Снижение износа зубьев зубчатых колес коробок отбора мощности пожарных автомобилей применением металлоплакирующих присадок

Cover Page

Cite item

Full Text

Open Access Open Access
Restricted Access Access granted
Restricted Access Subscription Access

Abstract

Статья посвящена решению вопроса, связанного с износом трущихся деталей коробок отбора мощности пожарных автомобилей. Проведен анализ причин выхода из строя коробок отбора мощности и факторов, влияющих на износ контактирующих поверхностей деталей. Для снижения трения предлагается использовать противоизносную присадку, разработанную на основе стеаратов меди и олова с добавлением порошка искусственного серпентина. Проведены триботехнические испытания разработанного состава, результаты представлены в статье. Выявлено, что введение в базовую смазку противоизносной присадки позволяет снизить коэффициент трения и интенсивность износа контактирующих поверхностей.

Full Text

Restricted Access

About the authors

В. В. Киселев

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

Author for correspondence.
Email: slavakis76@mail.ru
Russian Federation, Иваново

А. В. Топоров

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

Email: slavakis76@mail.ru
Russian Federation, Иваново

References

  1. Гаркунов Д. Н. Триботехника (износ и безызносность): Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во МСХА, 2001. 616 с.
  2. Крагельский И. В. Новые аспекты науки о трении и износе. В книге “Физико-химическая механика контактного взаимодействия и фреттинг-коррозия: тезисы докл.”. Киев: Изд-во Киев. ин-та инженеров гражд. авиации, 1973. С. 3–4.
  3. Санин П. И. Химические аспекты граничной смазки // Трение и износ. 1980. Т. 1. С. 45–57.
  4. Миканс В., Попиоль Р., Шпренгер А. Автомобильные сцепления, трансмиссии, приводы / Пер. с нем. ООО “СтарСПб”. М.: Книжное издательство “За рулем”, 2012. 352 с.
  5. Golbakhshi H., Namjoo M. Thermo-structural analysis on evaluating effects of friction and transient heat transfer on performance of gears in high-precision assemblies // J. Cent. South Univ. 2017. V. 24. P. 71–80.
  6. Xue H., Zhao F., Song Y. et al. Synthesis of nanoSiO2/graphene oxide nanocomposite as a novel engine oil additive for reducing friction and wear // J. Mater. Sci. 2024. V. 59. P. 896–914.
  7. Парфенов А. С., Березина Е. В., Смирнова А. И. и др. Трибологические свойства ряда пластичных смазочных материалов в композициях с углеродными наноструктурами различного строения // Трение и износ. 2019. Т. 40. № 5. С. 590–598.
  8. Hou X., Liu X., Dai L. et al. Preparation and Tribological Properties of Potassium Borate/Graphene Nano-composite as Lubricant Additive // J. of Materi. Eng. and Perform. 2024. V. 33. P. 1827–1841.
  9. Мельников В. Г. Избирательный перенос при трении металлостеклянных материалов в растворах щелочей и управление этими процессами // Эффект безызносности и триботехнологии. 1992. № 2. С. 20–26.
  10. Киселев Б. Р., Березин К. Г., Егоров С. А., Алешин Р. Р. Повышение работоспособности червячных механизмов применением металлоплакирующих смазок // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2010. № 4 (325). С. 93–98.
  11. Топорова Е. А., Зарубин В. П., Киселев В. В. и др. Смазочная композиция для механических передач текстильных машин // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2021. № 2 (392). С. 99–104.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Scheme of the friction unit of the testing device: 1 – lower (rotating) shaft; 2 – upper (stationary) shaft; 3 – loading device; 4 – shoe (test sample); 5 – roller.

Download (54KB)
3. Fig. 2. Diagram of the change in the friction coefficient depending on pressure: 1 – transmission oil 75W-80; 2 – transmission oil 75W-80 with 1.5% anti-wear additive.

Download (74KB)
4. Fig. 3. Diagram of wear intensity change depending on pressure: 1 – transmission oil 75W-80; 2 – transmission oil 75W-80 with 1.5% anti-wear additive.

Download (80KB)

Copyright (c) 2025 Russian Academy of Sciences