Evaluation of the effectiveness of personality-oriented educational programs for rehabilitation of young patients with chronic non-calculous cholecystitis

Cover Page


Cite item

Abstract

Aim. To study the effectiveness of personality-oriented educational program in the rehabilitation of young patients with chronic non-calculous cholecystitis. Methods. Examined were 64 people aged 18 to 35 years with a diagnosis of «chronic non-calculous cholecystitis in the remission phase». Conducted was a comprehensive examination and a clinico-psychological evaluation of the levels of personal and reactive anxiety, according to the method of Spielberger-Hanin, psychological diagnosis of types of attitudes to the disease, assessment of the quality of life according to the «ESADA» (Evaluation of the Situation of Adaptation, DysAdaptation). All patients participated in the educational personality-oriented program, which included individual counseling, coming up with a treatment and rehabilitation plan, visiting the «gastro-school». Results. As a result of educating of 64 patients the number of people with high levels of reactive anxiety decreased from 5 (7.8%) to 2 (3.1%), with a moderate level - from 27 (42.2%) to 21 (32.8%) and the number of individuals with low levels of anxiety increased from 32 (50.0%) to 41 (64.1%). The proportion of patients with high levels of personal anxiety decreased significantly: from 57.8 to 29.7% (p <0.001). Noted was an increase in the number of people with moderate and low levels of anxiety: from 32.8 to 43.8% and from 9.8 to 26.6%, respectively (p <0.001). The number of individuals with the type of attitude to the disease of the first block increased, with a clear trend towards an increase in patients with an ergopathic type attitude to the disease by the end of classes: from 6.3 to 25.0% (p <0.001). Among the type of attitide to the disease of the second block the largest positive trend was registered among individuals with anxious (from 23.4 to 12.5%) and hypochondriacal (from 43.8 to 29.7%) types. Before training only 9 (14.1%) patients were compliant with guidelines on therapeutic nutrition, 19 (29.7%) patients maintained the diet, but not on a regular basis; and after the training 41 (64.4%) individuals started maintaining the diet, 23 (35.9%) people - not on a regular basis. Prior to the training 7 (10.9%) patients had regular physical exercise, 18 (28.1%) - occasional physical exercise; upon completion of the training 18 (28.1%) patients engaged in regular physical exercise, 39 (60.9%) - in occasional physical exercise. 4 (6.3%) patients were able to «cope with the stress» prior to training, and 34 (53.1%) patients - upon completion of training. Conclusion. The developed personality-oriented educational program for patients with diseases of the biliary system has proven its effectiveness: the features of the psycho-emotional area have improved, favorable healthy lifestyles habits have developed.

Full Text

Личностные особенности молодого человека, пищевые предпочтения, двигательная активность, эмоциональный фон, формирование вредных для здоровья привычек могут играть роль в развитии хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта, в том числе и желчевыводящей системы [6]. Особое значение приобретает обучение «поведению здоровья» лиц подросткового и молодого возраста, так как считают, что более эффективны воздействия на поведенческие факторы риска именно в этом возрасте [9]. Создание совместно с пациентом индивидуальной программы, а также обучение основным принципам самоконтроля состояния здоровья при уже развившемся заболевании - неотъемлемая часть тактики ведения пациента в поликлинических условиях [3, 5]. В настоящее время существуют и продолжают развиваться и совершенствоваться различные формы и методы образовательных программ - выездная, индивидуальная, групповая, смешанная [1, 2]. Приняв за основу опыт по организации «Школ здоровья», «Школы больного», накопленный в последние годы в нашей стране, в том числе в Республике Башкортостан, нами была создана образовательная личностно-ориентированная программа для пациентов молодого возраста, страдающих патологией желчевыводящей системы. Целью настоящего исследования стало изучение эффективности метода образовательной личностно-ориентированной программы при реабилитации больных молодого возраста, страдающих хроническим некалькулёзным холециститом. Под наблюдением находились 64 человека в возрасте от 18 до 35 лет с диагнозом «хронический некалькулёзный холецистит (ХНХ) в фазе ремиссии», среди которых мужчин было 23, женщин - 41. Для верификации диагноза было проведено комплексное обследование пациентов с использованием как общеклинических, лабораторных, так и инструментальных методов исследования. Диагноз ХНХ был установлен в соответствии с классификацией хронического холецистита Я.С. Циммермана [10]. Основными ультразвуковыми критериями ХНХ были: (1) утолщение стенки жёлчного пузыря (более 3 мм) и повышение её эхогенности (за счёт воспалительного отёка и разрастания фиброзной ткани), (2) наличие ультрасонографического симптома Мерфи (болезненности в точке жёлчного пузыря при надавливании ультразвуковым датчиком), (3) увеличение размеров жёлчного пузыря более чем на 5 см по сравнению с верхней границей нормы, (4) наличие ультразвуковой тени от стенок жёлчного пузыря в виде «нимба» вокруг него, бедного эхо-сигналами. За нормальную массу тела принимали значения индекса массы тела [масса тела (кг)/рост2 (м2)] 18,5-24,9 кг/м2, за избыточную массу тела - 25,0-29,9 кг/м2 (согласно рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения). Индекс массы тела у обследуемых был в пределах 18,5-24,9 кг/м2. Кроме того, до начала занятий и после завершения курса «гастро-школы» проводили клинико-психологическое исследование уровней личностной и реактивной тревожности по методике Спилбергера-Ханина (1981), психологическую диагностику типов отношения к болезни (ТОБОЛ), оценку качества жизни с помощью теста «ОСАДА» (Оценка Ситуации Адаптации, ДезАдаптации) [7]. Проведённые исследования выполнены в соответствии с Хельсинкской декларацией (одобрено этическим комитетом учреждения). Была организована образовательная личностно-ориентированная программа на базе дневных стационаров поликлиник г. Уфы. Концепция «школы» заключалась в следующем: повышение мотивации лиц молодого возраста к здоровому образу жизни, уменьшению или нивелированию имеющихся факторов риска и выполнению врачебных рекомендаций, повышение информированности пациентов о своём заболевании, формирование доверительных отношений между врачом и пациентами, оценка психоэмоционального статуса, качества жизни и прогноза заболевания. Обучающая программа для пациентов с заболеваниями желчевыводящей системы состояла из двух частей (шесть занятий): основной и дополнительной. Для каждого пациента был составлен индивидуальный план реабилитационно-профилактических мероприятий. Занятия проводили вечером с 17:00, продолжительность занятий составляла 45-60 мин - в зависимости от активности группы. Перед началом первого занятия слушатели заполняли анкету для выявления факторов риска развития заболеваний органов пищеварения. Статистический анализ данных осуществляли с использованием программ «Statistica», MS Excel. Сравнение двух независимых выборок осуществляли с применением t-критерия Стьюдента для количественных данных при нормальном распределении величин показателя или U критерия Манна-Уитни для порядковых и количественных данных при отличающемся от нормального распределения величин показателя. Для оценки достоверности различий результатов наблюдения между двумя группами применяли c2-тест и критерий Фишера (абсолютные показатели). С целью оценки эффективности образовательной личностно-ориентированной программы были изучены психологические показатели личности, качества жизни и поведенческие навыки больных под влиянием обучения. В ходе исследования 64 пациентов с ХНХ количество лиц с высоким уровнем реактивной тревожности снизилось с 5 (7,8%) до 2 (3,1%), со средним уровнем - с 27 (42,2%) до 21 (32,8%), а с низким уровнем тревожности увеличилось с 32 (50,0%) до 41 (64,1%). Отмечено значимое снижение доли больных, имеющих высокий уровень личностной тревожности (с 57,8 до 29,7%, р <0,001), и увеличение количества пациентов со средним и низким уровнем тревожности (с 32,8 до 43,8% и с 9,8 до 26,6% соответственно, р <0,001). Результаты представлены в табл. 1. В ходе обучения определяли тип отношения пациентов к болезни (табл. 2). Было выявлено увеличение количества пациентов с ТОБОЛ первого блока, с чёткой тенденцией к увеличению доли больных с эргопатическим ТОБОЛ к концу цикла занятий образовательной личностно-ориентированной программы (с 6,3 до 25,0%, р <0,001), что можно рассматривать как прогностически благоприятный поведенческий фактор. Кроме того, из второго блока ТОБОЛ наибольшая положительная динамика отмечена среди людей с тревожным (с 23,4 до 12,5%) и ипохондрическим (с 43,8 до 29,7%) типами. К концу обучения зарегистрировано увеличение количества пациентов, имеющих смешанный тип реагирования (I-I и I-II). При изучении качества жизни у пациентов с заболеваниями желчевыводящей системы в процессе структурированного обучения выявлено повышение удовлетворённости рядом жизненных позиций: наибольшее по шкалам «удовлетворённость здоровьем» (с 20,3 до 67,2%) и «удовлетворённость собой» (с 57,8 до 76,6%, р <0,001). Результаты представлены в табл. 3. В конце обучения 57 (89,1%) пациентов отмечали уверенность в том, «что они справятся со своей болезнью». Полученные данные подтверждают также психотерапевтическую эффективность групповых занятий. В процессе обучения больных ХНХ было исследовано изменение «поведения здоровья». Так, до обучения придерживались рекомендаций по лечебному питанию лишь 9 (14,1%) человек, соблюдали диету, но нерегулярно, 19 (29,7%) человек; в конце «гастро-школы» стали придерживаться диеты 41 (64,4%) человек, непостоянно - 23 (35,9%). До обучения гимнастику делали регулярно 7 (10,9%) пациентов, нерегулярно - 18 (28,1%); в конце обучения начали делать гимнастику 18 (28,1%) пациентов, а 39 (60,9%) делали её нерегулярно. После обучения по образовательной личностно-ориентированной программе повышение физической активности чаще всего отмечали у пациентов с ТОБОЛ неврастеническим, эргопатическим и гармоничным - доля таких больных составила 93,4%. Умели «бороться со стрессом» до обучения 4 (6,3%) человека, в конце - 34 (53,1%). Были выявлены виды психокоррекционных мер, которым пациенты отдавали предпочтение: применение седативных средств - 51,6% (33 человека), релаксация - 21,9% (14), водные процедуры - 26,6% (17), дыхательная гимнастика - 6,3% (4), другие методы - 10,9% (9 пациентов). Результаты представлены на рис. 1. Мероприятия по улучшению своего психологического состояния до посещения школы в основном предпринимали молодые люди с эргопатическим и неврастеническим типами отношения к болезни (100%). После получения рекомендаций (в конце обучения) количество пациентов, использующих психокоррекцию, значительно возросло среди людей с гармоничным и эргопатическим типами отношения к болезни (100%), однако 9 (60,0%) из 15 пациентов с тревожным типом так и не стали проводить такие мероприятия. ВЫВОДЫ 1. В процессе структурированного обучения у пациентов с заболеваниями желчевыводящей системы происходило улучшение показателей психоэмоциональной сферы, качества ряда сторон жизни, а также вырабатывались положительные навыки по ведению здорового образа жизни. 2. Разработанная образовательная личностно-ориентированная программа для пациентов с заболеваниями жёлчного пузыря и желчевыводящих путей позволяет за короткое время обучить большой контингент аспектам ведения здорового образа жизни, методам профилактики заболеваний и психоэмоционального контроля состояния своего здоровья, а также охватить их квалифицированным врачебным наблюдением. Таблица 1 Уровни тревожности у слушателей образовательной личностно-ориентированной программы в ходе обучения Уровни тревожности Периоды обучения р, ТМФ В начале В конце абс. % абс. % Реактивная тревожность Высокий уровень 5 7,8 2 3,1 0,219 Средний уровень 27 42,2 21 32,8 0,181 Низкий уровень 32 50 41 64,1 0,0764 Личностная тревожность Высокий уровень 37 57,8 19 29,7 0,0011 Средний уровень 21 32,8 28 43,8 0,137 Низкий уровень 6 9,8 17 26,6 0,0099 Примечание: ТМФ - точный метод Фишера. Таблица 2 Изменение типа отношения к болезни пациентов с хроническим некалькулёзным холециститом в процессе обучения Тип отношения к болезни Период обучения р, ТМФ В начале В конце абс. % абс. % Шкалы первого блока Гармоничный 4 6,3 8 12,5 0,182 Эргопатический 4 6,3 16 25 0,0024 Анозогнозический 5 7,8 6 9,4 0,5 Шкалы второго блока Тревожный 15 23,4 8 12,5 0,083 Ипохондрический 28 43,8 19 29,7 0,071 Неврастенический 6 9,4 4 6,5 0,372 Примечание: ТМФ - точный метод Фишера. Таблица 3 Уровни шкал показателей удовлетворённости рядом сторон жизни в ходе обучения пациентов по тесту «ОСАДА» (%) Шкалы Уровни шкал Низкий Средний Высокий В начале В конце В начале В конце В начале В конце Собой 4,7 - 37,5 23,4 57,8 76,6* Ситуацией 4,7 - 43,6 46,9 51,6 53,1 Общением 3,1 - 32,8 21,9 64,1 78,1 Здоровьем 12,5 9,3 67,2 23,4** 20,3 67,2** Работой 6,3 3,1 46,9 45,3 46,9 51,6 Примечание. «ОСАДА» - сокращение образовано от «Оценка Ситуации Адаптации, ДезАдаптации». Статистическая значимость различий показателя в начале и в конце обучения: *p <0,05; **p <0,001 (U-тест Манна-Уитни). хис.tif Рис. 1. Мероприятия по улучшению психологического состояния, предпринимаемые слушателями образовательной личностно-ориентированной программы.
×

About the authors

G Ya Khismatullina

Bashkir State Medical University, Ufa, Russia

Email: slasg@mail.ru

V V Ulyamaeva

Bashkir State Medical University, Ufa, Russia

L V Volevach

Bashkir State Medical University, Ufa, Russia

E S Bashirova

Bashkir State Medical University, Ufa, Russia

References

  1. Алексеенко С.А., Наумова А.А. Опыт работы «школы» больных холелитиазом // Эксперим. и клин. гастроэнтерол. - 2004. - №1. - С. 51.
  2. Афанасьев С.А., Писклова Г.П., Филиппов А.В. Опыт немедикаментозной коррекции вегетативных расстройств у подростков // Клин. мед. - 2004. - №7. - С. 69-71.
  3. Березин Ф.Б., Безносюк Е.В., Соколова Е.Д. Психологические механизмы психосоматических заболеваний // Рос. мед. ж. - 1998. - №2. - С. 43-49.
  4. Клинические рекомендации. Гастроэнтерология: учебное пособие для системы послевуз. проф. образования врачей. Российская гастроэнтерологическая ассоциация, Ассоциация медицинских обществ по качеству. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2008. - 182 с.
  5. Маев И.В., Барденштейн Л.М., Антоненко О.М. Психосоматические аспекты заболеваний желудочно-кишечного тракта // Клин. мед. - 2002. - №11. - С. 8-13.
  6. Мальцев С.В., Файзуллина Р.А., Архипова Н.Н. и др. Актуальные проблемы подростковой медицины // Казан. мед. ж. - 2005. - Т. 86, №2. - С. 154-156.
  7. Методика для психологической диагностики типов отношения к болезни: методические рекомендации / Под ред. А.Е. Личко. - Л.: ДНИПНИ им. В.М. Бехтерева, 1987. - 26 с.
  8. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. - СПб.: Издательский дом «Нева», М.: ОЛМА-ПРЕСС Звёздный мир, 2002. - 320 с.
  9. Турьянов А.Х., Волевач Л.В. Внутренняя картина болезни: понятие, способы исследования в гастроэнтерологии: методические рекомендации. - Уфа: БГМУ, 2004. - 35 с.
  10. Циммерман Я.С. Хронический холецистит и хронический панкреатит. - Пермь: Перм. мед. акад., 2002. - 250 с.

© 2012 Khismatullina G.Y., Ulyamaeva V.V., Volevach L.V., Bashirova E.S.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies