Прогнозирование риска формирования артериальной гипертензии у девушек-подростков, родившихся недоношенными

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Разработка алгоритма прогнозирования риска формирования артериальной гипертензии у проживающих в Республике Башкортостан девушек-подростков, родившихся недоношенными.

Методы. Проведён анализ факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний у родившихся недоношенными 95 девушек-подростков с артериальной гипертензией и у 120 девушек-подростков с нормальным артериальным давлением в возрасте 16 лет. Определение уровней артериального давления в зависимости от процентильного распределения роста проводили в соответствии с Российскими рекомендациями по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний в детском и подростковом возрасте.

Результаты. По методике Вальда разработан алгоритм прогнозирования риска формирования артериальной гипертензии у девушек-подростков Республики Башкортостан, родившихся недоношенными, а также компьютерная программа на его основе. Были отобраны прогностические показатели, которые продемонстрировали диагностический индекс ≥2,0 и коэффициент информативности ≥0,25. Если сумма баллов диагностических индексов составляет +13 баллов и больше, следует выносить заключение о 95% вероятности формирования артериальной гипертензии. Сумма баллов диагностических индексов от +8 до +12 баллов свидетельствует о 75% вероятности развития артериальной гипертензии. Разработанная компьютерная программа позволяет девушкам-подросткам, родившимся недоношенными, самостоятельно пройти комплексное тестирование и получить заключение о вероятности формирования артериальной гипертензии и научно обоснованные персонифицированные рекомендации по её профилактике.

Вывод. Разработанный нами прогностический алгоритм будет способствовать ранней диагностике артериальной гипертензии у проживающих в Республике Башкортостан девушек-подростков, родившихся недоношенными; он позволяет выявлять группы подростков, подверженных формированию данного вида патологии, с целью проведения ранних профилактических мероприятий.

Полный текст

Основные факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) нередко возникают в детском и подростковом возрасте и носят относительно стабильный характер, поскольку их наличие подтверждается при повторных исследованиях, которые проведены во взрослом состоянии [1].

Разработан (Самарина О.В., 2017) способ прогноза раннего дебюта артериальной гипертензии (АГ) у детей в возрасте до 17 лет на основании анализа следующих признаков [2]:

  • отягощённая по АГ наследственность;
  • патология беременности у матери (отягощённый акушерский анамнез, хроническая фетоплацентарная недостаточность, угроза прерывания беременности, гестоз);
  • масса тела при рождении менее 3 кг;
  • перинатальное поражение центральной нервной системы в анамнезе;
  • курение пациента;
  • курение родителей;
  • нарушение режима дня (сон менее 8 ч в день, персональный компьютер/телевизор более 3 ч в день);
  • тревожный тип личности;
  • неполная семья;
  • плохие материальные условия семьи;
  • избыточная масса тела;
  • индивидуальное накопление факторов риска;
  • полиморфные варианты 9 генов-кандидатов, а также их комбинации;
  • число полиморфных генов на одного пациента.

По данным О.Н. Бердиной (2014), вопрос роли нарушений сна в формировании и стабилизации АГ у подростков — весьма актуальная проблема практической медицины. Дальнейшее изучение данного заболевания с позиции медицины сна позволит патогенетически обосновано подойти к выбору тактики лечения АГ в педиатрии с использованием современных немедикаментозных средств, разработать новые методы профилактики при данной патологии [3].

Ранее нами была изучена распространённость таких факторов риска ССЗ, как курение, избыточная масса тела и ожирение, гиподинамия, повышенное психоэмоциональное напряжение, отягощённость наследственности по ССЗ у девушек-подростков, проживающих в г. Уфе [4].

Согласно литературным данным, у подростков и молодых людей, родившихся недоношенными, есть предрасположенность к ССЗ, в частности к АГ [5]. По данным зарубежной литературы, распространённость факторов риска ССЗ у подростков, родившихся недоношенными, и у подростков, родившихся в срок, различается. У девушек, родившихся недоношенными, были более высокие показатели систолического и диастолического артериального давления (АД), чем у девушек, родившихся в срок. Среди юношей различий в средних значениях АД не выявлено. При этом на показатели АД у девушек-подростков, родившихся недоношенными, наибольшее влияние оказывал гестационный возраст, а не масса тела при рождении [6].

Приведены доказательства чрезвычайной актуальности внедрения новой модели предиктивной, превентивной и персонализированной медицины (Сучков С.В. и др., 2017). Персонализированная медицина ставит основной задачей не совершенствование методов лечения уже существующих заболеваний, а предсказание вероятности их возникновения, что может позволить своевременно проводить превентивно-профилактические мероприятия для предупреждения их дальнейшего развития [7, 8].

В связи с вышеизложенным, на наш взгляд, актуальной задачей является разработка алгоритма прогнозирования риска формирования АГ у проживающих в Республике Башкортостан (РБ) девушек-подростков, родившихся недоношенными.

Цель исследования — разработка алгоритма прогнозирования риска формирования АГ у проживающих в РБ девушек-подростков, родившихся недоношенными.

Исследование проведено на базе поликлиники ГБУЗ «Республиканская детская клиническая больница» (г. Уфа) в период с 2015 по 2017 гг. Объектом изучения были 95 девушек-подростков с АГ (код по Международной классификации болезней 10-го пересмотра I10) и 120 девушек-подростков с нормальным АД в возрасте 16 лет.

Определение уровней АД у девушек-подростков в зависимости от процентильного распределения роста, оценка массы их тела, определение отягощённости наследственности по ССЗ осуществлены в соответствии с Российскими рекомендациями по профилактике ССЗ в детском и подростковом возрасте [1]. Клинико-анамнестические данные оценивали с применением анкеты, разработанной нами самостоятельно.

Для оценки уровня физической активности и выраженности гиподинамии использовали опросник для определения физической активности, для анализа алиментарного фактора — опросник для определения риска развития атеросклероза [9]. Уровень стресса оценивали по методике «Шкала психологического стресса PSM-25» [10], качество сна — по анкете балльной оценки субъективных характеристик сна Я.И. Левина [11].

Статистическая обработка результатов исследования проведена с использованием современных программных пакетов математического анализа Microsoft Excel 2010 и Statistica 10.0. Достоверность различий относительных показателей оценивали по критерию χ2 (для малых групп — по тесту Фишера).

С целью разработки алгоритма прогнозирования риска формирования АГ у проживающих в РБ девушек-подростков, родившихся недоношенными, был применён метод альтернативного последовательного анализа Вальда. Вычисляли диагностический индекс (ДИ) признака по формуле:

ДИ=10×lg(P1/P2),

где P1 — относительная частота признака при первом верифицируемом состоянии, выраженная в долях единицы; Р2 — относительная частота признака при втором верифицируемом состоянии, выраженная в долях единицы.

Коэффициент информативности (КИнф) признака определяли по формуле Кульбака, позволяющей оценить степень различия между распределениями [12, 13]:

КИнф=ДИ×0,5(Р1–Р2),

где P1 — относительная частота признака при первом верифицируемом состоянии, выраженная в долях единицы; Р2 — относительная частота признака при втором верифицируемом состоянии, выраженная в долях единицы.

Проведённое научное исследование одобрено локальным этическим комитетом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (протокол №9).

Анализ клинико-анамнестических данных показал, что среди обследованных нами девушек-подростков с АГ недоношенными родились 82 (86,3±3,5%), а среди девушек с нормальным АД — 29 (24,2±3,9%; p <0,001). 54 (56,8±5,1%) девушки-подростка с АГ проживали в столице, 26 (27,4±4,6%) — в малых городах, 15 (15,8±3,7%) — в сельской местности РБ. 37 (30,8±4,2%) девушек-подростков с нормальным АД проживали в столице, 36 (30,0±4,2%) — в малых городах, 47 (39,2±4,5%) — в сельской местности РБ. Таким образом, девушки-подростки с АГ чаще (p <0,001) проживали в столице, а с нормальным АД — в сельской местности РБ (р <0,001).

Возраст обоих родителей на момент рождения был старше 35 лет у 19 (20,0±4,1%) девушек-подростков с АГ и 8 (6,7±2,3%) девушек с нормальным АД (p=0,003). Наследственность по ССЗ была отягощена у 62 (65,3±4,9%) девушек-подростков с АГ и 46 (38,3±4,4%) с нормальным АД (р <0,001).

Нами была изучена распространённость факторов риска ССЗ среди девушек-подростков с АГ и нормальным АД (табл. 1).

 

Таблица 1. Распространённость факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний среди обследованных девушек-подростков в Республике Башкортостан в 2015–2017 гг.

Фактор риска

Девушки-подростки с артериальной гипертензией (n=95)

Девушки-подростки с нормальным артериальным давлением (n=120)

p

абс.

%

абс.

%

Курение подростка

20

21,1±4,2

9

7,5±2,4

0,004

Избыточная масса тела

23

24,2±4,4

10

8,3±2,5

0,001

Ожирение

17

17,9±3,9

6

5,0±2,0

0,002

Гиподинамия

50

52,6±5,1

22

18,3±3,5

<0,001

Алиментарный фактор

30

31,6±4,8

18

15,0±3,3

0,004

 

Таким образом, среди девушек-подростков с АГ была выше распространённость курения (р=0,004), избыточной массы тела (p=0,001), ожирения (p=0,002), гиподинамии (р <0,001), алиментарных факторов риска развития атеросклероза и ССЗ (p=0,004). Девушки-подростки с АГ чаще были пассивными курильщиками (как в семье, так и не дома) — 58 (61,1±5,0%), чем девушки-подростки с нормальным АД — 34 (28,3±4,1%; p <0,001).

Нормальная масса тела или её дефицит чаще были отмечены у девушек-подростков с АГ (55 человек, 57,9±5,1%), чем у девушек-подростков с нормальным АД (104 девушки, 86,7±3,1%; p <0,001). Алиментарных факторов риска не было у 19 (20,0±4,1%) девушек-подростков с АГ и 41 (34,2±4,3%) девушки с нормальным АД (p=0,03).

Повышенное психоэмоциональное напряжение — важный фактор риска развития ССЗ. Высокий уровень стресса был выявлен у 57 (60,0±5,0%) девушек-подростков с АГ и 25 (20,8±3,7%) девушек-подростков с нормальным АД (p <0,001). Низкий уровень стресса зарегистрирован у 13 (13,7±3,5%) девушек-подростков с АГ и 61 (50,9±4,6%) девушки с нормальным АД (p <0,001).

Нами было изучено качество ночного сна у девушек-подростков с АГ и нормальным АД (табл. 2). Выявлено, что распространённость нормального качества ночного сна была выше (p <0,001) среди девушек-подростков с нормальным АД, а нарушенного сна — среди девушек-подростков с АГ (p <0,001). Ежедневная суммарная продолжительность пребывания на свежем воздухе также различалась: была менее 2 ч в сутки у 61 (64,2±4,9%) девушки с АГ и 49 (40,8±4,5%) с нормальным АД (p <0,001).

 

Таблица 2. Качество ночного сна у обследованных девушек-подростков в Республике Башкортостан в 2015–2017 гг.

Качество ночного сна

Девушки-подростки с артериальной гипертензией (n=95)

Девушки-подростки с нормальным артериальным давлением (n=120)

p

абс.

%

абс.

%

Нормальный сон

17

17,9±3,9

65

54,2±4,5

<0,001

Пограничные значения качества сна

41

43,2±5,1

36

30,0±4,2

0,046

Нарушенный сон

37

38,9±5,0

19

15,8±3,3

<0,001

 

На основании комплексного математического анализа факторов риска ССЗ по методике Вальда нами разработан алгоритм прогнозирования риска формирования АГ у девушек-подростков РБ, родившихся недоношенными (табл. 3). Вероятность развития АГ определяет не каждый отдельно взятый признак, а только их сочетание. Были отобраны прогностические показатели, которые продемонстрировали ДИ ≥2,0 и КИнф ≥0,25. Каждому прогностическому показателю был рассчитан соответствующий условный балл (от –13 до +13). Сумма баллов, рассчитанная для каждого подростка, образует ДИ. Знак плюс имеют ДИ признаков, свидетельствующих о вероятности формирования АГ.

 

Таблица 3. Диагностический алгоритм прогнозирования риска формирования артериальной гипертензии у девушек-подростков Республики Башкортостан

Наименование признака

Значения признака

КИнф

ДИ

Недоношенность в анамнезе

Да

1,71

+5,5

Проживает

Уфа

0,35

+2,5

Сельская местность Республики Башкортостан

0,46

–4,0

Возраст обоих родителей на момент рождения

Старше 35 лет

0,32

+4,5

Отягощённость наследственности по сердечно-сосудистым заболеваниям

Да

0,31

+2,0

Нет

0,34

–2,5

Курение подростка

Да

0,31

+4,5

Пассивное курение (как в семье,так и не дома)

Да

0,55

+3,0

Масса тела

Нормальная или дефицит

0,25

–2,0

Избыточная

0,37

+4,5

Ожирение

0,36

+5,5

Физическая активность

Гиподинамия

0,79

+4,5

Оптимальная

0,56

–4,5

Алиментарные факторы риска

Повышенный риск

0,27

+3,0

Уровень стресса

Низкий

1,06

–6,0

Высокий

0,9

+4,5

Качество ночного сна

Нормальный сон

0,87

–5,0

Нарушенный сон

0,45

+4,0

Ежедневная суммарная продолжительность пребывания на свежем воздухе

2 ч и более

0,56

–2,0

Примечание: КИнф — коэффициент информативности, ДИ — диагностический индекс.

 

Если сумма баллов ДИ составляет +13 баллов и более, следует вынести заключение о 95% вероятности формирования АГ. Если сумма баллов ДИ –13 баллов меньше, формируется заключение о неактуальности АГ с той же 95% вероятностью. Сумма баллов ДИ от +8 до +12 свидетельствует о 75% вероятности формирования АГ. В последующем на основании представленного диагностического алгоритма нами была разработана компьютерная программа.

Выводы

1. Разработанная нами компьютерная программа позволяет проживающим в Республике Башкортостан девушкам-подросткам, родившимся недоношенными, самостоятельно пройти комплексное тестирование и получить заключение о вероятности формирования артериальной гипертензии и научно обоснованные персонифицированные рекомендации по её профилактике.

2. Разработанный нами прогностический алгоритм будет способствовать ранней диагностике артериальной гипертензии у девушек-подростков, родившихся недоношенными. Он позволяет выявлять группы подростков, подверженных формированию данной патологии, с целью проведения ранних профилактических мероприятий.

 

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов по представленной статье.

×

Об авторах

Руслан Александрович Абраров

Башкирский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: russlan908@rambler.ru
г. Уфа, Россия

Список литературы

  1. Александров А.А., Бубнова М.Г., Кисляк О.А. и др. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний в детском и подростковом возрасте. Российские рекомендации. Рос. кардиол. ж. 2012; (6 S1): 1-39.
  2. Самарина О.В. Эссенциальная артериальная гипертензия у детей: персонализированный подход к прогнозированию раннего дебюта заболевания и назначению лекарственной терапии. Дис.. канд. мед. наук. Екатеринбург, 2017. 219 с.
  3. Бердина О.Н. Медицина сна и эссенциальная артериальная гипертензия у подростков. Бюлл. ВСНЦ СО РАМН. 2014; (2): 90-96.
  4. Абраров Р.А. Характеристика факторов сердечно-сосудистого риска и уровней общего холестерина у девушек, проживающих в центре и пригородах Уфы. Медицина. 2016; (1): 25-33.
  5. Рафикова Ю.С., Саприна Т.В., Лошкова Е.В., Михалёв Е.В. Недоношенность и её отдалённые метаболические последствия у детей и подростков. Педиатрия. Ж. им. Г.Н. Сперанского. 2015; 94 (5): 132-142.
  6. Sipola-Leppanen M., Vaarasmaki M., Tikanmaki M. et al. Cardiovascular risk factors in adolescents born preterm. Pediatrics. 2014; 134 (4): 1072-1081. doi: 10.1542/peds.2013-4186.
  7. Сучков С.В., Абэ Х., Антонова Е.Н. и др. Персонализированная медицина как обновляемая модель национальной системы здравоохранения. Часть 1. Стратегические аспекты инфраструктуры. Рос. вестн. перинатол. и педиатрии. 2017; 62 (3): 7-14. doi: 10.21508/1027-4065-2017-62-3-7-14.
  8. Kewal K.J. Textbook of personalized medicine. Springer. 2009; 365 p. doi: 10.1007/978-1-4419-0769-1.
  9. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний. Под ред. Н.Д. Ющука, И.В. Маева, К.Г. Гуревича. М.: Перо. 2012; 659 с.
  10. Куприянов Р.В., Кузьмина Ю.М. Психодиагностика стресса: практикум. Казань: КНИТУ. 2012; 212 с.
  11. Полуэктов М.Г. Клинический алгоритм диагностического и лечебного выбора при инсомнии. Эффективн. фармакотерап. 2013; (12): 22-28.
  12. Каратюк Т.И., Самосудова И.Б., Клинышкова Т.В., Мозговой С.И. Способ прогнозирования варианта течения заболевания у больных с плоскоклеточными эпителиальными поражениями низкой степени на фоне папилломавирусной инфекции. Патент на изобретение РФ №2472444.2013. Бюлл. №2 от 20.01.2013.
  13. Нуриахметова А.Ж., Файзуллина Р.М. Прогнозирование развития рецидивирующего и хронического бронхитов у детей. Врач-аспирант. 2013; 61 (6.3): 436-441.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 2018 Абраров Р.А.

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах