Здоровьесберегающее пространство в медицинских образовательных организациях

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Сегодня активно поднимают вопрос о здоровьесберегающих образовательных технологиях, программах и их внедрении в образовательный процесс высшей школы. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе - комплекс методов, приёмов и условий, максимально способствующих сохранению и укреплению физического, духовного и нравственного здоровья субъектов образовательного процесса. Проведён анализ литературы, посвящённой проблеме реализации здоровьесберегающего пространства в медицинских образовательных организациях. Описаны пути её развития, обеспечивающие физическое, психоэмоциональное и социально-нравственное здоровье студентов. Раскрыто значение здоровьесберегающего пространства в формировании здорового поведения студентов. Результатом формирования здоровьесберегающего образовательного пространства становятся применение здоровьесберегающих образовательных технологий, привитие навыков в самостоятельном достижении студентами определённого уровня здоровья и образованности, физическая и физиологическая готовность, способность решать личностные и профессиональные проблемы. Значимость формирования здоровьесберегающего пространства и обучения здоровьесберегающим технологиям обусловлена спецификой будущей профессии студентов. Развитие данного направления является приоритетным в воспитательной и образовательной работе со студентами, оно будет способствовать полноценному профессиональному становлению будущего медика. При создании здоровьесберегающего пространства необходимо, чтобы здоровьесберегающие технологии были интегрированы в учебно-воспитательный процесс. Обзор литературных источников показал, что на современном этапе сформировалось новое представление о роли состояния здоровьесберегающего пространства в медицинских образовательных организациях и образа жизни студентов в сохранении здоровья. Представлены разные точки зрения на проблему формирования здоровьесберегающего поведения студентов.

Полный текст

Одна из важнейших и приоритетных задач медицинских образовательных организаций — приобщение студентов к здоровому образу жизни, обучение их основам поведения, позволяющим сохранить здоровье. Медицинский специалист должен владеть знаниями, умениями и компетенциями восстанавливать, сохранять и укреплять не только своё здоровье, но и создавать вокруг себя среду, способствующую сохранению здоровья окружающих [1]. В ходе реализации данного критерия получает развитие принципиально новая стратегия, направленная на предупреждение заболеваний, снижение риска их развития, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни.

Рассматривая здоровье как высшую ценность, мы говорим прежде всего о создании комфортной среды для обучающихся, в которой они могут реализовывать все свои возможности: сохранять своё здоровье, развивать индивидуальные способности, склонности, интеллект, самостоятельность, а также умение осуществлять управление и контроль над собственной здоровьесберегающей деятельностью. Таким образом, определилась приоритетная цель — конструирование модели формирования здоровьесберегающего пространства в современных образовательных организациях

Под здоровьесберегающей деятельностью понимают совокупность мер, направленных на оптимизацию условий для формирования, активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья студентов медицинского вуза, а также обучение их распространению знания о здоровье среди населения. Решению этой задачи способствует использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса, организованное студенческое общественное движение, администрация и педагогический состав института выступают основными компонентами образовательного пространства учебного учреждения. Здоровьесберегающее пространство вуза способствует формированию, сохранению и укреплению здоровья профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов.

Основной целью и результатом здоровьесберегающего пространства медицинской образовательной организации является разработка согласованных, прогнозируемых мер, обеспечивающих стабилизацию и сохранение здоровья личности студента, сформированность навыков здорового образа жизни и культуры здоровья на пути его роста и развития в социуме. В этой связи содержание здоровьесберегающего пространства направлено на устранение факторов риска здоровью студентов, нормализацию двигательной активности, выбор физиологически обоснованных направлений, оздоровление учебной и воспитательной деятельности.

Анализ литературы показывает, что при внедрении здоровьесберегающих ­технологий возникают трудности, связанные с выработкой единого подхода к решению вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья, основанного на научном обосновании оздоровительного, образовательного процесса, организованного с учётом индивидуальных особенностей человека.

В последнее время появляется всё больше работ, свидетельствующих о значении здоровьесберегающего пространства в образовательных организациях. Актуальность обусловлена возрастающим вниманием к ценностному отношению к здоровью человека и формированию здоровьесберегающего образовательного пространства, предполагающего согласованное участие в этом процессе всех субъектов образовательного процесса.

Цель работы — выявить роль, место и возможности здоровьесбережения в практике медицинских образовательных организаций. Для этого проведён обзор литературы, посвящённой проблеме организации здоровьесберегающего пространства в медицинских образовательных организациях.

В отечественной литературе существуют работы, в которых исследовали методики здоровьесберегающих технологий в образовательных организациях. В работах ряда авторов отмечено, что решению создания здоровьесберегающего пространства может способствовать использование здоровьесберегающих и оздоровительных технологий [2, 3].

Р.А. Касимов [4] констатирует, что общим в большинстве подходов к формированию регионального здоровьесберегающего образовательного пространства является признание значимости организационно-методической деятельности, направленной на создание условий для развития здоровьесберегающего образовательного пространства на уровне образовательной организации, муниципальном и региональном уровне.

К.Ю. Грачёв и соавт. [5] отмечают, что здоровьесберегающее пространство вуза предусматривает наличие следующих компонентов:

  • создание условий для реализации здоровьесбережения участников образовательного процесса, возникновения позитивного социально-психологического климата в коллективе;
  • разработка программ и проектов, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающих и обучаемых;
  • организация структур и служб, реализующих здоровьесберегающую деятельность.

Следует отметить, что в литературе недостаточно обобщённого и систематизированного материала по реализации и эффективности здоровьесберегающих технологий в медицинских вузах. Существуют отдельные работы, в которых обсуждаются вопросы здоровьесберегающей подготовки будущих врачей. К примеру, А.С. Ефимова и соавт. [6] отмечают, что будущие специалисты, овладев необходимыми компетенциями здоровьесбережения, смогут решать организационно-управленческие задачи развития и совершенствования здоровьесберегающей деятельности здравоохранения.

В другой работе В.И. Донченко [7] представил разработанную структурную модель обучения здоровьесберегающим технологиям студентов медицинских университетов. Определены задачи, цели, ведущие современные функции обучения здоровьесберегающим технологиям студентов. В этой же работе обоснована роль здоровьесберегающих технологий в будущей профессиональной деятельности студентов-медиков.

В работе А.И. Артюхиной и соавт. [8] рассмотрен педагогический опыт реализации здоровьесберегающих педагогических технологий в Волгоградском государственном медицинском университете. Описаны традиции совместного участия в оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях студенческой молодёжи и профессорско-преподавательского состава университета.

В литературе есть сведения о том, что решению формирования здоровьесберегающей среды в учебных заведениях способствует реализация программ здоровьесбережения. Н.Е. Щербаковой и соавт. [9] был сделан вывод, что реализация программы «Здоровьесбережение» в Тульском областном медицинском колледже способствовала созданию оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни участников образовательного процесса.

В работе Е.И. Рублевской и соавт. [10], посвящённой формированию здоровьесберегающего образовательного пространства, показано, что внедрение проекта «Поэтапная программа по оздоровлению учащихся и формированию у них мотивации к сохранению здоровья и ведению здорового образа жизни» в учреждении образования ­«Мозырский государственный медицинский колледж» способствовало повышению уровня гигиенической грамотности в вопросах здорового образа жизни у учащихся. Авторы отмечают, что данный проект разработан и успешно реализуется с целью оздоровления и формирования активной здоровьесберегающей позиции учащихся.

В литературе есть сведения [11] о применении здоровьесберегающих технологий на занятиях профессионального модуля «Выполнение работ по профессии “младшая медицинская сестра по уходу за больными”». По мнению авторов, применение данной технологии ведёт к снижению показателей заболеваемости студентов, повышению их успеваемости, улучшению психологического климата в группе.

З.А. Дащенко [12] также сообщает о том, что для целенаправленного и планомерного проведения оздоровительной работы со студентами медицинского Елецкого колледжа разработана комплексная программа физического воспитания. Программа предусматривает решение оздоровительных задач наряду с образовательными и воспитательными, имеет акцентированную направленность на формирование у студентов научно-обоснованного мировоззрения, связанного с телесной культурой человека, а также систему знаний по основам здорового образа жизни.

С.Б. Богачёва [13] пишет о педагогической деятельности по созданию условий сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся Люберецкого медицинского колледжа. Е.А. Пазыч [14] отмечает, что с целью сохранения здоровья подрастающего поколения в медицинском колледже используют здоровьесберегающие технологии. По мнению авторов, для реализации здоровьесберегающих технологий важно создавать здоровьесберегающее пространство колледжа, которое объединяет феномены, сферы, пути и процессы реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.

Е.А. Сивцова [15] сообщает, что в Люберецком медицинском колледже на протяжении 5 лет ведётся работа по созданию здоровьесберегающего пространства. Внедрение комплекса психологических и коррекционных мероприятий создаёт условия для того, чтобы студенты осваивали позитивные нормы и ценности жизни, активно пропагандировали их в обществе. Исследования показали, что у студентов выпускных групп преобладают мобилизующие эмоциональные состояния, повышается самооценка физической формы, стабилизируются показатели уровня физической подготовленности.

Анализ представленных в литературе публикаций свидетельствует о том, что на современном этапе сформировалось новое представление о роли состояния здоровьесберегающего пространства в медицинских образовательных организациях и образа жизни студентов в сохранении здоровья. Здоровьесберегающее пространство формируется путём реализации здоровьесберегающих технологий: физкультурно-оздоровительных, медико-гигиенических, культурно-просветительских, экологических. В применяемых здоровьесберегающих технологиях используется различный подход к охране здоровья и соответственно разные методы и формы работы [16].

Следует отметить, что основное условие решения проблемы здоровьесбережения — комплексный и системный подход, позволяющий учесть все аспекты формирования здоровьесберегающего образовательного пространства, который объединяет работу всех участников образовательного процесса — преподавателей и студентов. Здоровьесберегающее обучение студентов может быть реализовано через корректное внедрение во все медицинские дисциплины элементов здоровьесберегающих знаний [7]. Цель здоровьесберегающих технологий обучения — обеспечить студенту возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни [13].

Необходимо отметить, что воспитательная ценность здоровьесберегающего образовательного пространства состоит в том, что при её реализации как в рамках учебного времени, так и во внеурочное и досуговое время создаются условия для укрепления, сохранения и восстановления здоровья студентов с учётом их запросов, потребностей, организации возможностей самореализации, продуктивного общения и самодеятельности в разнообразных формах.

Исследования последних лет, описывающие возможные пути и перспективы реализации программ по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства, подтверждают, что внедрение данных технологий позволило [17, 18]:

  • сформировать у большинства студентов ценностное отношение к здоровью;
  • сформировать личную ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья;
  • повысить социальную активность студентов;
  • активизировать социокультурную и спортивную жизнь студентов;
  • улучшить эмоционально-психологический климат в учебных группах.

Основной целью и результатом здоровьесберегающего пространства медицинской образовательной организации является разработка согласованных, прогнозируемых мер, обеспечивающих стабилизацию и сохранение здоровья личности студента, сформированность навыков здорового образа жизни и культуры здоровья.

В контексте изучаемой темы можно отметить, что в Казанском государственном медицинском университете (КГМУ) разрабатывается и внедряется комплекс мер по совершенствованию технологии подготовки будущих медицинских специалистов в области охраны здоровья. Здоровьесберегающие технологии реализуются в рамках образовательного пространства университета через комплекс здоровьесберегающих технологий: психолого-педагогических, учебно-воспитательных.

Психолого-педагогические технологии связаны непосредственно с работой преподавателя, сопровождают весь образовательный процесс и направлены на достижение психологической адаптированности студента к образовательной среде. В рамках учебно-воспитательных технологий формируется культура здоровья студентов, мотивация их к ведению здорового образа жизни. Здоровьесберегающий компонент включён в планы занятий, компьютерные обучающие программы, рабочие программы, он учитывается при составлении расписания занятий.

При формировании здоровьесберегающего пространства учитывают физическое и психическое состояние здоровья студентов, их индивидуальные психические и физиологические особенности. Следует отметить, что методика обучения здоровьесберегающим технологиям является динамичной системой, взаимодействующей с окружающей социальной средой. На протяжении многих лет КГМУ ведёт активную работу и занимает стабильную позицию в области воспитательной работы на основе использования здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. В последние годы приоритетными для КГМУ признаны следующие направления:

  • развитие добровольческого движения;
  • формирование и пропаганда здорового образа жизни;
  • профилактика социально-негативных явлений;
  • спортивно-оздоровительная работа.

Обширная работа ведётся КГМУ в области развития добровольческого движения. С 1996 г. в университете существует добровольческое движение «Наш выбор». В состав движения входят пять добровольческих организаций.

1. Волонтёрская организация «Мы вместе!», которая тесно сотрудничает с Первым детским хосписом Республики Татарстан.

2. Организация «Цвет жизни», работающая над развитием донорского движения в вузе.

3. Волонтёрская организация «Под флагом добра» — волонтёры социального профиля работают с трудными подростками, приютами, детскими домами, больницами, помогают пожилым, инвалидам и людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

4. «Центр подготовки волонтёров медицинского и антидопингового обеспечения» — осуществляет пропаганду здорового образа жизни.

5. С 2011 г. действует проект «Академия Здоровья», волонтёры которого занимаются профилактикой социально-негативных явлений в молодёжной среде. Ребята-волонтёры академии, прежде чем выйти на массовую аудиторию, проходят ступенчатое обучение. Сначала они занимаются в «Школе профилактического лектора», затем участвуют в конкурсе на лучшего профилактического лектора, который стал традиционным и проводится Министерством здравоохранения Республики Татарстан и Центром медицинской профилактики. И только после этого волонтёры выходят на массового слушателя — студентов вузов, ссузов и школьников. Значимость этого направления обусловлена спецификой будущей профессии студентов. Есть основания полагать, что овладев необходимыми компетенциями, будущие врачи смогут решать организационно- управленческие задачи развития и совершенствования здоровьесберегающей деятельности.

Недавно было основано ещё одно направление — экологическое, волонтёры, которого реализуют проекты в сфере сохранения здоровья и охраны окружающей среды. На счету волонтёров социального профиля большое количество реализованных республиканских проектов, таких как проект «Клубная жизнь без наркотиков», «Академия здоровья», «Татарстан — территория здоровья». Проект «Академия здоровья» в настоящее время проводит активную работу по пропаганде здорового образа жизни в Республике Татарстан, используя такие формы работы, как публичные дебаты, чтение профилактических лекций, акции по пропаганде здорового образа жизни и др.

Развитие добровольческого движения в КГМУ служит мощным позитивным элементом воспитания студентов как будущих специалистов, ответственных за уровень и качество жизни, здоровье населения Российской Федерации и Республики Татарстан. Безусловно, развитие добровольчества, особенно в медицинском вузе, является приоритетным направлением воспитательной работы со студентами. Значимость этого направления обусловлена спецификой будущей профессии наших студентов.

Как показывает анализ отечественного опыта, именно таким образом у студентов-медиков формируется самостоятельный опыт применения здоровьесберегающих технологий. Студенты овладевают социально-медицинскими знаниями и умениями, профессиональным поведением по формированию здоровьесберегающего поведения.

Особое внимание в КГМУ уделяют спортивно-оздоровительной работе. Немаловажную роль в улучшении состояния здоровья и физического развития студентов играют различные формы организации оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий. В настоящее время придают большое значение поиску новых форм организации и проведения внутривузовских, городских и республиканских соревнований. Работа по данному направлению осуществляется студенческим спортивным клубом совместно с кафедрой физвоспитания.

Спортивный клуб совместно с кафедрой физвоспитания проводит собственную межфакультетскую спартакиаду и спартакиаду общежитий КГМУ, а также принимает активное участие в спартакиаде вузов г. Казани, городских, республиканских и всероссийских спортивных ­соревнованиях. При спортивном клубе функционируют 22 спортивные секции.

Среди знаковых агитационных мероприятий следует отметить реализуемый уже 11 лет проект «Мы здоровы — присоединяйтесь». КГМУ располагает собственным спортивно-оздоровительным лагерем «Медик», расположенным на берегу Волжского залива. В лагере существуют как традиционные летние смены, так и выезды выходного дня. В рамках межвузовского сотрудничества студенты могут поехать на отдых в лагеря университетов-партнёров.

Управление состоянием здоровья обу­чающихся требует изучения и анализа составляющих здоровья, его мониторинга. В КГМУ ежегодно проводятся профилактические и диспансерные осмотры, по итогам которых формируется динамика состояния здоровья студентов и сотрудников [19].

Таким образом, проводимая работа по формированию здоровьесберегающего пространства способствует решению многих задач:

  • созданию благоприятных условий для формирования новых ценностных установок на здоровый образ жизни, умений и навыков вести такой образ жизни;
  • повышению уровня компетентности студентов в области культуры здоровья, здорового образа жизни;
  • укреплению мотивации к здоровому образу жизни, овладению практическими навыками сохранения и укрепления здоровья, просветительской, оздоровительной работы с населением;
  • формированию у студентов активной жизненной позиции.

Проведённый анализ доступной литературы позволяет сделать вывод о том, что использование здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса позволяет оптимально построить учебный процесс, соблюдать санитарно-гигиенические условия обучения, создать комфортный психологический климат.

Разработка и реализация здоровьесберегающего пространства служит наиболее эффективным путём сохранения и укрепления здоровья — как студентов, так и педагогов. Выпускники медицинских вузов смогут не только осуществлять управление и контроль над собственной здоровьесберегающей деятельностью, но и реализовывать свои знания, умения и возможности в будущей профессиональной деятельности.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов по представленной статье.

×

Об авторах

Лилия Лукмановна Гатиятуллина

Казанский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: internatura-kgmu@mail.ru
г. Казань, Россия

Список литературы

  1. Алименко О.Е. Использование здоровьесберегающих технологий в преподавании специализированных дисциплин. Медицина и образование: опыт, проблемы, перспективы. Сборник статей. Елец. 2015: 66-70.
  2. Золотухина И.П. К вопросу о сущности и содержании понятия здоровьесберегающее пространство образовательного учреждения. Международ. ж. эксперим. образования. 2016; (6): 37-38.
  3. Новикова И.М. Здоровьесберегающее пространство: структура и опыт организации. Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2015; (4): 129-136.
  4. Касимов Р.А. Системно-синергетический подход к формированию регионального здоровьесберегающего образовательного пространства. Педагогические науки. 2016; (11-2): 356-362.
  5. Грачёв К.Ю., Алёшина Л.И., Федосеева С.Ю. Модель здоровьесберегающего пространства вуза. Грани познания. 2016; (4): 108-111.
  6. Ефимова А.С., Прохоров Д.М. Здоровьесберегающая деятельность будущих врачей: современный контекст. Научная дискуссия современной молодёжи: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей. Пенза. 2016: 301-303.
  7. Донченко В.И. Структурная модель обучения студентов-медиков здоровьесберегающим технологиям. Концепт. 2015; (10): 111-115.
  8. Артюхина А.И., Ткачёва Н.Д., Кнышва Л.П. Воспитание студентов-медиков на основе методики оздоровительной и физкультурно-массовой работы. Здоровье и образование в XXI веке. 2016; 18 (5): 88-91.
  9. Щербакова Н.Е., Паршутина М.А. Формирование здоровьесберегающей среды в ГОУ СПО «Тульский областной медицинский колледж». Медицина и образование: опыт, проблемы, перспективы. Сборник статей. Елец. 2015: 98-100.
  10. Рублевская Е.И., Ланько Н.И. Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства путём реализации проекта «Поэтапная программа по оздоровлению учащихся и формированию у них мотивации к сохранению здоровья и ведению здорового образа жизни». Медицина и образование: опыт, проблемы, перспективы. Сборник статей. Елец. 2015: 100-105.
  11. Толстихина Е.В. Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях профессионального модуля «Выполнение работ по профессии “младшая медицинская сестра по уходу за больными”». Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016; (49-2): 36-38.
  12. Дащенко З.А. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к здоровью средствами физической культуры. Медицина и образование: опыт, проблемы, перспективы. Сборник статей. Елец. 2015: 81-85.
  13. Богачёва С.Б. Педагогическая деятельность по созданию условий сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся. Медицина и образование: опыт, проблемы, перспективы. Сборник статей. Елец. 2015: 73-76.
  14. Пазыч Е.А. Здоровьесберегающий подход в образовательной среде колледжа. Медицина и образование: опыт, проблемы, перспективы. Сборник статей. Елец. 2015: 86-90.
  15. Сивцова Е.А. Формирование здоровьесберегающей среды в ГБОУ СПО МО. Медицина и образование: опыт, проблемы, перспективы. Сборник статей. Елец. 2015: 91-92.
  16. Разумов А.Н., Вялков А.И., Бобровницкий И.П., Котенко К.В. Укрепление здоровья здоровых - стратегия медицины XXI века. Прил. к ж. Главврач. 2016; 11-12: 2-17.
  17. Андриади И.П. Здоровьесбережение и современные подходы к внедрению здоровьесберегающих моделей в образовательное пространство высшей школы. Педагогическое образование и наука. 2009; (2): 13-22.
  18. Протопопов В.М. Сущностные характеристики здоровьесберегающего образовательного пространства: парадигмальный поиск. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013; (34-1): 17-21.
  19. Отчёт Казанского государственного медицинского университета за 2016 г. Казань, 2015.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 2018 Гатиятуллина Л.Л.

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах