Study of natural focal diseases in island and shallow water ecosystems of Tataria reservoirs

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Creation of Kuibyshev and Nizhnekamsk reservoirs radically changed the structure and functional activity of historically developed ecosystems of former floodplains of Volga and Kama rivers. Due to the abrupt change of hydrological regime, there were significant disturbances in parasitocenosis of some natural focal infections and invasions, epidemiological significance of which in the regional pathology of the republic's population was quite pronounced. Thus, flooding of typical habitats of water vole (floodplain lakes, marshes) led to a significant reduction in the number of the species in reservoirs and thereby weakened epizootic tension of natural foci of floodplain type tularemia.

Full Text

Создание Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ коренным образом изменило структуру и функциональную активность исторически сложившихся экосистем бывших пойм рек Волги и Камы. В связи с резким изменением гидрологического режима произошли существенные нарушения и в паразитоценозах некоторых природноочаговых инфекций и инвазий, эпидемиологическое значение которых в краевой патологии населения республики было достаточно выраженным. Так, затопление типичных мест обитания водяной полевки (пойменные озера, болота) привело к значительному сокращению численности вида на водохранилищах и тем самым к ослаблению эпизоотической напряженности природных очагов туляремии пойменного типа [3]. На Куйбышевском водохранилище практически исчезли брюхоногие моллюски В. Leachi — первые промежуточные хозяева личинок О. felineus — возбудителя описторхоза. В результате и в рыбах в последние 15 лет метацеркарии паразита не обнаруживались [2].

Водохранилища республики содержат большие резервы биологической продукции, которые при научно обоснованном подходе могут с успехом использоваться в интересах общества. Акватории водохранилищ включают широко развитую систему островов и значительные площади мелководий. Только на Куйбышевском водохранилище насчитывается 750 островов общей площадью около 9 тыс. гектаров, а площадь мелководной зоны до 4 метров глубины составляет более 160 тыс. гектаров, что в сумме достигает 30% от акватории водохранилища.

Острова и мелководья представляют собой конгломерат биологических ресурсов водохранилищ. Здесь наращивают биомассу доминирующие группы фито- и зоопланктона, аспектирующие виды воздушно-водной и луговой растительности, еще сохраняют свое промысловое значение ценные пушные виды млекопитающих — ондатра и норка. Это оптимальные места для нереста и нагула молоди подавляющего большинства видов рыб, а также для гнездования и нагула водоплавающих птиц.

В настоящее время в хозяйственном пользовании находится лишь 18% островов, а их эксплуатация носит бессистемный характер. Республиканской целевой комплексной программой «Агрокомплекс» предусмотрены разработки, направленные на рациональное использование и повышение продуктивности островных и мелководных экосистем водохранилищ. Однако любые мероприятия по интенсификации хозяйственного использования островных и мелководных экосистем, увеличению их продуктивности будут оправданы лишь в том случае, если они не повлекут за собой нежелательных последствий эпидемиологического характера. Объективный же эпидемиологический прогноз реален при наличии достаточной информации о природноочаговых инфекциях и инфазиях в акватории водохранилищ. Какой же информацией в этом плане располагает здравоохранение республики?

Планомерному комплексному изучению паразитоценозов важнейших природноочаговых инфекций водохранилищ ТАССР до настоящего времени не уделялось должного внимания. Можно указать лишь публикации H. Ш. Ахметзяновой [1] по эктопаразитам водоплавающих и околоводных птиц и Р. А. Ярулловой и соавт. [5] по паразитам гнезд островных популяций обыкновенной полевки. За последние 20 лет проводились рекогносцировочные обследования на туляремию, лептоспирозы, описторхоз в подавляющем большинстве случаев с отрицательным результатом [2, 4]. Что же касается природных очагов клещевого энцефалита, геморрагической лихорадки с почечным синдромом, арбовирусов групп А и Б, то исследований их биологических структур и эпизоотической активности вообще не велось. Вместе с тем эпидемиологическая обстановка на водохранилищах в последние, годы стала обращать на себя внимание. Так, за последние 10 лет заболеваемость людей описторхозом варьировала от 25 до 45 случаев в год. В 1985—1986 гг. 40 заболеваний было зарегистрировано в Набережных Челнах, Чистополе, Казани, Зеленодольске. 20% заболеваний были зафиксированы среди нефтяников, выезжавших на вахтовые работы в Тюменскую область, известную как наиболее активный очаг описторхоза в СССР. Данные свидетельствуют о существовании в республике как местных очагов описторхоза в акватории водохранилищ, так и дополнительного источника инвазии, содействующей становлению новых очагов в регионе. Заболеваемость клещевым энцефалитом в республике за последние семь лет колебалась от 26 до 60 случаев в год. На долю административных районов, граничащих с водохранилищами, пришлось от 23 до 45% общереспубликанской заболеваемости, хотя случаев заражения людей непосредственно на островах водохранилищ документально не установлено. В 1986 г. было зарегистрировано групповое заболевание геморрагической лихорадкой с почечным синдромом среди сотрудников Казанского химико-технологического института на одном из островов Куйбышевского водохранилища.

Таким образом, недостаточная информация о паразитарных системах важнейших природноочаговых инфекций и инвазий на водохранилищах, с одной стороны, и усугубление эпидемиологического неблагополучия — с другой свидетельствуют о важности активизации исследований в этом направлении.

В 1986 г. было начато плановое комплексное обследование островных и мелководных экосистем Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ. Всего было добыто и обследовано лабораторно 118 погадок хищных птиц, 900 иксодовых клещей, 755 рыб 16 видов, 790 млекопитающих 14 видов. В результате была получена следующая информация.

В островных экосистемах Волжско-Свияжского междуречья обнаружены популяции клещей I. ricinus, а на островах Чистопольского выклинивания Куйбышевского водохранилища и на островах Икской поймы Нижнекамского водохранилища — клещи I. persulcatus. Оба вида клещей являются главными хозяевами вируса клещевого энцефалита в регионе и в островных экосистемах описаны впервые. Доминирующее положение на островах занимает клещ D. pictus, который относится к числу главных резервуаров возбудителя туляремии и участвуют в циркуляции вируса клещевого энцефалита.

Впервые выявлены природные очаги геморрагической лихорадки с почечным синдромом в островных экосистемах Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ. Вирус геморрагической лихорадки обнаружен у полевок обыкновенной, водяной и рыжей, а также у лесной мыши, причем выяснилось, что существование природных очагов на островах с широколиственным древостоем поддерживает главным образом полевка рыжая. Подобные очаги наиболее эпидемиологически опасны. На островах с тальниковыми зарослями главными носителями возбудителя являются полевки водяная и обыкновенная.

Несмотря на значительный объем обследованного материала, основу которого составили ондатра, водяная и обыкновенная полевки, то есть виды, наиболее чувствительные к туляремийному микробу, положительных находок не обнаружено. Не дало положительного результата и обследование 900 клещей D. pictus. Однако в погадках хищных птиц, кормящихся на островах в устьях рек Меши и Ика, был выявлен туляремийный антиген в титрах 1:20 и 1:80. Эти данные свидетельствуют о присутствии в островных экосистемах единичных зверьков-бактерионосителей. Почему инфекционный процесс в популяциях высокочувствительных видов млекопитающих не достигает уровня эпизоотий, как это было не раз в условиях неурегулированной Волги и Камы, и насколько стабильно наблюдаемое в течение последних 25 лет относительное эпизоотическое благополучие по туляремии покажут будущие исследования.

Получены первые данные по кровососущим комарам островных систем Мешинского расширения Куйбышевского водохранилища. Видовой состав коллекционного материала насчитывает 9 таксонов. Виды рода Cullex являются орнитофильными, питаясь на птицах водно-околоводного комплекса. 5 видов Aedes и Cullex известны как переносчики вирусов Западного энцефаломиелита, Синбис, Западного Нила, Сан-Луи. Природные очаги некоторых из указанных вирусов находятся в дельте Волги, среднеазиатских республиках, в Молдавии. В Среднем Поволжье, территория которого входит в вероятную зону природных очагов комариных арбовирусов, специальных исследований в этом плане не проводилось.

В результате гельминтологического обследования ихтиологического материала выявлены 10 видов сосальщиков и ленточных червей. Среди них были патогенные для человека и сельскохозяйственных животных личинки описторхоза, псевдоафистомы, меторхиса и лентеца широкого. 55 взрослых Mithorchis albidus изолированы из печени домашней кошки, которая котенком была завезена на остров и в течение 5 месяцев кормилась свежей рыбой. Кроме того, взрослые сосальщики Opistorchis felineus были обнаружены в печени старой домашней кошки из села Ташкирмень (Лаишевский район), а также впервые в печени ондатры с Нижнекамского водохранилища.

Таким образом, результаты первого года работы по природноочаговым инфекциям и инвазиям на водохранилищах показали, что структуры островных и мелководных экосистем содержат паразитарные комплексы по существу всех важнейших природноочаговых заболеваний человека. Следовательно, очень важное значение имеет продолжение и углубление начатых комплексных исследований.

×

About the authors

V. A. Boyko

Institute of Biology, KFAS USSR; Republican Sanitary Epidemiological Station, MH TASSR; Kazan Research Institute of Epidemiology and Microbiology, MH RSFSR; Institute of Poliomyelitis and Viral Encephalitis, AMS USSR

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

M. I. Goncharova

Institute of Biology, KFAS USSR; Republican Sanitary Epidemiological Station, MH TASSR; Kazan Research Institute of Epidemiology and Microbiology, MH RSFSR; Institute of Poliomyelitis and Viral Encephalitis, AMS USSR

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

D. B. Yahod

Institute of Biology, KFAS USSR; Republican Sanitary Epidemiological Station, MH TASSR; Kazan Research Institute of Epidemiology and Microbiology, MH RSFSR; Institute of Poliomyelitis and Viral Encephalitis, AMS USSR

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

M. I. Smirnova

Institute of Biology, KFAS USSR; Republican Sanitary Epidemiological Station, MH TASSR; Kazan Research Institute of Epidemiology and Microbiology, MH RSFSR; Institute of Poliomyelitis and Viral Encephalitis, AMS USSR

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

I. N. Gavrilovskaya

Institute of Biology, KFAS USSR; Republican Sanitary Epidemiological Station, MH TASSR; Kazan Research Institute of Epidemiology and Microbiology, MH RSFSR; Institute of Poliomyelitis and Viral Encephalitis, AMS USSR

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

V. S. Potapov

Institute of Biology, KFAS USSR; Republican Sanitary Epidemiological Station, MH TASSR; Kazan Research Institute of Epidemiology and Microbiology, MH RSFSR; Institute of Poliomyelitis and Viral Encephalitis, AMS USSR

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

V. A. Abashev

Institute of Biology, KFAS USSR; Republican Sanitary Epidemiological Station, MH TASSR; Kazan Research Institute of Epidemiology and Microbiology, MH RSFSR; Institute of Poliomyelitis and Viral Encephalitis, AMS USSR

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

R. A. Yarullova

Institute of Biology, KFAS USSR; Republican Sanitary Epidemiological Station, MH TASSR; Kazan Research Institute of Epidemiology and Microbiology, MH RSFSR; Institute of Poliomyelitis and Viral Encephalitis, AMS USSR

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1988 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies