Путь абитуриента 2.0: комплексный анализ факторов привлечения в цифровую эпоху

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Рынок высшего образования переживает глубокие структурные изменения: сокращение числа абитуриентов, усиление конкуренции между университетами и смена поколений [1–3]. На этом фоне традиционные модели взаимодействия с поступающими утрачивают эффективность. Возрастает значимость цифровых коммуникаций и эмоциональных факторов выбора, особенно актуальных для представителей поколений Z и Alpha, что требует разработки современных стратегий сопровождения абитуриента [4].

Цель — анализ факторов привлечения абитуриентов в цифровую эпоху и разработка модели «Путь абитуриента 2.0», которая учитывает нелинейные и эмоциональные аспекты выбора вуза.

Методы. Исследование основано на системном и сравнительном анализе. В качестве эмпирической базы использованы данные опроса (n = 127), дополненные результатами внешних маркетинговых исследований. Для визуализации применялась нотация BPMN.

Результаты. В данной работе предлагается рассматривать модель «Путь абитуриента 2.0» как многоступенчатую систему формирования доверия, в которой университет должен сопровождать потенциального студента от первого контакта до момента поступления и за его пределами. Построенная модель «Пути абитуриента 2.0» в нотации BPMN представлена на рис. 1. Проведенный опрос показал, что при выборе вуза абитуриенты часто опираются на такие эмоциональные понятия, как «престиж направления», «бренд вуза». При этом достаточно часто называют в числе главных факторов выбора рациональные категории, однако качественный анализ поведения и взаимодействия с университетом показывает: даже рациональные критерии, по сути, служат маской для глубинных эмоциональных процессов выбора. Поведение абитуриента на поздних этапах воронки продаж часто выглядит рационально, но само вхождение в эту воронку начинается с эмпатии, узнавания и «внутреннего согласия» [5].

 

Рис. 1. Модель «Пути абитуриента 2.0»

 

Современные абитуриенты в среднем рассматривают три вуза, при этом каждый шестой сознательно выбирает только один университет. Также 64 % респондентов в первую очередь ориентировались на интересующую их образовательную программу, а уже потом выбирали между вузами. Более половины абитуриентов активно изучают соцсети и отзывы о вузах, негативный опыт общения с приемной комиссией становится причиной отказа в 28 % случаев. На этапе «сделки» абитуриенты в первую очередь используют информацию с официальных сайтов вузов.

Примечательно, что в цифровую эпоху личное взаимодействие сохраняет ключевое значение — 85 % респондентов отмечают важность человеческого фактора при принятии окончательного решения. Но при этом меняются сценарии визита абитуриентов в университет на этапе «действие» воронки маркетинга; теперь это место личного знакомства с вузом и принятия итогового решения.

Исходя из исследования, университетам следует выстраивать долгосрочную стратегию взаимодействия с абитуриентами, формируя лояльность задолго до приемной кампании. Ключевое значение имеют омниканальное присутствие с единым стилем на всех цифровых платформах, персонализация взаимодействия и быстрота ответа.

Эффективным инструментом становится создание интерактивных форматов вовлечения, позволяющих будущим студентам почувствовать себя частью вуза. Важно развивать эмоциональный маркетинг, делая акцент на живых историях студентов и выпускников, а также активно привлекать их в качестве амбассадоров бренда. При этом все решения должны основываться на постоянном анализе поведения абитуриентов и данных обратной связи.

Последующее исследование приемной кампании Самарского университета позволило выявить ключевые преимущества и зоны роста в работе с абитуриентами, а также разработать систему улучшений для различных этапов «пути абитуриента».

Выводы. Концепция «Путь абитуриента 2.0» отражает трансформацию выбора вуза в цифровую эпоху: от рациональной оценки параметров к эмоциональному вовлечению через многоканальное взаимодействие. Ключевым становится не просто информирование, а создание целостного опыта, который превращает абитуриента из наблюдателя в участника университетского сообщества еще до подачи документов.

Full Text

Обоснование. Рынок высшего образования переживает глубокие структурные изменения: сокращение числа абитуриентов, усиление конкуренции между университетами и смена поколений [1–3]. На этом фоне традиционные модели взаимодействия с поступающими утрачивают эффективность. Возрастает значимость цифровых коммуникаций и эмоциональных факторов выбора, особенно актуальных для представителей поколений Z и Alpha, что требует разработки современных стратегий сопровождения абитуриента [4].

Цель — анализ факторов привлечения абитуриентов в цифровую эпоху и разработка модели «Путь абитуриента 2.0», которая учитывает нелинейные и эмоциональные аспекты выбора вуза.

Методы. Исследование основано на системном и сравнительном анализе. В качестве эмпирической базы использованы данные опроса (n = 127), дополненные результатами внешних маркетинговых исследований. Для визуализации применялась нотация BPMN.

Результаты. В данной работе предлагается рассматривать модель «Путь абитуриента 2.0» как многоступенчатую систему формирования доверия, в которой университет должен сопровождать потенциального студента от первого контакта до момента поступления и за его пределами. Построенная модель «Пути абитуриента 2.0» в нотации BPMN представлена на рис. 1. Проведенный опрос показал, что при выборе вуза абитуриенты часто опираются на такие эмоциональные понятия, как «престиж направления», «бренд вуза». При этом достаточно часто называют в числе главных факторов выбора рациональные категории, однако качественный анализ поведения и взаимодействия с университетом показывает: даже рациональные критерии, по сути, служат маской для глубинных эмоциональных процессов выбора. Поведение абитуриента на поздних этапах воронки продаж часто выглядит рационально, но само вхождение в эту воронку начинается с эмпатии, узнавания и «внутреннего согласия» [5].

 

Рис. 1. Модель «Пути абитуриента 2.0»

 

Современные абитуриенты в среднем рассматривают три вуза, при этом каждый шестой сознательно выбирает только один университет. Также 64 % респондентов в первую очередь ориентировались на интересующую их образовательную программу, а уже потом выбирали между вузами. Более половины абитуриентов активно изучают соцсети и отзывы о вузах, негативный опыт общения с приемной комиссией становится причиной отказа в 28 % случаев. На этапе «сделки» абитуриенты в первую очередь используют информацию с официальных сайтов вузов.

Примечательно, что в цифровую эпоху личное взаимодействие сохраняет ключевое значение — 85 % респондентов отмечают важность человеческого фактора при принятии окончательного решения. Но при этом меняются сценарии визита абитуриентов в университет на этапе «действие» воронки маркетинга; теперь это место личного знакомства с вузом и принятия итогового решения.

Исходя из исследования, университетам следует выстраивать долгосрочную стратегию взаимодействия с абитуриентами, формируя лояльность задолго до приемной кампании. Ключевое значение имеют омниканальное присутствие с единым стилем на всех цифровых платформах, персонализация взаимодействия и быстрота ответа.

Эффективным инструментом становится создание интерактивных форматов вовлечения, позволяющих будущим студентам почувствовать себя частью вуза. Важно развивать эмоциональный маркетинг, делая акцент на живых историях студентов и выпускников, а также активно привлекать их в качестве амбассадоров бренда. При этом все решения должны основываться на постоянном анализе поведения абитуриентов и данных обратной связи.

Последующее исследование приемной кампании Самарского университета позволило выявить ключевые преимущества и зоны роста в работе с абитуриентами, а также разработать систему улучшений для различных этапов «пути абитуриента».

Выводы. Концепция «Путь абитуриента 2.0» отражает трансформацию выбора вуза в цифровую эпоху: от рациональной оценки параметров к эмоциональному вовлечению через многоканальное взаимодействие. Ключевым становится не просто информирование, а создание целостного опыта, который превращает абитуриента из наблюдателя в участника университетского сообщества еще до подачи документов.

×

About the authors

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Author for correspondence.
Email: e.elisavetat@gmail.com

студентка, группа 7230-380302D, институт экономики и управления

Russian Federation, Самара

References

  1. www.hse.ru [Электронный ресурс]. Образование в цифрах. Статистические сборники ВШЭ. Режим доступа: https://www.hse.ru/primarydata/oc Дата обращения: 24.02.2025.
  2. hse.ru/ [Электронный ресурс]. Качество приема в российские вузы: 2024. Режим доступа: https://www.hse.ru/ege2024/ Дата обращения: 24.02.2025.
  3. Константинова Л.В., Шубенкова Е.В., и др. Инновационные формы деятельности вузов по привлечению абитуриентов. Выпуск 15. Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2023. 139 с.
  4. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Формирование системы рекламно-маркетингового обеспечения при разработке стратегии управления устойчивым развитием бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 11, № 9. С. 2147–2174. doi: 10.18334/epp.11.9.113237 EDN: SVKLZQ
  5. Трибунская Е.В. Анализ комплексной системы привлечения абитуриентов в вузы. Управление организационно-экономическими системами // Сборник трудов научного семинара студентов и аспирантов института экономики и управления (25–30 ноября 2024 г.). Под общ. ред. Иванова Д.Ю. Самара: САМАРАМА, 2025. С. 93–97. EDN: NEXZDO

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Рис. 1. Модель «Пути абитуриента 2.0»

Download (351KB)

Copyright (c) 2025 Трибунская Е.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.