Влияние беговых видов легкой атлетики на психологическое состояние студентов
- Autores: 1
 - 
							Afiliações: 
							
- Самарский государственный университет путей сообщения
 
 - Edição: Volume 2 (2024)
 - Páginas: 376-378
 - Seção: ЧАСТЬ II. Физическая культура и спорт студенческой молодёжи
 - URL: https://kazanmedjournal.ru/osnk-sr2024/article/view/632742
 - ID: 632742
 
Citar
Texto integral
Resumo
Обоснование. Современные студенты сталкиваются с высоким уровнем стресса, вызванного академической нагрузкой, социальной адаптацией и личными проблемами. Высокий уровень стресса может негативно сказаться на успеваемости и психическом здоровье учащихся. Согласно исследованиям, регулярная физическая активность способствует улучшению общей физической формы [1], укреплению иммунной системы [6] и снижению риска развития различных хронических заболеваний [5]. Физически здоровые студенты имеют больше энергии, лучшую концентрацию внимания и общую работоспособность, что, в свою очередь, положительно влияет на их психологическое состояние.
Цель — изучить влияние регулярных занятий легкой атлетикой на уровень стресса у студентов. Проверить гипотезу о том, что занятия легкой атлетикой способствуют значительному снижению уровня стресса у студентов.
Методы:
- Анализ существующих исследований по влиянию физической культуры на нервную систему показал, что физическая активность может оказывать значительное воздействие на психологическое состояние человека [2]. На основе этого была сформулирована гипотеза о том, что регулярные занятия беговыми видами легкой атлетики будут способствовать снижению уровня стресса и тревожности, а также улучшению общего психологического состояния у студентов.
 - Отбор участников: 8 человек с высоким уровнем стресса, измеренным с помощью стандартизированной шкалы стресса. Участники были разделены на экспериментальную и контрольную группы.
 - Для проведения исследования были разработаны параметры измерения, в том числе опросник переживания стресса [7], опросник тревожности Спилбергера [4] и опросник общего психологического состояния [3].
 - Экспериментальная группа, состоящая из 4-х студентов, занималась беговой легкой атлетикой три раза в неделю по 40–60 минут на протяжении 8 недель (табл. 1). Контрольная группа не получала физических нагрузок (табл. 2).
 - Регулярный мониторинг тренировочных нагрузок для поддержания стабильности исследования проводился с помощью разработанных параметров измерения.
 
Таблица 1. Сравнительная таблица измерений экспериментальной группы
Номер участника, пол  | Опросник переживания стресса  | Опросник тревожности Спилбергера  | Опросник общего психологического состояния  | 
1-я неделя  | |||
Участник № 1, Ж  | 25  | 30  | 16  | 
Участник № 2, Ж  | 28  | 35  | 18  | 
Участник № 3, М  | 22  | 25  | 18  | 
Участник № 4, М  | 30  | 38  | 20  | 
8-я неделя  | |||
Участник № 1, Ж  | 10  | 9  | 9  | 
Участник № 2, Ж  | 12  | 13  | 10  | 
Участник № 3, М  | 11  | 9  | 3  | 
Участник № 4, М  | 14  | 11  | 11  | 
Изменения в %  | –14,5  | –21,5  | –9,75  | 
Таблица 2. Сравнительная таблица измерений контрольной группы
Номер участника, пол  | Опросник переживания стресса  | Опросник тревожности Спилбергера  | Опросник общего психологического состояния  | 
1-я неделя  | |||
Участник № 1, Ж  | 27  | 29  | 16  | 
Участник № 2, Ж  | 22  | 30  | 20  | 
Участник № 3, М  | 29  | 28  | 19  | 
Участник № 4, М  | 28  | 34  | 18  | 
8-я неделя  | |||
Участник № 1, Ж  | 25  | 32  | 18  | 
Участник № 2, Ж  | 26  | 30  | 20  | 
Участник № 3, М  | 22  | 35  | 18  | 
Участник № 4, М  | 21  | 38  | 10  | 
Изменения в %  | –3  | +3,5  | –1,75  | 
Результаты. Результаты показали, что уровень стресса участников уменьшился на 42 %, тревожность снизилась на 44 %, а общее психологическое состояние улучшилось на 10 %. Полученные данные подтвердили сформулированную на начальном этапе гипотезу и представляют значимость таких видов физической активности для поддержания психологического благополучия.
Рис. 1. Экспериментальная таблица результатов групп за 8 недель
В контрольной группе не наблюдалось существенных изменений уровня стресса. Студенты экспериментальной группы отметили улучшение настроения, повышение уровня энергии и улучшение концентрации внимания.
Выводы. Легкая атлетика эффективно снижает уровень стресса у учащихся. Регулярные занятия легкой атлетикой способствуют улучшению психического состояния и общего самочувствия учащихся. Внедрение длительных программ по беговой легкой атлетике в учебные заведения может помочь поддержать психическое здоровье учащихся.
Palavras-chave
Texto integral
Обоснование. Современные студенты сталкиваются с высоким уровнем стресса, вызванного академической нагрузкой, социальной адаптацией и личными проблемами. Высокий уровень стресса может негативно сказаться на успеваемости и психическом здоровье учащихся. Согласно исследованиям, регулярная физическая активность способствует улучшению общей физической формы [1], укреплению иммунной системы [6] и снижению риска развития различных хронических заболеваний [5]. Физически здоровые студенты имеют больше энергии, лучшую концентрацию внимания и общую работоспособность, что, в свою очередь, положительно влияет на их психологическое состояние.
Цель — изучить влияние регулярных занятий легкой атлетикой на уровень стресса у студентов. Проверить гипотезу о том, что занятия легкой атлетикой способствуют значительному снижению уровня стресса у студентов.
Методы:
- Анализ существующих исследований по влиянию физической культуры на нервную систему показал, что физическая активность может оказывать значительное воздействие на психологическое состояние человека [2]. На основе этого была сформулирована гипотеза о том, что регулярные занятия беговыми видами легкой атлетики будут способствовать снижению уровня стресса и тревожности, а также улучшению общего психологического состояния у студентов.
 - Отбор участников: 8 человек с высоким уровнем стресса, измеренным с помощью стандартизированной шкалы стресса. Участники были разделены на экспериментальную и контрольную группы.
 - Для проведения исследования были разработаны параметры измерения, в том числе опросник переживания стресса [7], опросник тревожности Спилбергера [4] и опросник общего психологического состояния [3].
 - Экспериментальная группа, состоящая из 4-х студентов, занималась беговой легкой атлетикой три раза в неделю по 40–60 минут на протяжении 8 недель (табл. 1). Контрольная группа не получала физических нагрузок (табл. 2).
 - Регулярный мониторинг тренировочных нагрузок для поддержания стабильности исследования проводился с помощью разработанных параметров измерения.
 
Таблица 1. Сравнительная таблица измерений экспериментальной группы
Номер участника, пол  | Опросник переживания стресса  | Опросник тревожности Спилбергера  | Опросник общего психологического состояния  | 
1-я неделя  | |||
Участник № 1, Ж  | 25  | 30  | 16  | 
Участник № 2, Ж  | 28  | 35  | 18  | 
Участник № 3, М  | 22  | 25  | 18  | 
Участник № 4, М  | 30  | 38  | 20  | 
8-я неделя  | |||
Участник № 1, Ж  | 10  | 9  | 9  | 
Участник № 2, Ж  | 12  | 13  | 10  | 
Участник № 3, М  | 11  | 9  | 3  | 
Участник № 4, М  | 14  | 11  | 11  | 
Изменения в %  | –14,5  | –21,5  | –9,75  | 
Таблица 2. Сравнительная таблица измерений контрольной группы
Номер участника, пол  | Опросник переживания стресса  | Опросник тревожности Спилбергера  | Опросник общего психологического состояния  | 
1-я неделя  | |||
Участник № 1, Ж  | 27  | 29  | 16  | 
Участник № 2, Ж  | 22  | 30  | 20  | 
Участник № 3, М  | 29  | 28  | 19  | 
Участник № 4, М  | 28  | 34  | 18  | 
8-я неделя  | |||
Участник № 1, Ж  | 25  | 32  | 18  | 
Участник № 2, Ж  | 26  | 30  | 20  | 
Участник № 3, М  | 22  | 35  | 18  | 
Участник № 4, М  | 21  | 38  | 10  | 
Изменения в %  | –3  | +3,5  | –1,75  | 
Результаты. Результаты показали, что уровень стресса участников уменьшился на 42 %, тревожность снизилась на 44 %, а общее психологическое состояние улучшилось на 10 %. Полученные данные подтвердили сформулированную на начальном этапе гипотезу и представляют значимость таких видов физической активности для поддержания психологического благополучия.
Рис. 1. Экспериментальная таблица результатов групп за 8 недель
В контрольной группе не наблюдалось существенных изменений уровня стресса. Студенты экспериментальной группы отметили улучшение настроения, повышение уровня энергии и улучшение концентрации внимания.
Выводы. Легкая атлетика эффективно снижает уровень стресса у учащихся. Регулярные занятия легкой атлетикой способствуют улучшению психического состояния и общего самочувствия учащихся. Внедрение длительных программ по беговой легкой атлетике в учебные заведения может помочь поддержать психическое здоровье учащихся.
Sobre autores
Самарский государственный университет путей сообщения
							Autor responsável pela correspondência
							Email: azimilly1016@gmail.com
				                					                																			                								
студентка
Rússia, СамараBibliografia
- Арсентьев А.Л. Механизм бега как упражнения и особенности влияния бега на организм человека // Региональный вестник. 2020. № 12(51). С. 26–28. EDN: KVVPJT
 - Жукова Е.И., Азиатцева Р.Г. Влияние легкой атлетики на нервную систему человека. В кн.: Актуальность проблем физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях. Чебоксары: Чувашский государственный аграрный университет, 2023. С. 640–642. EDN: CERERW
 - Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Санкт-Петербург: Речь, 2009.
 - Тест Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory, STAI). Режим доступа: https://therapy.irkutsk.ru/doc/spilberg.pdf.
 - Цюпак Т., Деделюк Н., Цюпак Ю. Влияние лечебной физической культуры на кардио-респираторную систему младших подростков с хроническим бронхитом. В кн.: Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры. 2012. № 4(20). С. 391–395. EDN: VTBHBZ
 - Чебан Т.Н. Оздоровительный бег в системном подходе к оптимизации физического состояния организма. В кн.: Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры. 2021. С. 716–719. EDN: WBZJEM
 - Шкала психологического стресса PSM-25. Режим доступа: https://kemsu.ru/university/structure/unit/psychological-service/documents/screening-test.pdf.
 
Arquivos suplementares
				
			
						
						
					
						
						
									


