35th anniversary of the Kazan medical journal

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The first book of the "Kazan Medical Journal" was published 40 years ago - in January 1901. If we take into account the five-year break in the publication of the journal (1916—20), then the "Kazan Medical Journal" has 35 years of existence.

Full Text

Первая книжка „Казанского медицинского журнала“ вышла 40 лет тому назад — в январе 1901 года. Если принять во внимание пятилетний перерыв в выходе журнала (1916—-20 гг.), то „Казанский медицинский журнал" насчитывает 35 лет своего существования.

Журнал возник как орган „Общества врачей при Казанском университете". Как видно из заявления редакции, помещенного в первой книжке, с самого начала предполагалось печатать в журнале не только местный материал, но и отчеты о деятельности других провинциальных обществ. В течение первых 3—4 лет журнал действительно выполнял намеченную программу, выпуская ежегодно 8 книжек общим объемом 600 — 700 страниц. Оригинальные статьи принадлежали исключительно казанским авторам. Значительное место занимали подробные рефераты статей из других журналов, списки медицинской литературы, поступавшей в библиотеку общества врачей и имевшейся в местном книжном магазине.

В 1904 году (русско-японская война) вместо обычных 8 книжек вышло только 7. В этом году были напечатаны, между прочим, две статьи на темы, имеющие отношение к войне: д-ра Идельсона — „О самопомощи раненых в боевой линии" и д-ра Стефановского — „К вопросу об искусственных заболеваниях уха и о притворной глухоте у молодых солдат вообще". Но уже в 1905 году выпущено всего 2 книжки, а в 1906 — только одна в 62 страницы, причем никаких статей на военные темы в них уже не было.

Напрасно читатель стал бы искать на страницах журнала за эти годы какого-нибудь отклика на революционные события, потрясавшие тогда Россию. Такие события развертывались и в самой Казани; между прочим, из-за „студенческих беспорядков" был закрыт Казанский университет, в котором работали организаторы, руководители и участники журнала. Но журнал оставался в стороне. Это можно объяснить отчасти влиянием царской цензуры. Однако другие органы печати сломали же во время революции цензурные рогатки и активно участвовали в политической борьбе, обсуждая очередные задачи революционного движения и т. п. Очевидно, само „Общество врачей при Казанском университете" в большинстве своем было далеко от революционных настроений.

С 1907 года „Казанский медицинский журнал" стал выходить в прежнем нормальном объеме, но материал помещался исключительно местный, рефераты не печатались и, как правильно отметил впоследствии один из редакторов, проф. В. С. Груздев, журнал приобрел „архивный характер". О темпах работы журнала тех времен можно судить по следующему факту: одна из помещенных в журнале работ (монография проф. Любимова о лейкемий) печаталась с перерывами в течение 7 лет.

В 1914 году, с началом мировой империалистической войны, „Казанский медицинский журнал" опять начал хиреть. В 1914 году вышло всего 3 книжки общим объемом немного более 200 страниц, а в 1915 году — только две. С 1916 года журнал совсем перестал выходить.

Несмотря на то, что „Казанский медицинский журнал" за первые 15 лет своего существования пережил два своеобразных кризиса, он все же успел опубликовать за это время много ценных работ, отчасти не потерявших интереса до сих пор.

Возродился „Казанский медицинский журнал" уже при Советской власти, в 1921 году. Теперь он стал выходить в качестве органа не только „Об-ва врачей при Казанском университете", но и других врачебных объединений г. Казани и двух высших медицинских учебных заведений (медфака и Гос. института для усовершенствования врачей им. В. И. Ленина). Возобновилось печатание рецензий и рефератов (преимущественно реферировались статьи из иностранных журналов). Стали помещаться обзоры литературы по важнейшим вопросам клинической и теоретической медицины.

Все чаще на страницах „Казанского медицинского журнала" публикуются статьи иногородних авторов, притом не только из близких к Казани городов, но и из самых отдаленных краев, а также из столиц РСФСР и других союзных республик. В 1924 году эти материалы занимали почти 30% журнала. Из года в год все шире предоставлялись страницы журнала для научных работников и практических деятелей советской медицины из любой точки нашего великого Союза. Неуклонное увеличение радиуса действия „Казанского медицинского журнала" и расширение авторского коллектива находят отражение хотя бы в таких цифрах: в 1930 г. 64% опубликованного материала принадлежит иногородним авторам, в 1939 г. — 72%.

Что касается читательского круга, то следует подчеркнуть, что лишь около 10% общего тиража „Каз. медицинского журнала" падает на Казань и Татарскую республику, основная же масса книжек расходится по многочисленным городам и селам СССР вплоть до самых „глухих" уголков, где „Каз. медицинский журн." находит постоянных читателей в лице работников больниц и врачебных амбулаторий. Эти данные бесспорно говорят о том, что „Каз. медицинский журнал" из местного органа давно превратился в орган всесоюзного значения.

Чем большее распространение журнал имеет в периферии Союза, тем крепче становится его связь с широкими врачебными кадрами. В редакцию все чаще поступают сообщения от практических врачей, содержащие нередко очень ценные наблюдения. Поэтому с 1929 г. в журнале выделен постоянный отдел „Из практики", составляемый из кратких сообщений такого рода.

Сочетание на страницах „Казанского медицинского журнала" значительного числа сообщений практических врачей периферии со статьями научных работников о теоретических вопросах, иногда — и об экспериментальных исследованиях, является одной из причин, сделавших наш журнал популярным в различных врачебных кругах.

Возродившийся после Октябрьской революции „Казанский медицинский журнал" отрешился от прежнего „академического" (в дурном смысле) и „архивного" характера. Журнал стал своевременно откликаться на крупнейшие события в стране, журнал расширяет связи с периферийными медвузами и лечебными учреждениями, освещая актуальные вопросы всех областей научной медицины и практики здравоохранения.

Одновременно с обогащением содержания журнала происходит и количественный его рост. В 1921 г. вышло всего 3 книжки. Постепенно число книжек дошло до 12 в год, причем некоторые годичные комплекты содержали более 1500 страниц. Тираж возрос с 1921 года более чем в 10 раз, однако и этим количеством журнал не в состоянии, к сожалению, удовлетворить неуклонно расширяющийся спрос подписчиков.

Судя по тем письмам, которые получаются редакцией от подписчиков, оставшихся без „Казанского медицинского журнала", надо думать, что многие врачи привыкли ценить в нем „необходимое орудие производства", как выразился один из этих товарищей.

Улучшению качества „Казанского мед. журнала", увеличению его тиража и превращению его в орган печати, популярный в широких кругах практических врачей и научных работников, не мало содействовали его редакторы. Особо следует упомянуть ныне уже покойного заслуженного деятеля науки проф. В. С. Груздева, который состоял редактором „Казанского медицинского журнала" дольше других. Приведу здесь перечень прежних редакторов: Л. О. Даркшевич (1901 — 1902), А. Н. Казем-Бек (1903— 1906), Н. А. Геркен (1907 — 1909), Ф. Я. Чистович (1910—1913), Н. А. Миславский (1914—1916), В. С. Груздев (1921 — 1928), Т. И. Юдин (1929— 1931), И. С. Алуф (1932), В. Л. Боголюбов (1933— 1935), М. И. Мастбаум (1935— 1937).

Большую роль в создании успеха журналу несомненно играет то обстоятельство, что все руководители кафедр и клиник Казанских медицинских вузов участвуют в журнале путем рецензирования и исправления поступающих в редакцию статей.

Но основная причина всестороннего роста журнала лежит, конечно,, в общем культурном подъеме нашей социалистической родины,, в увеличении числа врачей и улучшении условий работы медицинских вузов и лечебных заведений, сотрудники которых являются не только читателями, но и авторами статей „Казанского медицинского журнала".

Успехи, которые имеются в развитии „Казанского медицинского журнала" не могут и не должны служить поводом к самоуспокоению, и редакция отнюдь не склонна почивать на лаврах. Наоборот, предстоит еще многое сделать для того, чтобы укрепить слабые звенья, чтобы устранить нед остатки, наличие которых безусловно чувствуют читатели так же хорошо, как и сама редакция.

На что именно следует нам обратить свое внимание в первую очередь?

Серьезным дефектом жуонала мы считаем недостаточное отражение в нем вопросов организации здравоохранения. В течение несколько лет выделялся специальный отдел, посвященный социалистическому здравоохранению и вопросам социальной гигиены. К сожалению, отдел этот был беден по содержанию и представлен далеко не во всех книжках журнала. Между тем жизненная важность такого отдела совершенно очевидна.

Другим недостатком является очень малое количество публикуемых рефератов из текущей иностранной литературы и рецензий на выходящие у нас книги. Так как количество получаемой у нас иностранной литературы постоянно увеличивается, а знание иностранных языков все более распространяется среди врачей, то можно надеяться., что — при помощи активистов-авторов и читателей — мы в ближайшее время сможем значительно расширить реферативный отдел.

Рецензии пишутся неохотно, так как они отнимают очень много времени. Руководители кафедр и другие крупные специалисты должны считать делом чести откликаться на страницах журнала на важнейшие литературные явления в интересующей их области. Редакция призывает научных работников медвузов уделить гораздо больше внимания этой почетной работе.

Надо признать также, что содержание журнала еще в значительной мере зависит от „самотека*, от того, какой материал поступает в редакцию по инициативе авторов. Правда, количество поступающих статей значительно превышает возможности опубликования, и в печать не попадает и половины рукописей. В этих условиях редакция имеет возможность выбора, однако — в определенной мере ограниченного. Попытки редакции заказывать кафедрам и отдельным высококвалифицированным авторам статьи на определенные темы до сих пор давали лишь незначительные результаты. Можно надеяться, что положение будет улучшаться по мере того, как тематика научных работ в клиниках будет теснее связываться с практическими задачами дня. Во всяком случае, редакция будет стремиться к организации планомерного получения авторских рукописей.

В 1938 и 1939 гг. редакцией „Казанского медицинского журнала" выпущены были тематические номера. Так, были изданы книжки,, посвященные проблеме рака, ревматизму, витаминам, детским болезням и др. Получаются книжки, из которых каждая представляет особый интерес для определенного сравнительно узкого круга читателей-специалистов. Но такие „специализированные" номера, может быть, менее интересны для широкого круга читателей, нуждающихся в более разнохарактерном материале. Такой способ комплектования журнала имеет еще ту отрицательную сторону, что статьи, посвященные вопросам, не намеченным для ближайших тематических номеров, непомерно долго должны ждать своего появления в печати. Поэтому редакция перешла к другому способу составления книжек журнала. Для каждого номера подбирается по нескольку ведущих статей по одному-двум актуальным вопросам практической медицины. По этой же тематике подбираются, по возможности, краткие сообщения и обзоры. Остальной материал номера касается других различных вопросов. Таким образом, каждый номер журнала имеет свой тематический стержень; наряду с этим дается материал по широкому кругу вопросов из разнообразных отраслей медицины. Конечно, и это— не идеальное решение задачи, и редакция ждет откликов от читателей о принципах комплектования нашего журнала. Все соображения и предложения читателей по этому немаловажному вопросу редакция охотно учтет в своей дальнейшей работе.

Для того, чтобы „Казанский мед. журнал" мог полнее отражать медицинскую работу периферии и деятельность провинциальных медицинских обществ, необходимо увеличить его объем. Это, а равно и необходимость увеличения тиража редакция журнала и организации, в ведении которых он находится, всегда имеют в виду; все возможности в этом направлении используются.

Опираясь на все возрастающую производственную активность врачебных кадров, на неуклонно увеличивающийся размах научноисследовательской работы в медицинских учреждениях и богатый опыт строительства советского здравоохранения в СССР, „Казанский медицинский журнал" будет и впредь посильно служить развитию советской медицинской науки и лечебно-профилактического дела, исходя из неразрывного единства теории и практики.

Устранить имеющиеся недостатки, давать читателю возможно более интересный материал на высоком теоретическом уровне, быть для врача-практика средством повышения его квалификации, способтвовать расширению его кругозора — таковы программные задачи ,Казанского медицинского журнала"

×

About the authors

E. M. Lepsky

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Lepsky E.M.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies