Совершенствование русскоязычных статей Википедии по лекарственным средствам с использованием новых знаний Кокрейн

Обложка


Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Цель. Оценить эффективность Инициативы Кокрейн Россия по совершенствованию статей русскоязычной Википедии включением информации из Кокрейновских систематических обзоров для обеспечения точности и непредвзятости их содержания как информационной основы качественного использования лекарств врачами и населением.

Методы. Статьи Википедии по отобранным лекарствам мы совершенствовали введением доказательств из Кокрейновских систематических обзоров — «Кокрейнизировали». Провели параллельное открытое нерандомизированное контролируемое интервенционное исследование. Выделили две группы лекарств и статей Википедии о них: группа вмешательства («Кокрейнизация») и контрольная (по 36 статей). Статьи контрольной группы не редактировали. Оценили изменение числа посещений страниц Википедии за год (2018–2019), статистическую значимость различий оценивали по критерию Уилкоксона.

Результаты. Отредактировали 36 статей Википедии, из них статей по средствам для лечения мигрени — 13, сахарного диабета — 9, боли и воспаления — 14. Эти статьи составили группу вмешательства. Контрольную группу составили статьи по сердечно-сосудистым (11), желудочно-кишечным (14) и дерматологическим (11) средствам. Использовали информационную панель Инициативы Кокрейн Россия в Википедии для сравнения количества просмотров статей до и после вмешательства и аналитику Кокрейн по востребованности переводов резюме Кокрейновских систематических обзоров. После «Кокрейнизации» количество просмотров статей Википедии (2018–2019) увеличилось по общему числу/средним показателям просмотров статей на средства для лечения: мигрени — на 18%/47%, боли и воспаления — на 16%/43%, сахарного диабета — на 18%/0%. Анализ отчётов Кокрейн показал рост числа просмотров резюме Кокрейновских систематических обзоров на сайте cochrane.org в целом в 9 раз, с русскоязычных браузеров — в 11 раз. ¬Совершенствование лекарственных статей русскоязычной Википедии введением сведений из Кокрейновских систематических обзоров сопровождалось увеличением их востребованности по числу просмотров в целом на 34% при аналогичном увеличении в контроле (без вмешательства) (p-valve опытной группы — 0,002, контрольной — 0,000). Статьи на лекарства, включённые в Российский перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов или Модельный список основных лекарств Всемирной организации здравоохранения, получили больше просмотров.

Вывод. Роль вмешивающихся факторов обосновывает целесообразность разработки методологии изучения полезности совершенствования статей Википедии, отличной от методологии контролируемого исследования; необходимо дальнейшее включение знаний Кокрейн в Википедию.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Александр Сергеевич Потапов

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: Potapov0770@gmail.com
Россия, г. Казань, Россия

Эльвира Григорьевна Александрова

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Email: Potapov0770@gmail.com
Россия, г. Казань, Россия

Екатерина Викторовна Юдина

Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования; Городская детская больница №1

Email: Potapov0770@gmail.com
Россия, г. Москва, Россия; г. Казань, Россия

Лилия Евгеньевна Зиганшина

Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования; Казанский государственный медицинский университет

Email: Potapov0770@gmail.com
Россия, г. Москва, Россия; г. Казань, Россия

Список литературы

  1. Cochrane: About us. Cochrane.org. https://www.cochrane.org/about-us (access date: 25.02.2020).
  2. Cochrane. Cochrane and Wikipedia: working together to improve access to health evidence. Cochrane.org. https://www.cochrane.org/news/cochrane-and-wikipedia-working-together-improve-access-health-evidence (access date: 10.03.2020).
  3. Fenley S. Navigation and visualisation tools usage in large internet and multimedia resources. In: Practical applications of intelligent systems. Berlin, Heidelberg: Springer. 2011; 97–104. doi: 10.1007/978-3-642-25658-5_12.
  4. Gavali M.Y., Khismatrao D.S., Gavali Y.V., Patil K.B. Smartphone, the new learning aid amongst medical students. J. Clin. Diagn. Res.: JCDR. 2017; 11 (5): JC05. doi: 10.7860/JCDR/2017/20948.9826.
  5. Lee K., Hoti K., Hughes J.D., Emmerton L. Dr ­Google is here to stay but health care professionals are still valued: an analysis of health care consumers’ internet navigation support preferences. J. Med. Intern. Res. 2017; 19 (6): e210. doi: 10.2196/jmir.7489.
  6. Sandars J. Technology and the delivery of the curriculum of the future: opportunities and challenges. Med. Teacher. 2012; 34 (7): 534–538. doi: 10.3109/0142159X.2012.671560.
  7. Del Fiol G., Workman T.E., Gorman P.N. Clinical questions raised by clinicians at the point of care: a systematic review. JAMA Intern. Med. 2014; 174 (5): 710–718. doi: 10.1001/jamainternmed.2014.368.
  8. Ahamad A., Wallner P., Salenius S., Ross R., Fernandez E. Information needs expressed during patient-orien­ted oncology consultations: quantity, variation, and barriers. J. Cancer Education. 2019; 34 (3): 488–497. doi: 10.1007/s13187-018-1329-5.
  9. Lim B.T., Butow P., Mills J., Miller A., Goldstein D. Information needs of the Chinese community affected by cancer: A systematic review. Psycho‐oncology. 2017; 26 (10): 1433–1443. doi: 10.1002/pon.4347.
  10. Sullivan S. Google now handles at least 2 trillion searches per year. Search Engine Land 24. https://searchengineland.com/google-now-handles-2-999-trillion-searches-per-year-250247 (access date: 27.02.2020).
  11. Ramaswami P. A remedy for your health-related questions: health info in the knowledge graph. Google Official Blog. https://blog.google/products/search/health-info-knowledge-graph (access date: 15.03.2020).
  12. Richards L. Why Wikipedia is still visible across Google’s SERPs in 2018. Search Engine Watch. https://www.searchenginewatch.com/2018/11/13/why-wikipedia-is-still-visible-across-googles-serps-in-2018 (access date: 21.10.2020).
  13. Laurent M.R., Vickers T.J. Seeking health information online: does Wikipedia matter? J. Am. Med. Inform. Assoc. 2009; 16 (4): 471–479. doi: 10.1197/jamia.M3059.
  14. Wikipedia. Wikipedia: About. Wikipedia.org. https://en.wikipedia.org/wiki/Wikipedia:About (access date: 13.03.2020).
  15. The top sites on the web. Alexa. http://www.alexa.com/topsites (access date: 15.04.2020).
  16. Heilman J.M., Kemmann E., Bonert M., Chatterjee A., Ragar B., Beards G.M., Iberri D.J., Harvey M., Thomas B., Stomp W., Martone M.F. Wikipedia: a key tool for global public health promotion. J. Med. Intern. Res. 2011; 13 (1): e14. doi: 10.2196/jmir.1589.
  17. Masukume G., Kipersztok L., Das D., Shafee T., Laurent M.R., Heilman J.M. Medical journals and Wikipedia: a global health matter. Lancet Global Health. 2016; 4 (11): e791. doi: 10.1016/S2214-109X(16)30254-6.
  18. Shafee T., Masukume G., Kipersztok L., Das D., Häggström M., Heilman J. Evolution of Wikipedia’s medi­cal content: past, present and future. J. Epidemiol. Comm. Health. 2017; 71 (11): 1122–1129. doi: 10.1136/jech-2016-208601.
  19. Allahwala U.K., Nadkarni A., Sebaratnam D.F. Wikipedia use amongst medical students — new insights into the digital revolution. Med. Teacher. 2013; 35 (4): 337. doi: 10.3109/0142159X.2012.737064.
  20. Kingsley K., Galbraith G.M., Herring M., Sto­wers E., Stewart T., Kingsley K.V. Why not just Google it? An assessment of information literacy skills in a biomedical science curriculum. BMC Med. Education. 2011; 11 (1): 1–8. doi: 10.1186/1472-6920-11-17.
  21. Azzam A., Bresler D., Leon A., Maggio L., Whitaker E., Heilman J., Orlowitz J., Swisher V., Rasberry L., Otoide K., Trotter F. Why medical schools should embrace Wikipedia: final-year medical student contributions to Wikipedia articles for academic credit at one school. Acad. Med. 2017; 92 (2): 194. doi: 10.1097/ACM.0000000000001381.
  22. Purdy E., Thoma B., Bednarczyk J., Migneault D., Sherbino J. The use of free online educational resources by Canadian emergency medicine residents and program directors. Canadian J. Emerg. Med. 2015; 17 (2): 101–106. doi: 10.1017/cem.2014.73.
  23. Apollonio D.E., Broyde K., Azzam A., De Guia M., Heilman J., Brock T. Pharmacy students can improve ­access to quality medicines information by editing Wikipedia articles. BMC Med. Education. 2018; 18 (1): 1–8. doi: 10.1186/s12909-018-1375-z.
  24. Haigh C.A. Wikipedia as an evidence source for nursing and healthcare students. Nurse Education Today. 2011; 31 (2): 135–139. doi: 10.1016/j.nedt.2010.05.004.
  25. Meek J. Is Wikipedia suitable as a learning resource for nursing and healthcare students? HIV Nurs. 2016; 16: 65–66.
  26. Heilman J.M., West A.G. Wikipedia and medicine: quantifying readership, editors, and the significance of na­tural language. J. Med. Intern. Res. 2015; 17 (3): e62. doi: 10.2196/jmir.4069.
  27. Egle J.P., Smeenge D.M., Kassem K.M., Mittal V.K. The Internet School of Medicine: use of electronic resour­ces by medical trainees and the reliability of those resources. J. Surg. Education. 2015; 72 (2): 316–320. doi: 10.1016/j.jsurg.2014.08.005.
  28. Metcalfe D., Powell J. Should doctors spurn Wikipedia? J. Royal Soc. Med. 2011; 104 (12): 488–489. doi: 10.1258/jrsm.2011.110227.
  29. Jemielniak D. Common knowledge? An ethnography of Wikipedia. Stanford University Press. 2014; 312 p. doi: 10.11126/stanford/9780804789448.001.0001.
  30. Shachaf P. The paradox of expertise: is the Wikipedia Reference Desk as good as your library? J. of Docu­mentation. 2009; 65 (6): 977–996. doi: 10.1108/00220410910998951.
  31. Frambach J.M., Driessen E.W., Chan L.C., van der Vleuten C.P. Rethinking the globalisation of problem‐based learning: how culture challenges self‐directed learning. Med. Education. 2012; 46 (8): 738–747. doi: 10.1111/j.1365-2923.2012.04290.x.
  32. Callis K.L., Christ L.R., Resasco J., Armitage D.W., Ash J.D., Caughlin T.T., Clemmensen S.F., Copeland S.M., Fullman T.J., Lynch R.L., Olson C. Improving Wikipedia: educational opportunity and professional responsibility. Trends in Ecology & Evolution. 2009; 24 (4): 177–179. doi: 10.1016/j.tree.2009.01.003.
  33. Bonfill X., Iberoamericano C.C. The Cochrane Collaboration turns 20. Med. Clin. 2014; 143 (5): 210–215. doi: 10.1016/j.medcli.2014.02.003.
  34. Franco J.V., Arancibia M., Simancas-Racines D., Madrid E. Syntheses of biomedical information: narrative reviews, systematic reviews and emerging formats. Medwave. 2018; 18 (07): е7354. doi: 10.5867/medwave.2018.07.7354.
  35. Cochrane Library. About the Cochrane Database of Systematic Reviews. https://www.cochranelibrary.com/cdsr/about-cdsr (access date: 23.07.2020).
  36. Chapman S. What are Cochrane reviews? Cochrane UK. http://www.evidentlycochrane.net/what-are-cochrane-reviews/ (access date: 07.06.2020).
  37. Wikipedia. “Foundations” white paper. Wikimedia. Meta-wiki. https://meta.wikimedia.org/wiki/Research:2030 (access date: 20.08.2020).
  38. Wikipedia. “Knowledge integrity” white paper. Wikimedia. Meta-wiki. https://meta.wikimedia.org/wiki/Research:2030 (access date: 20.08.2019).
  39. Wikipedia. “Knowledge gaps” white paper. Wikimedia. Meta-wiki. https://meta.wikimedia.org/wiki/Research:2030 (access date: 20.08.2020).
  40. Jemielniak D., Masukume G., Wilamowski M. The most influential medical journals according to Wikipedia: quantitative analysis. J. Med. Intern. Res. 2019; 21 (1): e11429. doi: 10.2196/11429.
  41. Yang J., Ward J., Gharavi E., Dawson J., Alvarado R. Bi-directional relevance matching between medical corpora. In: 2019 Systems and Information Engineering Design Symposium (SIEDS). IEEE. 2019; 1–6. doi: 10.1109/SIEDS.2019.8735639.
  42. Joorabchi A., Doherty C., Dawson J. “WP2Cochrane”, a tool linking Wikipedia to the Cochrane Library: Results of a bibliometric analysis evaluating article quality and importance. Health Inform. J. 2020; 26 (3): 1881–1897. doi: 10.1177/1460458219892711.
  43. Cochrane community. Strategy to 2020. https://community.cochrane.org/organizational-info/resources/strategy-2020 (access date: 26.08.2020).
  44. Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год. Распоряжение правительства РФ от 10 декабря 2018 г. №2738-р. http://docs.cntd.ru/document/551876844 (дата обращения: 21.05.2020).
  45. World Health Organization. World Health Organization model list of essential medicines: 21st list 2019. Geneva: World Health Organization. 2019; 60 p.
  46. Фармацевтический рынок России. Октябрь 2018. ДСМ групп. https://dsm.ru/upload/iblock/cda/cdaff008612b2ae0fb4d02121da0f6e5.pdf (дата обращения: 24.05.2020).
  47. Большой справочник лекарственных средств. Под ред. Л.Е. Зиганшиной, В.К. Лепахина, В.И. Петрова, Р.У. Хабриева. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2011; 3344 с.
  48. Wikipedia Pageviews analysis. Wikipedia Pageviews. www.tools.wmflabs.org/pageviews (access date: 12.02.2019).
  49. Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год. Распоряжение правительства РФ от 12 октября 2019 г. №2406-р. http://docs.cntd.ru/document/551876844 (дата обращения: 22.05.2020).
  50. Здравоохранение в России 2019. Статистический сборник. Под ред. И.Н. Шаповала, С.Ю. Никитиной, Л.И. Агеевой. М.: Росстат. 2019; 170 с.
  51. Исследование: тренды российского фармацевтического рынка. Adindex.ru. https://adindex.ru/news/researches/2018/08/7/173269.phtml (дата обращения: 24.02.2020).
  52. Зиганшина Л.Е., Ниязов Р.Р. Неэтичное продвижение лекарств фармацевтической индустрией — основной барьер к их рациональному использованию. Казанский мед. ж. 2013; 94 (2): 240–244. doi: 10.17816/KMJ1596.
  53. Othman N., Vitry A.I., Roughead E.E. Medicines information in medical journal advertising in Australia, Malaysia and the United States: A comparative cross-sectional study. Southern Med. Rev. 2010; 3 (1): 11–18. PMID: 23093878.
  54. Инструкция по применению лекарственного средства для специалистов. Согласовано МЗ Рес­публики Беларусь, приказ от 10.12.2012, №1444. Видаль — справочник лекарственных средств. https://www.vidal.by/poisk_preparatov/airtal.html (дата обращения: 19.05.2020).
  55. Giles J. Internet encyclopaedias go head to head. Nature. 2005; 438: 900–901. doi: 10.1038/438900a.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 2021 Потапов А.С., Александрова Э.Г., Юдина Е.В., Зиганшина Л.Е.

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах