


Том 35, № 5 (2024)
Статьи
Жизненные среды человека. Предисловие приглашенного редактора



Научные исследования
Экопсихологическая концептуализация психологических ресурсов в системе «человек — среда (внутренняя, внешняя)»
Аннотация
Представление о психологическом ресурсе используется главным образом применительно к поведению индивида в трудных или проблемных для него ситуациях, когда не хватает актуальных способностей и субъектных средств для совладающего поведения (копинг-стратегии) или решения возникающих при этом проблем. Из разнообразия определений психологических ресурсов следует, что по-прежнему актуальной остается проблема концептуализации психологических ресурсов на основе единых методологических предпосылок, инвариантных к разным видам трудных, критических ситуаций. В качестве таковых для концептуализации психологических ресурсов во взаимодействиях индивида с внутренней и внешней средой использованы представления о системе «индивид — среда (внешняя, внутренняя)» и об экопсихологической типологии субъект-средовых взаимодействий, разработанные в рамках экопсихологического подхода к развитию психики. Это позволило концептуализировать представления о психологических ресурсах человека в системе конструктов, расположенных, условно говоря: а) по вертикали «возможность (личностный потенциал) — действительность (актуальные субъектные качества)», и б) по горизонтали: «внутренняя среда (совокупность внутренних, интра-субъектных возможностей) — внешняя среда (совокупность внешних, внесубъектных условий)». В результате такой концептуализации психологические ресурсы человека предстают перед нами в виде экопсихологического ресурса самой системы «человек — среда», который состоит из внутреннего (внутриличностного) ресурса, внешнего (внешне средового) ресурса и коммуникативного ресурса в виде субъект-средовых взаимодействий. Реализация экопсихологического ресурса происходит как трансформация (проявление и развитие) субъектных качеств индивида и его субъектности в системе «индивид — среда (внутренняя, внешняя)». В зависимости от вида трудной ситуации (рабочей, проблемной, потенциально проблемной) реализация экопсихологического ресурса может происходить в репродуктивной, развивающейся и превентивной форме.



Ностальгическое переживание места силы (на примере беломорской биологической станции им. Н.А. Перцова)
Аннотация
Рассматривается ностальгическое переживание места силы на примере Беломорской биологической станции им. Н.А. Перцова. Количество исследований, изучающих влияние места на поведение, развитие и здоровье человека, а также его ресурсность, в последние десятилетия резко возросло. В статье поднимаются два исследовательских вопроса: какова структура ностальгического переживания места силы? какой валентностью данное ностальгическое переживание обладает? В исследовании приняли участие 25 респондентов (15 мужчин и 10 женщин) в возрасте 16–25 лет. Использовались метод контент-анализа текстов интервью с выделением категорий и кодов, а также коэффициент Яниса для оценки валентности ностальгического переживания места силы. Результаты исследования показали, что структура ностальгического переживания места силы на примере Беломорской биологической станции им. Н.А. Перцова включает три категории, упоминаемые в порядке значимости: уникальные средовые условия, значимые события, близкие люди. Результаты исследования свидетельствует о доминирующей положительной валентности ностальгического переживания Беломорской биологической станции как месте силы (коэффициент Яниса — 0,11), а также о том, что ностальгическое переживание места силы потенциально может быть амбивалентным — как поощряющим позитивные размышления о прошлом, в котором трудности не раз преодолевались, так и в ряде случае способствующим зацикленности на нем. Результаты исследования могут быть использованы в психологическом консультировании и психотерапии, а также в тренингах и программах по повышению личностного потенциала и совладанию с трудными жизненными ситуациями.



Серьезный досуг как среда для проявлений агентности в опыте становящихся взрослых
Аннотация
Pассматривается серьезный досуг как жизненная среда, значимая для развития агентности в разных возрастах. В период становящейся взрослости перед молодыми людьми встает множество вызовов, требующих от них активного совершения выборов в сферах образования, профессиональной деятельности, отношений, и важную роль здесь играет их предшествующий опыт инициативного взаимодействия со средой, на который можно опираться, принимая ответственные решения. Важной средой для проб и реализации агентности может служить сфера серьезного досуга как активности, требующей усилий и длительного вовлечения и в то же время отличающейся большой свободой действия. Осознание и интеграция опыта агентности в автобиографический нарратив могут служить основой для усложнения, дифференциации мотивационной системы личности и дальнейшего развития самодетерминации. Несмотря на широкую представленность исследований в сфере досуга, выборы, которые совершали молодые взрослые в досуговой активности, и отношение к ним еще предстоит исследовать. Для изучения проявлений агентности в серьезном досуге были собраны 24 интервью с информантами периода становящейся взрослости. Проведенный дедуктивный тематический анализ показал, что проявления агентности могут быть обнаружены на этапах инициации, реализации и прекращения серьезного досуга, где они могут быть представлены в виде инициативы, взаимодействия, осмысления событий и принятия решений, изменения и организации деятельности. Согласно анализу автобиографических нарративов, среда серьезного досуга является насыщенной и перспективной для проявлений агентности в разных возрастах.



Социальные практики
Феномен психологических границ у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация
Психологическая граница, рассматриваемая как удобная описательная метафора, позволяет обозначить процесс отделения личного пространства одного человека от другого. К старшему дошкольному возрасту данный феномен приобретает особую значимость: ребенок готовится к вступлению в новую социальную ситуацию развития, которая предполагает необходимость переструктурирования сложившихся отношений со средой. Целью исследования является изучение феномена психологических границ у детей старшего дошкольного возраста. Качественный подход обеспечивает возможность получения тонко нюансированной информации, глубоко погрузиться в каждый индивидуальный случай. Стимульный материал обращен к понятному, значимому, ценному для ребенка конструкту «дом». Данный стимул выступает как метонимия, которую требуется наполнить собственным психологическим содержанием. В процессе рисования с ребенком проводится полуструктурированная беседа, в процессе которой уточняются особенности рисунка. Правдоподобность, переносимость и подтверждаемость полученных результатов обеспечивается четкой инструкций, наличием бланка регистрации ответов и данных наблюдения, интервьюированием родителей. Качественная интерпретация результатов позволяет «услышать детский голос», перейти к анализу индивидуального случая, создать «порядок из хаоса», объединив взаимодействия ребенка со средой в единый феномен — психологические границы. Проведенное исследование показало, что психологические границы старших дошкольников — это сложный конструкт, включающий в себя и оценку дружественности среды, и роль взрослых и сверстников, и наличие различных состояний психологических границ (в покое, во взаимодействии, и в ситуации угрозы).



Вовлеченность в среду активного долголетия и опыт планирования жизни на пенсии лицами пенсионного возраста
Аннотация
Выход на пенсию — один из самых значимых периодов жизни человека, связанный с завершением профессиональной деятельности, адаптацией к новой социальной реальности, сопровождаемой, как правило, сменой социальных ролей, общественного статуса, моделей поведения. Целью настоящего исследования стало изучение опыта планирования жизни на пенсии, а также оценка вовлеченности москвичей пенсионного возраста в среду активного долголетия по шести направлениям: работа, учеба, хобби, здоровый образ жизни, семья, общественная активность. Для этого было проведено количественное исследование, целевой группой которого стали люди пенсионного возраста, проживающие в г. Москве. Всего было опрошено 538 человек. Методом был выбран уличный опрос, который проводился в 12 административных округах Москвы. В результате проведенного исследования было установлено, что 1) москвичи пенсионного возраста характеризуются невысокой степенью развития навыка планирования собственной старости; 2) главной доминантой в суждениях москвичей старшего возраста о желаемом будущем на пенсии оказывается обустройство своего локального жизненного пространства: физического (дом, дача, сад) и социального (общение со значимыми людьми); 3) при высокой вовлеченности москвичей пенсионного возраста в практики активного долголетия, связанные с работой, хобби, спортом и здоровым образом жизни, наблюдается низкая заинтересованность и степень участия в жизни общества — в волонтерской и иной социальной активности; 4) выделяются гендерные отличия в установках на активное деятельное времяпрепровождение на пенсии: женщины пенсионного возраста демонстрируют более высокую заинтересованность в коммуникации, обучении, творчестве, саморазвитии, заботе о здоровье и, как правило, сильнее вовлечены в подобные активности; мужчины пенсионного возраста чаще включают в образ желаемого будущего на пенсии более маскулинные активности, такие как ремонт и строительство.



Дом для пожилого человека: безопасность и не только
Аннотация
В статье представлен обзор исследований характеристик оптимального места жительства и его оснащения для людей пожилого и старческого возраста. В настоящее время большинство представителей старшего поколения предпочитают оставаться в собственном доме или квартире. Показано, что дом должен обеспечивать не только безопасность и стабильность, но и потенциал для развития и реализации собственной индивидуальности. Акцент на безопасность и предотвращение бытового травматизма не полностью отражает реальные потребности пожилых людей. В литературе отмечается, что к числу наиболее значимых характеристик дома можно отнести его состояние, энергоэффективность, возможность контроля температуры, безопасность, близость к природе, хорошее освещение, приватность и защищенность от посторонних взглядов. Несколько реже упоминается необходимость адаптации помещений к возрастным изменениям — безопасность ванной комнаты, расширение коридоров и дверных проемов, установка поручней, применение нескользящих ровных поверхностей, звукоизоляция и естественная вентиляция помещения. Российские респонденты указывают на важность удобства и красоты дома, его безопасности, историчности, отражения индивидуальности и связи с природой. При этом они обращают внимание на то, что часто младшие члены семьи берут на себя не только финансирование, но и выбор элементов окружения пожилого родственника с учетом потенциального ухудшения его физического и психологического функционирования в будущем, не учитывают его стремления к автономии и реализации собственных желаний. К числу негативных последствий такого сценария можно отнести снижение жизненной активности пожилого человека, потерю его независимости, отказ от принятия на себя ответственности за свою жизнь, усиление тенденции к беспомощности. Указывается на необходимость перехода от парадигмы компенсации и защиты к парадигме салютогенеза и развития человека позднего возраста.



Символы. Ценности. Идеалы.
Энвайронментальный метод студии RAAAF: ландшафты аффордансов и экспериментальные поверхности существования
Аннотация
Статья посвящена энвайронментальному методу в художественных практиках нидерландской студии Rietveld Architecture-Art-Affordances. Студия, основанная архитекторами братьями Рональдом и Эриком Ритвелдами в 2006 году, участвует в трансформации современного эстетического поля, дрейфуя вместе с когнитивистикой рубежа веков от понимания познания в терминах переработки информации к его трактовкам как процесса коэволюции организма и среды. Анализируя проекты «The End of Sitting» (2014) и «Breaking Habits» (2017), автор демонстрирует эвристический потенциал экологического мышления в энактивизме Ф. Варелы, Э. Томпсона и Э. Рош и экологической психологии Дж. Гибсона для современного искусства и дизайна. Особое внимание уделяется интенсификации взаимодействия тела и среды в ландшафтах аффордансов, создаваемых RAAAF для подрыва ригидных способов существования, и ре-фигурации поведенческих паттернов. В художественных практиках студии автор обнаруживает экологические стили проектирования новых сред существования и эксперименты с контактными поверхностями опыта.



Роль культурной идентичности в восприятии элементов храмовой архитектуры
Аннотация
Анализируется культурная идентичность (включающая этническую, религиозную и региональную идентичности) как фактор, предсказывающий позитивное/негативное восприятие одного из элементов городской архитектурной среды — храмового изразца. Опираясь на теорию социальной перцепции, а также учитывая особенности восприятия произведений искусства, авторы провели исследование среди русских в России (N = 620). В качестве инструментария использовались семантический дифференциал и шкалы измерения этнической, религиозной и региональной идентичностей. Для анализа проводились конфирматорный факторный анализ и моделирование структурными уравнениями. Согласно результатам исследования, семантическое пространство восприятия изразца Теремного дворца Московского Кремля имеет пятифакторную структуру: «Праздничный», «Некомфортный», «Пассивный», «Минорный», «Дружелюбный». При этом наиболее выражены позитивные характеристики — «Праздничный» и «Дружелюбный». У респондентов более всего выражены такие составляющие культурной идентичности, как этническая и региональная идентичности, и менее всего — религиозная. Культурная идентичность является положительным предиктором восприятия позитивных характеристик изображения изразца Теремного дворца Московского Кремля и отрицательным предиктором восприятия его негативных характеристик. Таким образом, культурная идентичность стимулирует позитивные образы элемента традиционной русской архитектуры — храмового изразца, отражающиеся в его позитивной психосемантической оценке. Полученные данные могут быть использованы в разных сферах деятельности: туризме и экскурсоведении с целью регуляции туристических потоков путем отбора информационного содержания для экскурсантов с учетом их культурной идентичности; разработке брендинга разных регионов; урбанистике при изучении факторов, влияющих на эстетику и комфортность окружающей среды и т.д.



Другой человек как фактор организации предметно-пространственной среды жилища личности
Аннотация
В статье отношение «личность — среда» рассмотрено с позиций субъектного подхода. Через обживание, присвоение, персонализацию среды личность реализует желание «продлить себя в мире вещей и территорий», тем самым достигая согласованности внутреннего и внешнего, обретая чувство аутентичности бытия и личностную идентичность. Превращая среду в пространство своего бытия, личность меняет ее, и для другого человека сама становится средовым обстоятельством. Жилище — одна из наиболее персонализируемых, приватных территорий личности, которую она делит с близкими людьми, принимая их субъектную позицию. Другой человек становится фактором организации предметно-пространственной среды жилища личности. Это рассуждение создает возможность интерпретации как процессов общения с сопровождающими его коллизиями совместности-разобщенности, так и для понимания глубинных личностных процессов обретения аутентичности, личностной идентичности и пр. В эмпирическом исследовании рассматривались особенности и различия молодых супругов (40 пар) в проявляемых психологических характеристиках (потребность в приватности, поддержка приватности партнера, идентификация с партнером, удовлетворенность браком), обусловленных совместностью проживания и тем, что брачный партнер становится фактором организации приватной предметно-пространственной среды жилища. Удалось выяснить, что молодые женщины обладают более широким репертуаром средового поведения, направленного на реализацию потребности в приватности, и получают большую поддержку этой потребности со стороны своих мужей, а также умеют выстраивать необходимое в организации предметно-пространственной среды. Молодые мужчины более склонны идентифицировать себя со своими супругами, переживают не только психологическую слитность с ними, но и менее дистанцированы от них пространственно (это предполагает снижение потребности в приватности и меньшую потребность в приватности вещей).



Времена. Нравы. Характеры
Представления об идеальном доме в различные периоды взрослости: психосемантический подход
Аннотация
Методологической основой исследования выступают психосемантический и тезаурусный подходы. Вербализованные представления позволяют объективировать потребности, ценности, отношения субъекта в отношении значимых явлений действительности. Обсуждаются результаты эмпирического исследования представлений об идеальном доме у людей в разные периоды взрослости. Данные были собраны методом свободных ассоциаций. На словосочетание «идеальный дом» респонденты давали ассоциации в виде трех глаголов, трех прилагательных, трех существительных. В исследовании приняли участие 286 человек, из них 228 человек в возрасте от 18 до 40 лет, 47 человек в возрасте от 55 лет и старше. Выделение общих семантических категорий проводилась частотным анализом, сравнение семантических категорий между группами разного возраста осуществлялось посредством z-критерия. Было показано, что уют, любовь, счастье, жизнь выступают общими семантическими маркерами идеального дома для людей в разных периодах взрослости. Представления об идеальном доме в исследованных возрастных периодах, наряду с общими чертами, обладают выраженной спецификой. В зависимости от возраста, представления об идеальном доме различаются: для людей в возрасте 18–40 лет наиболее важными являются семантические категории уюта, семьи и теплоты; для людей старше 55 лет — категории счастья и здоровья. Дополнительное эмпирическое подтверждение получило положение о том, что значение дома меняется вместе с изменением возрастного периода человека (С.К. Нартова-Бочавер). Ограничения исследования: в изученной выборке преобладают люди первого периода взрослости и женского пола. Перспективы исследования состоят в расширении возрастных когорт и балансировке выборки по половому признаку.



Рабочая и природная среды как факторы предотвращения профессионального выгорания (на примере IT-специалистов)
Аннотация
В статье представлены результаты качественного исследования влияния параметров рабочего места и взаимодействия с природной средой на развитие выгорания российских IT-специалистов. Мы исследовали специфичные для IT-специалистов средовые факторы выгорания, характер влияния факторов рабочей и природной сред на развитие данного феномена и их значимые параметры. Были проведены полуструктурированные интервью с семью представителями IT-сферы от 25 до 32 лет разных специализаций. Для анализа интервью использовался метод интерпретативного феноменологического анализа Дж. Смита. Обнаружено, что трудовая деятельность в IT-сфере связана с высокими рисками выгорания ввиду специфичных для индустрии факторов, таких как высокие требования, конкуренция, давление дедлайнов, регулярные переработки, зависимость от командной работы и малоподвижный образ жизни. Среди проявлений выгорания выделяется истощение, изменение отношения и мотивации к работе, низкая профессиональная самооценка, эмоциональные и когнитивные нарушения, психологический дистресс и соматические симптомы. Отмечается недостаток превентирующих выгорание мер на индивидуальном и коллективном уровнях, в особенности для сотрудников, работающих удаленно. Неблагоприятная рабочая среда и труднодоступность природной среды могут выступать факторами выгорания, при этом возможно использование ресурса обеих для совладания с рабочим стрессом. Пребывание на природе снижает такие проявления выгорания, как истощение, эмоциональные и когнитивные симптомы, при этом редко практикуется IT-специалистами. Отмечено позитивное влияние на профилактику выгорания следующих параметров рабочего места: открытость, чистота, проветриваемость и освещение, комфортная мебель и техника, зоны для физической активности, отдыха и уединения, «зеленые» зоны, яркость дизайна. Полученные результаты могут применяться в качестве рекомендаций при проектировании биофильной и салютогенной рабочей среды.


