Significance of the study of sialic acid in the blood serum to identify the activity of the rheumatic process

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The defeat of the connective tissue in collagen diseases is, as is known, in the destruction of the collagen complex with pathological release of proteins, polysaccharides, mucoproteins into the blood.

Full Text

Поражение соединительной ткани при коллагеновых заболеваниях заключается, как известно, в разрушении коллагенового комплекса с патологическим выходом в кровь белков, полисахаридов, мукопротеинов. Поэтому представляет интерес изучение динамики белковых фракций, гликопротеидов, мукополисахаридов и мукопротеинов сыворотки крови больных ревматизмом.

Исследованию сывороточных белков посвящено много работ (В. Н. Дзяк, И. Д. Морозова, Т. М. Трофимова, И. Л. Пшетаковский, Л. Маршикова и др.). В меньшей степени изучены гликопротеиды, мукополисахариды и мукопротеины.

В 1936 г. Блике из подчелюстного бычьего муцина изолировал два различных углевода, из которых один был в кристаллической форме и содержал гексозамин, кислую группировку и 2 ацетильных группы. Элементарный анализ и эквивалентное определение этой кислоты соответствовали формуле С14Н24О11. Это вещество представляло собой основную углеводдую часть муцина, составляя 20—25% сухого веса, и было названо впоследствии сиаловой кислотой.

В 1948 г. Ниази и Стейт впервые установили, что при подогревании плазмы человека с дифениламиновым реактивом, предложенным Дише (1930) для гистохимического определения углеводов, возникает цветное окрашивание. Аяла, Мур, Хэсс (1951) подтвердили, что в реакцию с дифениламином вступает мукопротеин, образующийся в результате деструктивных процессов в соединительной ткани.

Хэсс, Коберн, Бейтс и Мерфи в 1957 г. предложили новый, еще более простой метод определения сиаловой кислоты в сыворотке крови (методика описана Р. М/Ша> кирзяновой в «Казанском медицинском журнале», 2, 1960). Авторы сравнили свой метод с дифениламиновой пробой при различных заболеваниях и нашли, что, при неменьшей чувствительности, он более прост и может быть использован в диагностике острой фазы ревматизма, хотя так же не специфичен, как и другие тесты.

Мы в своей работе использовали данную методику. Исходный фон содержания сиаловой кислоты в сыворотке крови установлен обследованием 23 здоровых лиц в возрасте от 16 до 35 лет. Средняя арифметическая величина оптической плотности составила 0,163 ед. с колебаниями от 0,135 до 0,188, что и было принято за норму. Каждое исследование сиаловой кислоты мы сопровождали определением сывороточных белков методом электрофореза на бумаге.

Нами исследован 191 ч. больных, в число которых вошли: 122 —с собственно ревматизмом, 27— с другими коллагенозами и 42— с различными заболеваниями внутренних органов. Возраст больных — от 16 до 50 лет. Из больных ревматизмом 92 чел. исследовались во время стационарного лечения, 30 — в порядке амбулаторного наблюдения, в том числе 10 имеющих ревматические пороки сердца и работающих на производстве. По формам ревматизма больные, находившиеся на стационарном лечении, распределялись следующим образом:

острый суставный ревматизм и комбинация суставной атаки с поражением сердца 11

рецидивирующий эндомиокардит на фоне порока сердца без нарушения кровообращения 10

то же с нарушением кровообращения         I   степени..13

то же II степени.. 19

то же III степени... 12

ревматические пороки без клинических признаков эндокардита 10

миокардит... 10

ревмосептический эндокардит.. 7

У всех больных в активной фазе ревматизма содержание сиаловой кислоты оказалось повышенным в среднем от 0,224 до 0,333 ед. оптической плотности. Особенно резкое увеличение было отмечено при острых случаях с поражением суставов, сопровождающихся, по-видимому, более выраженными деструктивными изменениями в соединительной ткани. Если при сердечной форме ревматизма средняя арифметическая концентрации сиаловой кислоты колебалась в пределах 0,224—0,236 ед., то при острых полиартритах она равнялась 0,333, доходя в отдельных случаях до 0,520 ед. и выше.

Степень нарушения кровообращения на величину изменений сиаловой кислоты оказывала влияние, но в меньшей степени, чем на РОЭ и протеинограмму. При всех степенях декомпенсации и ревмокардитах без нарушения кровообращения средние арифметические цифры увеличения концентрации сиаловой кислоты были близки друг к другу и равнялись 0,239—0,224—0,233—0,236.

При сравнении динамики РОЭ, протеинограммы и сиаловой кислоты в большинстве случаев обнаруживался параллелизм. У 75 больных с активной фазой ревматизма оказались увеличенными: по сравнению с нормой ©2-глобулины — у 59, РОЭ — у 54, сиаловая кислота—у 71 человека. При нарушении кровообращения III степени из 12 больных с клиническими признаками активного эндокардита а2-глобул1ин был в пределах нормы у 9, РОЭ—у 5, а сиаловая кислота — только у 1. Следовательно, можно отметить большую чувствительность изменения концентрации сиаловой кислоты по сравнению с протеинограммой и РОЭ — в случаях сердечной формы ревматизма с нарушением кровообращения. К такому же выводу приходит и Р. М. Шакирзянова, сравнивая содержание сиаловой кислоты с РОЭ, ФРОЭ, серокоагуляционной и баночной пробами.

Содержание сиаловой кислоты, протеинограмма и РОЭ определялись нами в динамике еженедельно на протяжении всего стационарного лечения. При эффективной терапии концентрация кислоты в сыворотке крови у больных снижалась в сторону нормализации, но более медленно, чем РОЭ и изменения а2-глобулиновой фракции протеинограммы. К моменту выписки 61 больного РОЭ была нормальной у 24, «2-глобули'Н — у 25, сиаловая кислота — только у 14 человек. Из 75 больных активным ревматизмом параллелизм изменения концентрации сиаловой кислоты с показателями РОЭ и ©2-глобулина обнаружен у 42, только с РОЭ — у 9, только с «2-глобулином — у 15, и данные не совпадали с РОЭ и протеинограммой у 8 человек. Полное соответствие всех трех показателей наблюдалось во всех случаях с поражениями суставов, миокардита и ревмосептических эндокардитов. Повышение содержания сиаловой кислоты при нормальных величинах РОЭ и протеинограммы отмечалось у 10 больных, из них у 6 с эндокардитом на фоне тяжелой декомпенсации III степени, у 2 — при декомпенсации II степени, по одному в случаях эндокардита без нарушения кровообращения и порока сердца—без клинических признаков активного процесса в эндокарде. Обратного соотношения не было ни в одном случае. Следовательно, увеличение сиаловой кислоты в сыворотке крови больных ревматизмом может указывать на активный процесс и тогда, когда РОЭ и протеинограмма остаются спокойными.

В группе больных неспецифическим ревматоидным полиартритом увеличение концентрации сиаловой кислоты во всех случаях соответствовало изменениям РОЭ и ©2-глобулиновой фракции, равнялось в среднем 0,263 ед. с колебаниями в пределах 0,240—0,323 и отражало тяжесть и остроту воспалительного процесса в суставах.

Повышенное содержание сиаловой кислоты в сыворотке крови обнаружено и при других коллагенозах, как-то: острая красная волчанка, склеродермия, капилляротоксикоз, «болезнь отсутствия пульса». Особенно резкие изменения найдены при острой красной волчанке и у 2 больных с «болезнью отсутствия пульса» (от 0,362 до 0,502 ед.).

У б-ной Г., 26 лет, при поступлении обнаружено отсутствие пульса на обеих лучевых артериях и ослабление на правой a. dorsalis pedis. АД не определялось. Формоловая проба резко положительна. РОЭ — 68 Л1Л1/час. Общий белок крови — 7,5 мг%. А —32,8%, “1—6,9%, а2—20,7%,                     10,3%,    7—29,3%. А/Г-коэффициёнт — 0,48.

Уровень сиаловой кислоты в сыворотке крови — 0,482 ед. Проведено лечение антибиотиками, кортизоном, преднизоном. В результате терапии через 2,5 месяца РОЭ снизилась до 20 мм/час, сиаловая кислота — до 0,249 ед. Общий белок — 7,3 мг%, А —40%,              “1—5,4%,      “2—16,3%, Р—20%, 7—18,3%. Формоловая проба отри

цательна. Состояние больной значительно улучшилось—исчезли головные боли, головокружения, слабость.

Амбулаторные наблюдения после стационарного лечения за 20 больными различными формами ревматизма показали следующее. Как правило, у большинства определялись нормальные цифры РОЭ и температуры, отсутствовали жалобы и клинические признаки активного процесса. У 6 челсивек не обнаружено сдвигов и в протеинограмме. Концентрация сиаловой кислоты оказалась нормальной только у 2, у остальных была повышена от 0,198 до 0,300 ед. Биохимические изменения заставляли предполагать незаконченный активный процесс, в результате чего 9 человек были повторно госпитализированы, остальным продолжено лечение амбулаторно.

Исследование 10 человек, имеющих пороши сердца и работающих на производстве, выявило у 4 из них умеренное увеличение концентрации сиаловой шислоты и «г.-фракции глобулина при нормальной величине РОЭ. Все четверо в течение последних 2 месяцев перенесли либо ангину, либо обострение полиартрита и субкомпенсацию, хотя на момент исследования являлись практически здоровыми и работали. У остальных отсутствовали и объективные, и субъективные признаки активного ревматизма в течение последних 5—6 месяцев, а показатели РОЭ, сывороточных белков и сиаловой кислоты оказались спокойными.

Отсутствие полной корреляции показаний сиаловой кислоты и а2фракции сывороточных белков объясняется, по-видимому, тем, что сиаловая кислота входит в состав гликопротеидов, связанных с «-глобулинами. А как показали исследования ряда авторов (О. Л. Духовная, М. Г. Денисова, В. А. Тихонравов), между гл и килограммами и протеинограммами нет полного параллелизма, наоборот, в некоторых случаях (в исследованиях М. Г. Денисовой) при «нормальной» протеинограмме изменения обнаруживаются только в глицидограмме, на основании чего авторы приходят к выводу о большей ее чувствительности.

Это положение подтверждается и нашими исследованиями. Определения глицидограмм, дифениламиновой реакции и сиаловой кислоты— различные методы, отражающие изменения в мукопротеиновом комплексе соединительной ткани. Чувствительность их примерно одинакова и превосходит обычные клинические определения РОЭ и сывороточных белков. Наиболее проста методика определения сиаловой кислоты, что имеет немаловажное значение. Изучение динамики сиаловой кислоты при других заболеваниях внутренних органов у 42 человек (тонзиллит, тиреотоксикоз, легочные болезни, пневмония, рак, язвенная болезнь желудка, гемофилия, болезни Адкиссона, Верльгофа, Маркиафава и др.) показало ее неспецифичность, но это не умаляет ее значения в диагностике активной фазы ревматизма.

×

About the authors

S. G. Klyuchareva

Kazan Medical Institute

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Klyuchareva S.G.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies