Функциональное состояние крестцовых сегментов спинного мозга у больных с вертеброгенным подгрушевидным синдромом полового нерва

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Целью нашего исследования являлось изучение крестцовых рефлекторных ответов у больных с вертеброгенным поражением полового нерва. Регистрацию рефлексов, умыкающихся на уровне крестцовых сегментов, проводили в положении больного лежа на спине. Исследование выполняли на 4-канальном электромиографе М-42, позволяющем регистрировать ответ со значительным латентным периодом — до 500 мс. Для более точного различения вызванного ответа и потенциалов погружения мы применяли методику наложения нескольких ответов.

Полный текст

Различные виды компрессионных поражений периферических нервов составляют около одной трети всех заболеваний периферической нервной системы. В литературе имеются указания на инфекционные или другие поражения полового нерва [6, 7]. В специальных работах, посвященных туннельным синдромам [1], о компрессии полового нерва не упоминается. Первое описание вертеброгенной пудендоневропатии было представлено в работах Я. Ю. Попелянского, С. Р. Ризаматовой [3] и С. Р. Ризаматовой, О. А. Гречко [5]. Среди различных сторон диагностики синдрома недостаточно разработанной остается оценка функционального состояния крестцовых сегментов спинного мозга.

Целью нашего исследования являлось изучение крестцовых рефлекторных ответов у больных с вертеброгенным поражением полового нерва. Регистрацию рефлексов, умыкающихся на уровне крестцовых сегментов, проводили в положении больного лежа на спине. Исследование выполняли на 4-канальном электромиографе М-42, позволяющем регистрировать ответ со значительным латентным периодом — до 500 мс. Для более точного различения вызванного ответа и потенциалов погружения мы применяли методику наложения нескольких ответов. Электрические ответы с мышц регистрировали на неподвижную фотобумагу при поперечной записи с разверткой 0,25 мм/мс. Стимуляционные электроды (накожные, биполярные) диаметром 5 мм располагали у основания тыла полового члена. Стимуляцию проводили справа и слева раздельно прямоугольными импульсами нарастающей интенсивности (выше порога ощущения, но ниже уровня дискомфорта) длительностью 0,5 мс и частотой 0,1 Гц. Регистрацию ответов осуществляли двумя игольчатыми электродами в толще бульбо-спонгиозной мышцы с двух сторон. Обследовано 18 мужчин: 9 больных (возраст — от 27 до 50 лет) без пудендоневропатии (контрольная группа), страдавшие мочекаменной болезнью почки и находившиеся вне приступа, и 9 (возраст — от 48 до 62 лет) — с вертеброгенной пудендоневропатией. У мужчин контрольной группы крестцовые рефлекторные ответы при раздражении полового нерва были зарегистрированы нами в 100% случаев. В норме крестцовый рефлекторный ответ, по нашим данным, состоит из двух компонентов: раннего и позднего (рис. 1). Ранний компонент ответа постоянен по форме, амплитуде, латентному периоду и длительности ответа при неизменной интенсивности раздражающего стимула. При нарастании силы раздражающего тока выше 5—10% порогового напряжения амплитуда ответа нарастает, латентный период несколько уменьшается. Мы предполагаем, что ранний компонент ответа является моносинаптическим. Справедливость такого предположения доказывается нашими наблюдениями.

 

 

Рис. 1. Бульбо-спонгиозный рефлекс в ответ на раздражение полового нерва в норме у больного Ф. Диагноз: мочекаменная болезнь (камень левой почки).

Обозначения: верхняя кривая — левая сторона, нижняя — правая сторона. С — спинальный ответ, П — полисинаптический ответ. А — электростимуляция слева. Перекрестный ответ справа — нижняя кривая; Б — электростимуляция справа, ответ справа — нижняя кривая, перекрестный ответ слева — верхняя кривая.

 

Б., 44 лет: латентный период раннего компонента ответа при 30 В составлял 29,3 ± 0,2 мс, при 45 В — 27,5 ± 1,0 мс; продолжительность этого компонента ответа — соответственно 25,6 ± 3,4 и 30,7 ± 7,3 мс.

Ч., 48 лет: латентный период раннего компонента ответа при 20 В — 27,3 ± 0,2 мс, при 30 В — 24,0 ± 0 мс; продолжительность ответа — соответственно 20,2 ± 0,6 и 24,0 ± 0 мс. Следовательно, сокращение латентного периода раннего компонента ответа при увеличении напряжения раздражающего стимула обусловлено увеличением продолжительности ответа. Поздний же компонент ответа, очевидно, имеет полисинаптическую природу и является спинально-стволовым [2, 4]. Данный рефлекс непостоянен по форме, амплитуде, латентному периоду и продолжительности ответа.

В контрольной группе все показатели рефлекторного крестцового ответа (прямые и перекрестные) справа и слева не различались (Р > 0,05). В норме латентный период раннего компонента крестцового рефлекторного ответа составляет, по нашим данным, 25—30 мс.

У больных пудендоневропатией с ирритативно-гипертоническим типом сфинктерных нарушений намечалась тенденция к увеличению латентного периода лишь позднего компонента ответа на стороне поражения по отношению к здоровой (101,3 ± 4,4 и 77,8 ± 8,3 мс; Р < 0,05). Электронейромиографические данные у этих больных (рис. 2) свидетельствовали об отсутствии структурных изменений в нерве, так как величины латентных периодов как раннего, так и позднего компонентов ответа и данные контрольной группы не различались (Р > 0,05). Не выявлено также разницы в продолжительности ответа на здоровой и больной сторонах (25,3 ± 3,8 и 28,2 ± 4,0 мс, норма — 25,2 ± 1,3 мс; Р > 0,05). Средние показатели перекрестных крестцовых рефлекторных ответов у больных этой группы как на здоровой, так и больной сторонах и в норме друг от друга не отличались (Р > 0,05). Задержка мочеиспускания и дефекации происходит, вероятно, вследствие релейных включений дополнительных структур центральной нервной системы (на стороне поражения), не обязательных, но возможных для реализации функции сфинктеров. Потенция была снижена лишь у одного больного.

 

 

Рис. 2. Бульбоспонгиозный рефлекс в ответ на раздражение полового нерва при вертеброгенной пудендоневропатии у больного Р. Диагноз: компрессионная пудендоневропатия с ирритативно-гипертоническим типом сфинктерных нарушений. Верхняя кривая — больная сторона справа, нижняя — здоровая слева.

Обозначения: А — электростимуляция слева. Ответ слева — нижняя кривая, перекрестный ответ справа — верхняя кривая. Б — электростимуляция справа. Ответ справа — верхняя кривая, перекрестный ответ слева — нижняя кривая.

 

У всех пациентов с пудендоневропатией без сфинктерных нарушений при снижении потенции было отмечено увеличение латентного периода раннего компонента ответа по отношению к контрольной группе (38,6 ± 4,4 и 27,4 ± 0,6 мс; Р < 0,05). Латентный период позднего компонента ответа У них был больше, чем в норме (соответственно 116,9 ± 8,7 и 90,2 ± 5,8 мс; Р<0,05)* Выражена тенденция к увеличению латентного периода полисинаптического ответа больной стороне (соответственно 116,9 ± 8,7 и 95,8 ± 2,3 мс; Р > 0,05).

Приведенные данные свидетельствуют о том, что половые функции более ранимы, чем сфинктерные. Разница в продолжительности латентных периодов как раннего, так и позднего компонентов ответа по отношению к данным контрольной группы указывает на наличие структурных изменений на путях крестцово-сегментарных и спинально-стволовых рефлекторных дуг, а разница в длительности латентных периодов поздних компонентов ответа на больной и здоровой сторонах — на постоянное участие обеих сторон сегмента в осуществлении изучаемых крестцово-сегментарных рефлексов, тогда как в стволовых аппаратах намечается тенденция к латерализации этих процессов, к их временной диссоциации. Из 2 больных с пудендоневропатией без сфинктерных нарушений у одного было зарегистрировано отсутствие спинального (раннего компонента) ответа на больной стороне, у другого двух компонентов ответа также на стороне поражения.

Таким образом, установлена возможность диагностики вертеброгенной пудендоневропатии с различными типами сфинктерных нарушений.

×

Об авторах

Я. Ю. Попелянский

Казанский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт имени С. В. Курашова

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия, Казань

Г. А. Иваничев

Казанский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт имени С. В. Курашова

Email: info@eco-vector.com
Россия, Казань

С. Р. Ризаматова

Казанский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт имени С. В. Курашова

Email: info@eco-vector.com
Россия, Казань

Список литературы

  1. Берзиньш Ю. Э., Кравале И. А.//В кн.: Актуальные вопросы неврологии, психиатрии и нейрохирургии.— Т. 2.—Рига, 1985.
  2. Иваничев Г. А.//Клиника, диагностика, механизмы развития и лечение миофасцикулярных гипертонических синдромов (локальный, мышечный гипертонус).— Автореф. докт. дисс.— М., 1986.
  3. Попелянский Я. Ю., Ризаматова С. Р.// В кн.: Спондилогенные и миогенные заболевания нервной системы.— Т. 61.— Казань, 1983.
  4. Попелянский Я. Ю., Лернер С. Л., Иваничев Г. А.//Журн. невропатол. и психиатр.— 1983. — № 2.— С. 62—68.
  5. Ризаматова С. Р., Гречко О. А.//Казанский мед. ж.— 1986.— № 3.— С. 188—190.
  6. Jenkner F. Л.//Nerven, blocaden auf phärmakologischem und auf electrischem Weg. Springer - Verlag.— 1980.— S. 55—56.
  7. Siroky M. B., Sax D. S., Krane R. J.// J. Urol.— 1979.— Vol. 22.— P. 661 — 664.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Бульбоспонгиозный рефлекс в ответ на раздражение полового нерва в норме у больного Ф. Диагноз: мочекаменная болезнь (камень левой почки).

Скачать (961KB)
3. Рис. 2. Бульбоспонгиозный рефлекс в ответ на раздражение полового нерва при вертеброгенной пудендоневропатии у больного Р. Диагноз: компрессионная пудендоневропатия с ирритативно- гипертоническим типом сфинктерных нарушений. Верхняя кривая — больная сторона справа, нижняя — здоровая слева.


© 1988 Эко-Вектор


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах