Организационно-экономические факторы оценки управления доступностью и качеством медицинской помощи в Республике Татарстан
- Авторы: Миннуллин М.М.1, Бодров О.Г.2, Бодрова Р.А.3
-
Учреждения:
- Министерство здравоохранения республики Татарстан
- Казанский (Приволжский) федеральный университет
- Казанская государственная медицинская академия — филиал Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования
- Выпуск: Том 105, № 5 (2024)
- Страницы: 835-844
- Тип: Социальная гигиена и организация здравоохранения
- Статья получена: 27.04.2024
- Статья одобрена: 09.09.2024
- Статья опубликована: 02.10.2024
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/631326
- DOI: https://doi.org/10.17816/KMJ631326
- ID: 631326
Цитировать
Полный текст
Доступ предоставлен
Доступ платный или только для подписчиков
Аннотация
Актуальность. Сегодня при оценке доступности и качества медицинской помощи преобладают объективные критерии и показатели, а фактор обратной связи пациентов как конечных потребителей практически не учитывается, что не позволяет сформировать всесторонний взгляд и приблизиться к решению этой проблемы.
Цель. Выявить факторы, оказывающие максимальное влияние на оценку пациентами доступности и качества оказания медицинской помощи, изучить степень влияния организационно-экономических проблем медицинских организаций на эту оценку и разработать количественные индикаторы управления данным показателем.
Материал и методы. Исследование проводили методом анкетирования с октября по декабрь 2023 г. на базе медицинских организаций Республики Татарстан. Были составлены два вида анкет. Первая анкета — для потребителей медицинской помощи с охватом 2419 пациентов больниц и поликлиник из всех городов и районов республики Татарстан. Вторая анкета для медицинского персонала. В анкетировании приняли участие 20 330 медицинских работников: 5206 врачей, 10 841 медицинская сестра, 4283 человека из младшего медицинского персонала из всех видов медицинских организаций, в том числе центральных республиканских больниц, городских и районных больниц и поликлиник Татарстана. Результаты анкетных опросов обрабатывали с помощью корреляционно-регрессионного анализа по методу наименьших квадратов.
Результаты. Выявлено, что для пациентов медицинских организаций наиболее существенными факторами при оценке качества медицинской помощи являются: (1) очереди и постоянные ожидания (50,5% опрошенных); (2) невозможность попасть к узкопрофильному специалисту (48,9%); (3) недоступность диагностических процедур (биохимический анализ крови, компьютерная и магнитно-резонансная томография, ультразвуковое исследование; 40,7%); (4) невнимание, безразличие медицинских работников (27,5%). Выявлены факторы в работе медицинских учреждений и персонала, оказывающие максимальное влияние на оценки пациентами показателя доступности и качества медицинской помощи: стресс на работе, перегрузки и высокая напряжённость работы, недовольство оплатой труда. Коэффициенты регрессии выявленных факторов позволяют использовать их в качестве индикаторов принятия управленческих решений, направленных на повышение значения доступности и качества медицинской помощи.
Вывод. Оценки пациентов, полученные медицинскими организациями в результате обратной связи, позволяют не только максимально приблизить к ожиданиям и потребностям пациентов уровень доступности и качества медицинской помощи, но и выявить направления управленческих воздействий для её повышения.
Полный текст
Об авторах
Марсель Мансурович Миннуллин
Министерство здравоохранения республики Татарстан
Email: Marsel.Minnullin@tatar.ru
ORCID iD: 0000-0001-9761-003X
SPIN-код: 3615-1110
канд. мед. наук, министр
Россия, г. КазаньОлег Германович Бодров
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: bodrov7@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-4322-6053
SPIN-код: 1049-0726
канд. экон. наук, доц., каф. экономической теории и эконометрики, Институт управления, экономики и финансов
Россия, г. КазаньРезеда Ахметовна Бодрова
Казанская государственная медицинская академия — филиал Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования
Email: bodrovarezeda@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-3540-0162
SPIN-код: 1201-5698
д-р мед. наук, доц., зав. каф., каф. реабилитологии и спортивной медицины
Россия, г. КазаньСписок литературы
- Аксенова Е.И., Бессчетнова О.В. Показатели доступности и качества медицинской помощи, обеспечивающие удовлетворённость населения медицинской помощью в различных странах мира. Экспертный обзор. Москва: ГБУ НИИОЗММ ДЗМ, 2021. 40 с.
- Лудупова Е.Ю., Денисова М.А. Подходы к обеспечению внутреннего контроля качества медицинской помощи через оценку удовлетворённости пациентов в медицинской организации // Вестник Росздравнадзора. 2016. № 6. С. 61–66. EDN: XAYVKL
- Берсенева Е.А., Савостина Е.А., Мендель С.А. Опыт анкетирования пациентов как инструмента процессного управления медицинским учреждением. В сб.: Актуальные проблемы медицины в России и за рубежом. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции №2. Новосибирск, 2015. 200 с.
- Vafai K. Opportunism in organizations // The Journal of Law, Economics & Organization. 2010. Vol. 26, N. 1–2. P. 158–181. doi: 10.1093/jleo/ewn025
- Глотов В.А., Павельев В.В. Векторная стратификация. Москва: Наука, 1984. 94 с.
- Percentage of respondents worldwide who were satisfied with their country's national health system as of 2019, by country. Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/1109036/satisfaction-health-system-worldwide-bycountry/#statisticContainer Дата обращения: 20.03.2024.
- Bodrov O., Bodrova R., Econometric analysis of labor opportunism of the personnel of medical organization // Procedia Economics and Finance. 2015. Vol. 24. P. 76–82. doi: 10.1016/S2212-5671(15)00617-6
- Lencioni P. The five dysfunctions of team. Publishing house Mann, Ivanov and Ferber. Series: Business novel, 2011. 192 p.
- Князев Е.Г., Таевский А.Б. Внутренний контроль. Экспертиза качества медицинской помощи. Москва: АКТИОН — МЦФЭР. 2017. Режим доступа: https://kcenter42.ru/doc/inf/smk/pres_ 1522930515.pdf Дата обращения 27.03.2024.
- Бодров О.Г. Экономическая свобода и трудовой оппортунизм работников фирмы // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 17. С. 35–39. EDN: JKLBJT
- Бодров О.Г. Анализ трудового оппортунизма сотрудников фирмы // Казанский экономический вестник. 2013. № 5. С. 13–21. EDN: RZDVSZ
- Bosman R., Van Winden F. Emotional hazard in a power-to-take experiment // Economic Journal. 2002. Vol. 476, N. 112. P. 147–169. doi: 10.1111/1468-0297.0j677
- Vafai K. Abuse of authority and collusion in organizations // European Journal of Political Economy. 2005. Vol. 21. P. 385–405. doi: 10.1016/j.ejpoleco.2004.07.006
- Bose A., Pal D., Sappington D.E.M. Equal pay for unequal work: Limiting sabotage in teams // Journal of Economics and Management Strategy. 2010. Vol. 19. P. 25–53. doi: 10.1111/j.1530-9134.2009.00244.x
- Vafai K. Preventing abuse of authority in hierarchies // International Journal of Industrial Organization. 2002. Vol. 20. P. 1143–1166. doi: 10.1016/S0167-7187(02)00003-6
- Vafai K. Delegation and opportunism // Journal of Institutional and Theoretical Economics. 2004. N. 3. P. 498–521. doi: 10.1628/0932456041960542
- Таевский Б.В., Таевский А.Б., Князев Е.Г. Методика экспертизы качества медицинской помощи. Учебное пособие для врачей. Иркутск: РИО ГБОУ ДПО ИГМАПО, 2018. 123 с.
- Минаев П.В., Федяев Д.В., Серяпина Ю.В., Скоморохова Т.В. Обзор зарубежного опыта внедрения электронного здравоохранения // Фармаэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2021. Т. 14, № 1. С. 63–71. doi: 10.17749/2070-4909/farmakoekonomika.2021.085
- Посулихина Н.С. Правовое обеспечение стимулирования внедрения инноваций в систему здравоохранения: опыт зарубежных стран // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина. 2020. № 5. С. 112–121. doi: 10.17803/2311-5998.2020.69.5.112-121
- Серёгина И.Ф., Князев Е.Г., Малаев М.Г., и др. Экспертиза качества медицинской помощи в современных условиях: проблемы и решения // Вестник Росздравнадзора. 2016. № 1. С. 14–20. EDN: VPIGTP
- Швец Ю.Ю. Зарубежный опыт обеспечения качества медицинских услуг // Транспортное дело России. 2016. № 6. С. 51–52. EDN: XVIQQF