Academician of the USSR Academy of Medical Sciences, Professor Andrey Dmitriyevich Ado

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The name of A.D. Ado, Academician of the USSR Academy of Medical Sciences, laureate of the State Prize of the USSR, as the greatest pathophysiologist and allergologist is well known to the medical community not only in our country, but also abroad. He is an honorable member of several foreign academies and scientific societies (GDR, Czechoslovakia, Spain, FRG), member of editorial boards of several European scientific journals and for more than 25 years he has been a WHO expert.

Full Text

Имя академика АМН СССР, лауреата Государственной премии СССР А. Д. Адо как крупнейшего патофизиолога и аллерголога хорошо известно медицинской общественности не только нашей страны, но и за рубежом. Он является почетным членом ряда зарубежных академий и научных обществ (ГДР, Чехословакии, Испании, ФРГ), членом редколлегии нескольких европейских научных журналов, более 25 лет — экспертом ВОЗ.

 

 

Рис. 1.

 

Свою научную деятельность А. Д. Адо начал еще в 1928 г., будучи студентом 3 курса медицинского факультета Казанского университета на кафедре патологической физиологии у проф. Николая Николаевича Сиротинина. По окончании в 1931 г. вуза он стал работать ассистентом кафедры патофизиологии Казанского медицинского института. В 1935 г. Андрею Дмитриевичу была присвоена степень кандидата медицинских наук после защиты в качестве диссертации журнальной статьи на тему «О заряде лейкоцитов в воспаленной ткани», опубликованной в Вирховском архиве в 1933 г. Монография «Материалы к учению о гиперергическом воспалении «Артюса» (1938) была защищена в качестве докторской диссертации.

С тех пор проблемы воспаления, реактивности, аллергии и патогенеза инфекционных болезней стали предметом постоянного внимания А. Д. Адо в течение всей творческой деятельности. По перечисленным проблемам им написано 10 монографий, среди них «Антигены как чрезвычайные раздражители нервной системы», «Патофизиология фагоцитов», «Общая аллергология», «Частная аллергология», «Вопросы общей нозологии» и др. В периодической печати опубликовано около 400 работ, из них более 40 — на иностранных языках.

Более 50 лет руководит А. Д. Адо различными научными коллективами (кафедрами, научными лабораториями): с 1936 по 1952 г. он заведовал кафедрой патофизиологии Казанского медицинского института, в это же время руководил научными лабораториями в КНИИЭМе и Институте ортопедии и травматологии, с 1952 по 1986 г. возглавлял кафедру патофизиологии 2-го МОЛГМИ, одновременно организовал патофизиологическую лабораторию в Институте вирусологии АМН СССР, а в 1961 г.— Научно-исследовательскую аллергологическую лабораторию (НИАЛ) при АМН СССР, которая фактически стала всесоюзным центром научных исследований в области аллергологии и организации практической аллергологической службы в СССР.

20-летний период работы Андрея Дмитриевича в Казани оставил яркий след в жизни медицинской общественности. Врачи, вовлеченные в те годы в орбиту научных исканий А. Д. Адо, очевидно, помнят, что в лабораториях Андрея Дмитриевича свет горел круглые сутки в самом прямом смысле слова — эксперименты велись вечерами и ночами. Заканчивалась дневная работа — лечебная, преподавательская, общественная, а затем именно ночью можно было без всяких помех заниматься экспериментами, поисками, диспутами. В любое время суток А. Д. Адо мог прийти в лабораторию, чтобы поинтересоваться, как идет и задуманный утром эксперимент, и порадоваться, если он удачен, огорчиться и огорчить порой до слез «неудачника», если опыт не удался. На кафедре и в лабораториях царила атмосфера дружбы, взаимного уважения, доверия и постоянного научного поиска. Каждый был готов прийти на помощь коллеге, если у него что-либо не ладилось. Именно из этих энтузиастов и выросли известные ученые, которые в дальнейшем сами стали во главе научных коллективов, заведуют кафедрами и лабораториями и продолжают те исследования, которые были начаты в свое время А. Д. Адо. К казанской ветви школы академика А. Д. Адо принадлежат профессора А. И. Малинин, М. А. Ерзин, М. И. Ундрицов, Л. М. Ишимова, Т. Б. Толпегина, И. М. Рахматуллин, И. П. Гаранина, И. Д. Неклесова, Г. X. Гильманова, Д. М. Зубаиров, M. С. Сигал, Д. К. Баширова, Н. П. Медведев и многие другие.

Оригинальными направлениями в работах казанского периода являются изучение функций клеточных мембран на примере аллергической альтернативы эритроцитов (диссертация А. И. Малинина), исследование механизмов аллергических реакций гладкомышечных органов (диссертации М. И. Ундрицова, H. Н. Ковязина, И. В. Данилова и др.), определение роли нервной системы в механизме аллергических реакций (М. А. Ерзин, Л. М. Ишимова, Т. Б. Толпегина, И. М. Рахматуллин и др.).

Работы А. Д. Адо и его учеников о формах участия нервной системы в механизмах аллергических реакций создали новое оригинальное направление, получившее в дальнейшем широкое развитие в нашей стране и за рубежом. А. Д. Адо, М. А. Ерзин, Л. М. Ишимова и И. М. Рахматуллин впервые в мире установили, что аллергены как макромолекулярные раздражители существенно влияют на функции хеморецепторов кровеносных сосудов, центры ствола мозга, среднего мозга и коры больших полушарий.

Еще в 40-х годах в лаборатории А. Д. Адо была показана несостоятельность представлений о гистамине как о единственном промежуточном звене аллергических реакций. В работах М. А. Массино, М. И. Ундрицова, Т. В. Толпегиной, И. П. Гараниной, И. Д. Неклесовой и других ученых исследовались холинергические процессы при аллергии. Л. М. Ишимова изучала значение серотонина, медленно реагирующей субстанции аллергии и других медиаторов. И только много лет спустя полиергическая гипотеза механизма аллергических реакций немедленного типа, выдвинутая А. Д. Адо, была полностью подтверждена работами ряда советских и зарубежных аллергологов.

Хочу подчеркнуть значительный вклад школы А. Д. Адо в формирование представлений о роли надпочечников и ряда его гормонов в механизмах развития аллергических процессов. Исследования по этой проблеме были начаты на кафедре патофизиологии еще в 1940 г. с изучения влияния сывороточных антигенов на хеморецепторы надпочечников (В. Н. Смирнов). Несколько позднее Г. Г. Ахмадуллина, Л. М. Ишимова и Т. Б. Толпегина выполнили изящный эксперимент, показавший наличие рефлекторной корреляции в функциях надпочечников и рецепторов каротидного синуса и значение этих рефлексов в реализации защитных реакций организма (усиление фагоцитоза, увеличение выброса адреналина и т. п.). И тогда же совсем еще юный студент III курса Д. Зубаиров получил, вероятно, от каротидного синуса первый импульс, направивший его на многие годы в тернистый, но благодатный путь гемокоагулологии.

Я думаю, читателям журнала будет интересно знать о том, что знаменитый теперь в Казани профессор-онколог М. З. Сигал был одним из первых зачинателей учения об аутоаллергии (или иммунопатологии, как принято сейчас говорить), и только много времени спустя данная проблема стала объектом многочисленных исследований. Тогда же в 40-е годы по инициативе А. Д. Адо два молодых ученых М. З. Сигал и Б. З. Сухоруков к своему удивлению и к великой радости А. Д. Адо обнаружили появление антител против собственных тканевых и сывороточных белков организма, если последние предварительно подвергались химическому или физическому повреждению. Повторно к данному вопросу А. Д. Адо вернулся в 50-е годы в период работы в Институте вирусологии АМН СССР при изучении взаимоотношения вирусов, в частности нейровирусов, с поражаемыми ими клетками. В разработке указанной проблемы большая заслуга принадлежит А. X. Канчурину.

Необходимо указать еще на одно направление в работах школы А. Д. Адо, начатое также в казанский период его учениками. Это изучение защитных реакций организма при инфекционных болезнях, протекающих с выделением бактериальных антигенов, токсинов и вирусов почками. Продукты распада или жизнедеятельности бактерий, а также некоторые вирусы выделяются почками в ходе инфекционного процесса у человека и животных; функция почек в процессе их выделения не нарушается. В отмеченном направлении совместно с А. Д. Адо работали К. С. Зобнина, А. А. Польнер, Н. Б. Яфарова, М. И. Ундрицов и др.

Одной из узловых проблем, вокруг которой развернулись обширные исследования в школе академика Адо в московский период, было изучение механизмов патогенного действия нейротоксинов (столбнячного, ботулинического, дифтерийного). На кафедре патофизиологии 2-го МОЛГМИ В. В. Михайловым, Ю. С. Свердловым, Г. А. Ерзиной, В. Н. Абросимовым и другими учеными подробно изучались электрические константы мембран «отравленных» различными токсинами мотонейронов, характеристики антидромного и прямого возбуждения, процессы синаптического торможения и возбуждения, чувствительность их поверхностной мембраны к действию химических медиаторов синаптического торможения. Ю. С. Свердловым впервые исследовано действие столбнячного токсина на пресинаптическое торможение спинальных рефлексов.

Характерной чертой А. Д. Адо как ученого и руководителя, создавшего самую большую в нашей стране школу патофизиологов и аллергологов, является то, что его интересы не ограничиваются лишь теоретическими проблемами, его всегда привлекали клинические аспекты развиваемых им теоретических направлений. В числе учеников академика А. Д. Адо много клиницистов самых разных специальностей. Из представителей казанского периода мне хочется назвать хирургов Н. П. Медведева и М. З. Сигала, терапевтов H. Н. Ковязина и В. Н. Смирнова, инфекционистов Е. Н. Короваева, Д. К. Баширову и А. Е. Резника, дерматологов Г. Г. Кондратьева, П. С. Сергеева и многих других.

Естественно, что в краткой статье невозможно оценить все стороны многогранной, богатой идеями и событиями жизнь Андрея Дмитриевича Адо. Специального детального освещения требуют такие аспекты как А. Д. Адо — педагог (блестящий лектор, реформатор учебных программ, автор многочисленных учебников и учебных пособий, фильмов, таблиц и пр.), А. Д. Адо — ученый-философ, в многочисленных своих трудах развивающий вопросы учения о здоровье и болезни. Итогом многолетних изысканий ученого в области философии медицины явилась его последняя монография «Вопросы общей нозологии» (1985). В этом фундаментальном труде в историческом аспекте рассмотрены прошлые и современные концепции о природе и сущности болезни, освещены особенности болезней человека с диалектико-материалистических позиций опосредования его биологических качеств социальными факторами.

Еще один аспект, который не удалось в достаточной мере осветить в данной статье, касается А. Д. Адо как государственного и общественного деятеля. Он был депутатом двух созывов Верховного Совета РСФСР, председателем или членом правления многих научных обществ, много лет является редактором журнала «Бюллетень экспериментальной биологии и медицины», членом редакционной коллегии многих других советских и зарубежных журналов. Андрей Дмитриевич — коммунист почти с 50-летним стажем и член многих партийных органов и многочисленных комиссий.

Советское правительство высоко оценило деятельность А. Д. Адо. Он награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Знаком Почета и многими медалями.

А. Д. Адо всегда уделял много внимания подготовке национальных кадров. Среди его учеников — русские, татары, башкиры, узбеки, таджики, туркмены, казахи, балкарка, армяне, грузины, осетины, евреи, украинцы. Ряд учеников А. Д. Адо возглавляют кафедры и лаборатории за рубежом — это Нгуен Нанг Ан (Вьетнам), Дахиль Саджид (Ирак), Вацек (Чехословакия), Сюй Чжу Фуй (Китай) и др.

Свое 80-летие Андрей Дмитриевич встречает полный творческих сил и энергии. Работа в его лабораториях идет так же интенсивно, и можно не сомневаться, что академик А. Д. Адо одарит медицинскую науку еще многими находками.

×

About the authors

L. M. Ishimova

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1.

Download (924KB)

© 1989 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies