Organizational and managerial aspects of strengthening the preventive orientation of Soviet health care

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The XXVII Congress of the CPSU outlined the strategic course of the development of our country. Its main feature is a policy of acceleration, which consists not only in increasing the rate of economic growth, but also in improving social relations, updating the forms and methods of work, overcoming inertia, further developing the creativity of the masses.

Full Text

XXVII съездом КПСС намечен стратегический курс развития нашей страны. Главной его особенностью является политика ускорения, заключающаяся не только в повышении темпов экономического роста, но и в совершенствовании общественных отношений, обновлении форм и методов работы, преодолении инерции, дальнейшем развитии творчества масс.

Особое внимание будет уделяться усилению профилактической направленности нашего здравоохранения. В «Основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года» отмечается, что на всех этапах развития советского здравоохранения профилактическое направление было и остается основным принципом, идеологией охраны здоровья народа, при этом подчеркивается, что осуществление широкого комплекса профилактических мероприятий является не только задачей органов здравоохранения, но и важнейшим разделом деятельности партийных комитетов, министерств и ведомств, Советов народных депутатов, профсоюзов, комсомола, хозяйственных руководителей, трудовых коллективов предприятий, организаций и учреждений.

В свете названных документов сейчас реализуется целый ряд программ, направленных на сохранение здоровья населения (в том числе и Республиканская целевая комплексная программа «Здоровье» ТАССР), что, естественно, связано с определенными трудностями, успешное преодоление которых возможно при тесном взаимодействии работников практического здравоохранения и ученых.

Критический анализ деятельности органов здравоохранения позволяет выявить ряд особенностей развития отрасли в современных условиях: растет интенсивность труда медиков; более широкое распространение получают системные взгляды на различные аспекты борьбы за здоровье людей, увеличивается число межведомственных контактов; задачи здравоохранения становятся все более комплексными, к их решению привлекаются значительные людские ресурсы. Названными и многими другими причинами объясняется то, что управлять здравоохранением прежними способами становится весьма сложно, а в свете диалектического закона о переходе количества в иное качество — даже невозможно. Работники здравоохранения поставлены в такие условия, когда успех в работе будет определяться не только качеством выполнения каждым своих конкретных служебных обязанностей, а и до конца осознанным отношением к основным процессам и особенностям функционирования органов здравоохранения в целом, пониманием конечных целей отрасли и перспектив ее развития, а также своего места и роли в решении стратегических и тактических задач. Способствовать такому быстрейшему переходу медицинских работников на качественно новый уровень деятельности можно путем проведения постоянной разъяснительно-воспитательной и организационно-методической работы со стороны руководящего звена здравоохранения и ученых при активном и творческом участии врачей и среднего медицинского персонала в обсуждении поставленных вопросов. Эта работа должна заключаться в следующем: а) в четкой и однозначной формулировке целей, стоящих перед медицинскими работниками определенных административных территорий или учреждений; б) во внедрении приемлемых (с точки зрения реальных потребностей и возможностей) методов анализа ситуации на уровне врача, учреждения, органа здравоохранения; в) в соизмерении объема поставленных задач и требуемых на их решение средств; г) в выборе для различных уровней здравоохранения вариантов поведения с учетом сложившейся ситуации.

Профилактика, как известно, является основным направлением развития нашего здравоохранения. Она включает на данном этапе конкретные задачи, прежде всего: 1) распределение населения по группам в зависимости от риска возникновения определенных заболеваний; 2) оптимизацию режима жизни людей; 3) контроль за состоянием их здоровья; 4) разработку мер воздействия на физическое и психологическое состояние людей; 5) анализ проводимой работы и ее оценку. Их реализация в настоящее время явно не удовлетворительна. Организационной и методической основой выполнения этих задач являются на сегодня ежегодные осмотры населения, которые сводятся в основном к констатации факта появления или отсутствия болезни. В результате осмотров выявляются больные, которых и охватывают в той или иной мере оздоровительной работой. Здоровые лица обычно до следующего осмотра из поля зрения медиков исключаются. Поэтому представляется необходимым не просто усовершенствовать методику и организацию таких осмотров, но и существенно изменить их содержание, дополнить их другими видами работ, которые в комплексе и позволят улучшить качество профилактического направления здравоохранения. Для достижения перечисленных выше целей необходимо, на наш взгляд, сделать следующее.

1. В процессе медосмотров для каждого человека следует определять степень риска возникновения различных заболеваний, что осуществимо при наличии: а) соответствующих методов и умелом их использовании врачами, б) достоверной информации о населении, в) условий для ведения работы. Подготовка кадров и материально-техническая база (оснащение современным оборудованием, обеспечение возможностей для размножения печатных материалов в нужном количестве и др.) для решения данной задачи требуют совместных и координированных усилий врачей, научных работников, руководителей органов здравоохранения.

2. Оптимизация режима жизни людей может происходить как в результате воздействия на каждого индивидуума, так и в итоге осуществления общих изменений для определенного контингента населения. В обоих случаях будут затрагиваться проблемы досуга, оптимизации физической нагрузки, организации труда, режима и особенностей питания. Задачи общего характера будут решаться в государственном масштабе с привлечением ресурсов различных звеньев народного хозяйства, а разработка индивидуальных рекомендаций — совместными усилиями работников здравоохранения, питания, культуры, просвещения при обязательном участии самих людей в борьбе за здоровый образ жизни. Следует обратить внимание на исключительно большую роль семьи, школы, дошкольных детских учреждений, ведь максимального эффекта в воспитании приверженности к здоровому образу жизни можно достичь лишь в том случае, если эта работа будет начинаться с момента рождения и продолжаться в дошкольном и школьном периодах жизни.

3. Проблема контроля за состоянием здоровья людей в организационном плане на первый взгляд кажется простой. Но при более глубоком ее анализе выясняется, что контроль фактически сводится к проведению более или менее регулярных исследований типа общего анализа крови, мочи, флюорографии и т. п. Не подвергая сомнению диагностическую ценность данных исследований, заметим, что они малоинформативны в плане определения степени изменения риска возникновения заболеваний. Поэтому наряду со способами выявления лиц группы риска целесообразно разработать и рекомендации по последующему контролю за их здоровьем. Это возможно при следующих условиях: а) использовании более информативных и чувствительных лабораторно-инструментальных методов исследования; б) разработке и применении методов тестового контроля и опроса, выявляющих скрытые изменения в состоянии людей, а также степень их готовности бороться за свое здоровье; в) широком распространении методов самоконтроля. Решение настоящей задачи в большой степени будет зависеть от уровня научных исследований и внедрения их результатов в практику.

4. Для обеспечения эффективного воздействия на физиологическое и психологическое состояние людей с повышенным риском возникновения какого-либо заболевания надо предусмотреть перечень разнообразных мер — от разъяснительных бесед до материального стимулирования за степень выполнения рекомендаций врачей. Такие меры могут быть самыми разнообразными, но в любом случае их следует тесно увязывать с конкретными условиями. Например, можно предоставлять путевки в санатории только тем, кто соблюдает рекомендации врачей, или буквально ставить в зависимость от этого возможность работать в занимаемой должности. В решении данной задачи не обойтись без тесного контакта медиков с администрацией предприятий, профсоюзами, обществом Красного Креста при координирующей роли работников здравоохранения.

5. Квалифицированный и всесторонний анализ проделанной работы обусловливает возможность ее совершенствования. Основой такого анализа может служить система тщательно подобранных и досконально разработанных критериев различных аспектов профилактической работы. Существующие ныне критерии в большинстве своем не выдерживают критики с позиций управления здравоохранением, так как отличаются громоздкостью расчета, недостаточной информативностью, отсутствием четких целевых характеристик. Потребности практического здравоохранения диктуют необходимость создания новых критериев, позволяющих проводить как интегрированную оценку всей радо боты, так и дифференцированную — по разделам. Среди последних первоочередного внимания требуют: 1) разработка позитивных оценок здоровья — уровня сохранения здоровья, увеличения длительности жизни, сохранения трудоспособности и др.; 2) определение уровня организации медицинской помощи населения; 3) оценка качества профилактики; 4) выявление экономической эффективности мероприятий; 5) оценка заболеваемости с временной и стойкой утратой трудоспособности за текущий период и в перспективе; 6) оценка деятельности лечебно-профилактических учреждений. Кроме того, качество анализа будет зависеть и от степени распространения предлагаемой системы оценок среди работников практического здравоохранения, в первую очередь среди руководящего звена.

Изложенный перечень целей и проблем можно назвать стратегическим планом совершенствования профилактической работы. Ясно, что достижение поставленных целей потребует не только времени, затрат и перестройки системы здравоохранения, но установления приоритетности и очередности решаемых задач. Конкретная тактика использования сил и средств с учетом условий определенной административной территории, специфических характеристик населения, особенностей развития сети здравоохранения разрабатывается в виде программ профилактики и лечения заболеваний, наиболее распространенных в данных условиях. Эти программы, как правило, объединяются в комплексы «Здоровье» с целью гармоничного развития сети медицинского обслуживания населения.

С позиций обеспечения единого, унифицированного организационно-методического подхода представляется целесообразным выделение определенных видов работ и этапов, обязательных при составлении и реализации программ профилактики той или иной патологии.

1. Обоснование необходимости развертывания программы.

1.1. Актуальность проблемы профилактики данной патологии, обусловливаемая: а) ростом ее распространенности; б) увеличением ее доли в структуре причин смерти населения; в) связью с другими заболеваниями; г) влиянием на трудопотери народного хозяйства.

1.2. Наличие необходимой научно-практической базы для развертывания программы, а именно: а) научные разработки соответствующего направления; б) подготовленность медицинских кадров; в) уровень развития организационной структуры системы здравоохранения; г) материально-техническая обеспеченность.

1.3. Определение ожидаемого после реализации программы эффекта: а) медицинского (сокращение общего числа больных с данным заболеванием, создание предпосылок для более щадящего и физиологичного лечения этих больных, сокращение абсолютного и относительного числа больных с тяжелыми формами заболевания и его осложнениями); б) социального (привитие населению навыков здорового образа жизни, изменение отношения людей к профилактике заболеваний и к своему здоровью, создание предпосылок для широкого сотрудничества населения с работниками здравоохранения в плане борьбы за свое здоровье); в) организационного (приобретение работниками здравоохранения определенного опыта и навыков профилактической работы на современном уровне; изменение структуры посещаемости амбулаторно-поликлинических учреждений и состава больных в стационаре, показателей деятельности лечебно-профилактических учреждений; снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности); г) экономического (условного, связанного с рациональным использованием средств здравоохранения, и безусловного, достигаемого за счет снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности и процента инвалидности).

2. Формулировка конечных целей программы и определяемых этим задач.

2.1. Конечными целями могут быть: снижение (в некоторых случаях — ликвидация) определенного вида заболеваемости; абсолютное и относительное сокращение числа больных с тяжелыми формами заболевания и его осложнениями; сокращение трудопотерь в народном хозяйстве.

2.2. Вытекающие из перечисленных целей задачи, как показывает опыт, можно объединить по группам: а) изучение эпидемиологических особенностей данной патологии на конкретной территории; б) подбор системы показателей для оценки различных сторон планируемой работы; в) разработка методов прогнозирования вероятности возникновения заболевания у определенных лиц и изменения распространенности заболевания в изучаемом контингенте; г) определение организационно-методических подходов к выработке управленческих решений в данных условиях; д) организационно-управленческое обеспечение перестройки системы медицинского обслуживания населения для полной реализации поставленных задач.

3. Основные этапы реализации программы и организации работ.

3.1. Проведение эпидемиологического исследования населения для получения истинной картины распространенности заболеваний и выявления соответствующих факторов риска. Поскольку эпидемиологическое исследование обычно выполняют выборочно, отобранная группа населения должна быть репрезентативной. Кроме того, требуется единый подход к проведению лабораторно-инструментальных исследований и опросов населения. Все это достигается путем разработки детальных инструкций и рекомендаций для участников программы.

3.2. Составление плана организационно- методических мероприятий по выявлению лиц группы риска и больных: а) выбор и утверждение способов предварительной и окончательной оценки риска возникновения заболеваний у каждого человека из обслуживаемого населения; б) определение принципов распределения выявленных лиц с повышенным риском возникновения заболевания и больных по более или менее однородным группам; в) разработка детальных рекомендаций по оптимизации режима жизни для представителей каждой группы; г) информационное обеспечение всех заинтересованных должностных лиц (медицинских работников, представителей администрации соответствующих предприятий) и самих обследованных о состоянии их здоровья и необходимых изменениях режима жизни.

3.3. Привитие людям навыков здорового образа жизни: а) в выделенных группах — проведение коллективных занятий, посвященных вопросам актуальности борьбы с данным заболеванием и реальности его профилактики, самоконтролю состояния здоровья, пониманию невозможности сохранения здоровья только за счет усилий медиков без активного участия в этом процессе самих людей; б) с каждым больным и представителем группы риска — об особенностях проведения лечебно-оздоровительных мероприятий; в) среди всего населения — разъяснительную и просветительную работу через прессу, Дома санитарного просвещения, обществ «Знание», Красного Креста, а также с помощью других общественных организаций и активистов из населения.

3.4. Привлечение к работе представителей различных отраслей народного хозяйства. Общепризнано, что подавляющее большинство современных проблем, связанных с оздоровлением населения, являются межотраслевыми. Усилия лишь работников здравоохранения без активной поддержки со стороны руководителей других отраслей не могут быть плодотворными. Отсюда возникает необходимость широкого вовлечения в профилактическую работу представителей различных специальностей. Их конкретные обязанности следует определять с учетом специфики патологии, предупреждению которой посвящена программа, и особенностей местных условий.

3.5. Изменение отношения медицинских работников к решаемым проблемам. Введение этого пункта диктуется тем, что нередко приходится преодолевать сложившийся стереотип мышления медиков по отношению к отдельному заболеванию. Настоящий раздел должен включать: а) разработку лекций и методических рекомендаций для различных категорий медицинских работников по ' нужной тематике; б) проведение научно- практических конференций, семинаров, совещаний; в) отражение соответствующего раздела профилактической работы при аттестации врачей.

3.6. Обеспечение мер воздействия на физиологическое и психологическое состояние лиц группы риска и больных: а) организация рационального режима труда и быта; б) охват оздоровительными мероприятиями в группах «Здоровье», санаториях-профилакториях; в) борьба с профвредностями, излишней утомляемостью, стрессами; г) изыскание возможностей материального стимулирования людей к ведению здорового образа жизни.

3.7. Контроль за больными и лицами группы риска: а) лабораторный; б) тестовый.

4. Анализ эффективности мероприятий и разработка планов по дальнейшему совершенствованию профилактической работы.

Все перечисленные этапы и разделы работы необходимо увязать с возможностями материально-технического и кадрового обеспечения, а также четко определить временные интервалы для их реализации.

В заключение необходимо заметить, что предлагаемый план составления программ профилактики различных видов патологии может использоваться на самых различных уровнях — на отдельных предприятиях, в лечебно-профилактических учреждениях, районах, городах и областях.

×

About the authors

A. D. Tsaregorodtsev

Kazan Lenin Institute for Advanced Medical Education

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kazan

Sh. M. Vakhitov

Kazan Lenin Institute for Advanced Medical Education

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1988 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies