Разработка мастер-плана по созданию опорной сети ТЛЦ на территории Самарской области

封面

如何引用文章

全文:

详细

Обоснование. Одной из целей стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года является обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны [1]. Формирование опорной сети терминально-логистических центров (ТЛЦ) на региональном уровне позволит осуществлять высококачественные перевозки грузов.

Цель — разработка мастер-плана по созданию опорной сети ТЛЦ на территории Самарской области.

Методы. На основе статистических данных был произведен анализ объема промышленного производства Самарской области [2], где была выявлена основная номенклатура грузов, производящихся в регионе. Были рассмотрены объемы погрузки данных грузов железнодорожным транспортом за последние три года. Составлен транспортно-экономический баланс для определения соотношения производства, потребления и потребности в транспортной работе [3]. Проанализирована концентрация промышленных предприятий и их связь с транспортно-логистической инфраструктурой [4].

Результаты. Выявлена основная номенклатура грузов, производящихся в регионе: нефть и нефтепродукты, удобрения, химикаты, зерно, промсырье, лом черных металлов. Фрагмент таблицы, описывающей данные производства и погрузки железнодорожным транспортом основных номенклатур грузов в Самарской области, представлен в табл. 1.

 

Таблица 1. Производство и погрузка железнодорожным транспортом основных номенклатур грузов в Самарской области за 2022–2024 год [2, 5]

Наименование основных грузов

Произведено в регионе, млн тонн

Погрузка железнодорожным транспортом, млн тонн

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Удобрения

5,10

7,55

7,25

2,95

2,98

3,13

 

Оценка транспортно-экономического баланса осуществляется из соотношения суммы производства и импорта, которое должно сходиться с суммой потребления и экспорта. Транспортно-экономический баланс показал минимальное положительное расхождение по большинству грузов (кроме нефти и зерна), что может указывать на задержку товаров в регионе из-за формирования запасов или неэффективной транспортной логистики. В целом регион демонстрирует стабильную экспортную направленность, которая, вероятно, сохранится и в будущем. Фрагмент таблицы, где был составлен транспортно-экономический баланс, представлен в табл. 2.

 

Таблица 2. Транспортно-экономический баланс [2]

Наименование груза

Год

Производство, млн тонн

Импорт, млн тонн

Потребление, млн тонн

Экспорт, млн тонн

Баланс, млн тонн

Удобрения

2022

5,1

0,03

0,89

4,21

+0,03

2023

7,55

0,09

1,32

6,23

+0,09

2024

7,25

0,09

1,27

5,98

+0,09

 

Основные промышленные зоны расположены в Тольятти, Самаре и Новокуйбышевске. Транспортно-логистическую инфраструктуру этих зон обслуживают станции Химзаводская, Жигулевское море, Безымянка и Новокуйбышевская, специализирующиеся на следующих грузах:

  • Химзаводская: минеральные удобрения, химикаты;
  • Жигулевское море: зерно, нефтепродукты, промсырье;
  • Безымянка: промсырье, лом черных металлов;
  • Новокуйбышевская: нефть, нефтепродукты.

В рамках создания опорной сети ТЛЦ на данных станциях требуется модернизировать транспортно-логистическую инфраструктуру.

Выводы. Создание опорной сети ТЛЦ в Самарской области, включая функциональное разграничение станций и закрепление за ними отдельных групп грузов, повысит эффективность транспортной инфраструктуры за счет оптимизации грузопотоков и снижения перегрузки логистических узлов. Это улучшит управляемость, ускорит обработку грузов и позволит целенаправленно модернизировать инфраструктуру под конкретные нужды. В результате укрепится экспортный потенциал региона и его роль как ключевого логистического хаба Поволжья.

全文:

Обоснование. Одной из целей стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года является обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны [1]. Формирование опорной сети терминально-логистических центров (ТЛЦ) на региональном уровне позволит осуществлять высококачественные перевозки грузов.

Цель — разработка мастер-плана по созданию опорной сети ТЛЦ на территории Самарской области.

Методы. На основе статистических данных был произведен анализ объема промышленного производства Самарской области [2], где была выявлена основная номенклатура грузов, производящихся в регионе. Были рассмотрены объемы погрузки данных грузов железнодорожным транспортом за последние три года. Составлен транспортно-экономический баланс для определения соотношения производства, потребления и потребности в транспортной работе [3]. Проанализирована концентрация промышленных предприятий и их связь с транспортно-логистической инфраструктурой [4].

Результаты. Выявлена основная номенклатура грузов, производящихся в регионе: нефть и нефтепродукты, удобрения, химикаты, зерно, промсырье, лом черных металлов. Фрагмент таблицы, описывающей данные производства и погрузки железнодорожным транспортом основных номенклатур грузов в Самарской области, представлен в табл. 1.

 

Таблица 1. Производство и погрузка железнодорожным транспортом основных номенклатур грузов в Самарской области за 2022–2024 год [2, 5]

Наименование основных грузов

Произведено в регионе, млн тонн

Погрузка железнодорожным транспортом, млн тонн

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Удобрения

5,10

7,55

7,25

2,95

2,98

3,13

 

Оценка транспортно-экономического баланса осуществляется из соотношения суммы производства и импорта, которое должно сходиться с суммой потребления и экспорта. Транспортно-экономический баланс показал минимальное положительное расхождение по большинству грузов (кроме нефти и зерна), что может указывать на задержку товаров в регионе из-за формирования запасов или неэффективной транспортной логистики. В целом регион демонстрирует стабильную экспортную направленность, которая, вероятно, сохранится и в будущем. Фрагмент таблицы, где был составлен транспортно-экономический баланс, представлен в табл. 2.

 

Таблица 2. Транспортно-экономический баланс [2]

Наименование груза

Год

Производство, млн тонн

Импорт, млн тонн

Потребление, млн тонн

Экспорт, млн тонн

Баланс, млн тонн

Удобрения

2022

5,1

0,03

0,89

4,21

+0,03

2023

7,55

0,09

1,32

6,23

+0,09

2024

7,25

0,09

1,27

5,98

+0,09

 

Основные промышленные зоны расположены в Тольятти, Самаре и Новокуйбышевске. Транспортно-логистическую инфраструктуру этих зон обслуживают станции Химзаводская, Жигулевское море, Безымянка и Новокуйбышевская, специализирующиеся на следующих грузах:

  • Химзаводская: минеральные удобрения, химикаты;
  • Жигулевское море: зерно, нефтепродукты, промсырье;
  • Безымянка: промсырье, лом черных металлов;
  • Новокуйбышевская: нефть, нефтепродукты.

В рамках создания опорной сети ТЛЦ на данных станциях требуется модернизировать транспортно-логистическую инфраструктуру.

Выводы. Создание опорной сети ТЛЦ в Самарской области, включая функциональное разграничение станций и закрепление за ними отдельных групп грузов, повысит эффективность транспортной инфраструктуры за счет оптимизации грузопотоков и снижения перегрузки логистических узлов. Это улучшит управляемость, ускорит обработку грузов и позволит целенаправленно модернизировать инфраструктуру под конкретные нужды. В результате укрепится экспортный потенциал региона и его роль как ключевого логистического хаба Поволжья.

×

作者简介

Приволжский государственный университет путей сообщения

编辑信件的主要联系方式.
Email: mansurova-lana@bk.ru

студентка, группа ЭЖД-13, институт управления и экономики

俄罗斯联邦, Самара

参考

  1. mintrans.gov.ru [Электронный ресурс]. Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года // Министерство транспорта Российской Федерации. Режим доступа: https://mintrans.gov.ru/documents/1/1010 Дата обращения: 22.02.2025.
  2. rosstat.gov.ru [Электронный ресурс]. Региональная статистика // Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/regional_statistics Дата обращения: 01.03.2025.
  3. Евсеев О.В., Мурашов В.В., Забоев А.И., и др. Транспортно-экономический баланс и его роль в координации транспортного планирования в условиях цифровой трансформации // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2018. Т. 14, № 3. С. 717–726. doi: 10.25559/SITITO.14.201803.717-726 EDN: YYHQUH
  4. Москвичев О.В. Методология организации функционирования контейнерно-транспортной системы на основе клиентоориентированности: специальность. Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте: дис. … д-ра тех. наук. Москва, 2019. 415 с. EDN: CTFLBE
  5. rlw.gov.ru [Электронный ресурс]. Паспорта регионов // Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Режим доступа: https://rlw.gov.ru/regional_passports?code=ru-sam Дата обращения: 01.03.2025.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Мансурова С.В., 2025

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可