Сравнительное количественное изучение переломов ребер у водителей и пассажиров при передних столкновениях автомобилей

Обложка
  • Авторы: Ардашкин А.П.1
  • Учреждения:
    1. Бюро судебно-медицинской экспертизы управления здравоохранения администрации Самарской области
  • Выпуск: Том 75, № 4 (1994)
  • Страницы: 278-279
  • Раздел: Теоретическая и клиническая медицина
  • Статья получена: 08.12.2021
  • Статья одобрена: 08.12.2021
  • Статья опубликована: 15.07.1994
  • URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/89969
  • DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj89969
  • ID: 89969


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Изучению повреждений грудной клетки, в частности переломов ребер, судебные медики уделяют большое внимание. Это связано, с одной стороны, с тем, что морфология переломов ребер обладает значительной информативностью для установления условий травмы, с другой — зависимостью морфологических особенностей переломов от многих факторов (характера травмирующего предмета, направления воздействия, формы грудной клетки, возраста и др.).

Полный текст

Изучению повреждений грудной клетки, в частности переломов ребер, судебные медики уделяют большое внимание. Это связано, с одной стороны, с тем, что морфология переломов ребер обладает значительной информативностью для установления условий травмы, с другой — зависимостью морфологических особенностей переломов от многих факторов (характера травмирующего предмета, направления воздействия, формы грудной клетки, возраста и др.).

Повреждения грудной клетки при травме внутри автомобиля встречаются довольно часто. При этом условия травматизации у водителя и пассажира переднего сиденья различны, что связано в основном с наличием рулевого колеса и рулевой колонки перед водителем. Часто деформированное рулевое колесо или его части действуют на грудную клетку водителя как предмет с относительно ограниченной поверхностью. Передняя панель салона, о которую ударяется пассажир, действует на его грудную клетку как предмет с широкой поверхностью. По наблюдениям [2], переломы ребер у водителя чаще возникают по передней поверхности грудной клетки, а у пассажира — по боковым поверхностям. Установлено, что при сдавлении грудной клетки предметом с ограниченной поверхностью преобладают переломы ребер в месте приложения силы, а при компрессии предметами с широкими поверхностями — отдаленные переломы ребер [1]. Изложенное предполагает количественное различие переломов ребер у водителя и пассажира при передних столкновениях автомобилей.

Задачей настоящей работы являлось статистическое сравнительное изучение количества возникающих переломов правых и левых ребер у водителя и пассажира в сумме по передним (окологрудинной, среднеключичной, переднеподмышечной) и по задним (заднеподмышечной, лопаточно-околопозвоночной) анатомическим линиям. Отдельно произведены учет и статистическая обработка переломов по среднеподмышечным линиям. С этой целью изучено количество переломов у 24 водителей и 19 пассажиров, погибших при передних столкновениях автомобилей ВАЗ «Жигули», «Москвич-412», «ЗАЗ-968» с другими автомобилями или неподвижными препятствиями. Морфологические особенности переломов во внимание не принимались. У водителей по передним анатомическим линиям всего было установлено 274 перелома правых и левых ребер, по задним линиям —83, по среднеподмышечным —47, у пассажиров— соответственно 91, 172, 37.

Полученный материал статистически обработан. При этом определяли средние арифметические значения переломов ребер у водителей и пассажиров по передним и задним поверхностям грудной клетки и отдельно — по среднеподмышечным линиям. Значимость установленных средних арифметических значений оценивали с помощью критерия Стьюдента (Т) при постоянно заданном уровне достоверности (Р=0,05). Сводные данные представлены в таблице.

 

Средние арифметические значения переломов ребер у водителей и пассажиров

Локализация переломовВодителиПассажирыТ набл.Т кр.Значимость
x±ϭx±ϭ

По передней поверхности

11,42

1,20

4,79

1,20

3,77

2,02

З

По задней поверхности

3,46

0,81

9,05

2,33

2,42

2,02

З

По среднемышечным линиям

1,96

0,60

1,95

0,60

0,012

2,02

Н

Примечание x-среднее арифметическое значение, ±ϭ -среднее квадратичное значение, З-статически значимые различия x, Н-статистически незначимые различия x.

 

Выявлены статистически значимые различия средних арифметических значений количества переломов ребер у водителей и пассажиров по передней и задней поверхностям грудной клетки; по среднеподмышечным линиям этот показатель оказался у них одинаковым.

Полученные данные расширяют экспертные возможности установления местонахождения лиц в автомобиле при дорожно-транспортных происшествиях и показывают целесообразность разработок количественных критериев для судебно-медицинской диагностики травм.

×

Об авторах

А. П. Ардашкин

Бюро судебно-медицинской экспертизы управления здравоохранения администрации Самарской области

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com

начальник — канд. мед. наук

Россия, Самара

Список литературы

  1. Бачу Г.С. Сопротивляемость и повреждения грудной клетки при ее компрессии. — Кишинев, 1980.
  2. Солохин А.А. Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы. — М., 1968.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 1994


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.