Профилактика срыва адаптации у детей при поступлении в дошкольное учреждение и школу

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

С целью патогенетического обоснования и разработки системы мероприятий по облегчению адаптации у детей к новым микросоциальным условиям проведено комплексное динамическое обследование с единым методологическим подходом 299 детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста при поступлении в ясли, детский сад и школу. У всех детей было исследовано исходное состояние здоровья, уровень физического и умственного развития, а у первоклассников, кроме того, степень психофункциональной готовности к обучению. Подробно проанализированы данные социального и биологического анамнеза.

Полный текст

Проблема социальной адаптации в детском возрасте является одной из ведущих в педиатрии. Ее актуальность обусловлена повышенной заболеваемостью детей раннего возраста при поступлении в ясли, составляющей около 70% всей их последующей заболеваемости за год [3, 8, 9]. Наши данные свидетельствуют о том, что 65—70% детей, поступивших в ясли, заболевают в первые 7—10 дней их помещения.

У школьников увеличивается частота невротических расстройств, особенно в течение первого года обучения в школе [6]. Поэтому необходима разработка комплекса профилактических мероприятий по предупреждению нежелательных последствий адаптационного периода у детей при поступлении в дошкольное учреждение и школу.

С целью патогенетического обоснования и разработки системы мероприятий по облегчению адаптации у детей к новым микросоциальным условиям проведено комплексное динамическое обследование с единым методологическим подходом 299 детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста при поступлении в ясли, детский сад и школу.

У всех детей было исследовано исходное состояние здоровья, уровень физического и умственного развития, а у первоклассников, кроме того, степень психофункциональной готовности к обучению. Подробно проанализированы данные социального и биологического анамнеза.

Реакции адаптации были изучены на нескольких основных уровнях системной деятельности организма: психическом, вегетативном, нейроэндокринном, обменном, неспецифических защитных реакций. Психоэмоциональный уровень оценивали по разработанным нами оригинальным шкалам, отражающим основные поведенческие и эмоциональные проявления по 10-балльной системе со знаком (+) или (—) в зависимости от их значимости для адаптации [5, 7]. Вегетативный уровень определяли с помощью математического анализа сердечного ритма, состояние системы гипофиз — кора надпочечников — по концентрации калия и натрия в слюне методом пламенной фотометрии. Обменные процессы ориентировочно изучали по цветной осадочной реакции по Кимбаровскому, местную неспецифическую защиту — полизоцимной активности слюны.

Дети раннего и дошкольного возраста были обследованы в 1, 3, 5, 7, 10, 15, 20, 25 и 30-й день после поступления в дошкольное учреждение и далее до завершения адаптационного периода, критериями которого были стабилизация эмоционально-поведенческих реакций и физиологических параметров, восстановление массы тела и уровня нервно-психического развития при отсутствии жалоб и отклонений в состоянии здоровья и при хорошей социальной дееспособности. Первоклассников обследовали в течение всего учебного года на 1, 3, 5, 7, 9, 11, 17, 20, 29, 32 и 40-й неделе обучения.

Наблюдение за состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей в период адаптации к новым микросоциальным условиям показало следующее: у 63,1% детей раннего . возраста возникают острые респираторные вирусные инфекции, у 90,4% — регресс нервно-психического развития, у 9,9% — невротические реакции. У детей, поступивших в детский сад, чаще диагностировались острые респираторные заболевания (у 15,5%) и невротические реакции (у 20,7%). У первоклассников уровень заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями остался таким же, как и за год до поступления в школу, что не могло быть расценено как проявление дизадаптации. В то же время у 75% первоклассников были выявлены нарушения нервно-психического здоровья по типу невротических реакций.

У детей раннего возраста в структуре расстройств нервно-психического здоровья преобладали соматовегетативные нарушения (7,21%); астенические и фобические проявления определялись только у 2,7% детей. У дошкольников, напротив, превалировали астенические расстройства, а у детей младшего школьного возраста — астенический и гипердинамический синдромы. Соматовегетативные нарушения встречались у них значительно реже, что согласуется с данными литературы о возрастной последовательности возникновения различных синдромов расстройств нервно-психического уровня [4]. Если у детей раннего и дошкольного возраста невротические реакции характеризовались непродолжительностью и обратимостью, то у первоклассников, наоборот, стойкостью, и у некоторых из них наблюдались даже на втором году обучения.

Таким образом, структура основных дизадаптационных проявлений меняется с увеличением возраста ребенка — от острых респираторных заболеваний в раннем возрасте до невротических реакций в младшем школьном.

При клиническом наблюдении за детьми в период адаптации к детским учреждениям было выявлено изменение массы тела, которое в раннем возрасте вызывало дисгармонию физического развития, у дошкольников же на физическом развитии оно не отражалось и определялось лишь у 25,4% из них.

У всех детей раннего возраста в начальный период посещения яслей отмечалось значительное снижение эмоционального тонуса с положительных (37,9±0,6 балла) до отрицательных значений на 5-й день с медленным восстановлением в течение 80 дней. В структуре эмоционального профиля преобладали реакции пассивного протеста — плач, страх, отсутствие положительных эмоций и социальных контактов, нарушения в познавательной сфере. В отличие от детей раннего возраста у дошкольников наблюдались менее выраженные колебания эмоционально-поведенческих реакций. Уменьшение интегральной оценки эмоционального статуса в позитивной зоне на 18—20 баллов в течение первых 7 дней посещения сада возникало за счет появления депрессии, гнева, страхов,, снижения познавательной деятельности и двигательной активности. В первый год обучения в школе эмоциональный статус ребенка снижался в начале первой четверти до 23,0±3,3 балла и повышался по мере адаптации детей к концу третьей четверти до 50,3±2,2 балла. Снижение эмоционального статуса первоклассников было связано чаще всего с появлением агрессии, неадекватной двигательной активностью на переменах, неудовлетворительной дисциплиной и низкой познавательной активностью на уроках.

Таким образом, с возрастом уменьшается выраженность эмоционального напряжения в ответ на изменение микросоциальных условий. Состояние психического напряжения существенно отражается на многих физиологических функциях, вызывая перенастройку различных систем, прежде всего вегетативной регуляции, осуществляющей срочную адаптацию.

У детей раннего возраста в течение 2 мес посещения яслей отмечалось достоверное возрастание индекса напряжения с максимальным увеличением на 3 и 10-й дни адаптации в 2,6—-2,7 раза, что указывало на напряжение механизмов вегетативной регуляции. У дошкольников наблюдалось незначительное и кратковременное перед поступлением в дошкольное учреждение и школу равнялись

этого показателя зарегистрировано в начале первой четверти до 105,9+10,9 усл. ед., что свидетельствовало о наибольшем напряжении вегетативной регуляции. В ходе адаптации имело место достоверное снижение индекса напряжения до 76,9+5,8 усл. ед. Его повторное увеличение у школьников в конце второй и, особенно, третьей четверти до 88,2+9,5 усл. ед. было связано с увеличивающейся в эти периоды учебной нагрузкой. Следовательно, наибольшее напряжение системы вегетативной регуляции определялось у детей раннего возраста при адаптации к яслям, что указывает на их большую чувствительность к изменению привычного образа жизни.

Оценку состояния системы гипофиз—кора надпочечников проводили путем анализа натрий-калиевого, коэффициента слюны. У детей раннего возраста он значительно снижался в течение первого месяца посещения яслей с максимальными изменениями на 15-й день (0,32+0,01), что свидетельствовало об активации системы гипофиз-—кора надпочечников. У дошкольников и первоклассников уменьшение натрий-калиевого коэффициента было менее выраженным и регистрировалось с 7 до 20-го дня адаптации и с 3 по 9-неделю обучения.

Нейроэндокринные изменения в период адаптации обусловливают сдвиги белкового обмена. Исходные значения цветной осадочной реакции Кимбаровского (РК) увеличение индекса напряжения в период адаптации к саду в первые 5 дней с 205,5+13,0 до 248,7+34,3 усл. ед. У первоклассников максимальное повышение

в среднем от 17,1+1,2 до 31,6+1,6 усл. ед. У детей раннего, возраста выраженное увеличение интенсивности РК, которое стойко удерживалось в течение 2 мес, возникало в 1-й же день адаптации с максимальными изменениями на. 5-10-й дни посещения яслей, что позволяло судить об усилении выведения с мочой низкомолекулярных азотистых продуктов. У дошкольников и школьников наблюдалось небольшое увеличение интенсивности РК: у первых — в течение месяца посещения сада, у вторых — только на 2-й неделе первой и в-начале второй четверти. У всех обследованных изменение данного показателя коррелировало с динамикой массы тела. Следовательно, в период адаптации к дошкольным учреждениям и школе имеет место усиление катаболических процессов, максимально выраженное в раннем возрасте. У детей при адаптации к яслям определялось достоверное снижение активности лизоцима слюны в течение 2 мес с 8,6+0,3 до §,3+0,3— 7,2+0,7% (+<0,01 — 0,05), причем в периоды его максимального падения (с 5 по 10—15-й дни) отмечался наиболее высокий уровень заболеваемости ОРВИ. Слабым звеном в реакции на эмоционально-стрессовое воздействие у детей раннего возраста является система местной защиты, поэтому срыв адаптации у них проявляется в виде острых заболеваний респираторного тракта. С возрастом ребенка основной «удар» эмоционального стресса приходится на психоэмоциональную сферу, а нарушения адаптационного периода регистрируются в форме функциональных расстройств ЦНС по типу невротических реакций.

Исходя из результатов исследований нами разработан комплекс профилактических мероприятий по облегчению адаптации детей при поступлении в ясли, детский сад и школу. Ее основу составили три направления: уменьшение силы эмоционально-стрессового воздействия, прогнозирование и своевременная диагностика начальных форм дизадаптации, коррекция иммунологических и метаболических сдвигов у детей в процессе адаптации.

Важным- разделом работы по предупреждению срыва адаптации является подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение и школу для того, чтобы психофункциональные возможности ребенка соответствовали требованиям новой микросоциальной среды. Эта работа должна проводиться на педиатрическом участке задолго до поступления детей в ясли параллельно с лечебно-оздоровительными мероприятиями, осуществляемыми при диспансерной! наблюдении за ними *).

Большое значение в профилактической работе имеет прогнозирование участковым врачом исхода адаптации до поступления ребенка в новый коллектив путем анализа данных социально-биологического анамнеза детей. Установлено, что в раннем возрасте течение адаптации отягощают главным образом неблагоприятные биологические факторы. Среди них наибольшую прогностическую значимость представляют осложнение беременности и родов, заболевания матери и ребенка, возраст при устройстве в ясли, наличие вредных привычек родителей, отсутствие предшествующей тренировки адаптационных механизмов и подготовки к поступлению в новый коллектив.

В дошкольном и младшем школьном возрасте на исход адаптации преимущественное влияние оказывают факторы микросоциального анамнеза и индивидуальные особенности ребенка (конфликтные ситуации в семье, вредные привычки родителей, уровень развития школьно-необходимых функций и мотивации к обучению, коммуникабельность ребенка и др.) при сохраняющемся, но в меньшей мере влиянии биологических факторов риска. Детей с наличием отягощающих факторов относили к группе адаптационного риска и проводили им дополнительные подготовительные и оздоровительные мероприятия. Для прогнозирования исхода адаптации использовали прогностические таблицы, учитывающие региональные особенности структуры факторов, определяющих развитие ребенка и его адаптационных возможностей.

Уменьшение эмоционального стресса при поступлении ребенка в новый коллектив достигается путем организационных, педагогических и медицинских мероприятий [1, 2, 9, 10]. В обобщенном виде они представляют собой приемы ступенчатой адаптации, заключающиеся в тесном контакте с родителями ребенка, сохранении имеющихся у ребенка привычек, обеспечении теплового комфорта, удовлетворении потребностей детей в эмоционально-личностном контакте со взрослыми, правильной организации игровой деятельности, преемственности в работе детских яслей и сада при переводе детей из одного детского учреждения в другое, исключении психотравмирующих ситуаций в дошкольном учреждении и в домашних условиях.

У первоклассников основным способом уменьшения эмоционального воздействия при поступлении в школу является индивидуальный подход к ним с учетом характерологических особенностей, состояния здоровья и степени развития мотивации к обучению и школьно-необходимых функций. Данным вопросам уделяли большое внимание при повышении квалификации педагогов начальных классов.

Течение адаптации с целью своевременной диагностики ее расстройств контролировали. с помощью количественной оценки эмоционально-поведенческих реакций [7]. Выделенные на этой основе типы эмоционального реагирования, наряду с динамикой массы тела, состоянием здоровья и уровнем заболеваемости детей, служат клиническими критериями оценки течения адаптационного периода.

Для раннего выявления невротических реакций у школьников проводили анкетирование родителей, совместно, с учителем вели учет успеваемости и поведения детей. При появлении первых признаков нарушения адаптационного периода (неблагоприятный тип эмоционального реагирования, симптомы невротизации, возникновение острых или обострение хронических заболеваний, большая потеря массы тела), а также с целью прогноза течения адаптации, кроме- организационных и педагогических мероприятий, назначали медицинские корригирующие средства. Их можно подразделить на 4 основные группы, направленные на следующее: 1) повышение неспецифической реактивности ребенка; 2) метаболические и другие патогенетические звенья эмоционального стресса; 3) уменьшение силы эмоционального стресса и предупреждение невротических расстройств; 4) предупреждение перекрестного инфицирования детей и совершенствование их адаптационных механизмов.

Для повышения неспецифической реактивности использовали адаптогенные средства (элеутерококк, аралия, золотой корень, жень-шень, китайский лимонник) из расчета 2 капли настойки на год жизни 2—3 раза в день в течение 10—15 дней. С этой же целью давали аскорбиновую кислоту в возрастной лечебной дозировке и витамин А в профилактической.

У детей с отягощенной адаптацией на фоне выраженного эмоционального напряжения патогенетически обоснованным считали применение оротата калия, липоевой и пантотеновой кислот, витаминов B1 и В2 в профилактической дозе курсом 10 дней. При наличии соответствующих условий в семье лекарственные формы заменяли пищевыми продуктами, наиболее богатыми этими веществами (печень, почки, греча, овес и др.).

При появлении у детей, чаще у школьников, признаков невротизации назначали после консультации с психиатром седативные средства и малые транквилизаторы (экстракт валерианы, настойка пустырника, радиолы, реже пирацетам или элениум). Дозировки препарата и длительность курса определялись специалистом.

Кроме того, для первоклассников проводили мероприятия по устранению отставания школьно-необходимых функций (дефекты звукопроизношения, недоразвитие моторики пальцев кисти и кратковременной памяти), индивидуальные психотерапевтические беседы с детьми и их родителями для предупреждения конфликтов с коллективом и учителем, рационализации режима дня и нормализации обстановки в семье.

Медицинские средства, корригирующие адаптационный процесс, использовали строго индивидуально и назначали детям только с отягощенной адаптацией. Для остальных детей достаточно эффективными были организационно-педагогические меры.

К общемедицинским и гигиеническим мероприятиям, направленным на предупреждение у детей, в частности у дошкольников, перекрестного инфицирования и на совершенствование адаптационных механизмов, относились кварцевание групп, закладывание в нос оксолиновой мази, коррекция питания. При необходимости продолжалось начатое в поликлинике профилактическое лечение анемии, оздоровление часто болеющих детей лекарственными травами и физиопроцедурами. Для школьников проводились физкультурные паузы, физкультминутки, контроль за расписанием уроков, проветриванием классных комнат, их освещением, правильным подбором мебели и др.

Медико-педагогическая (психологическая) реабилитация потребовалась только 3 детям, у которых возникли стойкие нарушения социальной адаптации (расстройство поведения и социальной дееспособности, возникновение патохарактерологических черт личности, вредных привычек). Реабилитация их осуществлялась детским психиатром совместно с педагогом и родителями в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и характера возникших отклонений с использованием приемов лечебной педагогики и психогигиены [11].

Данная система профилактических мероприятий была апробирована на 32 детях раннего, 30—дошкольного и 60—младшего школьного возраста с комплексным обследованием по той же схеме, что и в контрольной группе. Основная и контрольная группы не отличались по возрастному и половому составу.

Установлено, что у детей с коррекцией адаптации имели место достоверно более низкий уровень эмоционального напряжения, меньшие сдвиги его вегетативных коррелятов, сокращение сроков адаптационного периода и меньший уровень заболеваемости по сравнению с контрольной группой. Так, средняя потеря массы тела в период адаптации у детей раннего возраста составила 61,8+11,0 г (в контрольной группе—159,2+22,2 г; Р <0,001). Эмоциональный профиль снижался с 39,3 максимального до -0,7 балла (в контроле — до 14,3 балла; Р<0,05). Индекс напряжения увеличивался с 272,9+16,0 до 541,1+37,6 усл. ед. (в контроле —. с 278,2+24,2 до 920,6+208,7 усл. ед.; Р <0,001). Интенсивность РК — с 12,6+1,6 до 42,0+4,3 усл. ед. (в контроле — с 16,5+1,8 до 59,9+1,4 усл. ед.; (Р<0,01).

Максимальное снижение активности лизоцима слюны у детей с коррекцией адаптации наблюдалось только с 15-го по 20-й день на 20,4+0,2% от исходного уровня (в контрольной группе"—с 3-го до 4-го дня на 61,4+5,1%; ^<0,001).

В адаптационный период острые респираторные заболевания перенесли 18,7% детей с коррекцией адаптации, в то время как в контрольной группе — 78,4% детей до 1 года и 71,1% до 2 лет (Р < 0,001). Почти у всех дошкольников (у 29 из 30) удалось добиться благоприятного течения адаптации, а частота выраженных невротических расстройств у первоклассников уменьшилась в 5 раз (с 17,1 до 3,5%). Экономический Эффект оздоровительных мероприятий составил по одним- яслям 3494 руб. в год, а по детской поликлинике —более 15000 руб. в год за счет уменьшения выплат по листам временной нетрудоспособности по уходу за детьми, заболевшими в период адаптации к дошкольному учреждению. Приведенные результаты свидетельствуют о достаточно высокой медико-социальной эффективности использованных методов и позволяют рекомендовать данный комплекс организационных педагогических и медицинских мероприятий для внедрения во всех детских лечебно-профилактических учреждениях.

*) Основные принципы подготовительной работы изложены нами в методических рекомендациях М3 РСФСР «Организация работы детской поликлиники по подготовке детей к поступлению в дошкольное учреждение и школу» (1983).

×

Об авторах

А. А. Солнцев

Научно-исследовательский институт материнства и детства МЗ РСФСР

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия

P. P. Шиляев

Научно-исследовательский институт материнства и детства МЗ РСФСР

Email: info@eco-vector.com
Россия

А. К. Агеев

Научно-исследовательский институт материнства и детства МЗ РСФСР

Email: info@eco-vector.com
Россия

Л. А. Жданова

Научно-исследовательский институт материнства и детства МЗ РСФСР

Email: info@eco-vector.com
Россия

О. М. Филькина

Научно-исследовательский институт материнства и детства МЗ РСФСР

Email: info@eco-vector.com
Россия

Т. Г. Крюкова

Научно-исследовательский институт материнства и детства МЗ РСФСР

Email: info@eco-vector.com
Россия

Список литературы

  1. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад. М., Просвещение, 1983.
  2. Гриднева Г. В., Мышки с А. И. В кн.: Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях. М., 1980.
  3. Жукова Н. П. и др. Вести. АМН СССР, 1979, 10, 40.
  4. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М.; Медицина, 1979.
  5. Макаренко Ю. А. В кн.: Адаптация детей и подростков к учебным и физическим нагрузкам. Тез. докл. Всесоюзного совещания. М., 1979.
  6. Сердваковская Г. Н. В кн.: Медико-социальные аспекты развития и воспитания здорового ребенка. Днепропетровск, 1983.
  7. Солнцев А. А. Педиатрия, 1983, 7, 7.
  8. Студеникин М. Я. и др. Вестн. АМН СССР, 1979, 10, 20.
  9. Тонкова-Ямпольская Р. В. Вопр. охр. мат., 1980, 3, 3.
  10. Грош К. и др. Педиатрия, 1979, 3, 16.
  11. Манова-Томова В. С. и др. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София. 1981.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Солнцев А.А., Шиляев P.P., Агеев А.К., Жданова Л.А., Филькина О.М., Крюкова Т.Г., 1986

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.