Социально-психологические аспекты управленческого труда в здравоохранении

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Авторы поставили своей задачей дать руководителям органов и учреждений здравоохранения сведения о социальной психологии, раскрыть важнейшие качества руководителя, а также взаимоотношения в системе «руководитель—коллектив», выделив в последней вопросы стиля руководства.

Полный текст

Авторы поставили своей задачей дать руководителям органов и учреждений здравоохранения сведения о социальной психологии, раскрыть важнейшие качества руководителя, а также взаимоотношения в системе «руководитель—коллектив», выделив в последней вопросы стиля руководства.

В главе I, посвященной теоретическим основам и общим принципам управления -Здравоохранением, авторы последовательно излагают классификацию процессов' управления, приводят существующие схемы уровней руководства. Следует согласиться с трактовкой важнейших функций, выделяемых в процессе управления органами и учреждениями здравоохранения, а также взаимозависимости процесса и структуры управления с приоритетом процесса управления над структурой.

В новой трактовке даны рекомендации по принятию руководителем решения и его реализации с выделением трех основных этапов. Соглашаясь в принципе с предлагаемой методикой, следует отметить необязательность ее выполнения в некоторых случаях, особенно при частном характере принимаемого решения. Вместе с тем в сложных условиях принятия важных решений такую методику следует признать весьма целесообразной.

В главе II содержится определение социальной психологии как области знания и показано ее значение в управлении органами и учреждениями здравоохранения. Весьма ценной является информация о структуре личности, закономерностях ее формирования, общении как одной из форм взаимодействия людей в процессе выполнения ими трудовых функций, особенно о стиле общения руководителя с подчиненными. Представляются вполне уместными и аргументы, которые приводят авторы для обоснования необходимости улучшения подготовки в области психологии управления руководящих кадров органов и учреждений здравоохранения.

В главе III рассматриваются качества, которыми должен обладать руководитель, мотивация управленческой деятельности, значение и место единоначалия и коллегиальности в управлении, вопросы эффективности работы руководителя. Однако представленный материал нуждается в систематизации, часть его может быть включена в главу V («Стиль работы руководителя»).

В главе IV выясняются взаимоотношения в системе «руководитель—коллектив», даются полезные • сведения о социально-психологическом климате коллектива, объеме ’и существе заданий, возлагаемых на подчиненных, о роли взысканий и поощрений, о межличностных отношениях в коллективе, о групповых взаимоотношениях. Приводятся важные данные о формировании референтных групп, о социально-психологических слоях коллектива. Обоснованны и рекомендации о необходимости учета особенностей таких социальных групп, как молодежь, женщины, люди старшего возраста, пенсионеры.

Глава V посвящена стилю работы руководителя. Аргументирована актуальность разработки вопросов становления, развития и формирования стиля руководства. С современных позиций трактуются классификация управленческих кадров, закономерность и пути формирования стиля работы руководителя, основные его виды, деление стилей по целевому признаку. В главе достаточно полно описаны важнейшие черты авторитарного, формального и демократического стилей руководства, даются важные представления об особенностях и правомерности динамического стиля руководства. С большим интересом* воспринимается также информация о рекомендациях, которые могут содействовать повышению эффективности управленческой деятельности руководителя.

Работа авторов' заслуживает в целом весьма положительной оценки, которая существенно не снижается рядом ее недостатков. Было бы весьма желательным, в частности, рассмотрение особенностей работы руководителей различных органов управления и учреждений здравоохранения. В работе имеются повторы: часть информации во II главе (о типах руководителей) перекликается с материалом главы V (о стиле работы руководителя).

При оценке практической значимости работы следует особо подчеркнуть, что это первый труд в отечественной литературе по психологии управления в здравоохранении, содержащий весьма актуальную информацию для руководителей медицинских учреждений. Улучшение подготовки руководящих кадров по социальной психологии позволит поднять уровень управления, что даст возможность использовать важный резерв повышения эффективности руководства без значительных материальных затрат.

Необходимо выразить сожаление по поводу ограниченного тиража книги. При переиздании работы весьма желательно увеличить объем содержащейся в ней информации.

×

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 1985 Балмасов А.А., Свешников В.В.

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах