Комплексная психотерапия больных бронхиальной астмой и хроническим обструктивным бронхитом

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Мы проанализировали эффективность психотерапии больных бронхиальной астмой и хроническим обструктивным бронхитом в условиях общесоматического стационара.

Под наблюдением находились 104 пациента. 70 больных (27 мужчин и 43 женщины) в возрасте от 16 до 62 лет составили основную группу. У 42 пациентов диагностирована бронхиальная астма, инфекционнозависимый и смешанный варианты с тяжелым течением, у 28— хронический обструктивный бронхит. Основное заболевание длилось от 1,5 до 28 лет и было осложнено эмфиземой легких у 9 больных, дыхательной недостаточностью I—II степени у 58; на инвалидность вышли 9 человек.

Полный текст

Мы проанализировали эффективность психотерапии больных бронхиальной астмой и хроническим обструктивным бронхитом в условиях общесоматического стационара.

Под наблюдением находились 104 пациента. 70 больных (27 мужчин и 43 женщины) в возрасте от 16 до 62 лет составили основную группу. У 42 пациентов диагностирована бронхиальная астма, инфекционнозависимый и смешанный варианты с тяжелым течением, у 28— хронический обструктивный бронхит. Основное заболевание длилось от 1,5 до 28 лет и было осложнено эмфиземой легких у 9 больных, дыхательной недостаточностью I—II степени у 58; на инвалидность вышли 9 человек.

Активному психотерапевтическому лечению предшествовали клиническое и психологическое обследование больных с использованием методов сбора психологического анамнеза, изучение модели «внутренней картины болезни», ассоциативного эксперимента. Для объективизации полученных данных применяли общепринятую методику MMPI.

Коллективную психотерапию проводили открытыми группами по 7—10 больных с частотой сеансов 2 раза в неделю (курс — 5—7 сеансов). Применяли рациональную патогенетическую психотерапию, внушение в гипнозе и в бодрствующем состоянии (релаксация и мотивированное внушение); обучали приемам психологической самокоррекции (аутотренинг, психогимнастика) [3, 4]. Психотерапевтическое воздействие было направлено на механизм типа патологической доминанты, препятствующей становлению ремиссии и снижающей эффективность фармакотерапии. Простейшие приемы самокоррекции, которыми овладевали больные в процессе психотерапии, способствуют при длительном их применении достижению более полной и, возможно, более продолжительной ремиссии. Больным при выписке рекомендовали продолжать занятия аутогенной тренировкой.

Психотерапию проводили на фоне применения антибактериальных и бронхолитических средств, физио- и иглорефлексотерапии. 51 пациент получал кортикостероидные препараты.

В контрольную группу вошли 34 пациента, сопоставимых по полу, возрасту и клинико-психологическим характеристикам с больными основной группы. Пациенты контрольной группы получали аналогичное лечение, кроме психотерапии.

В соматоневрологическом статусе у 52 больных основной группы отмечалась сопутствующая патология: вегетососудистая дистония, гипертоническая болезнь I—IIА степени, умеренно выраженные явления коронароспазма без сердечной недостаточности, дискинезия желчевыводящих путей и кишечника. Все больные жаловались на нарушение сна в виде трудного засыпания, на частые пробуждения, чувство усталости, разбитости, тревоги после пробуждения.

При психологическом обследовании больных основной группы выделены следующие присущие им особенности: наличие психосоциальных конфликтов высокой личностной значимости, пассивно-оборонительный тип реагирования, тенденция к длительной фиксации тревожных и ипохондрически-депрессивных реакций, обсессивно-фобические нарушения по типу невроза ожидания (приступа), относительно высокий уровень психологической защиты преимущественно по типу «рационализации» и «интеллектуализации», наличие признаков очагового инертного возбуждения и торможения в коре головного мозга (по исследованию латентного времени и уровня ассоциаций в ассоциативном эксперименте).

В основной группе больных было получено 64 достоверных исходных профиля личности (MMPI), которые характеризовались такими отличительными признаками, как общий, высокий уровень профиля, наличие основных пиков «2», «7», «8» и малого пика «4», отражающих соответственно депрессивные тенденции, психоастенические, щизоидные черты личности, а также стрессогенность межличностного общения. Обращало внимание наличие менее постоянных пиков «1» (в 23 профилях), что демонстрирует соматизацию тревоги, и «6» (в 12 профилях) — ригидность аффекта. Подобными профилями личности отличаются больные психосоматическими заболеваниями [2].

При анализе личностных характеристик больных контрольной группы мы отметили, что наряду с психоастеническими, шизоидными, депрессивно-ипохондрическими чертами у 26 больных имеют место истероидные включения с характерным механизмом «вытеснения» и «условной желаемости болезни», а у 8 — выраженные психопатические черты. Соответственно в профилях личности больных контрольной группы был более выражен пик «4» и выше уровень пика «3».

Обнаруженная нами высокая корреляция психологических особенностей обследованных больных позволила в работе с ними использоваться единым комплексом методов.

У 64 больных основной группы уже через 3—4 сеанса отмечалось значительное улучшение самочувствия, редуцировалась исходная психопатологическая симитематика, улучшался сон. Сохранявшиеся к тому времени у 34 больных приступы не принимали затяжного течения, легко купировались бронхолитиками (исходно преимущественно малоэффективными), были фиксированы к определенному времени (±1 ч), чаще в период ночного сна. У 30 больных в этот период приступов не было.

В дальнейшем патологические явления продолжали регрессировать, причем в ряде случаев они замещались своеобразными феноменами — на фоне внезапного наступления психического дискомфорта с оттенком тревоги возникали гипергидроз, сухость во рту, учащение сердцебиения, повышение АД. Дыхание становилось более частым и поверхностным, появлялось ощущение нехватки воздуха без объективной симптоматики приступа. Часто сопутствовали дискомфортные спазмоподобные ощущения, преимущественно умеренно выраженные, мигрирующие. Подобные явления были кратковременными и сглаживались постепенно, не требуя дополнительной фармакотерапии. Похожие феномены описаны в литературе у детей, страдающих астмой [1].

У 6 больных, инвалидов II группы, не удалось достичь полной ремиссии. У них сохранялись абортивные приступы один раз в сутки, чаще фиксированные, хотя субъективно они чувствовали себя значительно лучше и наблюдалась объективная положительная динамика.

При контрольном клинико-психологическом обследовании больных, проведенном по окончании курса лечения, в основной группе наряду с субъективным улучшением и нормализацией сна отмечались ослабление тревоги, изменение исходного гипернозогностического отношения к болезни, переоценка психосоциальных конфликтов. В ассоциативном эксперименте появлялась тенденция к нормализации исходно тотально повышенного латентного времени с уменьшением числа низших ассоциаций. На MMPI в 6,4% профилей наблюдалось снижение исходных пиков «2», «7» на 15—30% и относительное уменьшение уровня профиля; в 36% относительное снижение пиков составило 10—15% от исходного при сохранении общего уровня.

У 62% больных контрольной группы существенной динамики исходных психологических показателей не выявлено. У 38% пациентов при субъективном улучшении с тенденцией к «декларации оптимизма» в отношении своего здоровья не было существенной динамики в ассоциативном эксперименте; относительные изменения в профиле MMPI не превышали 10% от исходных величин.

Таким образом, у больных основной группы по сравнению с контролем обнаружено в динамике значительное ослабление психопатологической симптоматики.

В связи с обострением заболевания повторно госпитализировано 9 больных основной группы на сроках 4—6 мес после лечения. Характерно, что все они пренебрегли поддерживающей психологической самокоррекцией. Это подтверждает необходимость длительного психотерапевтического воздействия.

Анализ результатов свидетельствует о том, что в условиях ликвидации обострения инфекционного процесса в легких одним из факторов, поддерживающих приступы у больных бронхиальной астмой и хроническим обструктивным бронхитом, является нервно-психический механизм. Обсессивно-фобические реакции могут способствовать снижению эффективности патогенетической фармакотерапии, что заставляет увеличивать дозы или переходить к другим препаратам.

ВЫВОДЫ

1. У больных бронхиальной астмой и хроническим обструктивным бронхитом выявляется психопатологическая симптоматика, которая способствует затяжному течению названных заболеваний и может явиться одной из причин, провоцирующих приступы.

2. Психотерапия больных бронхиальной астмой и хроническим обструктивным бронхитом должна стать неотъемлемой частью комплексной терапии и проводиться на всех этапах их курации, в том числе и в условиях общесоматического стационара.

3. Психотерапия не требует существенных материальных затрат, позволяет значительно интенсифицировать процесс лечения и повышает его эффективность.

×

Об авторах

И. Г. Салихов

Казанский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт имени С. В. Курашова

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия, Казань

Д. Г. Юльметьева

Казанский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт имени С. В. Курашова

Email: info@eco-vector.com
Россия, Казань

А. Г. Жиляев

Казанский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт имени С. В. Курашова

Email: info@eco-vector.com
Россия, Казань

Список литературы

  1. Гальбин А. Ц.//Патологический сон у детей.— Л., Медицина, 1979.
  2. Губачев Ю. М., Дорничев В. М., Куроченко Н. А., Симаненко В. М.//В кн.: Исследование механизмов и эффективности психотерапии при неврологических заболеваниях.— Л., Медицина, 1982.
  3. Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М.// Методы психологической диагностики и коррекции в клинике.— Л., Медицина, 1983.
  4. Карвасарский Б. Д.//Психотерапия.— М., Медицина, 1985.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 1987 Эко-Вектор


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах