О деятельности И. Я. Яковлева в санитарном просвещении
- Авторы: Алексеев Г.А.1
-
Учреждения:
- Чувашский педагогический институт им. И. Л. Яковлева
- Выпуск: Том 49, № 4 (1968)
- Страницы: 93-94
- Тип: Статьи
- Статья получена: 12.02.2021
- Статья одобрена: 12.02.2021
- Статья опубликована: 30.07.1968
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/60744
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj60744
- ID: 60744
Цитировать
Полный текст
Аннотация
И. Я. Яковлев (1841—1930) отдал много сил и энергии развитию чувашской национальной культуры. Он основал Симбирскую чувашскую школу (1868), учительскую школу (1890), открыл около 400 начальных школ в чувашских деревнях Казанской, Симбирской, Саратовской и Самарской губерний.
Ключевые слова
Полный текст
И. Я. Яковлев (1841—1930) отдал много сил и энергии развитию чувашской национальной культуры. Он основал Симбирскую чувашскую школу (1868), учительскую школу (1890), открыл около 400 начальных школ в чувашских деревнях Казанской, Симбирской, Саратовской и Самарской губерний. Большой вклад он внес и в развитие медико-санитарной культуры чувашского народа. В годы учебы на историко-филологическом факультете Казанского университета И. Я. Яковлев одновременно слушал курс лекций по медицине (внутренним и инфекционным болезням, санитарии и гигиене, 93 анатомии и физиологии человека), посещал заседания Общества казанских врачей. Он читал медицинскую литературу, лично был знаком с проф. П. Ф. Лесгафтом и другими видными преподавателями медицинского факультета, состоял членом Симбирского отделения Пироговского общества врачей, глубоко изучал педагогические идеи профессоров-медиков С. Ф. Хотовицкого, Н. И. Пирогова, Ф. Ф. Эрисмана, П. Ф. Лесгафта и др.
Таким образом, И. Я. Яковлев кроме педагогического имел разностороннее медицинское образование и широко использовал его в воспитательной и просветительной работе среди школьников и взрослых.
В педагогической работе исключительное значение с точки зрения гигиены имеет правильная организация учебного процесса, чередования труда и отдыха. В этом отношении чрезвычайно интересны разработанные И. Я. Яковлевым указания об организации труда воспитателей, о гигиене школы, гигиене педагогического процесса, гигиене внешкольной работы, гигиене питания, о физическом и нравственном воспитании, санитарном просвещении школьников и т. д.
При организации учебных заведений И. Я. Яковлев прежде всего учитывал санитарно-гигиенические требования к устройству школьных зданий. Он сам составлял чертежи будущих школьных зданий и строго следил за их выполнением, активно привлекал учащихся к деревонасаждению и озеленению школьного участка, созданию уюта и чистоты в классах и в общежитии. В интересах гигиены умственного труда и хорошей успеваемости учащихся он требовал проводить учебу только в утренние и дневные часы, продолжительностью не более 7 часов; чередовать «тяжелые» уроки (по математике, истории, грамматике) с более легкими (пение, черчение, рисование, музыка); ограничивать во времени и объеме тот или иной вид учебных занятий в зависимости от возраста учащихся; добиваться правильной посадки учащихся на уроках,, постоянного проветривания классов и пребывания детей на свежем воздухе.
Вопросы рационального питания учеников всегда были предметом внимания И. Я. Яковлева. Ему были известны причины плохого состояния здоровья чувашей. В одной докладной записке попечителю Казанского учебного округа он писал, что «у чувашей всегда «великий пост», так как мясо они почти не видят», отсюда — «слабость организма, так обычная у чувашей». Вновь поступивших на учебу и слабых, истощенных учеников И. Я. Яковлев направлял на сельскохозяйственную ферму Симбирской учительской школы, где их содержали на усиленном питании. Он принимал энергичные меры для налаживания преподавания гимнастики в школах, ставил вопрос о строительстве школьных спортивных площадок; широко пропагандировал организацию детских игр и упражнений, способствующих закаливанию организма (верховой езды, борьбы, бега, игры в мяч, загорания на солнце, плавания, гребли и т. д.). Благодаря его заботам в Симбирской учительской школе преподавание гимнастики и физической культуры велось на высоком уровне. И. Я. Яковлев разработал своеобразную программу курса педагогики. Этот курс включал, во-первых, анатомию и физиологию (обзор телесной природы человека), во-вторых, раздел психологии человека, санитарии и гигиены. По этой программе занимались учащиеся Симбирской чувашской учительской школы.
Выдающийся чувашский педагог значительное место отводил санитарно-гигиеническим требованиям в быту. «Обучить ученика грамоте— говорил И. Я. Яковлев— мало, научи его любить чистую избу, чистую постель, быть аккуратным и вежливым». Он требовал, чтобы ученики ходили на занятия в безукоризненно чистой одежде.
Понимая, что успех привития санитарной культуры учащимся зависит от подготовки учителей, он приглашал врачей читать педагогам лекции по медицине, санитарии и гигиене.
И. Я. Яковлев многое сделал в области санитарного просвещения чувашского народа как переводчик медицинской литературы на чувашский язык, как пропагандист и агитатор. В «Чувашском календаре» он печатал статьи о личной гигиене детей и матерей, взрослых, о профилактике заразных болезней, в чувашском «Букваре» (1872 г.) поместил специальный раздел «От чего зависит здоровье, долгая жизнь».
В Симбирске он поддерживал связь с врачами П. Ф. Кудрявцевым, С. М. Вишневским, М. А. Членовым и др., переводил написанные ими брошюры с русского языка на чувашский, сам издавал их и распространял среди населения. Им в переводе издано более 25 таких брошюр («Глазная болезнь — трахома», «О чуме», «О холере», «Советы матерям при оспопрививании детям», «Оспа — заразная болезнь», «О малярии», «О чахотке», «О перемежающейся лихорадке», серии брошюр, публиковавшиеся обществом врачей Симбирской губернии и т. д.).
При своих частых инспекторских выездах И. Я. Яковлев всегда посещал дома крестьян, собирал их в школе, проводил беседы о предупредительных мерах против инфекционных болезней, о вреде дурных привычек и соблюдения религиозных обрядов.
Педагогическая и просветительская деятельность И. Я. Яковлева является ярким примером самоотверженного служения народу
Об авторах
Г. А. Алексеев
Чувашский педагогический институт им. И. Л. Яковлева
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Кафедра медподготовки
Россия