Динамика интеллектуально-мн естич еских и эмоционально-волевых нарушений при лечении детей с осложненными формами интеллектуальной недостаточности
- Авторы: Акберова С.А.1, Студенцова И.А.1, Менделевич Д.М.1, Хафизъянова Р.X.1
-
Учреждения:
- Казанский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт имени С. В. Куратова
- Выпуск: Том 75, № 2 (1994)
- Страницы: 128-132
- Раздел: Теоретическая и клиническая медицина
- Статья получена: 06.12.2021
- Статья одобрена: 06.12.2021
- Статья опубликована: 15.02.1994
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/89732
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj89732
- ID: 89732
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Одной из проблем детской психиатрии является коррекция интеллектуально-мнестических и эмоциональноволевых нарушений при интеллектуальной недостаточности. По данным Н. Л. Новинской [4], легкое интеллектуальное недоразвитие встречается у 7 — 10% детей школьного возраста. Для его коррекции необходимы не только ранняя диагностика, но и своевременное лечение.
Ключевые слова
Полный текст
Одной из проблем детской психиатрии является коррекция интеллектуально-мнестических и эмоциональноволевых нарушений при интеллектуальной недостаточности. По данным Н. Л. Новинской [4], легкое интеллектуальное недоразвитие встречается у 7 — 10% детей школьного возраста. Для его коррекции необходимы не только ранняя диагностика, но и своевременное лечение.
Задачами настоящего исследования было лечение осложненных форм интеллектуальной недостаточности диме фосфо ном и ноотропилом. Психопатологическая симптоматика, осложняющая интеллектуальное недоразвитие, была представлена в виде гипо- и гипердинамического синдромов. По данным P. X. Хафизьяновой [5], димефосфон облегчает выработку условных рефлексов, обладает анти- амнестическим действием, улучшает различные этапы формирования памяти у подопытных животных, то есть проявляет ноотропную активность. На базе Казанской городской психоневрологической больницы имени В. М. Бехтерева амбулаторно было проведено клинико-психопатологическое и сомато-неврологическое обследования 96 детей в возрасте от 3 до 12 лет с интеллектуальной недостаточностью (46 мальчиков и 50 девочек). Степень интеллектуального дефекта и результаты лечения детей оценивали согласно комплексу методик, рекомендованных И. А. Полищуком и А. Е. Видренко [1]. О результатах терапии, направленной на коррекцию интеллекту ально-мнестических функций головного мозга и эмоционально-водлевых нарушений при интеллектуальной недостаточности, судили по пятибалльной системе, разработанной И. Г. Авруцкой [2] и модифицированной нами с учетом показателей кратковременной слухо-речевой и краткосрочной зрительной памяти, а также с использованием трех ступеней Соммерфельда [3] для определения уровня способности к обобщению детей с интеллектуальной недостаточностью. Пятибалльная система включала следующие оценки: —1—ухудшение состояния, 0 — отсутствие терапевтического эффекта, 1 — слабо выраженное улучшение, 2 — умеренное, 3 — значительное. Минимальная оценка составляла — 1 балл, максимальная — 3 балла.
Ухудшение состояния (—1) констатировали при снижении показателей кратковременной слухо-речевой и краткосрочной зрительной памяти, отсутствии или частичной способности к обобщению (1 и 2 ступени [3]), обострении психопатологической симптоматики при осложненных формах интеллектуальной недостаточности. Считали, что нет эффекта (0), когда препарат не способствовал улучшению показателей кратковременной слухо-речевой и краткосрочной зрительной памяти, была частичная способность к обобщению или ее вообще не имелось (1 и 2 ступени в тех случаях, когда препарат не оказывал воздействия на психопатологическую симптоматику при осложненных формах интеллектуальной недостаточности.
Улучшение расценивали слабым (1) при незначительном восстановлении показателей кратковременной слухо-речевой и краткосрочной зрительной памяти, отсутствии или частичной способности к обобщению (1 и 2 ступени [3]), при наличии положительного действия препарата на психопатологическую симптоматику в случае осложненных форм интеллектуальной недостаточности.
Умеренно выраженное улучшение (2) констатировали при заметных положительных сдвигах кратковременной слухо-речевой и краткосрочной зрительной памяти, частичной способности к обобщению (2 ступень [3]), коррекции психопатологической симптоматики при осложненных формах интеллектуальной недостаточности и, наконец, выраженное улучшение (3) определяли при нормализации кратковременной слухо-речевой и краткосрочной зрительной памяти, полной способности к обобщению (3 ступень по [3]) и полной коррекции психопатологической симптоматики в случае осложненных форм интеллектуальной недостаточности.
Для анализа особенностей и динамики мнестических нарушений при отдельных формах и синдромальных вариантах интеллектуальной недостаточности применяли количественный метод — составляли кривые среднего объема кратковременной слухо-речевой памяти (метод заучивания 10 слов с построением «кривой запоминания» после четырехкратного воспроизведения) и фиксировали среднее число воспроизведенных изображений из 6 предъявленных при исследовании краткосрочной зрительной памяти до лечения и после каждого курса терапии.
Димефосфон назначали в виде 15% водного раствора внутрь после еды детям в возрасте от 3 до 4 лет по одной чайной ложке 3 раза в день, с 5 до 6 лет — по одной десертной ложке 2 раза в день, с 7 до 9 лет» — по одной десертной ложке 3 раза в день, с 10 до 14 лет — по одной столовой ложке 3 раза в день. Ноотрог пил предписывали в возрасте от 3 до 7 лет 1 — 2 раза в день по 0,4, с 7 до' 12 лет — 2—3 раза в день по 0,4 внутрь.
Длительность курса лечения димефосфоном составляла 2 недели, ноотропилом — 4. Интервал между курсами каждого из препаратов был равен 5 месяцам.
При первоначальном анализе результатов терапии ноотропилом было выявлено, что заметные сдвиги в психическом состоянии больных препарат вызывал на протяжении первых четырех педель лечения, достигая пика к концу месяца. При определении средней длительности курса лечения димефосфоном мы ориентировались на эффект, полученный при терапии ноотропилом в течение одного месяца. Он достигался при лечении димефосфоном через 2 недели.
Интеллектуальное недоразвитие проявлялось в виде пограничной интеллектуальной недостаточности, а именно дизонтогенетическими и энцефалопатическими формами задержки психического развития, и олигофренией в легкой степени дебильности.
Все дети с осложненными формами интеллектуальной недостаточности были разделены на 2 группы: с гипо-динамическим и гипердинамическим (48) синдромами. В первой группе пограничная интеллектуальная недостаточность была у 35 детей, олигофрения— у 13, во второй — соответственно у 36 и 12. Каждый из вариантов включал основную группу, леченную димефосфоном, и контрольную, леченную ноотропилом.
Интеллектуальная недостаточность характеризовалась слабо развитыми навыками аналитико-синтетической деятельности: дети не умели делать обобщений, исключений и аналогий. При гиподинамическом варианте эмоционально-волевые расстройства проявлялись вялостью, безынициативностью, психической заторможенностью, при гипердинамическом — расторможенностью, раздражительностью, слабой концентрацией внимания.
Первые признаки улучшения выявлялись при терапии димефосфоном к 5 — 6-му дню, при лечении ноотропилом — на 8 — 15-й дни в виде тенденции к более целеустремленным действиям, нормализации эмоциональноволевых расстройств. При гиподинамическом варианте оба препарата уменьшали вялость и заторможенность, однако при гипердинамическом — заметных сдвигов в этом плане не наблюдалось. Напротив, при лечении ноотропилом у 6 из 24 детей с гипердинамическим синдромом уже на 3-й день терапии отмечалось ухудшение состояния: усиливались явления психомоторной расторможенности, нарастали пре- и интрасомнические расстройства, то есть проявлялся специфический побочный эффект HÔ- отропов. Этим 6 детям в качестве дополнительной терапии назначали сонапакс (до 300 мг в сутки), который в дальнейшем предписывали большинству детей с гипердинамическим синдромом между курсами терапии димефосфоном и ноотропилом.
При лечении димефосфоном усиления гипердинамического синдрома не было ни у кого.
Динамика общей терапевтической эффективности и показателей кратковременной слухо-речевой и краткосрочной зрительной памяти у детей V осложненными формами интеллектуальной недостаточности при терапии обоими препаратами представлена в таблице.
Результаты лечения димефосфоном и ноотропилом у детей с осложненными формами интеллектуальной недостаточности
Число курсов | Гиподинамический вариант | Гипердинамический вариант | ||||
общая терапевтическая эффективность | кратковременная слухоречевая память | краткосрочная зрительная память | общая терапевтическая эффективность | кратковременная слухоречевая память | краткосрочная зрительная память | |
До лечения | 2,5±0,3 2,6±0,3 | 3,4±0,2 3,4±0,3 | 2,7±0,2 2,5±0,2 | 3,6±0,3 3,3±0,2 | ||
1 | 1,1±0,2 0,7±0,2 | 2,9±0,3* 2,8±0,3* | 4,0±0,3* 3,9±0,2* | 0,5±0,1 0,2±0,2 | 3,5±0,5* 3,0±0,3* | 4,3±0,2* 3,8±0,2* |
2 | 2,1±0,2**1,4±0,2 | 4,5±0,4**3,3±0,3 | 4,9±0,2**4,0±0,2 | 1,5±0,2**0,9±0,1 | 4,8±0,5**3,3±0,3 | 5,0±0,3**4,3±0,2 |
3 | 2,4±0,2**15±0,2 | 5,1 ±0,5'** 3,5±0,3 | 5,4±0,2** 4,4±0,2 | 2,0±0,2** 1,1 ±0,2 | 5,0±0,4**3 4±0,3 | 5,4±0,3** 4,5±0,2 |
4 | 2,4±0,2** 1,7±0,2 | 5,1±0,5 3,9±0,3 | 5,4±0,2** 4,5±0,2 | 2,0±0,2** 1,3±0,2 | 5,0±0,4** 3,7±0,3 | 5,4±0,3** 4,6±0,2 |
5 | 2,4±0,2 1,8±0,2 | 5,1±0,5 4,0±0,3 | 5,4±0,2 4,9±0,1 | 2,0±0,2 1,4±0,2 | 5,0±0,4 4,0±0,3 | 5,4±0,3 4,9±0,1 |
6 | 2,4±0,2 2,1±0,3 | 5,1±0,5 4,7±0,5 | 5,4±0,2 5,2±0,2 | 2,0±0,2 2,1±0,2 | 5,0±0,4 4,3±0,4 | 5,4±0,3 5,2±0,2 |
Примечание. В числителе — показатели при лечении димефосфоном, в знаменателе — ноотропилом. Разница достоверна по сравнению с исходным уровнем, ** разница достоверна между показателями, полученными при лечении димефосфоном и ноотропилом.
После первого курса лечения при обоих вариантах интеллектуальной недостаточности наметилась тенденция к большей эффективности диме- фосфона, причем курс лечения димефосфоном был вдвое короче. Достоверно возросли средние показатели кратковременной слухо-речевой и краткосрочной зрительной памяти у детей с пограничной интеллектуальной недостаточностью. Однако статистически достоверной разницы показателей, характеризующих эффекты димефосфона и ноотропила, выявлено не было. У детей с олигофренией после первого курса терапии заметных сдвигов в интеллектуальной деятельности не наблюдалось, оценить показатели слуховой и зрительной памяти не удалось. После двух курсов терапии большая эффективность димефосфона подтвердилась достоверной разницей суммы баллов и показателей памяти. После 3 курсов лечения димефосфоном были достигнуты следующие результаты. Общая терапевтическая эффективность составила при гипо- и гипердинамическом синдромах соответственно 2,4+0,2 и 2,0+0,2 балла. Средние показатели кратковременной слухо-речевой памяти у детей с пограничной интеллектуальной недостаточностью достигли величин, близких к норме—5,1 + 0,5 и 5,0+0,4 воспроизведенных слов из 10 при обоих вариантах (норма — в среднем 7 воспроизведенных слов из 10). Средние показатели краткосрочной зрительной памяти у детей с пограничной интеллектуальной недостаточностью достигли нормы — 5,4+0,2 (+0,25) воспроизведенных изображений из 6 при обеих осложненных формах (норма — 5 — 6 воспроизведенных изображений из 6).
При лечении ноотропилом после 3 курсов эффект был существенно ниже, а аналогичного результата удалось достичь после 6 курсов терапии.
В группе с осложненными формами пограничной интеллектуальной недостаточности выраженное улучшение наблюдалось после 3 курсов терапии димефосфоном соответственно у 76,2% и 50% детей при гипо- и гипердинамическом вариантах, после 6 курсов ноотропилом — у 64,2% и 71,4%Эти дети по своему интеллектуальному развитию не уступали здоровым сверстникам, показатели зрительной памяти достигали нормальных величин, а слуховой памяти были близки к ним.
Три курса лечения димефосфоном и шесть — ноотропилом мы расценили как оптимальные при осложненных формах пограничной интеллектуальной недостаточности. Общая продолжительность терапии ноотропилом составила 2 года 7 месяцев, димефосфоном — один год, то есть в 2,5 раза короче.
У больных с олигофренией после такого количества курсов терапии димефосфоном и ноотропилом можно было зафиксировать показатели памяти, так как дети начинали понимать смысл задания.
Эффект от монотерапии не был получен после 2 курсов терапии при лечении димефосфоном в 8% и 16% случаев при гипо- и гипердинамическом синдромах; при лечении ноотропилом— соответственно в 11% и 24% случаев. Этим пациентам проводилась комбинированная терапия сочетанием димефосфона и ноотропила. Был достигнут положительный эффект. Однако каких-либо выводов мы не делаем из-за малочисленности таких случаев.
Сравнение результатов влияния димефосфона и ноотропила на интеллектуально-мнестические функции головного мозга у детей при осложненных формах интеллектуальной недостаточности выявило выраженное ноотропное действие препарата димефосфона. Преимущества димефосфона перед ноотропилом выражаются не только в большей эффективности препарата, отсутствии отрицательного влияния на синдром психомоторной расторможенности, но и в сокращении сроков лечения в 2,5 раза, уменьшении длительности курсов терапии до 2 недель.
Об авторах
С. А. Акберова
Казанский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт имени С. В. Куратова
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Кафедра психиатрии, кафедра фармакологии
Россия, КазаньИ. А. Студенцова
Казанский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт имени С. В. Куратова
Email: info@eco-vector.com
Кафедра психиатрии, кафедра фармакологии
Россия, КазаньД. М. Менделевич
Казанский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт имени С. В. Куратова
Email: info@eco-vector.com
Кафедра психиатрии, кафедра фармакологии
Россия, КазаньР. X. Хафизъянова
Казанский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт имени С. В. Куратова
Email: info@eco-vector.com
Кафедра психиатрии, кафедра фармакологии
Россия, КазаньСписок литературы
- Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека/Под ред. И. А. Полищука, А. Е. Видренко.—Киев, 1980.
- Авруцкая И. Г. Динамика осложненных форм интеллектуальной недостаточности у детей в процессе медикаментозной терапии: Автореф. дисс. ...канд. мед. наук.—М., 1983.
- Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах.—М., 1981.
- Новинская Н. Л. Клинко-психологический анализ мнестических нарушений у детей с пограничной интеллектуальной недостаточностью: Автореф. дисс. ...канд. мед. наук.— М., 1985.
- Хафизьянова P. X. Церебропротектор- ные свойства малотоксичных неантихолин- эстеразных соединений: Автореф. дисс. ...докт. мед. наук.—Казань, 1991.
Дополнительные файлы
