Medical and social factors impact in myopia development
- Authors: Mingazova EN1, Samoilov AN1, Shiller SI2
-
Affiliations:
- Kazan State Medical University, Kazan, Russia
- Kazan State Medical Academy, Kazan, Russia
- Issue: Vol 93, No 6 (2012)
- Pages: 958-961
- Section: Actual problems of ophthalmology
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/2118
- DOI: https://doi.org/10.17816/KMJ2118
- ID: 2118
Cite item
Full Text
Abstract
Aim. To elaborate a mathematical model of individual myopia development and progression risk in school students who study using innovative programs. Methods. 372 students of №19 gymnasium, Kazan, Russia, were examined. Students were divided into two groups: the first group - students with emmetropia (180 subjects) and the second group - students with myopia (192 subjects). Age distribution (junior students aged 7-9 years - 111 subjects, middle school students aged 12-14 years - 147 subjects, senior students aged 16-17 years - 114 subjects) was taken into account. Results. Factors influencing the visual acuity deterioration in school students were combined into five groups: medical and biological, social and hygienic, visual load, behavioral and alimentary. The visual load had the highest impact (52.8% - for male students, 51.7% - for female students), with behavioral factors on the second place (39.0% - for male students, 41.61% - for female students), alimentary factors on the third place (36.46 and 41.38% accordingly), medical and biological factors on the fourth place (24.80 and 29.09%) and with social and hygienic factors at the bottom (20.69 and 27.74%). Conclusion. The overall sum of the prognostic coefficients allows to define the risk of myopia on case-to-case basis and to distribute the student to a prognosis group. Basing on this approach. it is possible to develop personalized recommendations for myopia prevention targeting on the most important unfavorable prognostic factors.
Keywords
Full Text
На протяжении последних десятилетий в нашей стране продолжает сохраняться тенденция к росту заболеваемости детского населения, особенно детей школьного возраста [4, 6]. Приоритетное направление отечественного здравоохранения - разработка мер по сохранению и укреплению здоровья школьников, профилактике «школьных болезней», в том числе миопии [1]. Борьбу с миопией Всемирная Организация Здравоохранения и Коалиция неправительственных организаций объявили приоритетным направлением в рамках программы «Зрение 2020: право на зрение, глобальные инициативы». Детскую слепоту от рефракционных нарушений, куда входит и миопия, считают слепотой, которую можно предупредить. Очень важен поиск новых, безопасных и эффективных методов комплексной профилактики миопии. Увеличению распространённости миопии у школьников к моменту окончания школьного обучения способствует интенсификация информационного обеспечения образовательного процесса, сопровождающаяся дополнительными зрительными нагрузками. Изучалась роль медико-биологических, социально-гигиенических, поведенческих и других факторов в формировании миопии [2, 3, 5]. Однако исследования по изучению факторов риска миопии среди школьников проводили без учёта всего их многообразия и особенностей обучения по инновационным программам с использованием многочисленных электронных технических средств. Цель исследования - создание математической модели индивидуального прогнозирования возникновения и развития миопии у школьников, обучающихся по инновационным программам. Мы применяли социально-гигиенические, социологические и статистический методы исследования. Объектом исследования были учащиеся школы-гимназии №19 г. Казани. Выделено две группы: первая - школьники с эмметропией (180 человек), вторая - школьники с миопией (192 человека). Учитывали и возрастное распределение детей по условным группам: ученики младших классов - 111 человек, средних - 147 человек, старших классов - 114 школьников. Одновременно с офтальмологическим осмотром собирали сведения, характеризующие условия обучения, учебные нагрузки, а также другие факторы, способствующие снижению зрения у школьников. Эти факторы были сведены в пять групп: медико-биологические, социально-гигиенические, факторы зрительной нагрузки учащихся, поведенческие и алиментарные (факторы питания). В группу медико-биологических вошло наибольшее количество факторов, по которым определялись достоверные различия: возраст, пол, наследственная отягощённость, наличие хронической патологии, частота простудных заболеваний, уровень физического развития, наличие или отсутствие субъективных неприятных ощущений со стороны глаз, наличие или отсутствие травм головы либо глаз. Из социально-гигиенических оценивали наиболее «весомые»: состав семьи, уровень образования матери и материальной обеспеченности семьи. Группа поведенческих факторов включала: уровень учебной недельной нагрузки в школе, продолжительность выполнения домашних заданий, наличие или отсутствие хобби со зрительными нагрузками (компьютерные игры, онлайн-общение и SMS-общение, моделирование с использованием мелких деталей и т.п.), длительность просмотра телепередач и видеофильмов, длительная и частая работа на компьютере, длительное и частое чтение, в том числе дополнительной литературы. Среди поведенческих факторов важны следующие: продолжительность ночного сна, наличие и длительность ежедневных прогулок на свежем воздухе, наличие психологических нагрузок в школе и дома. В пятую группу факторов в нашем исследовании были включены показатели несбалансированности фактического питания учащихся. Далее мы провели анализ распространённости миопии от действия различных факторов с учётом гендерных различий. Данный подход был основан на том, что девочки и мальчики имеют не только различия по учитываемым нами медико-биологическим факторам риска в развитии миопии, но и по управляемым поведенческим факторам, что важно учитывать при разработке оздоровительных и профилактических мероприятий. Оценивали степень и направленность корреляции связи между медико-биологическими, социально-гигиеническими, факторами зрительных нагрузок, поведенческими факторами и распространённостью миопии среди школьников, проводили дисперсионный анализ. Исследование проводили на базе школы-гимназии, позиционирующейся как «школа будущего». Реализовать высокотехнологичные подходы в обучении детей помогает инновационный проект, в основе которого принцип «1:1» (1 ученик = 1 компьютер). В рамках данного проекта в гимназии установлены интерактивные доски, предоставлены электронные планшеты, разработан электронный портфель: электронный дневник, электронные учебники, база цифровых медиаресурсов, при этом устройства интегрированы с единым образовательным порталом. Преподавание ряда предметов - химии, физики, биологии и естествознания - проходит на английском языке. Обучение английскому и татарскому языкам начинается с первого класса, в последующем дополнительно вводится обучение французскому, немецкому, испанскому и китайскому языкам. По результатам офтальмологического осмотра школьников-гимназистов было выявлено, что среди учащихся младших классов доля детей с эмметропией составила 70,87±4,03%, среди средних классов - 39,64±3,76%, а среди старшеклассников - 32,11±4,47%. Наиболее распространена миопия среди старшеклассников: слабой степени - у 47,71±4,78%, средней степени - у 12,84±3,20%, высокой степени - у 3,67±1,80%. Обращает на себя внимание высокая частота нарушений рефракции и у учащихся средних классов: миопия слабой степени - у 46,75±3,84%, средней степени - у 10,65±2,37%, высокой - у 0,59±0,59%. Таким образом, можно предположить, что нарушение остроты зрения у значительного количества школьников формируется уже 12 годам. Дальнозоркость выявлена у 2,72±0,81% детей. Астигматизм в отдельную группу для анализа не выделяли, он был отнесён к миопии или гиперметропии. Анализ влияния медико-биологических факторов на развитие миопии показал, что все они достоверно имеют более сильное влияние на девочек, чем на мальчиков. В целом у девочек-школьниц миопию обнаруживают чаще (58,3±3,5 на 100 обследованных), чем у мальчиков (43,6±3,9 на 100 обследованных учащихся, р <0,01). Дисперсионный анализ влияния комплекса медико-биологических факторов показал, что из них наибольшее влияние на развитие миопии оказывает возраст (продолжительность учёбы в школе), у мальчиков сила его влияния составила 8,26% (р <0,001), у девочек 10,41% (р <0,001). На втором месте у мальчиков частые простудные заболевания - 5,37% (p <0,001), у девочек отягощённая наследственность (наличие миопии у родителей) - 5,07% (p <0,001). Третье место в иерархии у мальчиков занимает мужской пол - 3,21% (p <0,001), у девочек - частые простудные заболевания (4,45%, p <0,001), четвёртое место соответственно наследственность (3,18%, p <0,01) и пол (4,22%, p <0,01), пятое - хронические заболевания (1,59%, p <0,01). Наибольшей оказалась суммарная сила влияния факторов зрительной нагрузки - у мальчиков 53,3% (p <0,001), у девочек 52,4% (p <0,001); на втором месте поведенческие факторы (соответственно 40,2%, p <0,001, и 42,2%, p <0,001), на третьем - фактор питания (37,5%, p <0,001, и 42,2%, p <0,001), на четвёртом - медико-биологические факторы (24,9%, p <0,001, и 30,09%, p <0,001), на пятом месте - социально-гигиенические (21,8%, p <0,001, и 26,4%, p <0,001) Вычисление и оценка силы влияния, построение иерархии действия различных групп факторов даёт возможность создать математическую модель индивидуального прогнозирования возникновения и развития миопии у школьников. Важно определение перечня факторов риска, которые могут оказать влияние на уровень количественно прогнозируемого явления и рассчитать коэффициенты изучаемого заболевания в интенсивном выражении в целом по контингенту (в данном случае у школьников-гимназистов) и по каждому из отобранных факторов риска, а также по их градациям. Нами составлена прогностическая матрица для комплексной оценки степени риска развития миопии у школьников-гимназистов (табл. 1) по существующей методике прогнозирования (Шиган Е.Н.). Методика индивидуального прогнозирования даёт возможность выделить группы школьников с различной степенью риска развития миопии. Отметим, что на итоговый прогноз значительное влияние может оказывать небольшое количество весомых неблагоприятных факторов. Практические рекомендации 1. При углублённом медицинском обследовании школьников в практической деятельности педиатров и врачей-офтальмологов использовать разработанные прогностические таблицы для оценки риска возникновения миопии у школьников. 2. Свойственный контингенту современных школьников высокий риск возникновения и прогрессирования миопии требует организации системы медико-социального мониторирования охраны зрения. Система наблюдения должна включать контроль влияния различных факторов риска и своевременное нивелирование негативных явлений. В этих целях необходимо разделение школьников на группы офтальмологического здоровья для оказания им адекватной медико-профилактической, лечебно-оздоровительной помощи, а также введение медико-социальной паспортизации семей, в которых они воспитываются, для оказания посильной медико-социальной поддержки. 3. Гигиеническое воспитание школьников необходимо организовать по типу многоуровневой системы. В первый уровень включить вопросы, актуальные для всех школьников; во второй - предусматривающие дифференцированную, целенаправленную работу среди школьников с факторами риска; в третий - вопросы индивидуальной работы по коррекции поведенческих стереотипов и образа жизни школьников. 4. В образовательных учреждениях, независимо от их типа, необходимо многократно увеличить объём работы по гигиеническому воспитанию и образованию. В программу естественно-биологических циклов обучения и план воспитательной работы внедрить курс «Охрана зрения школьников», в котором должны быть представлены сведения о факторах риска и отражены умения по сохранению и укреплению офтальмологического здоровья. ВЫВОДЫ 1. Разработанная прогностическая матрица по оценке риска развития миопии предназначена для использования на этапе доврачебной скрининговой диагностики. Врачи-офтальмологи смогут получать не только дополнительную информацию, повышающую качество диагностического процесса, но и возможность оптимизировать профилактическую работу по охране зрения школьников. 2. Полученные программы профилактики будут включать требования по возможному снижению всего спектра факторов риска в условиях образовательного учреждения и в домашних условиях, а также максимальное использование факторов оздоровления на индивидуальном и групповом уровнях. Таблица 1 Поддиапазоны и группы риска миопии у учащихся школ-гимназий Поддиапазоны риска Размер поддиапазона Группы риска Наименьшая 0,688-0,865 Благоприятная Средняя 0,866-1,044 Внимание Наибольшая 1,045-1,281 Неблагоприятная Весь диапазон 0,688-1,254×
About the authors
E N Mingazova
Kazan State Medical University, Kazan, Russia
A N Samoilov
Kazan State Medical University, Kazan, Russia
S I Shiller
Kazan State Medical Academy, Kazan, Russia
Email: k_sofa@mail.ru
References
- Баранов A.A., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности. Руководство для врачей. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 349 с.
- Волкова Л.П. О профилактике близорукости у детей // Вестн. офтальм. - 2006. - №2. - С. 24-26.
- Должич Г.И. О взаимосвязи клинического течения близорукости с особенностями физического развития детей и подростков // Вестн. офтальм. - 2008. - Т. 124, №5. - С. 50-52.
- Кузнецова М.В. Причины развития близорукости и её лечение. - Казань: МЕДпресс-информ, 2004. - 176 с.
- Нефедовская Л.Ф. Медико-социальные проблемы нарушения зрения у детей в России. Серия «Социальная педиатрия». - М.: Центр развития межсекторальных программ, 2008. - 240 с.
- Онищенко Г.Г. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков: состояние и пути решения проблем // Гигиен. и санит. - 2007. - №4. - С. 53-59.