Protocol of the appointment of the Society of Physicians at the Imperial Kazan University on March 27, 1910



Cite item

Full Text

Abstract

Protocol of the appointment of the Society of Physicians at the Imperial Kazan University.
March 27, 1910
He was chaired by M. V. Kazanskiy under the secretary A. V. Favorskiy.

Full Text

Казанскомъ Университетѣ
27-го марта 1910 г.
Предсѣдательствовалъ М. В. Казанскій при секретарѣ А. В. Ѳаворскомъ.
Присутствовали — Осиповъ, Бушмакинъ, Перимовъ, Десятовъ, Ципкинъ, Островскій, Лепскій, Игнатовичъ, Шоломовичъ, Кушниковъ, Чебоксаровъ, Троицкій, Коте ловъ, Геркенъ, Добротинъ, Орловскій, Козловъ, Зайцевъ, Лурія, Осипова, Горяевъ, Идельсонъ, Любенецкій, Каземъ-Бекъ.
1) Сообщеніе дѣйств. члена А. К. Цинка: „Къ вопросу о пластическомъ замѣщеніи дефектовъ трахеи11 (съ демонстраціей больного).
Преній по докладу не послѣдовало.
Предсѣдатель благодаритъ докладчика.
2) Д-ръ А. С. Шоломовичъ: „Антиалкогольное движеніе въ Россіи". (і-й Всероссійскій съѣздъ по борьбѣ съ пьянствомъ).
ПРЕНІЯ.
Д-ръ Казанскій: Въ виду сложности вопроса объ алкоголизмѣ, въ виду того, что этотъ вопросъ широко затрагиваетъ и такія причины алкоголизма, какъ соціальныя, экономическія, обще-государственныя и под., въ выясненіи которыхъ мы не можемъ считать себя столь же компетентными, какъ съ точки зрѣнія на алкоголизмъ врачебно-санитарной, въ каковой области общество въ правѣ ожидать отъ насъ компетентнаго сужденія прежде всего и главнымъ образомъ,— я предложилъ-бы ограничиться въ нашихъ преніяхъ врачебно санитарной стороной дѣла, тѣмъ болѣе, что эта сторона въ вопросѣ объ алкоголизмѣ остается еще не вполнѣ выясненной. Между прочимъ, я желалъ-бы выяснить: насколько необходимо назначеніе спиртныхъ напитковъ у постели больного? Лично я не увѣренъ въ этомъ.
Д-ръ Идельсонъ поддерживаетъ Казанскаго.
Д-ръ Чебоксаровъ высказывается противъ предложенія Казанскаго.
Посѣт. (не врачъ) А. Т. Соловьевъ говоритъ, что вино-ядъ и что его прописывать въ качествѣ лѣкарства нельзя.
Д-ръ Десятовъ предлагаетъ обсуждать вопросъ по существу и перенести пренія на слѣдующее засѣданіе.
Проф. Осиповъ находитъ, что вопросъ объ алкоголизмѣ слишкомъ обширенъ и обсуждать его по существу въ одномъ засѣданіи нельзя. Можно дѣлать только добавленія къ докладу д-ра Шоломовича или разъясненія.
Докладчикъ. Своимъ докладомъ я преслѣдовалъ не только цѣль информаціи общества по данному вопросу, но и желалъ подвергнуть обсужденію вопросъ по существу, хотя бы, напримѣръ, вопросъ объ умѣренномъ употребленіи алкоголя.
Предсѣдатель ставитъ на баллотировку вопросы: і) по существу обсуждать вопросъ объ алкоголизмѣ или ограничиться данными доклада, и 2) когда обсуждать: сейчасъ или въ слѣдующемъ засѣданіи?
Очевиднымъ большинствомъ рѣшено обсуждать вопросъ по существу и въ слѣдующемъ засѣданіи.
З) Сообщеніе действ, члена А. А. Козлова: „Антиформипъ и его приготовленіе".
ПРЕНІЯ.
Каземъ-Бекъ подтверждаетъ, что антиформинъ, приготовленный д-ромъ А. А. Козловымъ, даетъ тѣ же результаты, что и антиформинъ продажный.
4) Дѣйств. членъ А. Н. Добротинъ демонстрируетъ: „Къ казуистикѣ распознаванія эхинококка при помощи отклоненія комплемента" (по типу Wassermann’a)
ПРЕНІЯ.
Д-ръ Казанскій. Въ прежнее время вызывалъ много разговоровъ вопросъ о разницѣ эхинококковаго паразита мультилокулярнаго и унилокулярнаго эхинококковъ. Судя по Вашему опыту, гдѣ въ качествѣ антигена взята была жидкость отъ однокамернаго эхинококка и опредѣленъ былъ многокамерный эхинококкъ, разница въ поразитахъ въ эхинококковъ не должно быть, хотя Вашъ-же опытъ съ эхинококкомъ животнаго говоритъ противъ этого.
Посѣтитель д-ръ Перфильевъ, (ауторефератъ). Мною продѣлана реакція отклоненія комплемента 7 разъ съ сывороткой больной, лежавшей въ Дѣтской Клиникѣ съ діагнозомъ однокамернаго эхинококка печени (?). Антигеномъ служила эхинококковая жидкость изъ пузыря (эхинококковаго), взятаго изъ легкаго коровы, причемъ 5 разъ отъ одной и 2 раза отъ другой коровы. Въ первыхъ 5 случаяхъ получался всегда положительный результатъ (полное отсутствіе гэмолиза); а въ другихъ двухъ случаяхъ оба раза получился гэмолизъ.
Таже реакція, продѣланная съ сыворотками больныхъ терапевтической киники проф. А. Н. Каземъ-Бека: і) Смирнова (установленный патолого анатомически діагнозъ многокамернаго эхинококка печени) Мѣдяновъ (многокамерный эхинококкъ?) Новикова (Icterus) и Явкинъ (гипертрофическій циррозъ) 2 раза получилась съ антигеномъ взятымъ изъ эхинококковаго пузыря изъ легкаго коровы—отрицательная (полное отсутствіе гэмолиза) и одинъ разъ неопредѣленное: получилось отсутствіе гэмолиза какъ при сывороткѣ съ антигеномъ, такъ и безъ него, т. о. сыворотка больныхъ почему то (вѣроятно, вслѣдствіе микробнаго загрязненія, что установлено микроскопически) отклонила комплементъ.
Проф. Каземъ-Бекъ говоритъ, что реакція Wassermann’a является важнымъ признакомъ при распознаваніи эхинококка въ клиникѣ.
II. Административная часть.
1) Выборы предсѣдателя: предложены записками профессора Ф. ЯЧистовичъ, В. Ф. Орловскій, В. П. Осиповъ и А. Н. КаземъБекъ.
За отказомъ Орловскаго, Осипова и Каземъ-Бека баллотировался Чистовичъ, получившій 25 избир. шаровъ и 3 неизб.
2) Баллотировкой избранъ въ дѣйств. члены д-ръ Н. И. Орловъ.
3) Заслушаны отвѣты соединенной комиссіи О-ва врачей и О-ва невроп. и психіатровъ въ г. Казани на вопросы одной изъ подсекцій (врачебнаго быта по рефомѣ медицинскаго образованія) XI съѣзда Общества русскихъ врачей въ память Н. И. Пирогова о правильной постановкѣ преподаванія на медицинскихъ факультетахъ.
Получено слѣд. обращеніе отъ подсекіи.
Организаціонный Комитетъ ХІ-го Съѣзда Общества врачей въ память Н. И. Пирогова
съ 3-го по 10-ое Января 1910 г.
Адресъ секретаря Организаціоннаго Комитета И. А. Дмитріева: СП Бургъ, Кабинетская, 18, СПБургская Губернская Управа.
Подсекція: Врачебнаго быта по реформѣ медицинскаго образованія.
Адресъ бюро секціи: Архіерейская ул.у 8, /Кенскій Медицинскій Институтъ
Многоуважаемый товарищъ!
На X съѣздѣ Общества русскихъ врачей въ память Н. II. Пирогова было постановлено организовать особое совѣщаніе по вопросу о приведеніи преподаванія на медицинскихъ факультетахъ въ большее соотвѣтствіе съ современнымъ положеніемъ науки и потребностями современнаго врача. На основаніи этого постановленія. Правленіе Общества организовало, подъ предсѣдательствомъ С. С. С а л а з к и н а, совѣщаніе изъ компетентныхъ лицъ, которое и представитъ съѣздв то, что ему удалось сдѣлать. Ради удобства работы, совѣщаніе было разбито на 2 секціи: секцію теоретическихъ предметовъ, подъ предсѣдательствомъ Г. В. X л о п и н а, и секцію клиническую, подъ предсѣдательствомъ Н. А. Вельяминова. Такъ какъ затронутый вопросъ очень сложенъ, то совѣщаніе, конечно, не могло сдѣлать многаго и необходимо, чтобы, кромѣ доклада совѣщанія, на предстоящемъ XI съѣздѣ были доклады и отдѣльныхъ лицъ и, что самое важное, доклады медицинскихъ факультетовъ, а также земскихъ и городскихъ санитарныхъ бюро. Въ виду настоятельной необходимости подвергнуть вопросъ о правильной постановкѣ преподаванія па медицинскихъ факультетахъ самому тщательному разбору, Организаціонный Комитетъ XI съѣзда выдѣлилъ для этой цѣли въ секціи врачебнаго быта особую подсекцію. Сообщая объ этомъ, подсецція по реформѣ медицинскаго образованія надѣется, что Вы не откажите въ Вашемъ содѣйствіи, принявъ участіе въ разработкѣ такого важнаго и животрепещущаго вопроса, какъ вопросъ о правильной постановкѣ медицинскаго образованія на медицинскихъ фалультетахъ.
Отвѣтъ Вашъ благоволите прислать до і-го сентября. Крайними сроками назначены: для доставленія резюме съ положеніями докладовъ, съ цѣлью напечатанія ихъ ко дню открытія съѣзда—15 ноября, для заявленій о предположенномъ докладѣ—1 декабря.
Намѣчены слѣдующіе программные вопросы.
А.
1) Должно-ли преподаваніе на медицинскихъ факультетахъ преслѣдовать широкую общенаучную подготовку будущаго врача или узко практическую.
2) Роль и положе lie на медицинскихъ факультетахъ естественнонаучныхъ предметовъ (химія, минералогія, зоологія, ботаника, физика).
3) Роль и положеніе на медицинскихъ факультетахъ предметовъ такъ называемой теоретической медицины (физіологія, общая патологія, фармакологія и. т. д.).
4) О соотношеніи между науками, изучающими морфологію и физіологію.
5) О согласованности отдѣльныхъ предметовъ между собою и объ объединеніи ихъ общимъ планомъ.
6) Желательна-ли существующая тенденція къ дробленію кафедръ (многопредметность) и образованію новыхъ самостоятельныхъ?
7) Желательный объемъ и характеръ практическихъ занятій по предметамъ теоретическимъ.
8) Объемы читаемыхъ обязательныхъ курсовъ (концентрація курсовъ).
9) 1 игіена, общественная медицина и медицинская статистика.
ю) О поликлиникѣ.
и) Необходимы-ли пропедевтическія клиники и каковъ характеръ преподаванія долженъ быть въ нихъ?
12) Необязательные доцентскіе курсы.
13) Досааточно-ли обезпечиваются интересы преподаванія существующимъ штатомъ младшихъ преподавателей (ассистенты, лаборанты, ординаторы).
Б.
1) Курсовая и предметная система.
2) Достаточна-ли существующая продолжительность обученія?
3) Слѣдуетъ-ли предоставлять оканчившимъ право на самостоятельную врачебную практику безъ предварительнаго больничнаго стажа?
4) О государственныхъ экзаменахъ.
5) Объ ученыхъ степеняхъ.
6) Повторительные курсы для врачей.
Завѣдующій С. С. Салазкинъ.
Секретарь Д Я. Гвоздиковскій.
Соединенное засѣданіе Комиссій изъ членовъ Общества врачей и членовъ Общества невропатологовъ и психіатровъ при Императорскомъ Казанскомъ Университетѣ состоявшееся іб марта 1910 г. при участіи профессоровъ В. ГІ. Осипова, Ф. Я. Чистовича, В. Ф. Орловскаго, докторовъ А. В. Ѳаворскаго, О. Т. Пана, А. А. Десятова и В. П. Первушина, разсмотрѣвъ программные вопросы, намѣченные подсекціей «Врачебнаго быта по реформѣ медицинскаго образованія» предстоящаго XI Съѣзда Общества русскихъ варчей въ память Н. И. Пирогова, приняло рядъ слѣдующихъ положеній по возбуждаемому подсекціей вопросу «о правильной постановкѣ медицинскаго образованія на медицинскихъ факультетахъ».
