Medical bioethics as a science and teaching subject

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In the development of the higher medical school in Russia, in our opinion, a remarkable event took place: by the order of the rector of Kazan State Medical University of July 7, 1996, an independent course of medical bioethics was created.

Full Text

"Кто успевает в науках и отстает в нравственности, тот более вреден, нежели полезен”. Гиппократ

В развитии высшей медицинской школы России, на наш взгляд, произошло примечательное событие: приказом ректора Казанского государственного медицинского университета от 7 июля 1996 г. создан самостоятельный курс медицинской биоэтики. Хотя вопрос о необходимости и путях преподавания биоэтики в медицинских университетах и академиях дискутируется на протяжении последних нескольких лет [9], и современные этические проблемы медицины уже преподаются в некоторых из них [5], тем не менее только благодаря упомянутому выше акту медицинская биоэтика получила права гражданства, своего рода юридический статус, став наравне с другими предметами преподавания самостоятельной учебной дисциплиной в медицинском вузе.

Актуальность и своевременность организации самостоятельного курса (кафедры) медицинской биоэтики, с нашей точки зрения, обусловлены следующими важными моментами. Во-первых, переход российского медицинского вуза в статус университета (академии) влечет за собой отнюдь не по формальным причинам повышение требований к подготовке студентов по общетеоретическим, фундаментальным вопросам биологии, медицины, в том числе философским. Изучение биоэтических проблем требует университетского подхода к образованию будущего врача. Во-вторых, биоэтика как самостоятельная дисциплина почти два десятилетия изучается в университетах США и Западной Европы [15]. Чтобы соответствовать мировым стандартам медицинского образования, следует срочно преодолеть отставание в этой области. В-третьих, переход к рыночной, демократической системе происходит в России крайне болезненно, с большими нравственными потерями. Закат коммунистической морали и не пришедший ей на смену восход общенациональной идеи (идеологии) привели к тому, что к началу 90-х годов медицина в России оказалась на пороге этического банкротства [14]. Чтобы избежать его, надо прежде всего вернуться к истокам русской философской мысли, к работам Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина и В.И. Вернадского, возродить традиции российской врачебной этики, связанной с именами М.Л. Мудрова, Н.И. Пирогова, В.А. Манассеина и В.В. Вересаева, а также проникнуться идеями западной либеральной философии — идеями приоритета прав человека, прав пациента. Без этого не решить ни традиционных задач медицины, ни новых моральных коллизий, связанных с развитием новейших медицинских технологий. Путь здесь один: пересмотр содержания гуманитарного образования в медицинском вузе.

Термин “этика” предложен греческим философом-энциклопедистом Аристотелем (от греческого ethos привычка, мораль, обычай) и означает он учение о нравственных, моральных нормах и правилах поведения, которые определяют взаимоотношения людей в семье, обществе, быту и трудовой деятельности. Медицинская же этика — это свод требований (принципов, правил и норм) к профессиональной деятельности (поведению) врача (медицинского работника) и к его нравственным качествам. Основы медицинской этики сформировались в глубокой древности. Наиболее четкое выражение они получили в трудах Гиппократа (IV в. до н.э.). Уже тогда был определен круг извечных проблем медицинской этики: взаимоотношения между врачом и обществом, врачом и больным, врачом и родственниками больного, самими врачами, врачебная тайна, эвтаназия (“Я не дам никому просимого у меня смертельного средства”), врачебные ошибки и т.д.

Деонтология является разделом общей этики, в котором рассматриваются специфические критерии долга, моральных требований при исполнении профессиональных обязанностей. Понятие деонтологии получило широкое распространение после издания в 1789 г. книги английского философа И. Бентама “Деонтология как наука о морали”. В этом труде указывалось: “Основание деонтологии — принцип пользы... это значит, что определенный поступок является хорошим или плохим, достойным или недостойным, заслуживающим или не заслуживающим одобрения в зависимости от его тенденции увеличивать или уменьшать сумму общественной пользы” [17]. Медицинская деонтология рассматривает и обосновывает принципы поведения врачей в их практической и научной деятельности. По существу, понятие медицинской деонтологии близко (у большинства авторов идентично) к понятию медицинской этики. Это, в частности, отмечено в Большой медицинской энциклопедии: “То, что теперь составляет предмет деонтологии медицинской, в конце XIX века называлось врачебной этикой” [2].

Таким образом, можно констатировать: классическая (Гиппократова) медицинская этика (деонтология) определяет систему традиционных моральноэтических требований, предъявляемых как к профессиональной деятельности врача (медицинского работника), так и к его нравственным качествам.

Термин “биоэтика” введен американским биологом В.Р. Поттером, выпустившим в 1969 г. книгу “Биоэтика — мост в будущее”. В ней он обозначил биоэтику как соединение биологических знаний и человеческих ценностей, понимая ее как “науку о выживании и улучшении условий жизни”, как дисциплину, “определяющую меру ответственности тех, кто принимает решение о выборе метода лечения и о применении научных знаний на практике”. Эта дефиниция не устоялась, и спектр ее значения трактуется весьма широко [19, 20, 21]. С нашей точки зрения, за основу можно взять определение, предложенное Страсбургским симпозиумом по биоэтике (1990), согласно которому биоэтика, будучи комплексной областью знаний, изучает моральные, юридические и социальные проблемы, возникающие по мере развития медицины и биологии [22]. Во многих зарубежных публикациях наряду с термином “биоэтика” широко употребляется, по существу, его синоним “биомедэтика”, “биомедицинская этика” [10, 25, 26].

Формирование биоэтики как новой | области знаний (новой научной дисциплины) было обусловлено прежде всего небывалым прогрессом медицины, связанным с начавшейся в 60-е годы научно-технической революцией [12]. Широкое внедрение в медицинскую практику новейших, на грани фантастики, технологий вызвало к жизни комплекс морально-этических и правовых проблем, решение которых в рамках традиционной медицинской этики оказалось весьма затруднительным, а порой и невозможным, причем эти проблемы касались всех периодов жизни человека — от зачатия до смерти. Хорошо известно, например, какие острые моральные коллизии возникают в связи с размножением in vitro, суррогатным материнством, определением пола будущего ребенка. Не меньшего драматизма полна ситуация, когда приходится отвечать на вопрос: не следует ли прекратить лечение больного, находящегося несколько месяцев (а то и лет) в устойчивом вегетативном (бессознательном) состоянии? Нельзя не отметить и остроту этических проблем, возникающих с развитием трансплантологии (проблема донорства, констатации смерти, коммерческого использования органов и тканей).

Ведущей причиной развития биоэтики стало также движение за демократические права, массовое распространение и утверждение в общественном сознании населения западных стран либерально-демократических идей об индивидуальных правах и свободах, о примате прав человека, в контексте которых не могли не получить нового осмысления и права пациента как их составная и наиважнейшая часть [4]. В этике Гиппократа либеральных трактовок прав пациента попросту не существовало. В то же время к правам пациента стали относить положения, традиционо считавшиеся прерогативой врачей. Как итог указанных тенденций происходит смена традиционной патерналистской схемы отношений между врачом и пациентом на модели, основанной на признании принципов самоопределения, автономии пациента, на модели информационного и совещательного характера. Например, из обязанностей медика ставить больного в известность о предполагаемом способе медицинского вмешательства возникло право пациента на информацию и выбор (вплоть до отказа) метода лечения.

Кроме этих двух основополагающих причин, следует упомянуть и о таких факторах, способствовавших формированию и развитию биоэтики, как:

— необходимость контроля (этического, правового, общественного) за исследовательской деятельностью во многих областях медицины, ибо эта деятельность затрагивает фундаментальные ценности общества и человека;

— возрастание роли биомедицинского права (ряд проблем уже не может быть урегулирован традиционными этическими нормами, для этого требуется правовой контроль);

— необходимость этического и правового регулирования экспериментальных исследований на животных и людях, размах которых возрастает в геометрической прогрессии, и соответственно решение важнейшей задачи — минимизации риска, страданий и боли для испытуемых, защита их интересов;

— медикализация как двуединый процесс: феномен чрезвычайного возвышения ценности здоровья и гигантски возросшая роль медицинской науки и практики в современном обществе;

— нарастающее внимание к проблеме реализации принципа социальной справедливости в системе здравоохранения (особенно в условиях страховой медицины, коммерциализации медицинских услуг) и социальной помощи (вопросы распределения все более ограниченных ресурсов);

— возрастающее значение морального плюрализма при разрешении тех биоэтических ситуаций, когда вовлеченные в них люди вынуждены брать на себя ответственность за установление пределов своего собственного существования, сознательно преступая границы собственной религиозной, этнической, политической, расовой и сексуальной идентичности [11, 23];

— глобализация биоэтических проблем, наличие и решение которых затрагивает интересы всего человечества (отнюдь не случайно коллективный поиск моральных решений в области медицины возглавляет Всемирная организация здравоохранения — ВОЗ, а в последнее время и Всемирная медицинская ассоциация — ВМА).

Анализ литературных источников, в которых в той или иной степени затрагиваются вопросы соотношения (взаимоотношения) между традиционной врачебной этикой и биоэтикой, позволяет, на наш взгляд, отразить существо проблемы в следующих трех положениях.

Первое. У большинства авторов, обсуждающих проблему генезиса биоэтики, не вызывает сомнения, что своими корнями она уходит в глубь веков, к клятве Гиппократа, что традиционная медицинская этика является естественной исторической предшественницей биоэтики [24].

 

Сравнительная характеристика медицинской этики и биоэтики

Сущностные критерии

Медицинская этика

Биоэтика

Определение явления

Вид (отрасль) профессиональной этики

Социальный институт современного общества, общественное (биоэтическое) движение и мировоззрение

Основное содержание

Нормы, правила, принципы поведения врача (медика)

Нравственное отношение к живому, или этика жизни

Основное назначение

Изучение моральных проблем медицинского обслуживания, оказания медицинской помощи

Междисциплинарный анализ этических вопросов, вызванных современным развитием биологии и медицины

Цель

Внедрение и регуляция профессиональных этических стандартов

Принятие жизненно значимых решений в области биомедицины совместно медиками и обществом (государством, правом, общественным мнением), выработка гуманистического мировоззрения

Сфера функционирования

Отношения между личностями (врачом и пациентом, самими врачами и тд.), специалистами и обществом

Отношения между техническими возможностями и общечеловеческими ценностями

 

Второе. Существует — на этом настаивают многие зарубежные авторы — более широкое толкование биоэтики. Оно включает в себя ряд аксиологических проблем и проблем, связанных с системой здравоохранения и с отношением человека к животным и растениям [8]. Иными словами, есть ряд принципиальных различий между двумя обсуждаемыми предметами, которые мы попытались представить в таблице в обобщенном виде.

Третье. Многие авторы специально фиксируют внимание на тесной, сущностной связи между этикой Гиппократа и биоэтикой. Рядом ученых (здесь прежде всего следует указать на публикации А.Я. Иванюшкина) обосновывается точка зрения о том, что “по происхождению и содержанию своих проблем биоэтика остается частью профессиональной медицинской этики” (подчеркнуто нами— авт.) и что “биоэтику можно определить. как такой уровень предметной медицинской этики, в которой отражаются новые нравственные проблемы медицины и прикладной биологии эпохи научно-технической революции” [3]. По существу, если исходить из представленной выше точки зрения, то можно постулировать следующее (не скроем, близкое нам, авторам) положение. Первая часть — классическая традиционная этика, основу которой составляют заповеди (догматы), буква и дух клятвы Гиппократа, а ее содержание фактически исчерпывают “две проблемы: манеры поведения медицинского персонала и внутрикорпоративные обязанности врачей по отношению друг к другу” [3]. Вторая часть — биоэтика (биомедэтика) по своей сути (о чем мы уже упоминали) насыщена социальным содержанием, выходит за рамки медицины, а в прикладном плане пытается решить возникающие в современной клинической практике сугубо конкретные задачи нравственного и правового характера, обусловленные применением новейших технологий, затрагивающих святое святых — начало и конец жизни.

Исходя из изложенного выше, нам представляется, что современная медицинская этика, ее основное содержание и предназначение на современном этапе развития общества (права пациента) и медицины (новейшие технологии) могли бы быть обозначены термином “медицинская биоэтика”. Впрочем, это предложение не является оригинальным. Оно как бы витает в воздухе. Так, заведующая кафедрой философии Красноярской медицинской академии Л.А. Шевырногова метко подметила: “Наши коллеги от медицины совершенно сознательно и серьезно биоэтику сводят к медицинской биоэтике” [13]. Мы далеки от такой прямолинейной подмены одного понятия другим. Но с учетом того, что биоэтика занята философским осмыслением ряда фундаментальных медицинских проблем (а), имеет несомненное прикладное значение для клинической медицины (б), решает, пусть и с других принципиально новых позиций, центральную проблему медицинской профессиональной этики (деонтологии) любой эпохи — проблему взаимоотношения врача и больного (в), мы считаем, что выделение из нее (в ней) особой медицинской части под именем “медицинская биоэтика” выглядит вполне корректным (здесь уместны аналогии с генетикой и медицинской генетикой, демографией и медицинской демографией и т.п.).

Таким образом, под медицинской биоэтикой мы понимаем предмет, возникший на стыке традиционной медицинской этики и биоэтики, и определяем его как профессиональную этику врача (медика) на современном этапе развития общества и медицины.

Вполне очевидно, содержание медицинской биоэтики как предмета преподавания должно покоиться на трех китах: на основах философской, традиционной медицинской и биомедицинской этики. Сложность вопроса в другом. Как избежать эклектики, механического смешения трех названных дисциплин? Как добиться гармоничной целостности нового предмета? Как суметь доказать (показать, убедить), что, с одной стороны, он пришел на смену этике Гиппократа, не потеряв (сохранив) при этом ее вечные ценности, а с другой — воплотил в себе (вобрал в себя) достижения либеральной философской мысли, идею прав человека?

Содержание предмета медицинской биоэтики могло бы быть обусловлено следующей целью: анализ этических дилемм, вызванных современным развитием медицины, биологии и общества и выработка умения и навыков принятия жизненно значимых решений на основе гуманистического мировоззрения. Для того чтобы достичь поставленной цели, с нашей точки зрения, необходимо решить следующие задачи:

1. Предмет должен быть разделен на общую (пропедевтическую) и специальную (частную, клиническую) части.

2. В общей части преподавание должно начинаться с философских основ — этики.

Это необходимо по ряду причин:

1) этика дает возможность осмыслить значение нравственных ценностей (добро, долг, справедливость и т.д.) как главного стержня общечеловеческих ценностей (жизнь, здоровье и т.д.);

2) философские основы нравственности позволяют понять генезис, эволюцию и закономерности развития профессиональной этики в контексте динамики и изменений в обществе с точки зрения ценностных приоритетов; 3) и, наконец, без знакомства с этическими теориями, их воплощением как в прошлом, так и в настоящем трудно будет сформировать “биоэтическое мировоззрение”.

В общем разделе преподавания медицинской биоэтики предполагается изучать следующие вопросы:

1) биоэтика как социальный институт, общественное движение и мировоззрение;

2) медицинская биоэтика как область познания;

3) философские основы медицинской биоэтики:

а) биоэтика — этика жизни, или нравственное отношение к живому;

б) гуманизм, утилитаризм, деонтологизм как теоретические основания медицинской биоэтики;

в) принцип моральной автономии личности;

г) справедливость как моральный идеал;

4) этические дилеммы ценностных доминант:

а) здоровье и болезнь в системе ценностных доминант современного человека;

б) жизнь и смерть как основы человеческого бытия и проблемы самоидентификации, смысл жизни;

5) моральный плюрализм в мультикультурном обществе и проблемы биоэтического согласия.

В качестве связующего звена между первой и второй частями предмета предлагается тема, в которой будут рассмотрены этические нормы классической медицинской этики с исторической и гносеологической точек зрения, где особое место займет вклад представителей отечественной медицины в становление гуманистической направленности медицинской деонтологии.

3. Специальная (клиническая) часть, на наш взгляд, должна включать в себя анализ следующей проблематики: современные модели взаимоотношения врача и пациента в свете биоэтических реалий; эксперименты на человеке; аборт, контрацепция, стерилизация; новые репродуктивные технологии; трансплантация систем и органов; генетика, генетический скрининг и генная инженерия; самоубийство и отказы больных от лечения по жизненно важным показаниям; эвтаназия (активная и пассивная) и ее альтернативы; психиатрия и права душевнобольных; СПИД и этические аспекты социальной адаптации; анализ концепций социальной справедливости и определение политики в области здравоохранения. Клиническая часть также предполагает изучение медико-этических стандартов, освоение документации ВОЗ, ВМА, а также российского законодательства.

Для выработки определенного умения и навыков применения решений медико-этического характера основу практических занятий должны составить клинико-этические разборы (разборы казусов).

Российский философ П.Д. Тищенко, размышляя о феномене биоэтики, подчеркнул: “Если у нашего общества есть будущее — без биоэтики ему не обойтись” [11]. Это положение призвано убедить читателя в том, что развитие современного российского общества в русле демократии не станет реальным без биоэтического как движения, так и мышления и образования. Оно в полной мере относится и к российской медицине — к здравоохранению в целом и к медицинскому образованию в частности. Последнее можно обозначить как нонсенс, если в его системе не занимают (не займут) достойного места изучение биоэтических проблем и вопросов. Успешно же решить данную задачу, на наш взгляд, можно путем преподавания медицинской биоэтики и организацией соответствующих кафедр (курсов).

Медицинская биоэтика как наука и предмет преподавания в медицинском вузе соединит в единое гармоничное целое достижения мировой, в том числе знаменитой русской начала XX века философской, этической мысли (а), традиции классической (Гиппократа) и отечественной врачебной этики (б), изучение современных, социальных, правовых и этических последствий использования новейших биомедицинских технологий (в). Этим самым в системе медицинского образования, с одной стороны, заполнится часть имеющегося вакуума гуманитарного (идеологического) содержания, а с другой — начнет осуществляться полноценное преподавание профессиональной этики врача, отвечающей реалиям сегодняшнего развития общества и медицины.

×

About the authors

N. H. Amirov

Kazan State Medical University

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Professor, Corresponding Member RAMS, Head of the Department of Occupational Hygiene and Occupational Diseases, History of Medicine and Medical Bioethics Course, Department of Philosophy

Russian Federation, Kazan

V. Yu. Albitsky

Kazan State Medical University

Email: info@eco-vector.com

Associate Professor, Head of the Course of the History of Medicine and Medical Bioethics, Department of Occupational Hygiene and Occupational Diseases, Department of Philosophy

Russian Federation, Kazan

F. T. Nezhmetdinova

Kazan State Medical University

Email: info@eco-vector.com

Department of Occupational Hygiene and Occupational Diseases, History of Medicine and Medical Bioethics Course, Department of Philosophy

Russian Federation, Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1998 Amirov N.H., Albitsky V.Y., Nezhmetdinova F.T.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies