Снижение износа зубьев зубчатых колес коробок отбора мощности пожарных автомобилей применением металлоплакирующих присадок

Capa

Citar

Texto integral

Acesso aberto Acesso aberto
Acesso é fechado Acesso está concedido
Acesso é fechado Somente assinantes

Resumo

Статья посвящена решению вопроса, связанного с износом трущихся деталей коробок отбора мощности пожарных автомобилей. Проведен анализ причин выхода из строя коробок отбора мощности и факторов, влияющих на износ контактирующих поверхностей деталей. Для снижения трения предлагается использовать противоизносную присадку, разработанную на основе стеаратов меди и олова с добавлением порошка искусственного серпентина. Проведены триботехнические испытания разработанного состава, результаты представлены в статье. Выявлено, что введение в базовую смазку противоизносной присадки позволяет снизить коэффициент трения и интенсивность износа контактирующих поверхностей.

Texto integral

Acesso é fechado

Sobre autores

В. Киселев

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

Autor responsável pela correspondência
Email: slavakis76@mail.ru
Rússia, Иваново

А. Топоров

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

Email: slavakis76@mail.ru
Rússia, Иваново

Bibliografia

  1. Гаркунов Д. Н. Триботехника (износ и безызносность): Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во МСХА, 2001. 616 с.
  2. Крагельский И. В. Новые аспекты науки о трении и износе. В книге “Физико-химическая механика контактного взаимодействия и фреттинг-коррозия: тезисы докл.”. Киев: Изд-во Киев. ин-та инженеров гражд. авиации, 1973. С. 3–4.
  3. Санин П. И. Химические аспекты граничной смазки // Трение и износ. 1980. Т. 1. С. 45–57.
  4. Миканс В., Попиоль Р., Шпренгер А. Автомобильные сцепления, трансмиссии, приводы / Пер. с нем. ООО “СтарСПб”. М.: Книжное издательство “За рулем”, 2012. 352 с.
  5. Golbakhshi H., Namjoo M. Thermo-structural analysis on evaluating effects of friction and transient heat transfer on performance of gears in high-precision assemblies // J. Cent. South Univ. 2017. V. 24. P. 71–80.
  6. Xue H., Zhao F., Song Y. et al. Synthesis of nanoSiO2/graphene oxide nanocomposite as a novel engine oil additive for reducing friction and wear // J. Mater. Sci. 2024. V. 59. P. 896–914.
  7. Парфенов А. С., Березина Е. В., Смирнова А. И. и др. Трибологические свойства ряда пластичных смазочных материалов в композициях с углеродными наноструктурами различного строения // Трение и износ. 2019. Т. 40. № 5. С. 590–598.
  8. Hou X., Liu X., Dai L. et al. Preparation and Tribological Properties of Potassium Borate/Graphene Nano-composite as Lubricant Additive // J. of Materi. Eng. and Perform. 2024. V. 33. P. 1827–1841.
  9. Мельников В. Г. Избирательный перенос при трении металлостеклянных материалов в растворах щелочей и управление этими процессами // Эффект безызносности и триботехнологии. 1992. № 2. С. 20–26.
  10. Киселев Б. Р., Березин К. Г., Егоров С. А., Алешин Р. Р. Повышение работоспособности червячных механизмов применением металлоплакирующих смазок // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2010. № 4 (325). С. 93–98.
  11. Топорова Е. А., Зарубин В. П., Киселев В. В. и др. Смазочная композиция для механических передач текстильных машин // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2021. № 2 (392). С. 99–104.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML
2. Fig. 1. Scheme of the friction unit of the testing device: 1 – lower (rotating) shaft; 2 – upper (stationary) shaft; 3 – loading device; 4 – shoe (test sample); 5 – roller.

Baixar (54KB)
3. Fig. 2. Diagram of the change in the friction coefficient depending on pressure: 1 – transmission oil 75W-80; 2 – transmission oil 75W-80 with 1.5% anti-wear additive.

Baixar (74KB)
4. Fig. 3. Diagram of wear intensity change depending on pressure: 1 – transmission oil 75W-80; 2 – transmission oil 75W-80 with 1.5% anti-wear additive.

Baixar (80KB)

Declaração de direitos autorais © Russian Academy of Sciences, 2025