Роль медико-социальных факторов в развитии миопии

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Создание математической модели индивидуального прогнозирования возникновения и развития миопии у школьников, обучающихся по инновационным программам. Методы. Обследованы 372 учащихся школы-гимназии №19 г. Казани. Выделено две группы: первая - школьники с эмметропией (180 человек), вторая - школьники с миопией (192 человека). Учитывали возрастное распределение детей по условным группам: младших классов (7-9 лет) - 111 человек, средних классов (12-14 лет) - 147 человека, старших классов (16-17 лет) - 114 школьников. Результаты. Факторы, способствующие снижению зрения у школьников, были сведены в пять групп: медико-биологические, социально-гигиенические, факторы зрительной нагрузки учащихся, поведенческие и алиментарные. Наибольшей оказалась суммарная сила влияния факторов зрительной нагрузки (у мальчиков 52,8%, у девочек 51,7%), на втором месте поведенческие факторы (соответственно 39,00 и 41,61%), на третьем - факторы питания (36,46 и 41,38%), на четвёртом - медико-биологические (24,80 и 29,09%), на пятом социально-гигиенические факторы (20,69 и 27,74% соответственно). Вывод. Итоговая сумма прогностических коэффициентов даёт возможность определить для каждого школьника степень риска миопии и установить группу прогноза; на основании данного подхода можно разрабатывать персонифицированные рекомендации по профилактике миопии с прицельным устранением или ослаблением действия наиболее значимых неблагоприятных факторов.

Полный текст

На протяжении последних десятилетий в нашей стране продолжает сохраняться тенденция к росту заболеваемости детского населения, особенно детей школьного возраста [4, 6]. Приоритетное направление отечественного здравоохранения - разработка мер по сохранению и укреплению здоровья школьников, профилактике «школьных болезней», в том числе миопии [1]. Борьбу с миопией Всемирная Организация Здравоохранения и Коалиция неправительственных организаций объявили приоритетным направлением в рамках программы «Зрение 2020: право на зрение, глобальные инициативы». Детскую слепоту от рефракционных нарушений, куда входит и миопия, считают слепотой, которую можно предупредить. Очень важен поиск новых, безопасных и эффективных методов комплексной профилактики миопии. Увеличению распространённости миопии у школьников к моменту окончания школьного обучения способствует интенсификация информационного обеспечения образовательного процесса, сопровождающаяся дополнительными зрительными нагрузками. Изучалась роль медико-биологических, социально-гигиенических, поведенческих и других факторов в формировании миопии [2, 3, 5]. Однако исследования по изучению факторов риска миопии среди школьников проводили без учёта всего их многообразия и особенностей обучения по инновационным программам с использованием многочисленных электронных технических средств. Цель исследования - создание математической модели индивидуального прогнозирования возникновения и развития миопии у школьников, обучающихся по инновационным программам. Мы применяли социально-гигиенические, социологические и статистический методы исследования. Объектом исследования были учащиеся школы-гимназии №19 г. Казани. Выделено две группы: первая - школьники с эмметропией (180 человек), вторая - школьники с миопией (192 человека). Учитывали и возрастное распределение детей по условным группам: ученики младших классов - 111 человек, средних - 147 человек, старших классов - 114 школьников. Одновременно с офтальмологическим осмотром собирали сведения, характеризующие условия обучения, учебные нагрузки, а также другие факторы, способствующие снижению зрения у школьников. Эти факторы были сведены в пять групп: медико-биологические, социально-гигиенические, факторы зрительной нагрузки учащихся, поведенческие и алиментарные (факторы питания). В группу медико-биологических вошло наибольшее количество факторов, по которым определялись достоверные различия: возраст, пол, наследственная отягощённость, наличие хронической патологии, частота простудных заболеваний, уровень физического развития, наличие или отсутствие субъективных неприятных ощущений со стороны глаз, наличие или отсутствие травм головы либо глаз. Из социально-гигиенических оценивали наиболее «весомые»: состав семьи, уровень образования матери и материальной обеспеченности семьи. Группа поведенческих факторов включала: уровень учебной недельной нагрузки в школе, продолжительность выполнения домашних заданий, наличие или отсутствие хобби со зрительными нагрузками (компьютерные игры, онлайн-общение и SMS-общение, моделирование с использованием мелких деталей и т.п.), длительность просмотра телепередач и видеофильмов, длительная и частая работа на компьютере, длительное и частое чтение, в том числе дополнительной литературы. Среди поведенческих факторов важны следующие: продолжительность ночного сна, наличие и длительность ежедневных прогулок на свежем воздухе, наличие психологических нагрузок в школе и дома. В пятую группу факторов в нашем исследовании были включены показатели несбалансированности фактического питания учащихся. Далее мы провели анализ распространённости миопии от действия различных факторов с учётом гендерных различий. Данный подход был основан на том, что девочки и мальчики имеют не только различия по учитываемым нами медико-биологическим факторам риска в развитии миопии, но и по управляемым поведенческим факторам, что важно учитывать при разработке оздоровительных и профилактических мероприятий. Оценивали степень и направленность корреляции связи между медико-биологическими, социально-гигиеническими, факторами зрительных нагрузок, поведенческими факторами и распространённостью миопии среди школьников, проводили дисперсионный анализ. Исследование проводили на базе школы-гимназии, позиционирующейся как «школа будущего». Реализовать высокотехнологичные подходы в обучении детей помогает инновационный проект, в основе которого принцип «1:1» (1 ученик = 1 компьютер). В рамках данного проекта в гимназии установлены интерактивные доски, предоставлены электронные планшеты, разработан электронный портфель: электронный дневник, электронные учебники, база цифровых медиаресурсов, при этом устройства интегрированы с единым образовательным порталом. Преподавание ряда предметов - химии, физики, биологии и естествознания - проходит на английском языке. Обучение английскому и татарскому языкам начинается с первого класса, в последующем дополнительно вводится обучение французскому, немецкому, испанскому и китайскому языкам. По результатам офтальмологического осмотра школьников-гимназистов было выявлено, что среди учащихся младших классов доля детей с эмметропией составила 70,87±4,03%, среди средних классов - 39,64±3,76%, а среди старшеклассников - 32,11±4,47%. Наиболее распространена миопия среди старшеклассников: слабой степени - у 47,71±4,78%, средней степени - у 12,84±3,20%, высокой степени - у 3,67±1,80%. Обращает на себя внимание высокая частота нарушений рефракции и у учащихся средних классов: миопия слабой степени - у 46,75±3,84%, средней степени - у 10,65±2,37%, высокой - у 0,59±0,59%. Таким образом, можно предположить, что нарушение остроты зрения у значительного количества школьников формируется уже 12 годам. Дальнозоркость выявлена у 2,72±0,81% детей. Астигматизм в отдельную группу для анализа не выделяли, он был отнесён к миопии или гиперметропии. Анализ влияния медико-биологических факторов на развитие миопии показал, что все они достоверно имеют более сильное влияние на девочек, чем на мальчиков. В целом у девочек-школьниц миопию обнаруживают чаще (58,3±3,5 на 100 обследованных), чем у мальчиков (43,6±3,9 на 100 обследованных учащихся, р <0,01). Дисперсионный анализ влияния комплекса медико-биологических факторов показал, что из них наибольшее влияние на развитие миопии оказывает возраст (продолжительность учёбы в школе), у мальчиков сила его влияния составила 8,26% (р <0,001), у девочек 10,41% (р <0,001). На втором месте у мальчиков частые простудные заболевания - 5,37% (p <0,001), у девочек отягощённая наследственность (наличие миопии у родителей) - 5,07% (p <0,001). Третье место в иерархии у мальчиков занимает мужской пол - 3,21% (p <0,001), у девочек - частые простудные заболевания (4,45%, p <0,001), четвёртое место соответственно наследственность (3,18%, p <0,01) и пол (4,22%, p <0,01), пятое - хронические заболевания (1,59%, p <0,01). Наибольшей оказалась суммарная сила влияния факторов зрительной нагрузки - у мальчиков 53,3% (p <0,001), у девочек 52,4% (p <0,001); на втором месте поведенческие факторы (соответственно 40,2%, p <0,001, и 42,2%, p <0,001), на третьем - фактор питания (37,5%, p <0,001, и 42,2%, p <0,001), на четвёртом - медико-биологические факторы (24,9%, p <0,001, и 30,09%, p <0,001), на пятом месте - социально-гигиенические (21,8%, p <0,001, и 26,4%, p <0,001) Вычисление и оценка силы влияния, построение иерархии действия различных групп факторов даёт возможность создать математическую модель индивидуального прогнозирования возникновения и развития миопии у школьников. Важно определение перечня факторов риска, которые могут оказать влияние на уровень количественно прогнозируемого явления и рассчитать коэффициенты изучаемого заболевания в интенсивном выражении в целом по контингенту (в данном случае у школьников-гимназистов) и по каждому из отобранных факторов риска, а также по их градациям. Нами составлена прогностическая матрица для комплексной оценки степени риска развития миопии у школьников-гимназистов (табл. 1) по существующей методике прогнозирования (Шиган Е.Н.). Методика индивидуального прогнозирования даёт возможность выделить группы школьников с различной степенью риска развития миопии. Отметим, что на итоговый прогноз значительное влияние может оказывать небольшое количество весомых неблагоприятных факторов. Практические рекомендации 1. При углублённом медицинском обследовании школьников в практической деятельности педиатров и врачей-офтальмологов использовать разработанные прогностические таблицы для оценки риска возникновения миопии у школьников. 2. Свойственный контингенту современных школьников высокий риск возникновения и прогрессирования миопии требует организации системы медико-социального мониторирования охраны зрения. Система наблюдения должна включать контроль влияния различных факторов риска и своевременное нивелирование негативных явлений. В этих целях необходимо разделение школьников на группы офтальмологического здоровья для оказания им адекватной медико-профилактической, лечебно-оздоровительной помощи, а также введение медико-социальной паспортизации семей, в которых они воспитываются, для оказания посильной медико-социальной поддержки. 3. Гигиеническое воспитание школьников необходимо организовать по типу многоуровневой системы. В первый уровень включить вопросы, актуальные для всех школьников; во второй - предусматривающие дифференцированную, целенаправленную работу среди школьников с факторами риска; в третий - вопросы индивидуальной работы по коррекции поведенческих стереотипов и образа жизни школьников. 4. В образовательных учреждениях, независимо от их типа, необходимо многократно увеличить объём работы по гигиеническому воспитанию и образованию. В программу естественно-биологических циклов обучения и план воспитательной работы внедрить курс «Охрана зрения школьников», в котором должны быть представлены сведения о факторах риска и отражены умения по сохранению и укреплению офтальмологического здоровья. ВЫВОДЫ 1. Разработанная прогностическая матрица по оценке риска развития миопии предназначена для использования на этапе доврачебной скрининговой диагностики. Врачи-офтальмологи смогут получать не только дополнительную информацию, повышающую качество диагностического процесса, но и возможность оптимизировать профилактическую работу по охране зрения школьников. 2. Полученные программы профилактики будут включать требования по возможному снижению всего спектра факторов риска в условиях образовательного учреждения и в домашних условиях, а также максимальное использование факторов оздоровления на индивидуальном и групповом уровнях. Таблица 1 Поддиапазоны и группы риска миопии у учащихся школ-гимназий Поддиапазоны риска Размер поддиапазона Группы риска Наименьшая 0,688-0,865 Благоприятная Средняя 0,866-1,044 Внимание Наибольшая 1,045-1,281 Неблагоприятная Весь диапазон 0,688-1,254
×

Об авторах

Эльмира Нурисламовна Мингазова

Казанский государственный медицинский университет

Александр Николаевич Самойлов

Казанский государственный медицинский университет

София Исааковна Шиллер

Казанская государственная медицинская академия

Email: k_sofa@mail.ru

Список литературы

  1. Баранов A.A., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности. Руководство для врачей. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 349 с.
  2. Волкова Л.П. О профилактике близорукости у детей // Вестн. офтальм. - 2006. - №2. - С. 24-26.
  3. Должич Г.И. О взаимосвязи клинического течения близорукости с особенностями физического развития детей и подростков // Вестн. офтальм. - 2008. - Т. 124, №5. - С. 50-52.
  4. Кузнецова М.В. Причины развития близорукости и её лечение. - Казань: МЕДпресс-информ, 2004. - 176 с.
  5. Нефедовская Л.Ф. Медико-социальные проблемы нарушения зрения у детей в России. Серия «Социальная педиатрия». - М.: Центр развития межсекторальных программ, 2008. - 240 с.
  6. Онищенко Г.Г. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков: состояние и пути решения проблем // Гигиен. и санит. - 2007. - №4. - С. 53-59.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Мингазова Э.Н., Самойлов А.Н., Шиллер С.И., 2012

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.