Иммуноглобулины E в клинике и исходах вирусного гепатита B у детей с аллергически измененной реактивностью

Обложка
  • Авторы: Калагина Л.С.1,2,3, Нагимова Ф.И.1,2,3
  • Учреждения:
    1. Казанский институт усовершенствования врачей имени В. И. Ленина
    2. Нижегородский медицинский институт имени С. М. Кирова
    3. Инфекционная больница № 23
  • Выпуск: Том 72, № 1 (1991)
  • Страницы: 28-30
  • Тип: Теоретическая и клиническая медицина
  • Статья получена: 13.01.2022
  • Статья одобрена: 13.01.2022
  • Статья опубликована: 15.01.1991
  • URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/96325
  • DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj96325
  • ID: 96325


Цитировать

Полный текст

Аннотация

У 60 детей в возрасте от 3 до 14 лет, больных вирусным гепатитом B, изучены клиника заболевания и содержание сывороточных IgE. У детей с аллергически измененной реактивностью значительно повышенную и затяжную (более 3 мес) гипериммуноглобулинемию E можно считать прогностически неблагоприятным признаком.

Полный текст

В патогенезе и клинике вирусного гепатита B довольно четко выступают процессы сенсибилизации, аллергии и аутоаллергии [1]. В связи со значительным и повсеместным увеличением распространенности аллергических заболеваний [3, 4] одним из факторов, влияющих на уровень сенсибилизации при ВГВ у детей, может быть аллергия, в частности пищевая. Среди многих аллергических заболеваний на долю пищевой аллергии у детей приходится до 40% [4]. Парааллергические состояния: наследственность, отягощенная аллергическими заболеваниями, и аномалии конституции — диатезы — регистрируются более чем у 2/3 детей [3].

Количественное определение уровня общих сывороточных иммуноглобулинов E-реагинов (IgЕ) служит информативным диагностическим тестом, позволяющим с определенной степенью вероятности выявлять атопическую этиологию заболевания. Мы встретили лишь единичные работы отечественных и иностранных авторов, посвященные изучению общих сывороточных IgE при вирусном гепатите [2, 5].

Целью работы было исследование клинико-лабораторных проявлений аллергии при ВГВ у детей с аллергически измененной реактивностью организма на основании учета клинических симптомов и определения уровня общих сывороточных IgE в динамике заболевания.

Под наблюдением находились 60 детей (35 мальчиков и 25 девочек) в возрасте от 3 до 14 лет, больных ВГВ. Желтушная легкая форма болезни была установлена у 34 (56,7%) из них, безжелтушная — у 26 (43,3%). Диспансерное наблюдение за детьми проводили в течение года после выписки из стационара. Реконвалесцентов осматривали через месяц после выписки из стационара, а затем ежеквартально. На основании данных аллергологического обследования были выделены 3 группы детей, одинаковых по возрасту, полу и формам заболевания: в 1-ю группу (26) вошли дети, страдающие пищевой аллергией, во 2-ю (22) — с отягощенным аллергологическим анамнезом, в 3-ю (12) — без пищевой аллергии и отягощенности аллергологического анамнеза.

Пищевая аллергия у детей 1-й группы была документирована данными аллергологического кабинета, где они находились на диспансерном наблюдении до поступления в инфекционный стационар. Наиболее часто пищевая аллергия возникала у детей при употреблении сладкого, цитрусовых, яиц, молока, реже — яблок и моркови. Во всех случаях отмечалась полисенсибилизация одновременно к двум или трем пищевым продуктам. Преобладающими клиническими формами аллергии были крапивница (8) и экзема (9), реже — нейродермит (6) и бронхиальная астма, сочетавшаяся с крапивницей (3).

Во 2-й группе семейно-наследственная отягощенность аллергическими заболеваниями была установлена у 7 детей. Аллергический диатез на первом году жизни имел место у 17 детей, семейно- наследственная отягощенность аллергическими заболеваниями в сочетании с аллергическим диатезом на первом году жизни — у 2.

Все больные находились на базисной терапии.

Анализ сыворотки крови на HBsAg проводили методом реакции пассивной гемагглютинации с использованием тест-системы ГНИЭМ. Уровень общих сывороточных иммуноглобулинов E с помощью бумажного радиоиммуносорбентного теста определяли у 15 детей в каждой из 2 первых групп и у всех 12 детей 3-й группы: у больных — в первые 2—3 дня после поступления в стационар, у реконвалесцентов — через один и 3 мес после выписки из стационара. Аналогичные исследования были проведены у 15 здоровых детей того же возраста и пола.

У всех детей с пищевой аллергией при ВГВ мы констатировали ее обострения в виде той клинической формы, по поводу которой они ранее наблюдались у аллерголога. В остром периоде заболевания обострения пищевой аллергии наблюдались у 20 детей в виде крапивницы (5), экземы (7), нейродермита (5) и бронхиальной астмы, сочетавшейся с крапивницей (3). В периоде реконвалесценции обострения такого рода отмечались лишь у 6 детей. У 5 детей клинические обострения аллергии впервые возникли через месяц после выписки из стационара и совпали с обострениями ВГВ. Из них у 2 имела место крапивница, у 2 — экзема, у одного — нейродермит. Кроме того, у одного ребенка через 3 мес после выписки из стационара на фоне выздоровления впервые за время наблюдения было зарегистрировано клиническое обострение пищевой аллергии — крапивница. В дальнейшем клинических обострений аллергии у детей не было. У 11 детей клинические обострения пищевой аллергии, возникшие в остром периоде болезни, продолжались на протяжении года после выписки из стационара. У этих детей затяжное течение ВГВ трансформировалось в хронический гепатит. Сыпь типа крапивницы преходящего характера имела место у 3 больных 2-й группы. У больных 3-й (контрольной) группы сыпи не было.

Таким образом, кожные проявления аллергии при ВГВ характерны для детей с аллергически измененной реактивностью.

Мы выявили отчетливые различия между тремя группами в частоте относительной эозинофилии при выписке детей из стационара. При поступлении в стационар относительная эозинофилия была выявлена у половины детей первых 2 групп и у 1/3 детей 3-й группы. В динамике заболевания ее нарастание отмечалось во всех группах, и перед выпиской из стационара она была констатирована уже у подавляющего большинства в первых 2 группах (88,5%; 90,9%) и у половины детей 3-й группы.

Повышение уровня общих сывороточных IgE по сравнению с нормой (28,5±3,8 ME/мл) имело место у подавляющего большинства (90,5%) больных ВГВ. Гипериммуноглобулинемия E наблюдалась у всех 15 (100%) больных в первых 2 группах и лишь у 8 (66,7%) из 12 больных 3-й группы. Среди 15 здоровых детей повышение уровня IgE было зарегистрировано у 3 (20,0%) обследованных. Таким образом, у больных ВГВ уровень IgE повышался чаще, чем у здоровых (Р<0,001 — 0,01).

Наивысшие средние значения IgE у детей 1-й группы имели место в периоде реконвалесценции, у детей 2 и 3-й групп — в остром периоде болезни.

В периоде ранней реконвалесценции (3 мес после выписки из стационара) высокий уровень IgE у детей 1-й группы стабильно сохранялся. У детей 3-й группы через один мес, а у детей 2-й группы через 3 мес после выписки из стационара мы наблюдали значительное уменьшение содержания IgE (Р<0,001—0,05). У детей 3-й группы (27,4±3,7 ME/мл) он приблизился к показателю здоровых детей (28,5±3,8 ME/мл), достоверно от него не отличаясь, что подтвердилось при последующем исследовании через 3 мес. В то же время средние уровни IgE у детей первых 2 групп (620,6±126,5 ME/мл и 298,0±45,7 ME/мл) были выше, чем у здоровых и детей 3-й группы (Р<0,001). Через 3 мес после выписки из стационара были получены данные, аналогичные предыдущим. Средние значения IgE у детей 1-й группы после выписки из стационара были в 2—2,5 раза выше, чем у детей 2-й группы (Р<0,05).

Давая оценку результатам гипериммуноглобулинемии Е у 33 (78,5%) из 42 детей при ВГВ через 3 мес после выписки из стационара, мы отметили, что она находилась во взаимосвязи с исходом болезни. Среди указанных выше детей (33) с повышенным против нормы уровнем IgE выздоровление наступило у 10 (у 4 — из 1-й группы, у 3 — в каждой из 2 последующих групп); остаточные явления в виде постгепатитной гепатомегалии констатированы у 8 (у 3 — из 1-й группы и у 5 — из 2-й), затяжной гепатит на фоне продолжающейся HBs-антигенемии с последующей хронизацией заболевания — у 15 (у 8 — из 1-й группы и у 7 — из 2-й). Уровень гипериммуноглобулинемии E у детей при затяжном гепатите колебался от 120,8 ME/мл (во 2-й группе) до 1110 ME/мл (в 1-й группе), у детей с постгепатитной гепатомегалией — от 41,7 ME/мл (во 2-й группе) до 249,6 ME/мл (в 1-й группе); при полном выздоровлении — от 46,2 ME/мл (в 3-й группе) до 236,2 ME/мл (в 1-й группе).

Наши данные свидетельствуют о наиболее выраженной гипериммуноглобулинемии E в первых 2 группах, то есть у детей с аллергически измененной реактивностью, особенно при затяжном гепатите на фоне продолжающейся HBs-антигенемии с последующей хронизацией заболевания. Следовательно, значительную гипериммуноглобулинемию E при ВГВ у детей с аллергически измененной реактивностью после выписки из стационара можно рассматривать как прогностически неблагоприятный признак.

×

Об авторах

Л. С. Калагина

Казанский институт усовершенствования врачей имени В. И. Ленина; Нижегородский медицинский институт имени С. М. Кирова; Инфекционная больница № 23

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com

Кафедра инфекционных болезней, кафедра детских инфекционных болезней

Россия, Казань; Нижний Новгород; Нижний Новгород

Ф. И. Нагимова

Казанский институт усовершенствования врачей имени В. И. Ленина; Нижегородский медицинский институт имени С. М. Кирова; Инфекционная больница № 23

Email: info@eco-vector.com

Кафедра инфекционных болезней, кафедра детских инфекционных болезней

Россия, Казань; Нижний Новгород; Нижний Новгород

Список литературы

  1. Блюгер А. Ф., Векслер Х. М., Крупникова Э. З. и др. // В кн.: Материалы II Всесоюзного съезда инфекционистов. — Тез. докл. — Ташкент, 1985.
  2. Брюханова Л. К., Сметанин А. Л. // В кн.: Радиоиммунные методы диагностики в педиатрии. — Куйбышев, 1982.
  3. Воронцов И. М. // Педиатрия. — 1985.—№ 3. — С. 63—68.
  4. Студеникин М. С., Соколова П. С. // Аллергические болезни у детей. — М., Медицина, 1986.
  5. Levo Yoram, Shalit Meir // Ann. Allergy. — 1981.—Vol. 47. — P. 456—459.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 1991 Эко-Вектор


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах