолетний опыт очных курсов, сумеют его использовать в заочной системе, которая со временем должна стать важной и неотъемлемой составной частью всей системы усовершенствования врачей.
About the authors
M. I. Oyfebakh
NKZ Central Tubinstitute
Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation