Сравнительное количественное изучение переломов ребер у водителей и пассажиров при передних столкновениях автомобилей
- Авторы: Ардашкин А.П.1
-
Учреждения:
- Бюро судебно-медицинской экспертизы управления здравоохранения администрации Самарской области
- Выпуск: Том 75, № 4 (1994)
- Страницы: 278-279
- Раздел: Теоретическая и клиническая медицина
- Статья получена: 08.12.2021
- Статья одобрена: 08.12.2021
- Статья опубликована: 15.07.1994
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/89969
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj89969
- ID: 89969
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Изучению повреждений грудной клетки, в частности переломов ребер, судебные медики уделяют большое внимание. Это связано, с одной стороны, с тем, что морфология переломов ребер обладает значительной информативностью для установления условий травмы, с другой — зависимостью морфологических особенностей переломов от многих факторов (характера травмирующего предмета, направления воздействия, формы грудной клетки, возраста и др.).
Ключевые слова
Полный текст
Изучению повреждений грудной клетки, в частности переломов ребер, судебные медики уделяют большое внимание. Это связано, с одной стороны, с тем, что морфология переломов ребер обладает значительной информативностью для установления условий травмы, с другой — зависимостью морфологических особенностей переломов от многих факторов (характера травмирующего предмета, направления воздействия, формы грудной клетки, возраста и др.).
Повреждения грудной клетки при травме внутри автомобиля встречаются довольно часто. При этом условия травматизации у водителя и пассажира переднего сиденья различны, что связано в основном с наличием рулевого колеса и рулевой колонки перед водителем. Часто деформированное рулевое колесо или его части действуют на грудную клетку водителя как предмет с относительно ограниченной поверхностью. Передняя панель салона, о которую ударяется пассажир, действует на его грудную клетку как предмет с широкой поверхностью. По наблюдениям [2], переломы ребер у водителя чаще возникают по передней поверхности грудной клетки, а у пассажира — по боковым поверхностям. Установлено, что при сдавлении грудной клетки предметом с ограниченной поверхностью преобладают переломы ребер в месте приложения силы, а при компрессии предметами с широкими поверхностями — отдаленные переломы ребер [1]. Изложенное предполагает количественное различие переломов ребер у водителя и пассажира при передних столкновениях автомобилей.
Задачей настоящей работы являлось статистическое сравнительное изучение количества возникающих переломов правых и левых ребер у водителя и пассажира в сумме по передним (окологрудинной, среднеключичной, переднеподмышечной) и по задним (заднеподмышечной, лопаточно-околопозвоночной) анатомическим линиям. Отдельно произведены учет и статистическая обработка переломов по среднеподмышечным линиям. С этой целью изучено количество переломов у 24 водителей и 19 пассажиров, погибших при передних столкновениях автомобилей ВАЗ «Жигули», «Москвич-412», «ЗАЗ-968» с другими автомобилями или неподвижными препятствиями. Морфологические особенности переломов во внимание не принимались. У водителей по передним анатомическим линиям всего было установлено 274 перелома правых и левых ребер, по задним линиям —83, по среднеподмышечным —47, у пассажиров— соответственно 91, 172, 37.
Полученный материал статистически обработан. При этом определяли средние арифметические значения переломов ребер у водителей и пассажиров по передним и задним поверхностям грудной клетки и отдельно — по среднеподмышечным линиям. Значимость установленных средних арифметических значений оценивали с помощью критерия Стьюдента (Т) при постоянно заданном уровне достоверности (Р=0,05). Сводные данные представлены в таблице.
Средние арифметические значения переломов ребер у водителей и пассажиров
Локализация переломов | Водители | Пассажиры | Т набл. | Т кр. | Значимость | ||
±ϭ | ±ϭ | ||||||
По передней поверхности | 11,42 | 1,20 | 4,79 | 1,20 | 3,77 | 2,02 | З |
По задней поверхности | 3,46 | 0,81 | 9,05 | 2,33 | 2,42 | 2,02 | З |
По среднемышечным линиям | 1,96 | 0,60 | 1,95 | 0,60 | 0,012 | 2,02 | Н |
Примечание -среднее арифметическое значение, ±ϭ -среднее квадратичное значение, З-статически значимые различия , Н-статистически незначимые различия .
Выявлены статистически значимые различия средних арифметических значений количества переломов ребер у водителей и пассажиров по передней и задней поверхностям грудной клетки; по среднеподмышечным линиям этот показатель оказался у них одинаковым.
Полученные данные расширяют экспертные возможности установления местонахождения лиц в автомобиле при дорожно-транспортных происшествиях и показывают целесообразность разработок количественных критериев для судебно-медицинской диагностики травм.
Об авторах
А. П. Ардашкин
Бюро судебно-медицинской экспертизы управления здравоохранения администрации Самарской области
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
начальник — канд. мед. наук
Россия, СамараСписок литературы
- Бачу Г.С. Сопротивляемость и повреждения грудной клетки при ее компрессии. — Кишинев, 1980.
- Солохин А.А. Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы. — М., 1968.
Дополнительные файлы