і) Въ качествѣ основнаго положенія, опредѣляющаго вопросъ о правильной постановкѣ высшаго медицинскаго образованія въ Россіи, комиссія выставляетъ то положеніе, что правильная постановка дѣла высшаго медиц. образованія возможна лишь при условіи извѣстной автономіи медицинскихъ факультетовъ, стоящей въ связи съ полною автономіей Университетовъ и вообще русской высшей школы, д. б. осуществленной согласно Высочайшему Указу 27 августа 1906 г.
Нижеприводимыя положенія Комиссіи служатъ отвѣтомъ на программные вопросы, намѣченные подсекціей:
2) На вопросъ і-й. Подготовка будугцаго врача должна бытъ широкой общенаучной при условіи соотвѣтствующей постановки клиническаго (практическаго) преподаванія.—Высказывая такое положеніе, Коммиссія исходитъ какъ изъ общаго взгляда на сущность Университетскаго образованія, которое должно быть широко-научнымъ, такъ и изъ представленія о задачахъ и роли врача, требующихъ отъ него высоконаучнаго ценза: научно-образованный врачъ легче и скорѣе оріентируется и въ вопросахъ практическихъ (у постели больного, при аутопсіи, при судебной экспертизѣ и т. п.); являясь однимъ изъ немногихъ культурныхъ работниковъ въ провинціи, такой врачъ въ тоже время содѣйствуетъ развитію и научной разработкѣ текущихъ вопросовъ медицины. Наоборотъ, узко-практическая подготовка будущаго врача отзываетъ «фельдшеризмомъ» и потому непріемлема: она не гарантируетъ государству и обществу научно-образованныхъ работниковъ и научныхъ и общественныхъ дѣятелей.
3) На вопросы 2-й и j-ій: имѣя въ виду широкую общенаучную подготовку врача, преподаваніе предметовъ естественно-научныхъ (химія, физика, минералогія, ботаника и зоологія) должно быть поставлено возможно широко и на надлежащую научную высоту, ибо медицина, какъ отрасль естествознанія, которое составляетъ основу научной медицины, черпаетъ свои методы изслѣдованія изъ естественныхъ наукъ.
4) Тѣмъ болѣе необходимо основательное научное изученіе студентами предметовъ такъ наз. теоретической медицины (физіологія, общая патологія, фармакологія и т. д.), безъ чего знакомство со спеціальными медицинскими науками представляется совершенно невозможнымъ и недопустимымъ.
5) На вопросъ 4-й: преподаваніе наукъ, изучающихъ морфологію и физіологію, должно быть самостоятельнымъ, раздѣльнымъ и находиться въ рукахъ отдѣльныхъ преподавателей.
6) На вопросъ у-й\ Согласованность отдѣльныхъ предметовъ между собой и объединеніе ихъ общимъ планомъ необходимо, что должно лежать на обязанности (автономно-функціонирующихъ) пользующихся извѣстною самостоятельностью факультетовъ.
7) На вопросъ 6-й Умноженіе кафедръ должно вызываться и обусловливаться развитіемъ пауки, и, разъ современное состояніе извѣстной дисциплины требуетъ выдѣленія самостоятельной кафедры, она должна быть образована въ интересахъ полноты и научности преподаванія. Какъ, напримѣръ, желательно введеніе кафедры исторіи медицины).
8) На вопросъ у-й: Преподаваніе теоретическихъ предметовъ должно быть возможно демонстративнѣе, а возможно болѣе полный объемъ практическихъ занятій долженъ устанавливаться факультетомъ—ради болѣе полнаго и успѣшнаго усвоенія учащимися преподаваемыхъ предметовъ.
9) На вопросъ 8-й: Конспективное изложеніе отдѣльныхъ курсовъ является недопустимымъ, такъ какъ это противорѣчило бы основному положенію, изложенному въ п. і (о широкой общенаучной подготовкѣ врача), тѣмъ болѣе, что въ задачу Университетскаго преподавателя должно входить не столько снабженіе слушателей извѣстной суммой конечныхъ знаній, сколько стремленіе выработать въ нихъ естественно-научное мышленіе, которое дастъ имъ возможность самостоятельно разбираться въ научно-практическихъ вопросахъ.
ю) На вопросъ д-й: Съ преподаваніемъ гигіены въ расширенномъ объемѣ и по возможности демонстративно, должно быть соединено преподаваніе и общественной медицины, и медицинской статистики, и эпидеміологіи.
и) На вопросъ ю-й: Не имѣя личнаго опыта въ проведеніи поликлиническихъ занятій и судя лишь по практикѣ Юрьевскаго Университеса, Комиссія высказывается (принципіально) за возможность и полезность правильно поставленной поликлинической дѣятельности— тамъ, гдѣ это диктуется жизнью.
12) На вопросъ н-й: Пропедевтическія клиники безусловно необходимы, такъ какъ въ нихъ обучаются студенты методамъ изслѣдованія, которыми они должны обладать при переходѣ къ клиническому преподаванію. Настоящее положеніе пропедевтич. клиникъ, ютящихся въ городскихъ и земскихъ больницахъ и военныхъ госпиталяхъ, нераціонально въ интересахъ правильнаго преподаванія.
13) На вопросъ 12: Доцентскіе курсы должны быть свободны, будучи регулируемы факультетомъ.
14) На вопросъ ij-й: Постановка преподаванія на надлежащую высоту отнюдь не обезпечивается существующимъ штатомъ младшихъ преподавателей (ассистенты, лаборанты, ординаторы и т. д.),
15) Прпмѣч. Положеніе нѣкоторыхъ клиническихъ кафедръ въ настоящее время въ университетахъ совершенно неудовлетворительно— не только за отсутствіемъ соотвѣтствующаго преподавательскаго персонала, но и за отсутствіемъ клиникъ, необходимость которыхъ сознавалось законодателемъ еще въ 1884 г. (университ. уставъ).
16) Коммиссія высказывается далѣе за введеніе на медиц. ф-тѣ предметной системы по образцу СПБ. Женек. Медиц. Ин-та (члены комиссіи В. П. Первушинъ и О. Г. Панъ воздержались отъ заключенія къ этому пункту).
17) По мнѣнію Коммиссіи курсъ медиц. ф-товъ долженъ состоять изъ $ полныхъ лѣтъ (съ і сентября по 15 мая) причемъ выпускные экзамены (государств, экзамены) должны происходить въ началѣ 6-го года (сентябрь-октябрь). Въ виду сложности и объема преподаваемыхъ предметовъ, Коммиссія принципіально высказывается за введеніе на медиц. ф-тѣ еще и 6-го года, посвященнаго исключительно клиникѣ.
18) Въ будущемъ желательно установить для окончившихъ курсъ медиц. ф-та предварительный больничный стажъ—передъ предоставленіемъ имъ права на самостоятельную врачебную практику,—стажъ, надлежаще поставленный (опытные руководители, достаточный матеріалъ и т. д.).
19) Государственные экзамены въ ихъ настоящемъ видѣ излишни и нежелательны.
20) Ученыя степени, даваемыя по группамъ спеціальностей, должны играть роль лишь въ научномъ отношеніи для лицъ, посвящающихъ себя преподавательской дѣятельности въ высшихъ учебныхъ медицин. учрежденіяхъ, при замѣщеніи же различныхъ служебныхъ и административныхъ должностей не должны имѣть руководящаго значенія.
21) Повторительные курсы для врачей желательны и необходимы въ видѣ отдѣльныхъ Институтовъ по образцу, напр., Еленинскаго Института въ СПБ.
Члены Комиссіи В. Осиповъ и В. Первушинъ.
М. В, Казанскимъ, Шибковымъ и Десятовымъ указано на желательность сильнѣе подчеркнуть крайнюю необходимость введенія въ курсъ медицинскаго факультета преподаванія общественной медицины и улучшенія преподаванія и практическихъ занятій по гигіенѣ и санитаріи.
Постановлено согласиться съ этими отвѣтами и дополнить ихъ предложеніемъ д-ра Идельсона о необходимости кафедры исторіи медицины.
За Предсѣдателя М. Казанскій.
Секретарь А. Фаворскій

×

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2020 Board E.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies